ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > «Рассуждения о «працивилизации» — это невежество»: зачем египтяне строили пирамиды
«Рассуждения о «працивилизации» — это невежество»: зачем египтяне строили пирамиды3-10-2016, 05:57. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
«Рассуждения о «працивилизации» — это невежество»: зачем египтяне строили пирамиды С гигантскими сооружениями древних египтян по сей день
связано огромное количество мифов и заблуждений. Чтобы разобраться, с
какой целью и как именно были построены пирамиды, корреспондент RT
обратился к Виктору Солкину — египтологу, президенту Ассоциации по
изучению Древнего Египта.
RT: Осенью начинаются новые исследования пирамид. Что именно будет исследоваться? Какие открытия нас могут ждать? Виктор Солкин: Исследования пирамид ведутся уже больше века и никогда не прерывались. Напомню: в Египте их к настоящему времени обнаружено 118, хотя большинству известны лишь «горы фараонов» в Гизе, в пригороде Каира. Не исключено, что в ближайшие годы в Египте будут обнаружены и другие пирамиды. Распространённый вопрос о том, как можно «потерять» громаду в пустыне, наивен: большинство пирамид не так велики, как те, что слыли одним из чудес света в Античности, есть небольшие пирамиды цариц и даже совсем «миниатюрные» пирамиды высотой около 10 м, которыми когда-то царь Снофру, отец всем известного Хуфу (греч. Хеопс. — RT.), маркировал важные пограничные точки своего государства. Есть недостроенные пирамиды — важный источник наших знаний о строительной технике и, наконец, «пирамидки», которые в разное время становились архитектурной модой при сооружении гробницы вельмож в разных областях Египта. Всё это — огромный материал, исследованиями которого занимаются сотни учёных из разных стран. Лишь несколько десятков из них, что важно, имеют реальный полевой опыт в Египте, что часто порождает кабинетные гипотезы, имеющие мало общего с реальностью. В России в последние годы бытовал другой перегиб: в Египет в качестве туристов приезжали люди, не знакомые ни с историей, ни с археологией Египта, чаще всего имеющие техническое образование. Они осматривали доступные им памятники, а потом делали скоропалительные выводы, которые даже гипотезами назвать нельзя. Рассуждения о некой «працивилизации», предшествовавшей Египту фараонов, пирамидах, «построенных из бетона», и обработке камня в Египте «фрезой» — это откровенное невежество, ставшее для отдельных деятелей источником выгодного бизнеса, построенного на доверчивости обывателя. Почему-то эти туристские поездки назывались на публике «экспедициями». Министерство по делам древностей Египта специально разработало последовательную систему доступа к археологическим работам в стране. Это не попытка скрыть от общественности историю, как порой кричат с экранов «эксперты» второсортных телеканалов. Это правило, позволяющее прикасаться к памятнику только подготовленному человеку, учёному, а не шарлатану. Настоящее же исследование того или иного пирамидного комплекса — это сложнейший труд группы профессионалов, в которую входят и археологи, и специалисты архитекторы, и египтологи-филологи, работающие с найденными древнеегипетскими текстами, и антропологи, если есть человеческие останки и, конечно же, искусствоведы, без которых невозможна, например, реконструкция целого изображения из фрагментов. Особую роль в команде играют реставраторы, поскольку главная задача исследований — это не только получение новой информации, но и сохранение дошедшего до нас через тысячелетия памятника для грядущих поколений. В этом смысле любое исследование должно прежде всего строиться по принципу бережного отношения к памятнику, когда любое действие предпринимается только после оценки всех возможных последствий. RT: Расскажите, пожалуйста, о последнем открытии в этой области, которое вас ошеломило. В. С.: Самая интересная находка, связанная с Великими пирамидами Гизы, была сделана совсем недавно, в 2013 году французскими археологами далеко от самих пирамид — в местечке Вади эль-Джарф, в 180 км к югу от города Суэц на побережье Красного моря. Здесь в III тысячелетии до н. э. находился крупный морской порт — обнаружены сотни каменных якорей, фрагменты отслуживших свой век кораблей, спрятанные в прибрежных пещерах, большое количество сосудов, в которых перевозили провизию и на которых писали название корабля и год правления царя, когда была совершена та или иная экспедиция. Однако самая важная находка — это папирусы с записками вельможи Мерера, который был современником царя Хуфу — строителя величайшей пирамиды Египта. На данный момент эти сорок крупных фрагментов — древнейшие папирусы с текстами, обнаруженные в стране. Папирус — хрупкий материал, однако в том случае, когда он попадает в идеальные условия египетской пустыни, то способен сохраниться на тысячелетия. Мерер работал на строительстве Великой пирамиды в Гизе, был частью колоссального административного аппарата, обслуживавшего главную стройку страны. Записки охватывают период трёх месяцев его жизни на 27-м году правления Хуфу. Интереснейшие строки повествуют о многочисленных поездках Мерера и 200 его рабочих в каменоломни Туры, расположенные на восточном берегу Нила, напротив некрополя в Гизе. Из Туры рабочие, которыми командовал Мерер, доставляли на строительство царской пирамиды превосходный местный известняк, который очень высоко ценился. Добытые плиты известняка люди Мерера грузили на специальные корабли, чтобы перевести их к месту строительства — на западный берег реки, где их принимала комиссия, возглавляемая родственником царя и известным архитектором Анххафом, чьи памятники, включая скульптурные портреты и грандиозную гробницу, нам хорошо известны. Речь шла о последних элементах отделки царской пирамиды, поскольку 27-й год правления был последним годом царствования Хуфу. Сохранилась в папирусах и подробная информация об обеспечении рабочих провизией — в основном хлебом и пивом. Эта находка очень значима, она стала важным дополнением к многолетним исследованиям американского археолога Марка Ленера, который нашёл не только огромный некрополь строителей пирамид Гизы, где были погребены те, кто погиб во время работ, но и руины бараков, где они жили, амбаров, где хранилось для них пропитание, и даже специальных печей с конвейерным хлебопечением, которое обеспечивало строителей необходимым пропитанием. Из текстов хорошо известно, что на строительстве, где были нередки несчастные случаи, работали бригады хорошо обученных врачей, а среди податей провизией, которыми снабжали строительство разные провинции страны, особую роль играли лук, чеснок и другие полезные травы, которые в большом количестве входили в рацион рабочих, чтобы предотвратить возможные эпидемии. Однако вернёмся к Мереру. Когда строительство царской пирамиды было завершено, его отправили в красноморский порт, являющийся важным звеном цепочки, по которой в Египет передавали с Синайского полуострова медь. Вовлечённый в новый «проект», Мерер, судя по всему, просто выбросил свои записки, которые не представляли для него больше ценности, но оказались бесценными для нас. RT: Пирамиды — достаточно изученный феномен. Но что до сих представляет собой загадку для египтологов? Может, цели построения? Многие считают, что пирамиды нужны были только для захоронения фараонов. Так ли это? В. С.: С целями строительства пирамид всё предельно ясно: это царские гробницы, если не считать несколько ритуальных пирамид, стоящих на пограничных территориях. Дело в том, что каждая пирамида — это центр большого ритуального и хозяйственного комплекса, а не отдельно стоящее сооружение. Чаще всего рядом с пирамидой, у её восточного склона, стоял царский заупокойный храм. Другой храм, нижний, стоял в долине, у берега реки. Храмы связывала парадная процессионная дорога. В целом пирамидный комплекс можно рассматривать как огромный последний дом царя, в котором нижний храм — это ворота, крытая дорога — входной коридор, заупокойный храм — вестибюль, двор, портик и зал приёмов, а погребальные покои — самые тайные, сокровенные помещения этого сакрального дворца, в которых царь спит, чтобы проснуться и, «омывшись» и «одевшись», то есть трансформировавшись и сменив воплощение и форму, предстать перед ликами обитателей иного мира. Зачастую припирамидные храмы были богато отделаны рельефами, рассказывающими не только о погребальном ритуале, но и об основных событиях царствования того царя, для которого сооружали пирамиду. Так, например, в декорировке пирамидного комплекса царя Унаса, правившего в 25 в. до н. э., сохранились рельефы, подробнейшим образом рассказывающие, как для припирамидных храмов на специальных кораблях перевозились с юга грандиозные гранитные колонны в форме пальмовых стволов и блоки редких камней для архитектурных деталей. Здесь же — страшные сцены голода, который охватил страну на одном из годов правления Унаса, когда воды Нила недостаточно разлились и площадь полей для хлебопашцев значительно сократилась. Все эти изображения — подробнейшая энциклопедия жизни Древнего Египта эпохи строительства пирамид. В самой пирамиде этого царя на стенах погребальной камеры и предшествующего ей помещения сохранились иероглифические тексты, вырезанные в камне и заполненные пигментом зелёного цвета, который ассоциировался в Египте с бессмертием и вечной жизнью. Это — знаменитые «Тексты пирамид» — древнейший свод религиозных текстов в истории человечества. Впервые вырезанные на стенах погребальной камеры Унаса, эти тексты столь совершенны, что понятно: раньше они были частью устной традиции не один век, либо записывались на папирусах, не дошедших до нашего времени или же пока не обнаруженных. Тексты содержат в себе описания иного мира, магические заклинания, эпизоды царского погребального ритуала; они настаивают на том, что сущность царя бессмертна, что владыка поднимется на небеса, где станет равным среди богов и собственных предков. Это очень важный источник по мировоззрению Египта эпохи пирамид, именно из него века спустя вышли другие важные египетские заупокойные тексты, включая «Тексты саркофагов» и «Книгу мёртвых». Роль пирамиды в этих текстах ясна и очень важна: это ритуальная машина для трансформации сущности царя в посмертное состояние, его вечный памятник, хранящий для потомков царское имя — не забытое имя было важнейшим элементом египетской концепции бессмертия, а также последняя царская супруга, хранящая в своей каменной утробе царскую мумию. Ещё пирамида — это подобие изначального холма суши, на котором, согласно религиозным текстам, появляется солнечный бог-демиург, творящий Вселенную. Пройдя через погребальный ритуал, царь соединяется с богом солнца, наследником и земным воплощением которого считался при жизни. Кроме того, пирамида была и крупной хозяйственной единицей: зачастую вокруг строительства возникал целый город, а сама пирамида, как живое существо, считалась «хозяйкой» множества полей, амбаров с имуществом, слуг и рабов. Из папирусов 25 в. до н. э., найденных в царском некрополе Абусир (немного южнее Гизы), в комплексах пирамид царей Нефериркара и Неферефра известно, что каждую пирамиду и её храмы обслуживало от 300-350 человек. Это были жрецы, чиновники, обслуживающий персонал, охрана. Хорошо известно, как проходили ежедневные службы памяти царя в припирамидных храмах, как, обмениваясь продукцией, комплексы пирамиды были основой экономики Египта того времени. Конечно же, ещё в древности пирамиды были объектом пристального интереса грабителей. Увы, здесь никакая преграда не была достаточно хороша: воры, столкнувшись с гранитными блоками, перекрывавшими проход к пирамиде, попросту обходили их сбоку, разрушая кладку. В пирамиде могущественного царя Аменемхета III (18 в. до н. э.) в Хаваре погребальная камера, помещённая внутрь пирамиды при строительстве, была выточена из цельного блока кварцита общим весом 110 тонн. Был специально продуман механизм: камеру покрывали, как потолок, три плиты из кварцита весом 45 тонн каждая, которые до погребения удерживали столбы, покоящиеся на камерах со спрессованным песком. Когда царскую мумию и сопутствующие предметы погребального инвентаря поместили внутрь, в камерах с песком были открыты боковые дверцы, песок высыпался, и многотонные плиты опустились сверху на погребальную камеру. Но и это не спасло царя: британский археолог Флиндерс Питри в 1888 году обнаружил внутри разорённые саркофаги, сосуды с внутренностями царя, куски мумии и поразительные сосуды для царских благовоний в форме уток, вырезанных из полупрозрачного алебастра. Всё остальное украли грабители, которые ещё в древности… несколько лет сверлили стенку погребальной камеры, пока, наконец, прочнейший кварцит не сдался. Этих людей не пугали ни наказание — грабителей гробниц сажали на кол, ни проклятие царей древности, которые в «Текстах пирамид» обещали для грабителей их усыпальниц наказания на загробном суде богов. RT: Что предшествовало пирамидам? Как египтяне пришли к этой идее? В. С.: Поразительно, но мы знаем имя архитектора, построившего первую пирамиду для своего царя Нечерихета в 27 в. до н. э. Его звали Имхотеп, он был жрецом бога Ра, астрономом, медиком, архитектором, мудрецом и близким другом — «побратимом» царя. Именно к имени Имхотепа восходит египетская традиция мудрости. Ему приписывают не только сооружение первой пирамиды, но и создание египетского календаря, на основе которого был создан современный, которым пользуемся мы. Для своего царя, которого более поздние поколения древних египтян назвали Джосером, то есть священным предком, в столичном некрополе, который сейчас называется Саккара (в 30 км к югу от Каира), он соорудил пирамиду высотой 60 метров, состоящую из шести ступеней. Это лестница, по которой царь после смерти восходит на небо. Под пирамидой не только погребальная камера и целый подземный дворец, стены которого были облицованы более чем 36 тысячами ярко-бирюзовых фаянсовых плиток, но и огромный лабиринт ходов, хранилищ и дополнительных погребальных камер для членов царской семьи. Общая протяжённость ходов под пирамидой превышает 7 км. Вокруг пирамиды — ритуальный комплекс, каменные модели крупнейших храмов страны и «сердаб» — тайная камера, в которой находилась статуя царя, изображавшая Ка — его двойника, который должен был после смерти владыки принимать подношения, ставившиеся в соседнем зале. Статуя, а вернее, обитавший в ней, по мнению египтян, дух царя, могла видеть жертвы через два отверстия, которые были прорезаны в стене на уровне её глаз, некогда инкрустированных горным хрусталём. Статуя сейчас находится в Египетском музее в Каире, однако в Саккаре на её месте находится точная копия, на которую можно посмотреть, прильнув к отверстию в стене жертвенного зала. Весь комплекс был окружён белой стеной из превосходного известняка, которая имитировала знаменитые инбу хедж — древние белые стены города Мемфиса — столицы Египта того времени. Именно в этом комплексе первой пирамиды были заложены основы всей египетской архитектуры; кроме того, это первое монументальное сооружение в истории человечества, построенное из камня, а не из кирпича-сырца. За это творение имя архитектора и мудреца Имхотепа почиталось в Египте до начала новой эры, то есть до конца существования древнеегипетской цивилизации. Величественные кирпичные сооружения, построенные из кирпича предками царя Нечерихета в 28 в. до н. э., хорошо известны — они находятся в некрополе города Абидос на юге страны. Абидос был главной святыней Египта на протяжении многих тысячелетий, здесь был главный культовый центр бога Осириса — владыки иного мира и того бога, который, по преданию, первым победил смерть. Тайные ритуалы Осириса и богов его круга были призваны даровать вечную жизнь сущностям всех умерших. Поэтому в Абидосе, у ущелья Пега, где по легенде находятся главные ворота в иной мир, были погребены древнейшие египетские цари. Их погребения, состоявшие из центральной погребальной камеры и десятков второстепенных помещений, «накрытых» единым монументальным холмом, весьма впечатляют. Из этого холма, также ассоциировавшегося с первым холмом суши, с которого началось сотворение Вселенной, и родилась форма пирамиды — сначала ступенчатой, а с 26 в. до н. э., со времени правления царя Снофру, отца Хуфу, — и истинной, четырехгранной. Первая истинная пирамида была сооружена для Снофру архитектором Нефермаатом в Дахшуре — некрополе, расположенном южнее Саккары. RT: Какие технические новшества воплощены в пирамидах? Как долго их строили и почему перестали? В. С.: На протяжении истории строительства пирамид египетские архитекторы применяли самые разнообразные техники и нововведения: по сути, техника сооружения пирамид никогда не была одинаковой. Прежде всего это произошло потому, что сами пирамиды по своему техническому воплощению очень различны. Первая пирамида в Саккаре сооружена из сравнительно небольших блоков известняка, причём во время строительства проект менялся три раза, становясь все более величественным и совершенным. Великие пирамиды царей в Гизе сочетали в себе нуммулитовый (с окаменелостями) известняк, добывавшийся тут же, рядом со строительством, гранит, который привозили из Асуана, с юга и использовали для отделки внутренних помещений и, наконец, ослепительно-белый известняк из каменоломен Туры с восточного берега Нила. Всё совершенство пирамид Гизы не возникло бы, если бы не поиски новых архитектурных форм при царе Снофру, отце Хуфу, для которого были сооружены две пирамиды в некрополе Дахшур и перестроена пирамида его предшественника — царя Хуни в Мейдуме. Все ошибки и неудачи двух пирамид были учтены при строительстве последней, на севере Дахшура, в которой и был погребён царь. Это был тот самый бесценный опыт, который использовал в своей работе величайший скульптур своего времени — Хемиуну, возглавлявший строительство Великой пирамиды. Кстати, объём строительства при Снофру, как и объём камня, использованного в его пирамидах, намного превосходит собой то, что было сооружено при Хуфу. Однако Великая пирамида затмила собой предыдущие творения. Наконец, позже сооружались совсем небольшие пирамиды — это было вызвано грядущим экономическим и политическим упадком Древнего царства (27-22 вв. до н. э.) — периода истории Египта, когда были сооружены самые знаменитые пирамиды. Позже пирамиды тоже строились, однако технически были очень примитивны: так, пирамиды фараонов эпохи Среднего царства часто строили, сооружая каркас из камня, который забутовывали кирпичом, блоками камня, частями более древних сооружений, а затем облицовывали качественным известняком. Проходили века, пирамиды и имена построивших их царей забывались, облицовку стаскивали на строительство других сооружений, и некогда красивая царская гробница становилась похожей на небольшой холм, вокруг которого из-под песка ещё были видны руины припирамидных храмов. Последнюю пирамиду строит для себя в 16 в. до н. э. царь Яхмес I в Абидосе, близ святынь бога Осириса. Столица этого времени — эпохи Нового царства — была перенесена на юг, в великие Фивы. Эпоха пирамид — великих царских громад, которые тем не менее не могли защитить память царя от грабителей и вандалов, закончилась. Теперь последними пристанищами для великих царей стали тайные глубокие гробницы, высеченные в скалах знаменитой Долины царей, которая в древности называлась «Та сет аат», или Великое место. Впрочем, о пирамидах помнили: место для Долины царей было выбрано так, что над ущельем этого некрополя возвышается грандиозная скала, своей формой напоминающая пирамиду. Древние называли её Дехенет, или Великая вершина запада, считали живым существом — богиней, хранительницей усопших — и почитали особым образом. Что, впрочем, не уберегло от грабителей и большинство новых, тайных гробниц царей. Вернуться назад |