ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Истории об искусстве. Элегантные керамические сосуды, или оптическая иллюзия
Истории об искусстве. Элегантные керамические сосуды, или оптическая иллюзия10-12-2016, 08:42. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Истории об искусстве. Элегантные керамические сосуды, или оптическая иллюзияЧтобы по-настоящему оценить произведения искусства Грега Пайса, вы
должны читать между строк, или, в данном случае, смотреть между вазами. В 2008 году канадский
скульптор создал заманчивую скульптурную композицию под названием
Alumina, в которой семь красивых ваз стоят в линию на одной платформе.
Они выстроены в изящные, чередующиеся узоры стройных и лаконичных форм,
которые вместе оживляют его работы . Магия Alumina исходит от оптической иллюзии, которую она производит. Пайс создал трехмерное представление вазы Рубина*, в котором фигура (иногда просто лицо) раскрывается через края двух форм. Здесь негативное пространство между сосудами формирует силуэты шести женских портретов, в результате чего придается совершенно другой взгляд к работе.
* Кстати,
Ваза Рубина - один из самых известных примеров так называемых
двойственных изображений, придуманный сто лет назад датским психологом
Эдгаром Рубином (1886–1951). Это не единственное двойственное изображение, предложенное Рубином, и тем более не единственное известное к тому времени. Одним из первых примеров перцептивной неоднозначности, по всей видимости, был «куб Неккера», опубликованный шведским кристаллографом Л.А. Неккером в 1832 году.
А
наиболее изученным считается изображение «Жена или теща», восходящее к
открытке XIX века, воспроизведенное в карикатуре-ровеснице «вазы
Рубина», но представленное психологическому сообществу американским
экспериментальным психологом Эдвином Борингом только в 1930 году.
Еще несколько забавных примеров:
Двойственные изображения отличаются тем, что при неизменном воздействии на сетчатку человек в каждый момент времени видит один из двух (а иногда и больше) объектов по очереди: в случае «вазы Рубина» это либо профили, либо ваза, причем изменения могут происходить как произвольно, так и спонтанно, с определенной регулярностью. Зачем мне это знать, подумаете вы... Ну, прежде
всего, чтобы не думать, будто бы мы видим в точности то, что
воздействует на наши органы чувств. Даже имея дело с абсолютно
однозначным воздействием, мы можем воспринять что-то другое в
соответствии с нашим опытом, потребностями и контекстом — например,
принять теннисный мяч за яблоко. А еще этот прием широко используется в
изобразительном искусстве. В частности, его очень любил голландский художник М. Эшер, чьи работы можно разглядывать бесконечно. Вот несколько наиболее известных:
Спасибо за просмотр! Источники: My Modern Met (перевод Р. Саматов) сайт МГУ им. Ломоносова (факультет психологии)Вернуться назад |