Ю.С.ЛЯХНИЦКИЙ кандидат геолого-минералогических наук
Знаменитая Капова пещера находится на Южном Урале, в Бурзянском р-не Башкирии, на р.Белой, в заповеднике Шульганташ. Эта слаборазветвленная трехэтажная спелео-система протяженностью около 3 км с вертикальной амплитудой 165 м известна издревле и привлекла внимание ученых еще в XVIII в. [1—3]. И только полвека назад биолог А.В.Рюмин (1914—2006) открыл в ней палеолитическую живопись [4]. Александр Владимирович Рюмин был человеком незаурядным. Потомок дворянского рода Рюминых-Марлинских, ставший биологом, в сталинские годы он пытался бороться за правоту генетики. Прошел всю войну, начав с рядового и окончив подполковником, был представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил его. В самом конце войны под Кёнигсбергом был тяжело ранен и врачи приговорили его к инвалидности. Тем не менее он сумел восстановиться и продолжил экспедиционную работу. Анализируя древнейшую историю человечества, Рюмин пришел к выводу, что палеолитическая культура должна была развиваться в нескольких регионах, а не только в Западной Европе. Одним из таких регионов он считал Южный Урал. Поступив на работу в Башкирский заповедник, где находится Капова пещера, в 1959 г., после длительного поиска, он впервые увидел на ее стенах под тысячелетней копотью и грязью неясные красноватые пятна, которые действительно оказались палеолитическими рисунками [4]. С 1960 г. в Каповой пещере работал крупный советский археолог О.Н.Бадер (1903—1979) [5], а после него — В.Е.Щелинский [6], которому удалось вскрыть в одном из залов культурный слой с очагами и орудиями, датируемыми верхним палеолитом. Видимо, постоянного поселения в пещере не было — прежде всего это было крупное святилище. Первичные результаты обследования Рюминым открытой им живописи не были полностью приняты археологами. До очистки рисунков от пленок вековых глинистых и кальцитовых отложений и надписей туристов многие из них были трудноразличимы, с чем связаны некоторые ошибки не только Рюмина, но и Бадера. После кончины Бадера реставрационные работы в пещере не проводились, очищенные от природных пленок и кальцитовых кор рисунки стали быстро деградировать. В «перестроечные» времена археологические работы в пещере вообще прекратились, но при этом по решению башкирских властей в связи с бедственным состоянием заповедника Шульганташ началось экскурсионное использование пещеры с осмотром рисунков первого этажа, что, конечно, не способствовало сохранности живописи. Ныне нигде в мире пещеры с палеолитической живописью не показывают туристам. ВИспании и Франции после открытия шедевров палеолитического пещерного искусства массовая демонстрация рисунков едва не привела к их гибели, но сейчас наиболее ценные пещеры надежно охраняются. Их посещение разрешено только специалистам. В 1999 г. по инициативе Министерства культуры Башкортостана для спасения живописи Каповой пещеры начались комплексное исследование и мониторинг динамических параметров спелеосистемы, а также топографическая и фотографическая фиксация изображений. Проведение этих работ было доверено нашей группе ВСЕГЕИ (при поддержке башкирских специалистов), а также членам Комиссии спелеологии и карстоведения Русского географического общества (РГО), которые исследовали пещеру ранее. Огромное значение имела бескорыстная помощь членов РГО А.А.Юшко и О.А.Миникова, а также сотрудницы заповедника О.Я.Червяцовой [7, 8]. Авторский план Каповой пещеры с участками, где обнаружены палеолитические изображения Была составлена программа исследования, обустройства и охраны пещеры, фиксации живописи. После экспертизы Института археологии РАН программа была рассмотрена и утверждена федеральным Отделом охраны недвижимых памятников истории и культуры, ее одобрили независимые французские эксперты, имеющие большой опыт работ с палеолитической пещерной живописью. Вместе с сотрудниками заповедника нам удалось организовать временный экскурсионный маршрут в привходовом участке пещеры, практически не влияющий на микроклиматические параметры залов с рисунками. На стенах Главной галереи художник-анималист В.Ю.Черноглазов выполнил копии наиболее интересных композиций палеолитических рисунков. Затем началось обустройство второй очереди — вертикальной части маршрута, концепция которой была разработана нами, а инженерное воплощение — уфимским архитектором Р.И.Кирайдтом. Эта часть маршрута позволяет осматривать грандиозную Главную галерею с высоты 20 м. К 2007 г. было построено двое защитных ворот, препятствующих несанкционированному проникновению к оригиналам рисунков. Чтобы улучшить условия сохранения рисунков, на верхних защитных воротах в летнее время устанавливается легкий полиэтиленовый экран, который существенно уменьшает приток воздуха, несущего тепло и влагу во внутренние части пещеры, что позволяет избежать в жаркуюпогоду интенсивного увлажнения зала Рисунков. Продолжается мониторинг спелеосистемы, позволяющий контролировать ситуацию в условиях интенсивного роста туристического прессинга. Для борьбы с чрезмерным увлажнением пещеры в каньоне планируется перекрыть карстовые каналы, осуществляющие приток воды в залы первого этажа. Одно из основных направлений нашей работы — фиксация палеолитической живописи. При ее выполнении мы оказались в значительно более выгодных условиях, чем наши предшественники. Рюмин смог обнаружить рисунки и пытался рассмотреть их через слой тысячелетней грязи и многочисленные автографы туристов, посещавших пещеру в XIX—XX вв. Бадер выявил и расчистил около 50 рисунков. В его небольшой монографии, отражающей только начальный этап работы, содержатся в основном прорисовки, сделанные художником К.Н.Никохриста. В.Е.Щелинский провел большой объем работ, но неясные изображения он считал природными пятнами и не делал попыток их интерпретации. Технические возможности цветной фотофиксации в пещере в то время были существенно ограничены. Наша группа располагала новыми высокочувствительными фотоматериалами с хорошей цветопередачей при искусственном освещении. Работавший с нами несколько сезонов специалист по цифровой обработке видеоинформации А.В.Солодейников впервые применил компьютерные методы, позволившие дешифрировать изображения плохой сохранности и плохо различимые пятна. В работе использовались мощные цифровые фотокамеры, способные фиксировать объекты при низкой освещенности и сохранять их истинную цветопередачу при использовании эталонов цвета. Кроме того, мы фиксируем все изображения и пятна, даже если их подлинность пока вызываетсомнения — важно не пропустить бесценные древние рисунки, а выяснить их истинную природу позволит дальнейшее исследование. Осуществляется точная топографическая привязка рисунков. Проведенные работы позволили выявить к настоящему моменту 175 изображений [8]. В зале Рисунков Ранее наиболее известными были реалистичные зооморфные контурные рисунки из зала Рисунков. Самая многочисленная композиция восточной стены включает рисунки пяти мамонтов, двух лошадей, носорога и геометрический абстрактный знак «Трапеция». После обработки изображения на компьютере выявлены: фигура человека перед правым верхним мамонтом, маленькая фигурка носорога в центре и практически неразличимый рисунок мамонта, получивший название «Бледный мамонт». Каково же было наше удивление в Археологическом музее Академии наук в Уфе, когда мы увидели муляж этой фигуры! Выяснилось, что Бадер знал о существовании этого рисунка, а затем он был потерян. Ознакомившись с отчетами Рюмина, мы узнали, что он считал выступ скалы, находящийся в нижней центральной части композиции, своеобразным барельефом, изображающим лошадь. Ее голову древний скульптор искусно «изваял» из обколотого и действительно напоминающего лошадиную морду сталагмита. Сейчас правоту Рюмина по поводу этого барельефа признали почти все эксперты, видевшие композицию. 1-я композиция восточной стены зала Рисунков. Ее фрагменты: «Мамонт, идущий в гору» и «Носорог» (компьютерная обработка) Непосредственно перед правым верхним мамонтом на южном фланге композиции человек стоит в спокойной статичной позе, с протянутыми к животному руками. Это явно не охота, аобщение человека с огромным зверем. Сейчас доказано, что в палеолите не было массовой охоты на мамонта. Без появившихся позже тяжелых длинных наконечников он был для первобытного охотника практически неуязвим [3]. Внутри фигуры носорога просматриваются слаборазличимые линии, возможно, составляющие какой-то знак. Внизу перед большой «Рюминской лошадью» находится изображение «Мамонт-диссидент». Все животные в микрокосмосе зала-святилища идут по кругу справа налево, навстречу солнцу, а он ориентирован навстречу общему движению и имеет наклон около 40° к горизонту. На западной стене зала Рисунков изображены три мамонта и степной тур. Стена в этом месте изобилует полукруглыми нишами — следами эрозионного воздействия напорных вод. Древний художник вписал фигуры в ниши, отчего они стали еще более выразительными, как бы объемными. А сама волнистая поверхность стены напоминает холмистую равнину, по которой бредет стадо мамонтов. Правый «Красный мамонт» — единственное в зале силуэтное изображение. Интенсивность закраски фигуры неоднородна, выделяются более яркие полосы ног и других элементов. Несмотря на вековую диффузию красителя, делающую рисунок похожим на красное пятно, он очень динамичен, создается впечатление, что мамонт бежит. В центре стены находится фигура мамонта и догоняющего его мамонтенка. Над задней частью «Мамонта-вожака» едва различимы розоватые пятнышки. При компьютерной обработке они сложились во вполне различимую фигуру человека, бегущего за мамонтом. Маленький рисунок очень динамичен — тело человека слегка согнуто и наклонено вперед, прямые руки и ноги широко разведены. На концах ног угадываются перпендикулярные им линии. Похоже, человек бежит за мамонтами на лыжах или снегоступах. Только при лыжном беге руки без палок остаются прямыми, а не согнутыми. Человек не охотится, он просто бежит к мамонту. Позднее мы узнали, что Бадер тоже разглядел этого человечка, но опубликовать сведения о находке не успел. На некотором отдалении от мамонтов идет мощный степной тур. Фигура прорисована очень точно, удается разглядеть все детали рисунка: опущенную вниз голову, выступающую холку, даже хвост и, кажется, глаз. Наверное, первоначально, когда рисунок был покрыт слоем древних глинистых пленок и надписями туристов, распознать его было сложно. Рюмин видел в нем оленя, а Бадер первоначально принял за носорога, но позднее признал ошибку. Во многих экземплярах его книги подпись под рисунком была исправлена его собственной рукой. При сравнении этих двух прекрасных композиций кажется, что они очень близки по манере исполнения и стилю. Правда, первая, со множеством животных, создает впечатление своеобразной торжественной процессии, а вторая (ее иногда называют «Семья мамонтов»), больше похожа на обыденную зарисовку человека каменного века. Перед «Быком» на западной стене, ближе ко входу, в феврале 2006 г. была открыта «Черная лошадка» с узкой продолговатой мордой и пышной гривой, нарисованная весьма схематично. Ранее никто из археологов ее не замечал. В отчетах Бадера ее нет, но Рюмин о ней знал. В его статьях имеются упоминания о черных рисунках, даже сохранилась фотография, которую мы получили позднее. Вокруг рисунка сохранилась глинистая пленка, смытая в других местах реставраторами, или ее специально замазывали грязью. Бадер не очень верил в подлинность черных угольных рисунков, но все же решил оставить рисунок в неприкосновенности, чтобы будущие исследователи смогли решить этот вопрос. Внимательно рассматривая лошадку, мы решили, что это может быть набросок перед нанесением слоя красной охры, своеобразный эскиз, не завершенный по какой-то причине или более древний рисунок. Для доказательства подлинности рисунка необходима его датировка, но это пока не в наших силах. Ниже и правее лошадки едва различимы темные линии. После обработки изображения на компьютере стало ясно, что это тоже лошадка, но еще более похожая на набросок. Кроме схематичной остроносой головы ниже был второй вариант головы, наклоненной вниз. Ноги обозначены прямыми линиями. По всей вероятности, Бадер не поверил в подлинность рисунка и решил смыть, но мы все же нашли его. Что это в действительности, пока неясно. В 2008 г. сотрудница нашей группы Червяцова обнаружила в нижней южной части восточной стены зала Рисунков архаичное черное изображение мамонта, очень похожее на подобные рисунки в пещерах Западной Европы. Подлинность его еще необходимо доказать, но это открытие позволяет предположить, что в пещере есть и другие, возможно, более древние черные рисунки. Первый этаж пещеры На первом этаже пещеры рисунки начинаются уже в Купольном зале, сразу за микроклиматическим барьером. Большое количество неясных пятен находится в Нише — низком углублении в восточной стене, длиной около 8 м. Изображения имеют плохую сохранность из-за близости Ниши ко входу в Горло — микроклиматическому барьеру, где в сильный мороз температура падает ниже нуля, а стены корродируют из-за конденсационной влаги. Чтобы восстановить первичный облик рисунков, пришлось произвести множество съемок и обработать изображения на компьютере, но и это не всегда позволяло получить однозначное решение. Из наиболее интересных изображений следует упомянуть рисунок «Олень». Он сильно пострадал от природных факторов и местных варваров — на нем была крупная угольная надпись «Беседин». Рисунок из нескольких красных линий не очень ярок, но хорошо заметен. Сохранились практически все его контуры, хотя некоторые линии очень бледны. Обработка изображения позволяет различить контур оленя с большими рогами, развернутого головой влево. Наиболее хорошо различимы задняя часть туловища и задняя нога. Бледные контуры шеи, морды, разветвленных рогов прорисованы очень реалистично, но различимы только при обработке, так как они в значительной мере скрыты угольной надписью. Видимо, это гигантский северный олень — первый олень, найденный в пещере! Наиболее интересные абстрактные знаки Каповой пещеры В правой части Ниши находится рисунок «Дракон», достаточно яркий и сравнительно хорошо сохранившийся. Отчетливо видны голова, ориентированная направо, очень вытянутое тело, хвост и сравнительно короткие изогнутые лапы, три из которых идут вниз, а одна выдвинута вперед. Голова животного продолговатая, вверху выступ, напоминающий ухо. Аналогов этому рисунку в пещере как, впрочем, и за рубежом) нет. Возможно, мы видим только какие-то реликты изображения, но рисунок сравнительно яркий и создает впечатление законченного. Небольшой изящный стилизованный рисунок горного козла с закрученными назад рогами — «Архар» — расположен в узком трубообразном тупиковом ответвлении, отходящем от внутренней Ниши к северу. Нарисован он на потолке трубы, приблизительно в 0.5 м от ее начала, т.е. намеренно спрятан от чужих глаз. Рисунок сравнительно хорошей сохранности, так как в трубе на него значительно меньше влияли разрушающие факторы. Несмотря на некоторый схематизм, изображение очень динамично — животное передано в прыжке и сразу узнается всеми экспертами. Без сомнения, это своеобразный шедевр древнего художника. Подлинность его бесспорна. Более всего он напоминает скальные гравированные изображения (петроглифы) более позднего возраста, по форме и стилистике очень близкие к рисункам на скалах Тувы (эпоха бронзы). Знак «Внутренний треугольник» находится на краю выступа скального навеса Ниши, на внутренней поверхности его внешней стены, почти напротив «Дракона». Детали строения этого небольшого пятна глазом почти не видны. При компьютерной обработке он читается вполне уверенно. «Бледный мамонт», практически невидимый в пещере и его обработка (фрагмент 1-й композиции) На почти вертикальной западной стене Купольного зала, на высоте около 3 м, просматривается бледное красноватое пятно сложной формы, в верхней части которого выделяется расплывчатое изображение,при обработке напоминающее небольшую лошадку (ее назвали «Новой»). Еще одна небольшая лошадка с «лебединой» шеей обнаружена в начале щелевидной полости в северо-западном углу Купольного зала. При обработке на рисунке выявляется подобие ног, что еще более укрепляет уверенность в правильности расшифровки. «Черная лошадка» и ее обработка На восточной стене Купольного зала находится несколько давно известных изображений. Одно из них, «Длинная трапеция», — на выступе стены вблизи узкого прохода в зал Знаков. Это изящная, удлиненная в вертикальном направлении треугольная геометрическая фигура с двойными «ушками» на верхних углах. Правее знака просматривается еще один знак, напоминающий греческую букву γ. Правее и ниже расположена «Решетка» — сложное наложение знаков разного возраста, так называемый палимпсест. Он состоит из пересекающихся в нескольких направлениях штрихованных линий и слабо различимых деталей более ранних рисунков. Видимо, те, кто пришел в пещеру позднее, хотели лишить изображение его магической силы и, заштриховав его, совершилиобряд уничтожения рисунка. Пользуясь тем, что окраска штриховки и ранних рисунков несколько различается можно восстановить по деталям первоначальный облик изображения. Его основная «матрица» состоит из прямых линий четырех направлений (двух направленных навстречу друг другу под углом около 60—70° к горизонтали, вертикальной и горизонтальной). Сопряжение линий разного направления образует своеобразные узлы, которые могут трактоваться как самостоятельные знаки или рисунки. Наиболее древнее изображение, реликт которого хорошо сохранился в правой части «Решетки» и представлен темной широкой наклонной линией с фиолетовым оттенком, — возможно, правой стороной трапеции или треугольника. В верхнем левом углу наблюдается квадратное обособление, похожее на небольшую лежащую на боку трапецию. В правом верхнем углу — округлые искривленные линии, напоминающие рога животного, но подробное исследование показывает, что правый «рог», скорее, напоминает ушко трапеции, а левый — пересечение двух наклонных линий. В центре, чуть выше середины трапеции, наблюдается сгущение, напоминающее небольшое животное, обращенное головой вправо. Исследование показывает, что, скорее всего, этот «рисунок» — результат «интерференции» (наложения линий матрицы всех четырех направлений) — своеобразный оптический обман. В крайней правой нижней части «Решетки» выявляются три знака, два из которых очень напоминают печатные буквы «Т», а третий — деформированную «К». Сначала мы подумали, что это поздние «дорисовки», но по цвету красителя они не отличаются от основных линий знака. Кроме того, левая «Т» оказалась комбинацией заглавной печатной «Т» и маленького треугольника, образующего перекладину и верх ножки «буквы». Вряд ли современный варвар смог бы придумать такое. Таким образом, существование различимых зооморфных рисунков под матрицей четырех систем линий пока не подтвердилось; отдельные мелкие фигуры, наблюдаемые в изображении, могут объясняться интерференцией линий. У выхода в Горло, на лежащей на полу глыбе, недавно впервые обнаружен нечеткий рисунок животного. Верхняя часть глыбы сколота, и линия егоспины утеряна. Скорее всего, это носорог или мамонт с выдающимся вперед рогом или хоботом. На нижней грани глыбы, опирающейся на камни, также выявлен краситель и, видимо, есть рисунки. Почти наверняка глыба упала со стены, где были многочисленные изображения. Рядом на той же стене выявлено несколько мелких точечных значков. «Олень», найденный в Нише Купольного зала, и его обработка Далее за высокой аркой находится просторный вытянутый в меридиональном направлении зал Знаков. На западной его стене вблизи входа видны яркие красные пятна охры. После компьютерной обработки перед нами предстал могучий первобытный зубр. Кроме хорошо различимой спины стали видны ноги, грива, переходящая в мохнатую «бороду», короткие рога. Вся фигура зверя дышит мощью, силой. Правее, выше и чуть ниже «Зубра», различимы небольшие традиционные для пещеры трапеции с «ушками». В верхней видны шесть ребер, расположенных попарно по бокам и в центре, а также горизонтальная линия под верхней перекладиной. Прямо под Зубром — одно из самых ярких в пещере красных пятен. Детальный анализ показал, что это тоже трапеция, но крупнее других. По-видимому, кто-то еще в древности затушевал ее, превратив в подобие прямоугольника. С трудом удается различить остатки ее внутреннего строения — ребра и ушки. Правее — к северу в нижней части стены — обнаружена своеобразная двойная трапеция. Большое количество пятен красной охры находится на северной стене зала Знаков, ранее здесь было известно только пять знаков. Самый яркий и четкий на небольшом ровном выступе скалы в 40 см от пола — «Двойной треугольник», обращенный острой вершиной вниз. Выше, на треугольном выступе стены, находятся четыре маленьких значка, три из которых были известны ранее. Изображения очень бледные, и восстановить их первоначальный облик трудно. Скорее всего, они походили на латинскую букву «U» с маленькими ушками сверху. Расшифровка показала, что два из них, расположенные рядом, но на разных уровнях, соединены плавной линией, начинающейся от ушек. Таких связанных знаков в пещере ранее никогда не находили. Изображения на северной стене зала Знаков располагаются, образуя компактные группы, в которых знаки и рисунки имеют, как правило, похожие морфологические и стилистические черты. Большая часть из них имеет расплывчатые контуры и просматривается с трудом. После обработки одного из пятен оно оживает, превращаясь в изящную фигурку стоящего мамонта, названную «Новым мамонтом». Хорошо видны линия спины, голова, ноги животного, впереди просматриваются хобот и бивни, процарапанные в известняке. Это одно из самых интересных изображений мамонта в пещере, правда, оно несколько статично и схематично. Северная часть 2*й композиции на западной стене зала Рисунков. Внизу: «Тур» (компьютерная обработка) и «Семья красного мамонта» Изображение «Лучистая трапеция» представляет собой крупное яркое пятно, похожее на треугольник или трапецию, в котором выделяются яркие радиальные полосы и бледные, еле заметные, линии. Левая часть пятна, возможно, была самостоятельной трапецией с крупным ухом слева, напоминающим голову лошади. Правая часть выглядит как двойной треугольник или трапеция. Ушки у этой фигуры двойные. Они не только свешиваются вниз, как обычно, но и загибаются вверх. Оригинальное изображение неплохо сохранилось. Далее к востоку находится рисунок, названный «Зоонур». При обработке он дает животное, напоминающее носорога. У конца шурфа встречаются совершенно новые для пещеры знаки кругового типа. Так, у одного из таких изображений, расположенного внизу, от яркого изометричного пятна идут бледные, слабо различимые, дуги разных диаметров, сложно сопряженные друг с другом. Можно предположить, что это игра природы, но рядом, чуть правее, находится похожее изображение «Чернов». Получается, что древние не только использовали традиционные трапеции и треугольники, но и начали создавать другие геометрические фигуры, в том числе — центральной симметрии. Ряд знаков северной стены заканчивает хорошо сохранившаяся фигура «Трезубец». Правда, при детальном исследовании хорошо видно, что это один из вариантов трапеции с одним внутренним ребром, — просто верхняя перекладина значительно менее яркая и ушки видны плохо. В зале Хаоса Восточнее зала Знаков расположен огромный зал Хаоса, пол которого покрыт навалом крупных глыб известняка. На выступе его южной стены, на входе в зал, находятся «Лошадки». История этой композиции весьма поучительна. Реставраторы, работавшие в 60-х годах с Бадером, заметили яркую красную точку и уговорили его сделать пробную расчистку стенки. Сначала они скалывали грубую пористую натечную кору зубилами, а когда показалась охра, стали скоблить и срезать кальцит скальпелем. Сняв четырехсантиметровый пласт многослойных натечных образований, оставили над красочным слоем немного прозрачного натечного кальцита для сохранности рисунков. (Это, к сожалению, не всегда удавалось, к тому же в верхней правой части композиции были первоначальные природные повреждения, и теперь ей грозит осыпание.) «Архар», его обработка и гравировка со скал в Туве После расчистки, впервые спустя многие тысячи лет, древние рисунки предстали во всем блеске. Реставраторы увидели двух стилизованных лошадок, прекрасно прорисованную трапецию и еще какую-то фигуру, напоминающую изогнутую лесенку с одной боковой линией. Рисунки были яркие, сочные, разноцветные — внешние контуры лошадок темные, почти черные, переходящие в буровато-красные и алые линии. Некоторые части тел лошадок — ноги, морды, гривы, хвосты — были закрашены почти полностью в интенсивный красный цвет с буроватым оттенком, остальныеучастки имели более бледную окраску. Нижняя лошадка немного меньше, верхняя по своим контурам заметно отличается от других лошадок пещеры. Судя по более массивному телу и нарушенным пропорциям, она больше напоминает овцебыка. Роднит лошадок специфическая форма морды с узким длинным носом. Трапеция нарисована очень четко, геометрически правильно, девять ее ребер сгруппированы по три. Левее, перед лошадками, была расчищена еще одна небольшая трапеция из шести ребер, а рядом — маленькая «ножка» какого-то существа. Увы,смерть Бадера в 1979 г. прервала реставрационные работы. Рисунки не только не расчищали, но и не пытались предохранять от разрушения. Вода, просачивающаяся через щели-«поноры» в каньоне, который проходит как раз над углом зала Хаоса с «Лошадками», делали свое разрушительное дело. Археологи были уверены, что все ограничится зарастанием рисунков и тем самым они сохранятся. К сожалению, процесс оказался куда сложнее и опаснее. Весенние и осенние паводки меняют карбонатное равновесие, меженевое зарастание левой части композиции сменяется в паводки активной коррозией красочного слоя. А главное — вода разрушает связь кальцитовой коры со скалой и активизируется процесс осыпания натечных кор с красочным слоем. Если не преградить воде путь к «Лошадкам», замечательная композиция неминуемо погибнет еще до того, как будет расчищена и изучена полностью. В 2008 г. «ножка» в северной левой части композиции была расчищена московскими реставраторами, в результате чего была вскрыта фигура, напоминающая человеческую. Вряд ли реставраторы действовали обоснованно. До уменьшения притоков воды из поноров проводить вскрытие красочного слоя в каньоне опасно. Большая часть знаков зала Хаоса расположена в так называемой Щели — наклонной низкой уплощенной полости в средней части восточной стены зала. В ее нижней левой части располагаются самые удивительные, напоминающие иероглифы, сложные знаки пещеры— «Камертон» и «Сложная трапеция». Наверное, оба — модификации все той же трапеции, но роднят их с предшественницей только «ушки» на верхней перекладине и преобладание внутренних крутонаклонных линий. Наверняка они несут более сложную информацию, чем простые, «классические», трапеции, и кажутся значительно более поздними по сравнению с ними. На стене над Щелью, на высоте 3 м, находится плохо сохранившийся рисунок лошади. Под ней расположен «Антропоморф» — человек, ползущий на четвереньках по глыбам пещерного завала. У него треугольная голова и наметки хвоста. Может быть, это шаман в маске в образе животного? Похожие сгорбленные человекообразные фигурки имеются и в пещерах Западной Европы. «Решетка» и ее обработка В самой верхней части Щели, под изображением человека-«Антропоморфа», расположена перевернутая трапеция — «Хижина Бадера». Она имеет четыре внутренних ребра и слегка изогнутые дугообразные боковые стороны. Краситель знака не алый, как у других рисунков, а бурый. У правой стенки Щели — единственный в своем роде знак «Башня» из двух четырехугольных фигур, расположенных сверху и снизу, и шести коротких горизонтальных жирных черных линий между ними, подчеркнутых красной охрой. Левее этой конструкции расположены черный (вверху) и красный (внизу) клиновидные треугольники и еще какие-то линии. Выше над «Башней» по ее оси расположены две вертикальные параллельные линии — «Красная парочка». Ничего подобного в практике палеолитического искусства не известно. Да и искусство ли это — скорее достаточно сложная система передачи информации. Возможно, все эти знаки создавались уже в другую, более позднюю, эпоху и по другой системе. Напомню, в Щели нет ни одного рисунка животного. Возникла новая традиция — около сложных знаков появились спутники: черточки, клинышки и линии. Налицо переход от реалистичных рисунков к абстрактным символам, своеобразной скорописи. «Новый мамонт» с северной стены зала Знаков и его обработка В дальней северо-восточной части зала Хаоса, на высокой вертикальной стене, был открыт частично скрытый натеками «Дальний мамонт», дешифрованный только при многократном фотографировании и сложной обработке изображения. Расположен он на высоте приблизительно 4 м (в этом месте или произошла просадка пола, или древним художникам пришлось делать леса из стволов деревьев). В десятке метров севернее Щели, на вертикальной стене зала, находится единственная в пещере бледная фигура, напоминающая полумесяц или серп, обращенный выпуклостью вниз. Обобщения и гипотезы Таким образом, рисунки Каповой пещеры неоднородны. Наиболее известны и хорошо сохранились реалистичные зооморфные контурные красные изображения зала Рисунков второго этажа. Имеются «полихромные» изображения с темной, почти черной, обводкой внешнего контура. Распространены сложные абстрактные знаки, нарисованные охрой, и красные силуэтные схематичные стилизованные зооморфные рисунки. Немногочисленные древние черные изображения нарисованы углем и частично перекрыты натечным кальцитом. Некоторые знаки, скорее всего, первоначально были полихромными, как и многие рисунки Западной Европы, но из-за очень плохих микроклиматических и гидрологических условий в Каповой пещере приобрели свой современный облик размытых однотонных красных изображений. «Лошадки» зала Хаоса Что касается абстрактных знаков, то подавляющее их число расположено в залах первого этажа (более 92%) и только одна трапеция находится в зале Рисунков наверху. Очень важно, что трапеции Каповой пещеры не имеют аналогов в других местах ни по геометрии, ни по символике. Прямоугольные решетки западноевропейских пещер иные. Надо отметить, что при сходстве внешней формы трапеции Каповой пещеры отличаются по количеству внутренних ребер. Это наводит на мысль, что онииграли роль чисел. Поскольку трапеции всегда расположены около изображений животных, логично предположить, что мы имеем тотемные зооморфные изображения и численную характеристику групп людей, считающих их своими покровителями. Изображения верхнего зала Рисунков и залов первого этажа существенно отличаются по набору зооморфных рисунков, стилистике, сохранности, наличию абстрактных знаков и т.д., что вполне может объясняться большой длительностью существования святилища. Даже при определении абсолютного возраста данные В.Е.Щелинского, Т.И.Щербаковой и изотопного центра ВСЕГЕИ дают разброс датировок рисунков от 14.6 до 17 тыс. лет. Возможно, что верхний зал Рисунков использовался в верхнем палеолите (аналог мадлена), а нижние залы — и в более поздние эпохи. Проведенные в последние годы работы по выявлению, фиксации и расшифровке древних изображений Каповой пещеры совершенно по-новому характеризуют этот уникальныйпамятник . Мы вправе говорить о существовании самостоятельного очага палеолитической культуры на Южном Урале, существенно отличающегося от западных аналогов по наличию сложной системы символических и условных абстрактных знаков и преобладанию их над зооморфными изображениями. Восточная часть зала Рисунков. На заднем плане видна 1-я композиция Таким образом, спустя полвека после открытия Рюминым палеолитических рисунков Каповой пещеры мы можем констатировать, что этот объект еще не полностью изучен и понят. Без сомнения, он имеет мировое значение как второй, наряду с западноевропейским, центр древнейшей культуры человечества. Юрий Сергеевич Ляхницкий, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского геологического института им.А.П.Карпинского (ВСЕГЕИ). Специалист в области металлогении, геоэкологии и спелеологии. Научный руководитель Комиссии спелеологии и карстоведения Русского географического общества (РГО). Литература 1. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия доктора Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 годах. Т.1—3. СПб., 1771—1780. 2. Рычков П.И. Описание пещеры, находящейся в Оренбургской губернии при реке Белой, которая из всех пещер, в Башкирии находящихся, за славную и наибольшую почитается. Сочинение, к пользе и увеселению служащее. СПб., 1760. С.196—220. 3. Вахрушев Г.В. Загадки Каповой пещеры. Уфа, 1960. 4. Рюмин А.В. Пещерная живопись на Южном Урале. Материалы комиссии по научной геологии и географии карста: Информационный сборник. Вып.1. М., 1960. 5. Бадер О.Н. Капова пещера. М., 1965. 6. Scellinshkij U.E., Sirokou U.N. Hohlenmalerei im Ural. Kapoua und Ignatievka. Die altsteinzeitlichen Dilderhohlen im Sudlichen Ural. Sipmacingen; Nhorbece, 1999. 7. Ляхницкий Ю.С. Многолетние исследования пещеры Шульганташ (Каповой) группой ВСЕГЕИ и РГО как основа спасения ее палеолитической живописи // Изучение заповедной природы Южного Урала: Сборник научных трудов заповедника Шульганташ. Вып.3. Уфа, 2006. С.331—382. 8. Ляхницкий Ю.С., Юшко А.А., Минников О.А. Сокровище палеолита. Рисунки и знаки пещеры Шульганташ. Уфа, 2008. Источник: inauka.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 575
Рейтинг поста:
--------------------