Истории об искусстве. Элегантные керамические сосуды, или оптическая иллюзия
Чтобы по-настоящему оценить произведения искусства Грега Пайса, вы
должны читать между строк, или, в данном случае, смотреть между вазами.
В 2008 году канадский
скульптор создал заманчивую скульптурную композицию под названием
Alumina, в которой семь красивых ваз стоят в линию на одной платформе.
Они выстроены в изящные, чередующиеся узоры стройных и лаконичных форм,
которые вместе оживляют его работы .
Магия Alumina исходит от оптической
иллюзии, которую она производит. Пайс создал трехмерное представление
вазы Рубина*, в котором фигура (иногда просто лицо) раскрывается через
края двух форм.
Здесь негативное пространство
между сосудами формирует силуэты шести женских портретов, в результате
чего придается совершенно другой взгляд к работе.
* Кстати,
Ваза Рубина - один из самых известных примеров так называемых
двойственных изображений, придуманный сто лет назад датским психологом
Эдгаром Рубином (1886–1951).
Это не единственное двойственное изображение, предложенное Рубином, и тем более не единственное известное к тому времени.
Одним из первых примеров
перцептивной неоднозначности, по всей видимости, был «куб Неккера»,
опубликованный шведским кристаллографом Л.А. Неккером в 1832 году.
А
наиболее изученным считается изображение «Жена или теща», восходящее к
открытке XIX века, воспроизведенное в карикатуре-ровеснице «вазы
Рубина», но представленное психологическому сообществу американским
экспериментальным психологом Эдвином Борингом только в 1930 году.
Еще несколько забавных примеров:
Двойственные изображения отличаются тем,
что при неизменном воздействии на сетчатку человек в каждый момент
времени видит один из двух (а иногда и больше) объектов по очереди: в
случае «вазы Рубина» это либо профили, либо ваза, причем изменения могут
происходить как произвольно, так и спонтанно, с определенной
регулярностью.
Зачем мне это знать, подумаете вы... Ну, прежде
всего, чтобы не думать, будто бы мы видим в точности то, что
воздействует на наши органы чувств. Даже имея дело с абсолютно
однозначным воздействием, мы можем воспринять что-то другое в
соответствии с нашим опытом, потребностями и контекстом — например,
принять теннисный мяч за яблоко. А еще этот прием широко используется в
изобразительном искусстве.
В частности, его очень любил
голландский художник М. Эшер, чьи работы можно разглядывать бесконечно.
Вот несколько наиболее известных:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+