» » » Подводим итоги третьей экспедиции «Комсомолки» на загадочный Патомский кратер

Подводим итоги третьей экспедиции «Комсомолки» на загадочный Патомский кратер

5-03-2009, 19:39 | Необычные явления / Хроника необычного | разместил: Damkin | комментариев: (8) | просмотров: (5 743)

В прошлом выпуске еженедельника мы рассказали о том, что ученые обнаружили под кратером странный трехмерный объект, который создает во всей округе магнитную аномалию. Он отличается высокой электропроводностью и уходит на глубину до 600 метров под кратер. Но этим открытия наших исследователей не исчерпываются.

Грунт с Венеры?

Такое увидишь нечасто. При обсуждении результатов экспедиции чуть не «подрались» два почтенных ученых, участвовавших в нашей поездке: доктор геолого-минералогических наук из Института геохимии СО РАН Виктор АНТИПИН и кандидат тех же наук из МГУ  Борис ГОЛУБОВ. Конечно, до «а ты кто такой» не дошло. Но когда научные работники то и дело перебивают друг друга на повышенных тонах, ясно, что согласия меж товарищами по экспедиции нет.

По словам Виктора Сергеевича, Патомский кратер «на 100 процентов вулкан».

- Он просыпался трижды, - говорит доктор Антипин. - По форме внешнего конуса видно, что он возник из-за трех подземных толчков. Метеоритные кратеры так себя не ведут. К тому же  следов метеоритного вещества не обнаружено.

- Но на склонах Патомского кратера нет ни застывших потоков лавы, ни вулканического пепла, - замечает  оппоненту Борис Николаевич. - Я бы не спешил говорить о вулкане.

В. Антипин:

- Магма при движении вверх не достигла поверхности, а застряла на глубине и выдавила на поверхность породы, которые и образовали кратер.

Б. Голубов:

-  Тогда на этих глыбах должны быть следы высокотемпературного воздействия. А их нет. Зато в 1966 году томские специалисты из Комплексной самодеятельной  экспедиции Комиссии по метеоритам (см. «КП» от 14 ноября 2006 г. и сайт kp.ru) обнаружили в окрестностях  кратера шарики из магнетита, которые очень часто встречаются в районах падения «небесных гостей».

В. Антипин:

- Подобные шарики попадают из космоса на нашу планету постоянно, их можно найти в любом месте.

Б. Голубов:

- А еще мы сейчас обнаружили редкий минерал монацит с примесью радиоактивного изотопа тория. Такое  вещество неоднократно находили в метеоритах, в лунных породах и в венерианском грунте, доставленном аппаратами «Венера-8» и «Венера-10».

В. Антипин:

- Подобные монациты миллионы лет назад образовывались и на Земле.

В. Голубов:

- Отличить торий космического происхождения от земного - задача невероятно сложная. Но, лично побывав на кратере, я еще раз убедился в несуразности его расположения. Он стоит на породах древней платформы, которая была тектонически активна три-четыре миллиона лет назад, и сейчас здесь вулканов быть не может.  Эта несуразность вкупе с другими перечисленными факторами как раз и наводит на мысль о происхождении Патомского кратера за счет внеземного удара.

Вулкан «недоделанный».  Но может бабахнуть так, что мало не покажется

- Исследования надо продолжать, многое пока не ясно, - так закончил свое выступление московский геохимик Борис Голубов.

- Исследования надо продолжать, - соглашается иркутский геохимик Виктор Антипин. - Но совершенно по другой причине.  Не исключено, что Патомский кратер может стать причиной катаклизма регионального, а то и планетарного масштаба, - заявляет Виктор Сергеевич. - Наш кратер - самое молодое проявление вулканического процесса на территории всей Сибири. Ему всего около 500 лет. Но совершенно не исключено, что в течение последних 300 лет Патомский вулкан накапливал энергию, и возобновление его вулканической активности может привести к катастрофе. Выход вредных газов   способен  изменить состав атмосферы, ее прозрачность, повлиять  на климат не только в регионе, но и на большой части планеты.

alt

Оба спорщика остались при своих мнениях. Но участники экспедиции привезли с кратера около центнера образцов - пробы воздуха, воды, сколы камней и спилы деревьев. И большая часть материалов еще не обработана, так что окончательные выводы делать рано. Кстати, первые результаты изучения деревьев на кратере принесли свои неожиданные загадки.

Весьма похоже на Чернобыль...

К сожалению, в первых двух экспедициях не участвовали дендрологи. Мы, конечно, и раньше делали спилы деревьев на кратере, отдавали их для исследования специалистам. По тем данным удалось установить, что кратеру около 250 лет. Однако, как оказалось, мы пилили «не те» деревья. Это заявил приехавший с нами доктор биологических наук из Сибирского института физиологии и биологии растений СО РАН Виктор ВОРОНИН. По его словам, возраст кратера можно увеличивать почти вдвое. Самой старой лиственнице, обнаруженной им у подножия кратера, 480 лет. Но и это оказалось не самым удивительным.

- Я окончательно убедился, что у всех спиленных деревьев начиная с 1842 года ширина годичных колец увеличилась в разы, - объясняет Виктор Иванович. - Произошел резкий скачок роста деревьев. Такое продолжалось около 40 лет, а потом кольца так же резко сузились. Мне известен только один похожий пример. После чернобыльской катастрофы из-за выброса радиации рост деревьев ускорился аналогично -  годовые кольца стали толще. Не имеем ли мы дело с чем-то подобным и тут?

Сейчас радиоактивный фон на кратере низкий. Но вдруг в 1842 году здесь выпали короткоживущие радиоактивные изотопы, которые успели к сегодняшнему дню распасться, и фон снизился до естественного? Радиоактивный метеорит? Или же, страшно сказать, искусственный космический объект с ядерным топливом на борту?

В нынешней экспедиции мы впервые обнаружили на одной из лиственниц дырку в стволе с застрявшим камнем. Она тоже датируется 1842 годом. А это значит, что тогда произошла какая-то «бомбардировка», словно что-то  ударилось  о  землю,  и  каменные «брызги» разлетелись в разные стороны.

И еще: по просьбе Виктора Воронина в Институте ядерной физики СО РАН был сделан элементный анализ годичных колец одного из деревьев. Оказалось, что начиная с 1842 года в них в два раза увеличилась концентрация стронция и в три раза - урана. Значит, радиация точно была. Откуда она взялась?

Версия с аварией инопланетного корабля на ядерной тяге, конечно, привлекательна. Например, разбился аппарат 500 лет назад, а его реактор продолжал работать под землей и взорвался лишь в 1842 году. Но Воронин пока предпочитает обходиться более приземленными гипотезами.

- Не вдаваясь в научные подробности, скажу,  что при повышении температуры земли корни деревьев поглощают больше радиоактивных материалов. Можно предположить, что в 1842 году что-то прогрело почву. И в растения попало больше радиоактивных элементов. Затем подземная печка остыла, и мерзлота вновь поднялась к корням. Сейчас мы приступаем к изотопному анализу спилов деревьев. Посмотрим, не подкинет ли кратер нам новых загадок.

alt

Ученые привезли с собой сотни килограммов научной аппаратуры.

Научный куратор экспедиций на Патомский кратер (2005 - 2008 гг.), директор Астрономической обсерватории Иркутского государственного университета, кандидат физико-математических наук Сергей ЯЗЕВ: - Когда в 2005 году мы начинали исследования кратера, было известно очень мало. Выдвигались  разнообразные гипотезы, вплоть до экзотических, включая падение фрагмента нейтронной звезды или Тунгусского метеорита. Новая информация поочередно отсекает версии одну за другой. Остается все меньше шансов на его астрономическое происхождение. И все больше вероятность того, что кратер - итог внутренних процессов в недрах Земли. Точнее говоря, вероятность того, что какое-то космическое тело  инициировало возникновение кратера, очень маленькая, но все же есть.

ВЫВОДЫ

Но против каждой из «земных» гипотез есть серьезные возражения. Загадки еще остаются.

Но впервые в истории (спасибо «Комсомольской правде»!) в «Гнезде огненного орла» побывала столь представительная экспедиция. Вертолет помог  доставить 200 кг научной аппаратуры, включая уникальные приборы. А с кратера мы вывезли около центнера образцов породы, воды, глубинных газов, срезов деревьев. Сейчас научные трофеи изучаются в лабораториях Москвы, Иркутска, Новосибирска. И не исключаю, что какие-то сенсационные результаты мы еще получим.

«КП» будет следить за ходом исследований. Также, несмотря на кризис, мы не теряем надежды еще раз побывать на кратере. С удовольствием примем в нашу компанию новых исследователей и спонсоров.

За помощь в организации экспедиции «КП» благодарит сотрудников МЧС РФ и его руководителя С. К. Шойгу, а также компанию ОАО «Лензолото».

Андрей МОИСЕЕНКО, Фото автора.

1. » #8 написал: Эколог (25 марта 2009 16:53)

Это холодный вулканизм. Подобные примеры на этом снимке.

alt

Существуют и рукотворные насыпные курганы, но крутизна склона у них более пологая и нет граничной линии у вершины конуса.

alt

С точки зрения гипотезы расширения, это место энтрузивного вклинивания вещества недр с остаточными свойствами сверх сжатия в виде цилиндрической конкреции при сильном землетрясении. Разрушаясь и расширяясь, конкреция выталкивает на поверхность разрушенные породы и собственные фрагменты. И останется цилиндрический фрагмент с большой плотностью в недрах под кратером. Так же, обязательно будет магнитная аномалия.

alt

Подобное извержение в ледник, сохранившееся как огромное нагромождение шаровидных конкреций

alt

2. » #7 написал: Редактор Al_Magn (14 марта 2009 12:10)

wink Вы, правы, ув.Дамкин. Поэтому я и выложил только схему с ее подстрочным коментарием, а не всю статью целиком. Поскольку на приведенной в статье геолого-морфологической карте уж точно не видно, что и когда появилось. Да и выявить возраст с заявленной точностью можно было только по спилам деревьев, хотя и в этом случае выводы делать было рано.

3. » #6 написал: Damkin (14 марта 2009 11:30)

Цитата: 777
    Короче, как всегда у учёных - совершенно ясно, что ничего не ясно.

К сожалению три семерки прав. Когда ссылаются на приведенную схему слоев камней, то пусть честно признается народ, он в ней что-нибудь увидел, кроме сине-зеленоватого цвета. Лично я не вижу ничего. Слепой. Если на основании высказывания

, то ученая братия своими заключениями вносит еще большую смуту в умы.
    Во-первых, на основании каких методов произведена датировка слоев и причины возникновения слоев.Разве при взрыве, при образовании выброса грунта он не будет осыпаться в течение времени и распределяться в соответсвии с глубинами, откуда был выброшен грунт?
    Во-вторых, метод дендрохронологии говорит о возрасте деревьев, но не о моменте начала роста деревьев. Кто может сказать, когда они там начали расти на склонах осыпи. Сколько прошло времени с момента возникновения кратера и появления первых деревьев. После падения тунгусского метеорита тайга начала заростать лет через 50.

Рассмотрев возраст спиленных деревьев, я пришел к выводу, что никакой речи о падении Тунгусского метеорита в этом месте быть не может, — рассказывает Виктор Воронин. — Первое дерево появилось на его склонах где-то в 1770 году. Кратер к тому времени уже существовал!

Так, что привезка к годам настолько условна, что сводит доказательства распределения слоев камней во времени к бездоказательным утверждениям.Ясно, что ничего не ясно.777. Требуются дальнейшие исследования. Если мы будем свидетелями получения достоверных научных фактов, то кроме результатов исследований, также представляет интерес наблюдения за психологическим  процессом столкновения двух научных точек зрения и его разрешения.

4. » #5 написал: Редактор Al_Magn (14 марта 2009 09:12)

Цитата:

На этой карте Патомского кратера видны слои камней, которые появились не в одно время. Некоторые — в 1770-х (внутренние слои), а внешний слой предположительно сложился в 1841-м. Это свидетельствует о том, что кратер образовывался не одномоментно. То есть метеорит сюда не падал.

Наш комментарий:
     Есть и иное обьяснение. Наложение местных геологических процессов на образовавшейся кратер. Наример движение почв, приводящее к подьему или обнажению новых слоев. Окончательное решение может дать исследование дна кратера.

5. » #4 написал: Damkin (6 марта 2009 16:09)

Можно попытаться сравнить вид Патомского кратера и вулканических образований, которые возникли 3,5 тыс. лет назад.
    alt

Deriba Кальдеры образования типа вулканического котла, которые, как правило, образуется в результате выброса земли после извержения вулкана. Характерны для  геологически молодых вулканических структур. Deriba Кальдеры расположенны в верхней части Марры гор на западе Судана. Это изображение было получено 18  экспедицией на борту Международной космической станции.

Марры горы являются частью более крупных геологических структур известных, как Дарфур Dome. Deriba Кальдеры были сформированы в результате  взрывных извержений вулкана в Джебель Марра около 3500 лет назад.

Image Credit: NASA

6. » #3 написал: Огонёк (6 марта 2009 13:28)

Если возраст "этого" 500 или 250 лет, а 1842 было увеличение тепла и радиации. Я склонен к версии с зарождающиммся вулканом, а по другому как???  500 или 250 лет назад упало, а 167 лет назад "допадало"???!!. Ну хотя возможно, что когда то упало и нарушило структуру тверди, и стали происходить выбросы энергии в этом разломе.

7. » #2 написал: Damkin (6 марта 2009 13:02)

Цитата: 777
    Короче, как всегда у учёных - совершенно ясно, что ничего не ясно.

Каждый должен сам пытаться найти ответы из тех вариантов, которые генерят ученые.

Ученые тем и отличаются от нас, что если нет полных данных о явлении, то можно говорить только догадках. Догадки превратятся в факт, когда будут получены все доказательства по изучаемому объекту.
    Только узнаем ли мы о них, если появятся факты, несмотря на обещания комсомолки. Пока, копаются на поверхности, то им позволительно вещать на всех, но как только найдут убедительные доказательства, что внутри находится объект не земного происхождения, так информация станет закрытой.
    У нас в стране так много уфологов, альтернативщиков. Есть на территории России странный объект, который подлежит изучению в надежде найти артефакт, подтверждающий наличие разума в комосе. Но всем интереснее ездить в Египет, писать о черных дырах (кто же может проверить чего паписал про дыру), но ликвидировать черную дыру в нашем познании, не залезая в космические дали, а исследуя земной кратер, напоминающий черную дыру, но которую можно изучить не только военным. Но тайга, но комары, а не облазенные пирамиды.Кому охота?
    Доктор Антипин яркий пример исследователя, который смотрит на любое явление  сквозь очки только своей гипотезы. Таких много, они также нужны. Они приземляют мечтателей и фантазеров, но так хочется выяснить тайну, которая внешне смотрится, как зарождающийся вулкан, а на самом деле, кратер образованный в результате падения какого-то тела из космоса, так мне видится.

8. » #1 написал: 777 (6 марта 2009 12:25)