» » » За уровнем радиации на Дальнем Востоке следит специальная экспедиция

За уровнем радиации на Дальнем Востоке следит специальная экспедиция

8-05-2011, 09:57 | Необычные явления / Хроника необычного | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (2 573)

Половину пути прошла экспедиция Российского географического общества, которая следит за уровнем радиации на Дальнем Востоке после аварии на японской АЭС "Фукусима". Во время остановки в Русской бухте на Камчатке учёные пополнили запасы воды. На борту исследовательского судна "Павел Гордиенко" команда из 14 человек - атомщики, биологи и метеорологи. Многие имеют опыт работы в Чернобыле. А вот из журналистов только съёмочная группа ВГТРК.

Примерно в пять утра всего в нескольких милях от побережья полуострова Камчатка встречается небольшое рыболовецкое судно. По просьбе ученых рыбаки везут ценный груз. Несколько баллонов жидкого азота, столь необходимого для измерительной аппаратуры. Серьезно осложняет работу волна и сильный ветер.

Еще час пути и пронизывающий ветер резко сменяет полный штиль. Научно-исследовательское судно "Павел Гордиенко" замедляет ход. Впереди, окруженная с трех сторон заснеженными сопками, бухта.

Вид, который открывается вокруг, заставляет выйти на палубу практически весь экипаж судна и участников экспедиции. Водная гладь позволяет уже без каких-либо опасений пересесть в небольшую моторную лодку.

Бухта Русская была открыта еще в 1790 году русским исследователем Алексеем Гилевым. Правда тогда, она была названа бухта Ахомтен. Название Русская она получила лишь в 1952 году. Уже более двух веков моряки заходят сюда, чтобы спрятаться от шторма и пополнить запас пресной воды, которая, как говорят, очень долго сохраняет свои качества.

Запас воды суда пополняют здесь практически без участия человека. Каких-либо компьютеров или насосов здесь тоже нет. Большую часть работы выполняет сама природа.

"Здесь озеро на сопке Верховое на уровне 220 метров. И оно самотеком стекает. Здесь стоит специальная ёмкость для воды, к ней можно подключиться и бункероваться", - рассказал капитан научно-исследовательского судна "Павел Гордиенко" Евгений Склизков.

Чтобы пришвартоваться, судно выполняет сложнейшие маневры. Здесь нет в привычном понимании причала. Вместо него затопленный еще в 60-х годах полуразвалившийся корабль. Но для бывалых моряков, похоже, это не проблема.

Пока судно набирает пресную воду, ученые продолжают свою работу уже на берегу. Внешний радиационный фон в норме. Пробы снега с побережья бухты будут тщательно исследованы на борту. Но это будет несколько позже. А пока все внимание занимает окружающий вид.

"Очень дружелюбная бухта Русская. И с некоторым щемлением в сердце мы ее покидаем. Хотелось бы еще задержаться на полдня, на день, продолжить исследования здесь. Но наш график таков, что нужно отсюда уходить", - сетует Валерий Рамзаев, ведущий научный сотрудник НИИ радиационной гигиены Роспотребнадзора.

Бухта Русская на полуострове Камчатка стала серединой пути, общей протяженностью в три с половиной тысячи морских миль. И несмотря на то что последствий аварии на "Фукусиме-1" у побережья российского Дальнего Востока ученые не обнаружили, работа будет продолжена.

Начальник экспедиции Александр Севастьянов говорит: "Заканчивается первый этап. Сейчас мы отправляемся в обратную дорогу. Сделано 7 точек по 12 часов, и на обратном пути мы должны повторить три точки: непосредственно у Фукусимы, в наших водах ближе к Шикотану и в Японском море".

Судно Дальневосточного НИИ Росгидромета "Павел Гордиенко" вновь выходит в открытое море. Впереди еще около десяти дней пути. Ученые готовят оборудование для новых исследований, а на флагштоке судна вновь поднимается флаг Русского географического общества.

Ключевые теги: Трагедия Фукусимы Япония

1. » #1 написал: VP (10 мая 2011 14:30)

Экспедиция РГО не обнаружила радиации от "Фукусимы" на Камчатке

ТИХИЙ ОКЕАН, СУДНО "ПАВЕЛ ГОРДИЕНКО", 10 мая - РИА Новости, Игорь Ермаченков. Российские ученые не обнаружили изотопы цезия от аварийной АЭС "Фукусима-1" в воздухе и снежном покрове Камчатки, а также в атмосфере у северных островов Курильской гряды, сообщил РИА Новости во вторник завсектором экологии Дальневосточного регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института (ДВНИГМИ) Росгидромета Александр Севастьянов.

Задачи

Главной задачей экспедиции Русского географического общества на научно-исследовательском судне "Павел Гордиенко" Росгидромета является поиск радиации в воде и воздухе Японского моря и Курило-Камчатского района Тихого океана. Первый этап экспедиции продлится до середины мая, второй начнется в августе или сентябре 2011 года. Маршрут проходит из Владивостока по Японскому морю, между японскими островами Хоккайдо и Хонсю по Сангарскому проливу, и далее вдоль Курильской гряды к Камчатке.

Ниже нормы

"В пробах воздуха у Курил и Камчатки изотопы йода и цезия из Японии не обнаружены, равно как и в пробах снега, взятых на полуострове Камчатка, в бухте Русская. Однако в поверхностном слое морской воды у северных Курильских островов мы обнаружили цезий-137 на уровне 1,5 беккерелей на кубометр, а содержание цезия-134 составило около 0,5 беккерелей на кубометр", - сказал Севастьянов, который является начальником рейса.

Ранее ученые обнаружили цезий-137 в морской воде у острова Уруп в серединной части Курил на уровне около четырех беккерелей на кубометр (бк/м3), недалеко от пролива Крузенштерна - около трех бк/м3. В то же время цезий-134 достиг у Урупа 3 бк/м3, у пролива - около двух бк/м3.

В соответствии с российскими нормами радиационной безопасности для питьевой воды (для морской воды норм нет), уровень содержания цезия-137 должен быть ниже 11 тысяч бк/м3, цезия-134 - ниже 7,2 тысячи бк/м3.

По мнению ученых, присутствие изотопа цезия-134, индикатора выбросов "Фукусимы-1", в воде у Курил связано с радиоактивными выпадениями из атмосферы в Курило-Камчатском регионе в первые недели после аварии, затем радиация была распространена холодным Курильским течением, которое идет с севера на юго-запад, от Камчатки до Японии. При этом цезий-134 обнаружен как на поверхности океана, так и на глубине 50 метров.

Дальнейшие повторные исследования воздуха и воды ученые планируют провести у Малой Курильской гряды, в Тихом океане, на расстоянии 400 километров от АЭС "Фукусима", а также в Японском море.

Более детальный анализ на содержание в воде стронция-90, а также изотопов плутония и трития будет сделан в береговых лабораториях после окончания экспедиции.

В поисках радиации

Грант Русского географического общества на экспедицию для оценки последствий природно-техногенной катастрофы в Японии был вручен 15 апреля Дальневосточному региональному научно-исследовательскому гидрометеорологическому институту (ДВНИГМИ) Росгидромета, которому принадлежит теплоход "Павел Гордиенко".

Быстрая и детальная оценка радиационной обстановки осуществляется благодаря взаимодействию на борту судна ученых НПО "Тайфун" Росгидромета, Радиевого института имени В.Г. Хлопина (Росатом), Госакваспаса МЧС, Научно-исследовательского института радиационной гигиены имени П.В. Рамзаева (Роспотребнадзор), а также метеорологов и гидрологов ДВНИГМИ Росгидромета.

Серьезные исследования состояния экосистем, рыб и морских организмов пройдут в ходе второго этапа экспедиции. Ожидается, что он начнется в августе или сентябре на учебно-производственном судне "Профессор Хлюстин", которое в настоящее время готовится к ремонту в порту Владивостока.

Аварийная АЭС

После разрушительного землетрясения в Японии 11 марта и последовавшего за ним цунами на АЭС "Фукусима-1" была зафиксирована серия аварий, вызванных выходом из строя системы охлаждения. В результате инцидентов на АЭС было выявлено несколько утечек радиации, что заставило власти эвакуировать людей из 20-километровой зоны вокруг АЭС.

Позднее стала появляться информация об обнаружении в ряде районов Японии радиоактивных элементов, в частности изотопов йода и цезия, в воздухе, морской и питьевой воде, а также в продуктах.

Экспедиция на паруснике "Надежда" не выявила радиации от "Фукусимы"

МОСКВА, 10 мая - РИА Новости. Экспедиция на паруснике "Надежда", которая уже семь дней проводит замеры радиации от аварийной АЭС "Фукусима" в южной части Японского моря, не выявила превышения радиационного фона, сообщили во вторник журналистам в пресс-службе главного управления МЧС по Приморскому краю.

Парусник "Надежда" с учеными и специалистами ГУ МЧС по Приморскому краю 3 мая отправился для изучения радиационной обстановки в Японское море, где присоединился к уже работающему там научному судну "Павел Гордиенко".

"На сегодняшний день уровень радиационного фона колеблется от 4 до 9 мкр/час, что не превышает значений естественного фона", - отметили в пресс-службе.

Парусник продолжает изучать радиационную обстановку в Японском море.

Измерения, проводимые специалистами Главного управления МЧС России по Приморскому краю, фиксируются ежечасно в течение суток и направляются в Центр управления в кризисных ситуациях Приморского края.

Как сообщалось ранее, детальные исследования проб воздуха и морской воды на предмет радиоактивного загрязнения будут проводиться специалистами РАН по окончании экспедиции, возвращение группы планируется в конце мая.

После разрушительного землетрясения в Японии 11 марта и последовавшего за ним цунами на АЭС "Фукусима-1" была зафиксирована серия аварий, вызванных выходом из строя системы охлаждения. В результате инцидентов было выявлено несколько утечек радиации, что заставило власти эвакуировать людей из 20-километровой зоны вокруг станции. Позднее стала появляться информация об обнаружении в ряде районов Японии радиоактивных элементов, в частности, изотопов йода и цезия в воздухе, морской и питьевой воде, а также в продуктах.