Парадокс колеса, над которым ломали голову Аристотель и Галилей
Источник перевод для mixstuff – MakD
Впервые о парадоксе колеса заговорили ещё до Аристотеля, однако он первый вплотную занялся его изучением. Затем над решением этой задачки бился Галилео Галилей.
Суть парадокса состоит в следующем:
Имеем два колеса разного размера, расположенных одно в другом. Оба колеса синхронно катятся и проходят определённое расстояние. Вопрос заключается в следующем: пройдут ли оба колеса одинаковый путь?
Если вы внимательно посмотрите на гифку вверху, то заметите – оба колеса полностью совершают оборот по всей своей окружности, чтобы преодолеть одно и то же расстояние (см. на красную линию). А также очевидно, что одна окружность меньше другой. Это означает, что, либо колёса имеют одинаковую окружность (что в корне неверно), либо разные окружности «разворачиваются» на одинаковую длину (чего быть никак не может).
А если представить, что всё это правда? Тогда технически возможно, что колесо с окружностью в 2,54 сантиметра в состоянии пройти тот же путь за один оборот, что и колесо с окружностью, равной 1,6 километров.
Но такого просто не бывает. Длина окружности с меньшим радиусом не может быть равна длине окружности с большим радиусом. Так в чём же дело?
Давайте проследим маршрут, который проходит каждая точка окружности от начала красной линии до её конца. Перемещайте свой палец по линии, обозначающей радиус круга, одновременно следя за траекторией, которую проходит малая окружность от начала пути до конца.
Затем проследите траекторию, которую проходит большая окружность от начала пути до конца. Очевидно, что точка на большей окружности проходит бо́льшую траекторию, а, следовательно, больший путь, чтобы добраться до той же точки.
Иначе говоря, можно ехать в Москву из Нижнего Новгорода через Владимир, а можно через Архангельск или Астрахань. Расстояние от Нижнего до Москвы остаётся неизменным, но пути, которые придётся проделать по этим маршрутам, далеко не одинаковы.
В этом-то и заключается объяснение парадокса, над которым ломали голову самые выдающиеся умы человечества.
Источник: mixstuff.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 203
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 96
Рейтинг поста:
По поверхности "едет" большое колесо, большое колесо "катится".
Большое колесо "несёт на себе" маленькое колесо, маленькое колесо не."катится", а "проносится большим колесом с вращением".
Так что, линия, по которой, якобы, "катится" маленькое колесо не есть "путь, которое оно прошло". Это всего лишь "линия касания" маленького колеса.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 162
Рейтинг поста:
Именно на этом принципе построены абсолютно все зубчатые и ременные передачи во всевозможной технике.
Не верю я что Аристотель и Галилей долго и очень сильно ломали над этим голову. Все ясно как дважды два...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 18
Рейтинг поста:
Я вспомнил одну похожую задачку - если поезд едет из Петербурга в Москву, какие точки поезда едут в Питер? Ответ - точки реборды вагонного колёса.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 42
Рейтинг поста:
Ведь внутреннее колесо может быть сверх малого диаметра, и что теперь? Какая разница, сколько проехал обод - вы объясните, как доехала до той же точки ось?...
Этот "ПАрадокс" решается крайне просто - ось не только делает оборот, но и будучи частью колеса перемещается в пространстве влекомая им - и поэтому один оборот "растягивается" на длину внешней окружности.
Однако парадокс все же есть - и он не только в том, что такие умы как Аристотель и Галилей пытались его "решить" (а что собственно там решать?, точка оси колеса вообще не имеет окружности, а тот же самый путь проходит...).
Суть же парадокса, что этот конкретный пример заставляет переходить от геометрического формализма (абсолютных сущностей) к понятию взаимодействия (в данном случае окружностей). И без этого математически неявного взаимодействия такие фокусы невозможны. Описывать же взаимодействие внешней и внутренней окружности - это вероятно потребует построения гораздо более сложной геометрии.
И это еще не все. Ведь суть геометрии - это соизмерение основанное на "скрытой" аксиоме взаимодействия http://www.numbernautics.ru/ezjt-matematik/721----
А парадокс колеса это взаимодействие делает явным.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 110
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1236
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
гораздо интереснее другой, очевидный, но малозамечаемый факт: относительно дороги отдельные места на ободе колеса движутся с разными скоростями. верхняя точка движется вдвое быстрее оси (в направлении движения), нижняя - неподвижна в точке контакта. крайние левая и правая - движутся со скоростью оси и тележки (автомобиля). по пути от одного из этих состояний к ближайшему следующему скорость нелинейно меняется. повторюсь - скорость относительно дороги. вот это не софизм, а описание особенностей качения колеса.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 531
Рейтинг поста:
Суть ситуации легче понять если размер малого колеса устремить к нулю, к центру. Понятно, что и расстояние прохождения за оборот такого предельно малого колеса также стремится к нулю. Отсюда несложно догадаться, что такое сверхмалое колесо просто переносится большим колесом независимо от того как крутится малое. Кстати, а телега прикреплённая к оси и вообще не крутится, а переносится на большие расстояния. Фигня вопрос.