С гигантскими сооружениями древних египтян по сей день
связано огромное количество мифов и заблуждений. Чтобы разобраться, с
какой целью и как именно были построены пирамиды, корреспондент RT
обратился к Виктору Солкину — египтологу, президенту Ассоциации по
изучению Древнего Египта.
RT: Осенью начинаются новые исследования пирамид. Что именно будет исследоваться? Какие открытия нас могут ждать?
Виктор Солкин:
Исследования пирамид ведутся уже больше века и никогда не прерывались.
Напомню: в Египте их к настоящему времени обнаружено 118, хотя
большинству известны лишь «горы фараонов» в Гизе, в пригороде Каира. Не
исключено, что в ближайшие годы в Египте будут обнаружены и другие
пирамиды. Распространённый вопрос о том, как можно «потерять» громаду в
пустыне, наивен: большинство пирамид не так велики, как те, что слыли
одним из чудес света в Античности, есть небольшие пирамиды цариц и даже
совсем «миниатюрные» пирамиды высотой около 10 м, которыми когда-то царь
Снофру, отец всем известного Хуфу (греч. Хеопс. — RT.),
маркировал важные пограничные точки своего государства. Есть
недостроенные пирамиды — важный источник наших знаний о строительной
технике и, наконец, «пирамидки», которые в разное время становились
архитектурной модой при сооружении гробницы вельмож в разных областях
Египта. Всё это — огромный материал, исследованиями которого занимаются
сотни учёных из разных стран.
Лишь несколько десятков из них, что
важно, имеют реальный полевой опыт в Египте, что часто порождает
кабинетные гипотезы, имеющие мало общего с реальностью. В России в
последние годы бытовал другой перегиб: в Египет в качестве туристов
приезжали люди, не знакомые ни с историей, ни с археологией Египта, чаще
всего имеющие техническое образование. Они осматривали доступные им
памятники, а потом делали скоропалительные выводы, которые даже
гипотезами назвать нельзя. Рассуждения о некой «працивилизации»,
предшествовавшей Египту фараонов, пирамидах, «построенных из бетона», и
обработке камня в Египте «фрезой» — это откровенное невежество, ставшее
для отдельных деятелей источником выгодного бизнеса, построенного на
доверчивости обывателя. Почему-то эти туристские поездки назывались на
публике «экспедициями».
Министерство
по делам древностей Египта специально разработало последовательную
систему доступа к археологическим работам в стране. Это не попытка
скрыть от общественности историю, как порой кричат с экранов «эксперты»
второсортных телеканалов. Это правило, позволяющее прикасаться к
памятнику только подготовленному человеку, учёному, а не шарлатану.
Настоящее же исследование того или иного пирамидного комплекса — это
сложнейший труд группы профессионалов, в которую входят и археологи, и
специалисты архитекторы, и египтологи-филологи, работающие с найденными
древнеегипетскими текстами, и антропологи, если есть человеческие
останки и, конечно же, искусствоведы, без которых невозможна, например,
реконструкция целого изображения из фрагментов. Особую роль в команде
играют реставраторы, поскольку главная задача исследований — это не
только получение новой информации, но и сохранение дошедшего до нас
через тысячелетия памятника для грядущих поколений. В этом смысле любое
исследование должно прежде всего строиться по принципу бережного
отношения к памятнику, когда любое действие предпринимается только после
оценки всех возможных последствий.
RT: Расскажите, пожалуйста, о последнем открытии в этой области, которое вас ошеломило.
В. С.: Самая интересная находка, связанная с Великими пирамидами Гизы, была
сделана совсем недавно, в 2013 году французскими археологами далеко от
самих пирамид — в местечке Вади эль-Джарф, в 180 км к югу от города Суэц
на побережье Красного моря. Здесь в III тысячелетии до н. э. находился
крупный морской порт — обнаружены сотни каменных якорей, фрагменты
отслуживших свой век кораблей, спрятанные в прибрежных пещерах, большое
количество сосудов, в которых перевозили провизию и на которых писали
название корабля и год правления царя, когда была совершена та или иная
экспедиция. Однако самая важная находка — это папирусы с записками
вельможи Мерера, который был современником царя Хуфу — строителя
величайшей пирамиды Египта.
На данный момент эти сорок крупных
фрагментов — древнейшие папирусы с текстами, обнаруженные в стране.
Папирус — хрупкий материал, однако в том случае, когда он попадает в
идеальные условия египетской пустыни, то способен сохраниться на
тысячелетия. Мерер работал на строительстве Великой пирамиды в Гизе, был
частью колоссального административного аппарата, обслуживавшего главную
стройку страны. Записки охватывают период трёх месяцев его жизни на
27-м году правления Хуфу. Интереснейшие строки повествуют о
многочисленных поездках Мерера и 200 его рабочих в каменоломни Туры,
расположенные на восточном берегу Нила, напротив некрополя в Гизе. Из
Туры рабочие, которыми командовал Мерер, доставляли на строительство
царской пирамиды превосходный местный известняк, который очень высоко
ценился. Добытые плиты известняка люди Мерера грузили на специальные
корабли, чтобы перевести их к месту строительства — на западный берег
реки, где их принимала комиссия, возглавляемая родственником царя и
известным архитектором Анххафом, чьи памятники, включая скульптурные
портреты и грандиозную гробницу, нам хорошо известны. Речь шла о
последних элементах отделки царской пирамиды, поскольку 27-й год
правления был последним годом царствования Хуфу. Сохранилась в папирусах
и подробная информация об обеспечении рабочих провизией — в основном
хлебом и пивом.
Эта находка очень значима, она стала важным
дополнением к многолетним исследованиям американского археолога Марка
Ленера, который нашёл не только огромный некрополь строителей пирамид
Гизы, где были погребены те, кто погиб во время работ, но и руины
бараков, где они жили, амбаров, где хранилось для них пропитание, и даже
специальных печей с конвейерным хлебопечением, которое обеспечивало
строителей необходимым пропитанием. Из текстов хорошо известно, что на
строительстве, где были нередки несчастные случаи, работали бригады
хорошо обученных врачей, а среди податей провизией, которыми снабжали
строительство разные провинции страны, особую роль играли лук, чеснок и
другие полезные травы, которые в большом количестве входили в рацион
рабочих, чтобы предотвратить возможные эпидемии.
Однако вернёмся к
Мереру. Когда строительство царской пирамиды было завершено, его
отправили в красноморский порт, являющийся важным звеном цепочки, по
которой в Египет передавали с Синайского полуострова медь. Вовлечённый в
новый «проект», Мерер, судя по всему, просто выбросил свои записки,
которые не представляли для него больше ценности, но оказались
бесценными для нас.
RT: Пирамиды — достаточно изученный
феномен. Но что до сих представляет собой загадку для египтологов?
Может, цели построения? Многие считают, что пирамиды нужны были только
для захоронения фараонов. Так ли это?
В. С.: С целями строительства пирамид всё предельно ясно: это царские
гробницы, если не считать несколько ритуальных пирамид, стоящих на
пограничных территориях. Дело в том, что каждая пирамида — это центр
большого ритуального и хозяйственного комплекса, а не отдельно стоящее
сооружение. Чаще всего рядом с пирамидой, у её восточного склона, стоял
царский заупокойный храм. Другой храм, нижний, стоял в долине, у берега
реки. Храмы связывала парадная процессионная дорога. В целом пирамидный
комплекс можно рассматривать как огромный последний дом царя, в котором
нижний храм — это ворота, крытая дорога — входной коридор, заупокойный
храм — вестибюль, двор, портик и зал приёмов, а погребальные покои
— самые тайные, сокровенные помещения этого сакрального дворца, в
которых царь спит, чтобы проснуться и, «омывшись» и «одевшись», то есть
трансформировавшись и сменив воплощение и форму, предстать перед ликами
обитателей иного мира.
Зачастую
припирамидные храмы были богато отделаны рельефами, рассказывающими не
только о погребальном ритуале, но и об основных событиях царствования
того царя, для которого сооружали пирамиду. Так, например, в декорировке
пирамидного комплекса царя Унаса, правившего в 25 в. до н. э.,
сохранились рельефы, подробнейшим образом рассказывающие, как для
припирамидных храмов на специальных кораблях перевозились с юга
грандиозные гранитные колонны в форме пальмовых стволов и блоки редких
камней для архитектурных деталей. Здесь же — страшные сцены голода,
который охватил страну на одном из годов правления Унаса, когда воды
Нила недостаточно разлились и площадь полей для хлебопашцев значительно
сократилась. Все эти изображения — подробнейшая энциклопедия жизни
Древнего Египта эпохи строительства пирамид. В самой пирамиде этого царя
на стенах погребальной камеры и предшествующего ей помещения
сохранились иероглифические тексты, вырезанные в камне и заполненные
пигментом зелёного цвета, который ассоциировался в Египте с бессмертием и
вечной жизнью.
Это — знаменитые «Тексты пирамид» — древнейший
свод религиозных текстов в истории человечества. Впервые вырезанные на
стенах погребальной камеры Унаса, эти тексты столь совершенны, что
понятно: раньше они были частью устной традиции не один век, либо
записывались на папирусах, не дошедших до нашего времени или же пока не
обнаруженных. Тексты содержат в себе описания иного мира, магические
заклинания, эпизоды царского погребального ритуала; они настаивают на
том, что сущность царя бессмертна, что владыка поднимется на небеса, где
станет равным среди богов и собственных предков. Это очень важный
источник по мировоззрению Египта эпохи пирамид, именно из него века
спустя вышли другие важные египетские заупокойные тексты, включая
«Тексты саркофагов» и «Книгу мёртвых». Роль пирамиды в этих текстах ясна
и очень важна: это ритуальная машина для трансформации сущности царя в
посмертное состояние, его вечный памятник, хранящий для потомков царское
имя — не забытое имя было важнейшим элементом египетской концепции
бессмертия, а также последняя царская супруга, хранящая в своей каменной
утробе царскую мумию. Ещё пирамида — это подобие изначального холма
суши, на котором, согласно религиозным текстам, появляется солнечный
бог-демиург, творящий Вселенную. Пройдя через погребальный ритуал, царь
соединяется с богом солнца, наследником и земным воплощением которого
считался при жизни. Кроме того, пирамида была и крупной хозяйственной
единицей: зачастую вокруг строительства возникал целый город, а сама
пирамида, как живое существо, считалась «хозяйкой» множества полей,
амбаров с имуществом, слуг и рабов. Из папирусов 25 в. до н. э.,
найденных в царском некрополе Абусир (немного южнее Гизы), в комплексах
пирамид царей Нефериркара и Неферефра известно, что каждую пирамиду и её
храмы обслуживало от 300-350 человек. Это были жрецы, чиновники,
обслуживающий персонал, охрана. Хорошо известно, как проходили
ежедневные службы памяти царя в припирамидных храмах, как, обмениваясь
продукцией, комплексы пирамиды были основой экономики Египта того
времени.
Конечно же, ещё в древности пирамиды были объектом
пристального интереса грабителей. Увы, здесь никакая преграда не была
достаточно хороша: воры, столкнувшись с гранитными блоками,
перекрывавшими проход к пирамиде, попросту обходили их сбоку, разрушая
кладку. В пирамиде могущественного царя Аменемхета III (18 в. до н. э.) в
Хаваре погребальная камера, помещённая внутрь пирамиды при
строительстве, была выточена из цельного блока кварцита общим весом 110
тонн. Был специально продуман механизм: камеру покрывали, как потолок,
три плиты из кварцита весом 45 тонн каждая, которые до погребения
удерживали столбы, покоящиеся на камерах со спрессованным песком. Когда
царскую мумию и сопутствующие предметы погребального инвентаря поместили
внутрь, в камерах с песком были открыты боковые дверцы, песок
высыпался, и многотонные плиты опустились сверху на погребальную камеру.
Но и это не спасло царя: британский археолог Флиндерс Питри в 1888 году
обнаружил внутри разорённые саркофаги, сосуды с внутренностями царя,
куски мумии и поразительные сосуды для царских благовоний в форме уток,
вырезанных из полупрозрачного алебастра. Всё остальное украли грабители,
которые ещё в древности… несколько лет сверлили стенку погребальной
камеры, пока, наконец, прочнейший кварцит не сдался. Этих людей не
пугали ни наказание — грабителей гробниц сажали на кол, ни проклятие
царей древности, которые в «Текстах пирамид» обещали для грабителей их
усыпальниц наказания на загробном суде богов.
RT: Что предшествовало пирамидам? Как египтяне пришли к этой идее?
В. С.: Поразительно, но мы знаем имя архитектора, построившего первую пирамиду
для своего царя Нечерихета в 27 в. до н. э. Его звали Имхотеп, он был
жрецом бога Ра, астрономом, медиком, архитектором, мудрецом и близким
другом — «побратимом» царя. Именно к имени Имхотепа восходит египетская
традиция мудрости. Ему приписывают не только сооружение первой пирамиды,
но и создание египетского календаря, на основе которого был создан
современный, которым пользуемся мы. Для своего царя, которого более
поздние поколения древних египтян назвали Джосером, то есть священным
предком, в столичном некрополе, который сейчас называется Саккара (в 30
км к югу от Каира), он соорудил пирамиду высотой 60 метров, состоящую из
шести ступеней. Это лестница, по которой царь после смерти восходит на
небо. Под пирамидой не только погребальная камера и целый подземный
дворец, стены которого были облицованы более чем 36 тысячами
ярко-бирюзовых фаянсовых плиток, но и огромный лабиринт ходов, хранилищ и
дополнительных погребальных камер для членов царской семьи. Общая
протяжённость ходов под пирамидой превышает 7 км. Вокруг пирамиды
— ритуальный комплекс, каменные модели крупнейших храмов страны и
«сердаб» — тайная камера, в которой находилась статуя царя, изображавшая
Ка — его двойника, который должен был после смерти владыки принимать
подношения, ставившиеся в соседнем зале. Статуя, а вернее, обитавший в
ней, по мнению египтян, дух царя, могла видеть жертвы через два
отверстия, которые были прорезаны в стене на уровне её глаз, некогда
инкрустированных горным хрусталём. Статуя сейчас находится в Египетском
музее в Каире, однако в Саккаре на её месте находится точная копия, на
которую можно посмотреть, прильнув к отверстию в стене жертвенного зала.
Весь комплекс был окружён белой стеной из превосходного известняка,
которая имитировала знаменитые инбу хедж — древние белые стены города
Мемфиса — столицы Египта того времени. Именно в этом комплексе первой
пирамиды были заложены основы всей египетской архитектуры; кроме того,
это первое монументальное сооружение в истории человечества, построенное
из камня, а не из кирпича-сырца. За это творение имя архитектора и
мудреца Имхотепа почиталось в Египте до начала новой эры, то есть до
конца существования древнеегипетской цивилизации. Величественные
кирпичные сооружения, построенные из кирпича предками царя Нечерихета в
28 в. до н. э., хорошо известны — они находятся в некрополе города
Абидос на юге страны. Абидос был главной святыней Египта на протяжении
многих тысячелетий, здесь был главный культовый центр бога Осириса
— владыки иного мира и того бога, который, по преданию, первым победил
смерть. Тайные ритуалы Осириса и богов его круга были призваны даровать
вечную жизнь сущностям всех умерших. Поэтому в Абидосе, у ущелья Пега,
где по легенде находятся главные ворота в иной мир, были погребены
древнейшие египетские цари. Их погребения, состоявшие из центральной
погребальной камеры и десятков второстепенных помещений, «накрытых»
единым монументальным холмом, весьма впечатляют. Из этого холма, также
ассоциировавшегося с первым холмом суши, с которого началось сотворение
Вселенной, и родилась форма пирамиды — сначала ступенчатой, а с 26 в. до
н. э., со времени правления царя Снофру, отца Хуфу, — и истинной,
четырехгранной. Первая истинная пирамида была сооружена для Снофру
архитектором Нефермаатом в Дахшуре — некрополе, расположенном южнее
Саккары.
RT: Какие технические новшества воплощены в пирамидах? Как долго их строили и почему перестали?
В. С.: На протяжении истории строительства пирамид египетские архитекторы
применяли самые разнообразные техники и нововведения: по сути, техника
сооружения пирамид никогда не была одинаковой. Прежде всего это
произошло потому, что сами пирамиды по своему техническому воплощению
очень различны. Первая пирамида в Саккаре сооружена из сравнительно
небольших блоков известняка, причём во время строительства проект
менялся три раза, становясь все более величественным и совершенным.
Великие пирамиды царей в Гизе сочетали в себе нуммулитовый (с
окаменелостями) известняк, добывавшийся тут же, рядом со строительством,
гранит, который привозили из Асуана, с юга и использовали для отделки
внутренних помещений и, наконец, ослепительно-белый известняк из
каменоломен Туры с восточного берега Нила. Всё совершенство пирамид Гизы
не возникло бы, если бы не поиски новых архитектурных форм при царе
Снофру, отце Хуфу, для которого были сооружены две пирамиды в некрополе
Дахшур и перестроена пирамида его предшественника — царя Хуни в Мейдуме.
Все ошибки и неудачи двух пирамид были учтены при строительстве
последней, на севере Дахшура, в которой и был погребён царь. Это был тот
самый бесценный опыт, который использовал в своей работе величайший
скульптур своего времени — Хемиуну, возглавлявший строительство Великой
пирамиды. Кстати, объём строительства при Снофру, как и объём камня,
использованного в его пирамидах, намного превосходит собой то, что было
сооружено при Хуфу. Однако Великая пирамида затмила собой предыдущие
творения. Наконец, позже сооружались совсем небольшие пирамиды — это
было вызвано грядущим экономическим и политическим упадком Древнего
царства (27-22 вв. до н. э.) — периода истории Египта, когда были
сооружены самые знаменитые пирамиды. Позже пирамиды тоже строились,
однако технически были очень примитивны: так, пирамиды фараонов эпохи
Среднего царства часто строили, сооружая каркас из камня, который
забутовывали кирпичом, блоками камня, частями более древних сооружений, а
затем облицовывали качественным известняком. Проходили века, пирамиды и
имена построивших их царей забывались, облицовку стаскивали на
строительство других сооружений, и некогда красивая царская гробница
становилась похожей на небольшой холм, вокруг которого из-под песка ещё
были видны руины припирамидных храмов. Последнюю пирамиду строит для
себя в 16 в. до н. э. царь Яхмес I в Абидосе, близ святынь бога Осириса.
Столица этого времени — эпохи Нового царства — была перенесена на юг, в
великие Фивы. Эпоха пирамид — великих царских громад, которые тем не
менее не могли защитить память царя от грабителей и вандалов,
закончилась. Теперь последними пристанищами для великих царей стали
тайные глубокие гробницы, высеченные в скалах знаменитой Долины царей,
которая в древности называлась «Та сет аат», или Великое место. Впрочем,
о пирамидах помнили: место для Долины царей было выбрано так, что над
ущельем этого некрополя возвышается грандиозная скала, своей формой
напоминающая пирамиду. Древние называли её Дехенет, или Великая вершина
запада, считали живым существом — богиней, хранительницей усопших — и
почитали особым образом. Что, впрочем, не уберегло от грабителей и
большинство новых, тайных гробниц царей.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 2331
Рейтинг поста:
Очень заметно. Рано или поздно всю эту шоблу тоже надо будет чистить, там зажравшихся сволочей 99%. Проблема лишь в том что их курируют верха, но опять же момент, не спроста пошла волна альтернативщины, так что вот вам "Эволюция", на деле.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 30
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Да уж... похоже искать ответ на неудобные вопросы и описывать факты, которые не вписываются в "предельно ясную" историческую картину - не барское дело "недиванного" историка.