То граната в почтовом ящике. То дымовая шашка на остановке автобуса. То коробочку с проводами обнаружили в центре города… И сразу к ней: «Галина Владимировна, на вызов!» Галина Слесарева - одна на весь обнинский ГОЧС. А в России женщина-сапёр вообще первая и единственная. В Брянском учебном центре МВД она получила удостоверение взрывотехника - даже несмотря на то что в единых правилах написано чёрным по белому, что получить его может только «лицо мужского пола». «Мужчины возмущались: уже и на последнюю нашу специальность позарилась. И тёмную устраивали, и «солдат Джейн» обзывали… А через 2 года предложили у них преподавать. «Вы, женщины, говорят, по-другому устроены: выносливые, не отвлекаетесь и закон самосохранения у вас там, где надо, работает».
Она спасает не только живых - мёртвых тоже. «Я была отчаянной комсомолкой. И однажды в подшефном колхозе, у обелиска павшим, буквально споткнулась о череп. Памятник стоял на пустом месте, а за ним, во рву, лежали люди… И с тех пор я поняла, что это моё дело». Вот уже три десятка лет Галина Слесарева командир отряда «Обнинские следопыты». Как всегда - одна среди мужчин.
Простая математика. Две берцовые кости - один человек. Черепа, вдавленные по самые челюсти в металлические каски. Поседевшие у корней волосы на истлевших черепах. Женские, детские тела. Крестьяне. Красноармейцы. Немцы. Непохороненные, неотпетые, пропавшие навсегда. «В глинистой почве бывает, что тела сохраняются, как консервы, и в первый миг, когда воздух ещё не проник внутрь, успеваешь различить даже цвет глаз… А бывает, что находишь в одной яме 26 немцев и 5 наших - в земле, спрессованной так, что даже фаланги пальцев отделить друг от друга нельзя». Десятки захоронений наших солдат в братских могилах. И переданные немецким организациям мешки с костями солдат вермахта. Несколько сот опознанных красноармейцев - и столько же найденных ниточек к их семьям. Это всё её работа.
Убитые люди и орудия их убийства. Всё, что не взорвалось тогда и осталось в земле, находит и обезвреживает Галина Слесарева. Она ходит по минному полю - по земле, поделённой мародёрами, которые в ХХI веке такие же, как и в 1941-м. «Я знаю, что меня могут и пристрелить, и взорвать, - недавно под машину чуть бомбу не подложили… Ведь солдатские медальоны, тротил - всё продаётся, всё стоит денег, а я мешаю: находки или уничтожаются сапёрными подразделениями, или передаются в мой музей «Судьба солдата». В нём нет победителей и побеждённых, есть только погибшие, которых нужно похоронить».
В этом музее каждый экспонат поднят её руками из политой кровью земли. Справа - наши, слева - немцы. Витрины с личными вещами красноармейцев потеют изнутри, «дышат»: «Такая энергетика…» Кровь на кусочках истлевшей гимнастёрки, остановившиеся навсегда женские часики, пробитые пулями кружки, блюдце со штампом «ширпотреб из отходов». Немецкие витрины блестят былой роскошью и комфортом первой осени войны: крем «Нивея», паста «Блендакс», помада и зеркальце снайперши, «Рижский бальзам» и полбутылки «Хеннесси». У Галины Слесаревой в глазах слёзы.
…Говорят, на неё заглядываются на экскурсиях. «Мне всю жизнь было не до женихов, потому что всё время отдавала поисковой работе, - рассказывает она. - Как вы себе это представляете - жениться на женщине, которая каждый день ходит по минному полю?»
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+