В начале ХХ1 века в Центральной Азии происходят значительные перемены: в новых государствах идет процесс национального и государственного строительства, новые государства определяют свои национальные интересы, внешнеполитические приоритеты, имеются определенные тенденции к региональной интеграции. В новых государствах идет поиск национальной идеи, источником которого являются общечеловеческие ценности, выработанные народами, населявшими регион, а также наследие древнейших цивилизаций Центральной Азии. В этом плане важна роль наследия обширной могущественной империи Кирпанд, которая просуществовала свыше 500 лет. Созданное коренными оседлыми бактрийцами, саками и кочевыми юэчжами империя охватывала значительные территории Центральной Азии. Территория Кирпанда охватывала земли нынешних Таджикистана, часть Узбекистана, часть СУАР КНР, северного Афганистана, Пакистана и Северной Индии. Именно кочевой, сакский пласт с его прочной военной структурой, а также достижения цивилизаций оседлого населения явились важным стимулом к объединению обширных областей и владений в единое централизованное государство. Созданная на фундаменте древнейших традиций народов Центральной Азии и обогащенная достижениями эллинистической цивилизации, кирпандская политическая, духовная и материальная культура стала основой, на которой развилась позднейшая культура многих народов Востока. Созданная в 1 веке до н.э., на местных цивилизационных основах империя Кирпанд является важным этапом в истории таджикского народа, который создал прочные основы для консолидации народа и расцвета культуры в последующие эпохи. Империя Кирпанд в начале нашей эры объединила под своей властью наиболее развитые в экономическом и культурном отношении страны Центральной Евразии. Важен при государственном строительстве нового Таджикистана интеграционный опыт Кирпанда различных по происхождению и верованиям народов в рамках единого централизованного государства. Именно императоры Кирпанда впервые в истории центральноазиатского региона успешно реализовали геополитический интеграционный проект. Культурный синтез, отмеченный в Кирпанде, свидетельствует об осознании предками таджикского народа значимости культурных связей, тесного общения, что способствовало выработке общих культурных ценностей в империи и мирному сосуществованию народов в рамках империи. Наивысшим достижением синтеза достижений народов, населявших империю, можно считать формирование кирпандской цивилизации. Расцвет кирпандской цивилизации было достигнуто не в результате самоизоляции или целенаправленного следования какой-либо одной традиции, а напротив эта одна из величайших цивилизаций древности сложилась под воздействием интенсивных международных связей, активного творческого усвоения и переработки культурных достижений народов Евразии. Империя Кирпанд, первоначальным ядром которой является «Крыша мира» и прилегающие территории, смогла своей мощью стоять в одном ряду с Римом, Срединной империей, Парфией, а позднее и с сасанидским Ираном и играла одну из ключевых ролей в политической жизни евразийского пространства. Впервые 112 году до н.э. Дася (Бактрия) наладила дипломатические отношения с ханьским Китаем. Кирпанд с этого момента и уже в рамках централизованного государства поддерживает на подвластных территориях бесперебойное функционирование трансконтинентального Великого Шелкового пути, который обеспечивал прочные дипломатические, культурные и торговые связи на евразийском пространстве. Особое место в истории политической культуры таджикского народа принадлежит императору-реформатору Канишке, который впервые в истории Центральной Азии провел кардинальные политические реформы: ввел новое летоисчисление, провел языковую реформу (бактрийский-арийский сделал государственным языком), укрепил династийный культ, заменил в официальной сфере греческое письмо бактрийским-арийским, провел религиозную реформу. Свидетельством политической толерантности Канишки является длительное сосуществование этнокультурных традиций и разных религиозных систем и течений в империи. Многообразие религиозно-философских течений в единой политической системе Кирпанда было одним из уникальных явлений в истории мировых цивилизаций. Сложившийся в Кирпанде триединый союз духа: сила императорского духа, сила религиозного духа, сила воинского духа– спаивал империю и укреплял мощь империи. Данная монография – первая попытка дать общую концепцию генезиса и развития первой в Центральной Азии империи –Кирпанд. Автор намеренно не акцентировал внимание на дискуссионных проблемах истории Кирпанда, считая важным на первоначальном этапе исследования империи дать общую канву генезиса и развития кирпандского государства. Многие проблемы истории Кирпанда в монографии лишь обозначены. Это связано скудостью источников для исследования политической, социально-экономической истории. Многие археологические открытия последних десятилетий ХХ века и начала ХХ1 века еще не получили исторической интерпретации или не введены широко в науку. Наука не располагает обстоятельными центральноазиатскими хрониками или историческими сочинениями, наконец, отсутствуют местные источники о Кирпанде, а более или менее подробные сведения об этом государстве имеются только в китайских хрониках. Открытия Сурхкотальской и Рабатакской надписей «кушанским письмом» и других памятников «арийского языка» хотя и дали важный материал для реконструкции истории Кирпанда, но они недостаточны для глубокого исторического анализа Кирпандской империи. Несмотря на все достижения мирового научного сообщества в изучении истории государств Центральной Азии 1-УП веков, связная политическая история пока не написана. Слабая изученность истории Кирпанда объясняется отсутствием собственно кушанских, эфталитских а также индийских и парфянских исторических сочинений исследуемого периода и необычайной фрагментарностью и скудостью сведений о нём иноземных сочинений — античных, древнекитайских, армянских и пр. Данные нумизматики, археологи, лингвистики, исследования исторической географии, письменного наследия уже дают общую картину предыстории, истории создания и последующего развития Кирпанда. Изучение загадочной империи, в которой сменились кушанская, кидаритская и эфталитская династии, может стать одним из приоритетных направлений таджикской исторической науки в последующий период. И сегодня, в свете новых исследований XX1 века, в области истории, нумизматики, лингвистики и археологии возникает проблема суммирования данных, их исторической интерпретациив контексте реконструкции истории Кирпандской империи. Возникает необходимость создания фундаментальной социально-политической истории Кирпандской империи, а также комплексного исследования кирпандской цивилизации усилиями историков, политологов, культурологов, религиоведов, археологов, лингвистов. Эти комплексные исследования (археологические, исторические) не могут быть решены без учёта данных китайской археологии и исследований учёных сопредельных государств, некогда входивших в состав государства Кирпанд, для которых история этой империи тоже является отечественной.
Примечания:
Предисловие. 1.Краткая история таджиков (Тажикларнин кискичи тарихи)/ на уйгурском языке/. Урумчи: Синьцзянское народное издательство, 1985. 2. Сюанцзан «Дневник о Западном крае Великой Танской эпохи».-Пекин, 1985 (на кит.яз.). 3.Курбан Ширин. Культура таджиков Китая (Жунго тажик маданияти). Урумчи: Синьцзянское народное издательство, 1992. (на уйгурском языке). 4.Майтдинова Г.М. Государство Кирпанд: миф или реальность // Мероси ниёгон, 1999, № 4, с.84-87; Майтдинова Г.М. Кирпанд - империя предков таджиков.500 лет великого восхождения к саманидам //Бизнес и политика,2002, 27 сентября 2002 г.; Майтдинова Г.М.Государство Кирпанд – империя в Срединной Азии //Мероси ниёгон, 2003, №6 с.79-88; Майтдинова Г.М. Роль Кирпанда в развитии цивилизаций Центральной Азии //Материалы Международной научной конференции «Цивилизационный фактор на Среднем Востоке: опыт исторического взаимодействия».Душанбе, 30 марта 2006 г. – Душанбе, 2007, с.176-186; G.Maitdinova. On Kirpand Kingdom in Pamir// журн. «Ay Khanum 2004.-Tokyo, 2004, p.133-141 (на японском языке); Майтдинова Гузель «Роль Кирпанда в синтезе культур Центральной Азии» //Очерки истории и теории культуры таджикского народа. Душанбе,2010, с.39-58; и др. 5.Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры.-М.,1977, с.41.
ГЛАВА 1. Центральная Азия в 1- П веках нашей эры и начальный этап истории Кирпанда
1.1. Исторические сведения о Кирпанде и актуальные проблемы древней центральноазиатской истории.
1.Бичурин н.Я. Средняя Азия и Восточный Туркестан. Алматы, 1997, с. 88 2.Курбан Ширин. Указ. раб., с.40. 3.Sims-Williams N., Cribb j. A New Bactrian Inscription// Silk Road Art and Archacology.-Vol.4-Kamakura, 1995/96y. P.75-142 4.Довуди Д.Денежное обращение древнего и средневекового Хатлона (У в. до н.э. – нач. ХХ в.н.э.)-Душанбе,2006, с.58. 5.Курбан Ширин. Указ. раб., с. 40. 6.Курбан Ширин. Указ. раб., с. 40 7.Ставиский Б.Я.Кушанская империя и Хорезм (старая проблема в свете новых данных)//Приаралье в древности и средневековье.-М., 1998,95. 8.Ртвеладзе Э.В. Монеты Тюркеша - правителя Чача.// нумизматика Центральной Азии. Ташкент, 2001, с. 45. 9.Ставиский Б.Я. Средняя Азия в кушанский период// История таджикского народа. Душанбе, 1998, с. 430, 432 10.Вайнберг Б.И. Некоторые вопросы истории Тохаристана в IV-V вв.// Кара-тепе, вып. 3. М., 1972, с. 137. 11. Мандельштам А.М. О некоторых вопросах сложения таджикской народности в Среднеазиатском междуречье // СА, -1954, т. 20, с. 62. 12. Гумилёв Л.Н. Эфталиты и их соседи в IV в. // ВДИ, 1959, № 1, с. 136. 13. Enoki K/ On the Nationality of the Ephtalites// The Toho Bunko (The oriental Library).- № 18, Tokyo, 1959, p.23, 2 14.Buncer E.C.Significant Changes in Iconographi and Technology among Ancient Chines Northwestern Pastoral Neighborg from the Fourth to the first Century b.c. ||Bulletin of the Asia Institute.6. 1992, p. 111, 115, note 56. 15.Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т.2.М.-Л.,1950, с.228. 16.Массон М.Е.К вопросу о северных границах государства «великих кушан».//Центральная Азия в кушанскую эпохуТом.П. М., 1975, с.46-47. 17.Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры.-М.,1977,с.32-35. 18.Там же, с.40-41.
1.2.Истоки становления государства Кирпанд.
1.Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры.-М.,1977, с.96. 2.Мандельштам А.М. Происхождение и ранняя история кушан в свете археологических данных.//Центральная Азия в кушанскую эпоху.Том.1,М., 1974,с. 196; Он же. Некоторые вопросы ранней истории кушан в свете археологических данных// Проблемы археологии Средней Азии. Тезисы докладов и сообщений к совещанию по археологии Средней Азии. Л.,1968, с.68. 3.Мандельштам А.М.К вопросу об особенностях расположения памятников кочевого населения Северной Бактрии.//СРОМ.Вып. 4,1966, с.25; Он же. Античные государства и кочевые племена в Средней Азии // Тезисы докладов сессии, посвященной итогам полевых археологических исследований 1972 года в СССР. Ташкент, 1973, с.125-126. 4.Сыма Цянь. Ши цзи (исторические записки). (На кит.яз.). Пекин, 1975,гл.23, с.3161 5.Боровкова Л.А. Запад Центральной Азии во П в. до н.э.-УП в. н.э. (Историко-географический обзор по древнекитайским источникам). М., 1989,с. 23; Она же. Царства «Западного края». Восточный Туркестан и Средняя Азия по сведениям из «Ши цзи» и «Хань шу». М.,2001, с.104, 114. 6.Бань Гу. Хань шу. (История Хань).(На кит.яз.) Пекин, 1964, гл.96/1, с.3890-3891. 7.Боровкова Л.А. Царства «Западного края», с.167. 8.Мандельштам А.М. История скотоводческих племен и ранних кочевников на юге Средней Азии // Ариана и Арйанведжа. Худжанд,2006, с.262. 9.Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т.2. М.-Л., 1950, с.227-228. 10.Cunningyam A. Coins of the Indo-Scythians. Coins of the sacas// NC. Ser. 3. T.10, 1890, c.41; Pelliot P. Les pays d’Occident d’apres le Heou yan chou. //T’P. Ser.2. T.8, 1907, c. 191. 11. Cunningyam A. Coins of the Indo-Scythians, c.41; Marquart J. Eransahr nach der Geographie des Ps. Moses Xorenasi. B., 1901, c.209. 12. Ставиский Б.Я.Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры, 17-19. 13.Краткая история таджиков. С. 13-14; 14.Бичурин н.Я. Средняя Азия и Восточный Туркестан. Алматы, 1997, с. 88; 15.Краткая история таджиков (Тажикларнин кискичи тарихи)/ на уйгурском языке/. Урумчи Синьцзянское народное издательство, 1985, с. 9-16; 16.Курбан Ширин. Культура таджиков Китая (Жунго тажик маданияти)/ на уйгурском языке/. Урумчи Сигьцзянское народное издательство, 1992. 17.Мандельштам А.М. Материалы к историко-географическому обзору Памира и припамирских областей.// Труды АН ТаджССР. Т.53. Сталинабад, 1957, с.61-62, 97-98. 18. Мандельштам А.М. Материалы к историко-географическому обзору Памира и припамирских областей, с.98; Marquart J. Eransahr nach der Geographie des Ps. Moses Xorenasi, с.225. 19. Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры, с.111-112. 20. Краткая история таджиков (Тажикларнин кискичи тарихи), с.55. 21.Ртвеладзе Э.В. Монеты Тюркеша - правителя Чача.// нумизматика Центральной Азии. Ташкент, 2001, с. 45. 22. Мандельштам А.М. О некоторых вопросах сложения таджикской народности в Среднеазиатском междуречье // СА, -1954, т. 20, с. 62. 23. Гумилёв Л.Н. Эфталиты и их соседи в IV в. // ВДИ, 1959, № 1, с. 136. 24. Enoki K/ On the Nationality of the Ephtalites// The Toho Bunko (The oriental Library).- № 18, Tokyo, 1959, p.23, 27. 25. Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры, с.119-121. 26.Боровкова Л.А. Царства «Западного края». Восточный Туркестан и Средняя Азия по сведениям из «Ши цзи» и «Хань шу», с.176.
ГЛАВА П. Политическая история Кирпанда
П.1.Укрепление могущества и международного влияния Кушанской династии
1.Ставиский Б.Я. Средняя Азия, Индия, Рим (к вопросу о международных связях в кушанский период).- Индия в древности. М., 1964, с. 177-180. 2.Боровкова Л.А. Кушанское царство (по древним китайским источникам).-М.,2005, с.7-9. 3.Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т.2. М.-Л., 1950, с.227-228. 4.Мандельштам А.М. Происхождение и ранняя история кушан в свете археологических данных //Центральная Азия в кушанскую эпоху. Том 1. М., 1974, с.195; Зезенкова В.Я. Некоторые кранеологические материалы кушанского времени в Средней Азии//Центральная Азия в кушанскую эпоху. Том 1. М., 1974, с.231-234; Гинзбург В.В. Антропологические данные к вопросу об этногенезе населения среднеазиатского междуречья в кушанскую эпоху//Центральная Азия в кушанскую эпоху. Том 1. М., 1974, с. 224; Боровкова Л.А. Кушанское царство (по древним китайским источникам).-М.,2005, с.273-274; Боровкова Л.А. Царства «Западного края» во П-1 веках до н.э. Восточный Туркестан и Средняя Азия по сведениям из «Ши цзи» и «Хань шу». М., 2001, с.162. 5.Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977, с.19. 6. Довуди Д. Денежное обращение древнего и средневекового Хатлона (У в. до н.э. – нач. ХХ в. н.э.). Душанбе, 2006, с.49. 7.Ртвеладзе Э.В.К истории становления кушанского государства в Бактрии и Гандхаре //Индия и Центральная Азия (доисламский период). Ташкент, 2000, с.146-148. 8. Курбан Ширин. Культура таджиков Китая (Жунго тажик маданияти) / на уйгурском языке/. Урумчи Сигьцзянское народное издательство, 1992. 9. Боровкова Л.А. Кушанское царство (по древним китайским источникам), с.274-277. 10.Симс-Вильямс Н.Новые бактрийские документы.-ВДИ, 1997, № 3 (222), с.3-9. 11. История таджикского народа. Том 1. Душанбе, 1998, с.698. 12.Симс Вильямс Н. Указ. раб., с.5. 13. Ртвеладзе Э.В.К истории становления кушанского государства в Бактрии и Гандхаре //Индия и Центральная Азия (доисламский период), с.147-148. 14.Майтдинова Г.М. Государство Кирпанд: миф или реальность? //Мероси ниегон. 1999, № 4, с.85. 15. Боровкова Л.А. Кушанское царство (по древним китайским источникам), с.274-275 16.Курбан Ширин. Культура таджиков Китая (Жунго тажик маданияти), с.40. 17.Краткая история таджиков (Тажикларнин кискичи тарихи) / на уйгурском языке/. Урумчи, 1985, с. 9-16. 18.Воробьева-Десятовская М.И. Индийцы в Восточном Туркестане в древности (некоторые социологические аспекты)// Восточный Туркестан и Средняя Азия. История.Культура.Связи. М., 1984, с.72. 19.Brough I. Comments on third century Shan-Shan and the history of Buddhism/-BSO (A)S. Vol.28.1965, p.597; Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Очерки истории. М., 1988, с.260-261. 20.Массон М.Е. К вопросу о северных границах государства «кушан» //Центральная Азия в кушанскую эпоху.Том. П. М.,1975, с.47. 21.Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе Э.В. Северная Бактрия-Тохаристан.. Ташкент, 1990, с.56-57. 22. Ртвеладзе Э.В.К истории становления кушанского государства в Бактрии и Гандхаре //Индия и Центральная Азия (доисламский период), с. 147-148. 23.Мукерджи Б.Н. Имперские культы в кушанской империи.//Индия и Центральная Азия (доисламский период).Ташкент, 2000, с.175. 24.Ставиский Б.Я. О северных рубежах кушанской Бактрии// История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М.,1976, с.44. 25.Banerji A. Tastern Expansion of the Kushana Empire //IHQ/-1951.-Vol.27.-№4.-Р.294-303. 26. Konow S. Kharoshtyi Inscriptions with exception of those of Asoka.-C11.Vol. 2. Pt. 1, 1929, p. LXXY; Симс-Вильямс Н.Новые бактрийские документы, с.4. 27.История таджикского народа. Том 1.Древнейшая и древняя история. Душанбе,1198, с.419. 28.Foucher F. L’art Greco-bouddhique du Gandhara. T.2. 2.P.,1922, p.531; Ingholt H. Gandharan Art in Pakistan.N.Y., 1957,№ 494; 29.Массон В.М. Средняя Азия и Индия: 5000 лет культурных связей и творческого взаимодействия// Индия и Центральная Азия (доисламский период). Ташкент, 2000, с.115. 30.Levi S. Notes sur les Indo-Scythes// JA/-1896.-P.10-№1. 31. Боровкова Л.А. Кушанское царство (по древним китайским источникам), с.275-277. 32. Симс-Вильямс Н.Новые бактрийские документы, с.4 33. Мукерджи Б.Н. Имперские культы в кушанской империи,176-177. 34. История таджикского народа. Том 1.Древнейшая и древняя история, с.556. 35.Тихонов Д.И. Культурные связи народов Центральной Азии с кушанами// Центральная Азия в кушанскую эпоху.Том. П. М.,1975, с.159. 36. Краткая история таджиков (Тажикларнин кискичи тарихи), с. 9-16. 37. Боровкова Л.А. Кушанское царство (по древним китайским источникам), с.276-277. 38.Дьяконов М.М., Мандельштам А.М. Средняя Азия в Ш-У вв.//Очерки истории СССР (Ш-1Х вв). М., 1968, с.334. 39. Курбан Ширин. Культура таджиков Китая (Жунго тажик маданияти), с.40. 40.Луконин В.Г.Завоевания Сасанидов на востоке и проблема кушанской абсолютной хронологии.-// Вестник древней истории. 1969, №2,с.22-23. 41.Noldeke T. Geschichte der Perser und araber zur Zeit des Sassanides aus dem arabische Chronik des Tabari. Leiden, 1879, s. 17-18. 42. Дьяконов М.М., Мандельштам А.М. Указ.раб., с.333-334. 43.Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия, с.131-132. 44. Ставиский Б.Я. Средняя Азия в кушанский период// История таджикского народа. Душанбе, 1998, с. 430, 432 45.Вайнберг Б.И. Некоторые вопросы истории Тохаристана в IV-V вв.// Кара-тепе, вып. 3. М., 1972, с. 137.
П.2. Политическая карта Центральной Азии в 1У веке и роль Кидаритской и Эфталитской династии в регионе
1.Ставиский Б.Я. Средняя Азия в кушанский период// История таджикского народа. Душанбе, 1998, с. 430, 432; Вайнберг Б.И. Некоторые вопросы истории Тохаристана в IV-V вв.// Кара-тепе, вып. 3. М., 1972, с. 137. 2. Marquart J. Eransahr. Berlin, 1901, р. 55, 211; Martin М. Coins of Kidara and the little Kushans, JASB, ч. III, 1939, р. 23. 3.Rosenfield J. M. The Dynastic Arts of the Kushans. Berkeley-Los-Angeles, 1967, p.287; 4. Ghirshman R. Les Chionites-Hephtalites. Cair, 1948, стр. 74. 5. Приск Панийский Сказания.( пер. Г.С. Дестуниса),.«Уч. зап. 2-го отделения Академии наук», кн. VII, вып. I, 1861, с. 84-91; Мандельштам. А.М. К вопросу о кидаритах, с. 66-67; Фавст Бузанд. История Армении, V, 7 и 37. 6. Ghirshman R. Les Chionites-Hephtalites. Cair, 1948, стр. 74. 7.Мандельштам. А.М. К вопросу о кидаритах. // КСИЭ. Вып. XXX. 1958. С. 66-72. 8. Гумилев Л.Н. Эфталиты и их соседи в IV в.// "Вестник древней истории". 1959, No 1, стр. 129-140. 9. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии, т. II, с. 268. 10. Бурхан-уд-Дин-хан-и-Кушкеки, Каттаган и Бадахшан. Ташкент ,1926, с. 108; Grishman R. Les Chionites - Hephtalites. Le Caire, 1948, с. 99 11. Гумилев Л.Н. Эфталиты и их соседи в IV в.// "Вестник древней истории". 1959, No 1, стр. 129-140. 12.Enoki K. On yht nationality of the Ephtalites //the Toho Bunko (The oriental Librari).-№18, Tokyo, 1959, p. 23,27. 13.Кляшторный С.Г. Степные империи: рождение, триумф, гибель.//Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии.СПб.,2005, с.40 14. Ghirshman R. Les Chionites-Hephtalites, р.115. 15. . Гумилев Л.Н. Эфталиты и их соседи в IV в.// "Вестник древней истории". 1959, No 1, стр. 129-140. 16.Ртвеладзе Э.,Сагдуллаев А.Памятники минувших веков.Ташкент,1986, с.93-94; Мандельштам А.М., Майтдинова Г.М., Рахимов Н.Т. «Государство эфталитов. Политическая карта Средней Азии второй половины У-УП вв.»//История таджикского народа. Том.П. Душанбе,1999, с.36-37;Исоматов М.М. Эфталитское государство и его роль в истории Центральной Азии// www.pandia.ru/465729/ 17. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Указ.раб., т. II, стр. 268 18. Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами. (Пер. С. Дестуниса). СПб,, 1876, стр. 22. 19. Ртвеладзе Э.,Сагдуллаев А.Памятники минувших веков.Ташкент,1986, с.93-94; Исоматов М.М. Эфталитское государство и его роль в истории Центральной Азии// www.pandia.ru/465729/. 20.Ujfalvy Ch. Memoire les Huns blancs. L’Anthropologie.T.1X, №3-4б 1848. 21.Трофимова Т.А. Изображения эфталитских правителей на монетах и обычай искусственной деформации черепа у населения Средней Азии в древности. М., 1968, с.189. 22.Ходжайов Т.К. К палеоантропологии древнего Узбекистана. Ташкент. 1980, с.138, 146. 23. Ртвеладзе Э.,Сагдуллаев А.Памятники минувших веков, с.92-93. 24.Гафуров Б.Г.Таджики. М.,1972, с.207-208. 25. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Указ.раб., т. II, с. 268. 26.Дестунис С. Византийские историки. СПб, 1861, с.493. 27 Ghirshman R. Les Chionites-Hephtalites, р.115. 28.Тревер К.В.Кушаны, хиониты и эфталиты по армянским источникам 1У-УП вв. //СА,ХХ1, 1954, с.136-137. 29.Исоматов М. Эфталиты в Индии и Восточном Туркестане// Очерки истории и теории культуры таджикского народа. Душанбе, 2010, с.13-15; Кляшторный С.Г. Степные империи: рождение, триумф, гибель.//Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии.СПб.,2005, с.40. 30. Гумилев Л.Н. Эфталиты - горцы или степняки //"Вестник древней истории", 1967, No 3, стр. 91 – 98. 31. Noldeke Т. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sassaniden., стр. 156; Ghirshman R. Les Chionites - Hephtalites, стр. 94; Ртвеладзе Э.,Сагдуллаев А.Памятники минувших веков, с.90. 32.Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе Э.В. Северная Бактрия-Тохаристан. Очерки истории и культуры. Древность и средневековье. Ташкент, 1990, с.130. 33.Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами. (Пер. С. Дестуниса). СПб,, 1876, стр. 22. 34.Краткая история таджиков (Тажикларнин кискичи тарихи),с.9-16. 35.Бичурин Н.Я. Указ. раб., с.312, 319, 271. 36.Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе Э.В. Указ.раб., с.133-134. 37.Альбаум Л.И.Живопись Афрасиаба. Ташкент, 1975, с.52-56. 38. Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе Э.В. Указ.раб., с.134. 39. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Указ.раб., т, II, с. 269. 40. Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами., т. I, стр. 24. 41.Исоматов М.Сасаниды, эфталиты и тюрки в свете данных арабо-персоязычных источников 1Х-Х1 вв. (опыт анализа источников)//Очерки истории и теории культуры таджикского народа.Душанбе, 2009, с.10-14. 42.Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе,1989, с.275. 43. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Указ.раб., т, II, с. 269. 44. Курбан Ширин . Культура таджиков Китая (Жунго тажик маданияти) /на уйгурском языке/. Урумчи, 1992, с.40.
ГЛАВА Ш. Зарождение дипломатических традиций в Центральной Азии и дипломатия Кирпанда
1.История дипломатии. Том 1. М., 1941, с.15. 2.Диодор, П,34,1-4. 3.Негматов Н.Н. Концепция истории дипломатии таджикского народа. Худжанд, 2004, с.6-12. 4.Ртвеладзе Э. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии. Ташкент, 2008, с.122-134. 5. Боровкова Л.А. Царства «Западного края». М., 2001, с.5. 6. Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки).(перевод Л.А. Боровковой) Пекин, 1975, глава 123, с.3254. 7.Боровкова Л.А. Царства «Западного края», с.97-117. 8. Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки), глава 123, с.3168-3169. 9. Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки), глава 123, с. 3171. 10.Боровкова Л.А. Указ.раб., с.130-132. 11. Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки), глава 123, с. 3171-3172. 12. Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки), глава 123, с. 3173. 13.Бань ГУ. Хань шу (История Хань) (Перевод Л.А. Боровковой). Пекин, 1964, гл.96/1, с.3692-3693. 14.Боровкова Л.А. Указ. раб., с.307-309. 15.Шефер Э. Золотые персики Самарканда.М.,1981, с.44-47. 16. Боровкова Л.А. Запад Центральной Азии во П в. До н.э. – УП в.н.э. (историко-географический обзор по древнекитайским источникам). М., 1989, с. 8-10 17.Боровкова Л.А. Указ. раб., с.179. 18.Боровкова Л.А. Указ. раб., с.180. 19.Chavannes E. Trois generaux chinoise de la dinastie han Orientaux || Tp.-1907.-Vol.7.-P. 230-232. 20. Ртвеладзе Э. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии, с.132-134. 21. Краткая история таджиков (Тажикларнин кискичи тарихи) (на уйгурском языке).Урумчи:Синьцзянское народное издательство, 1985, с. 9-16. 22. Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки), глава 123,с.3179. 23.Hackin J. Nouvelle recherches Archeologiques a Begram (1939-1940)/-Paris,1954/ (MDAFA.-T.11); Wheeler M. Rome beyond the Imperial Frontiers.-Harmoudsworth, 1955, p.194. 24.Краткая история таджиков (Тажикларнин кискичи тарихи) с. 9-16. 25.Herzfeld E. Paikuli. Monunent and Inscription of the Earli History of the sasanian empire.-Berlin, 1924.-Vol.1.-P.42/ 26.Васильев Л.С. История Востока. Том 1. М., 1998, с.167-168. 27.Майтдинова Г.М.О трансформации головного убора у древних кочевников (к истории одежды раннего средневековья)// Культура Среднего Востока. Изобразительное и прикладное искусство.Ташкент,1990, с.132. 28.Альбаум Л.И. Живопись Афрасиаба. Ташкент, 1975; Майтдинова Г. К интерпретации живописи Афрасиаба УП в. н.э. (сцена в лодке).Известия АН Тадж.ССР. 1984, №2, с.20 29.Альбаум Л.И. Указ. раб., с.52. 30.Майтдинова Г.М. Первый таджикский дипломат…из Гиссарской долины. //Мероси ниегон. 2001, № 5, с.58-59. 31.Низам-аль-мульк. Книга об управлении государством. Душанбе, 1998. 32.Ятимов С.С.Низам-аль-мульк: взгляды о личности, задачах и функциях посла. //Таджикистан и современный мир. Душанбе, 2008, № 1(16), с. 84.
ГЛАВА 1У. Эволюция культуры Кирпанда
1У.1.Роль Кирпанда кушанского периода в синтезе культур Центральной Азии
1.Бичурин н.Я. Средняя Азия и Восточный Туркестан. Алматы, 1997, с. 88 2.Курбан Ширин Культура таджиков Китая (Жунго тажик маданияти). Урумчи: Синьцзянское народное издательство, 1992., с.40 (на уйгурском языке). 3.Sims-Williams N., Cribb j. A New Bactrian Inscription// Silk Road Art and Archacology.-Vol.4-Kamakura, 1995/96y. P.75-142 4.Довуди Д.Денежное обращение древнего и средневекового Хатлона (У в. до н.э. – нач. ХХ в.н.э.)-Душанбе,2006, с.58. 5.Майтдинова Г.М. Роль Кирпанда в развитии цивилизаций Центральной Азии // Мат-лы Междунар.научн. конф. «Цивилизационный фактор на Среднем Востоке: опыт исторического взаимодействия.- Душанбе, 2007, с.177-187. 6.Ставиский Б.Я.Введение в историю культуры и искусства народов Средней Азии. М., 1992, с.43. 7. Ставиский Б.Я., Яценко С.А Искусство и культура древних иранцев.- М.,2002,с. 246-247. 8. История таджикского народа. Том 1.Древнейшая и древняя история. Душанбе,1998,с.,443-445. 9. Елкина А.К., Майтдинова Г.М., Козловский В.А. Одежда конца IV-V вв. из Старого Термеза // Буддийские комплексы Кара-тепе в Старом Термезе. М., 1996, с.307-326. 10. Массой В.М. Первые цивилизации. Л., 1989,, с.ЗО-31. 11. Пуганченкова Г.А. Бактрийско-индийские связи в памятниках искусства.//Древняя Индия. Историко-культурные связи. М., 1982, с.246. 12. Пуганченкова Г.А. Предметы иноземного импорта на среднеазиатских трассах Великого Шелкового пути//На среднеазиатских трассах Великого Шелкового пути. Очерки истории и культуры. Ташкент, 1990. С.23-38. 13.Ставиский Б.Я., Яценко С.А Искусство и культура древних иранцев, с.244. 14.История таджикского народа. Том 1.Древнейшая и древняя история. Душанбе,1998, с.435-436. 15.Ставиский Б. Я. Исследование Кара-тепе в Старом Термезе и значение его для изучения культурных взаимосвязей между народами древнего мира.// Культурные связи народов Средней Азии и Кавказа.-М., 1990, с.8. 16.Пугаченкова Г. А. Буддийское искусство кушанской Бактрии. //Изучение культурного наследия Востока. Культурные традиции и преемственность в развитии древних культур и цивилизаций. СПб.,1999.с.41. 17.Ставиский Б.Я. Исследование Кара-тепе.., с.9. 18.Мукерджи Б.Н. Имперские культы в Кушанской империи.// Индия и Центральная Азия (доисламский период). Ташкент, 2000, с.177. 19. Ртвеладзе Э. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии.- Ташкент, 2008,с. 86-87. 20. Ставиский Б.Я., Яценко С.А Искусство и культура древних иранцев, с.248-256. 21.Ртвеладзе Э. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии, с.150-158. 22.Симс-Вильямс Н. Новые бактрийские документы // ВДИ, 1997,№ 3, с.3-10. 23.Фуссман Ж. Язык и культура при кушанах //МАИКЦА.Вып.15, М.,1988, с.52. 24.Ставиский Б.Я. Введение в историю культуры и искусства народов Средней Азии, с.47-48. 25.Массон В.М. Средняя Азия и Индия:5000 лет культурных связей и творческого взаимодействия //Индия и Центральная Азия (доисламский период). Ташкент, 2000, с.115. 26.Гафуров Б.Г. Кушанская эпоха и мировая цивилизация // Центральная Азия в кушанскую эпоху. Том 1. М., 1974, с.61-80; Майтдинова Г.М. Роль Кирпанда в развитии цивилизаций... С. 89-91.
1У.2. Ренессанс культуры Кирпанда в эфталитский период
1.Курбан Ширин. Культура таджиков Китая (Жунго тажик маданияти) /на уйгурском языке/. Урумчи, 1992, с.40. 2.Ставиский Б.Я.Судьбы буддизма в Средней Азии. М., 1998, с. 156. 3.Beal S.Si-Yu-Ki. Buddhist Rekords on the Western World. Vol.1. London, 1906, p.39-41. 4.Литвинский Б.А.,Соловьев В.С. Стоянки степной бронзы в Южном Таджикистане //Успехи среднеазиатской археологии. Вып.1Л., 1972,с.88-89. 5.Литвинский Б.А. Настенная живопись Калаи –Кафирнигана//Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье.М.,1981, с.116-138;Он же.Калаи-Кафирниган (раскопки 1976) // АРТ, Душанбе, 1982. Вып.16;Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе Э.В.Северная Бактрия-Тохаристан.Ташкент,1990,с.142-145;Литвинский Б. А., Зеймаль Т. И. Аджина-тепа. Архитектура. Живопись. Скульптура. М.,1971; Литвинский Б.А., Соловьев В.С. Средневековая культура Тохаристана. В свете раскопок в Вахшской долине. М..1985. 6.Пугаченкова Г. А., Ртвеладзе Э. В. Северная Бактрия-Тохаристан. Ташкент, 1990, с.142-145. 7.Богомолов Г.И., Буряков Ю.Ф. Жукова Л.И. и др. Христианство в Средней Азии//Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент, 1994, с.8-13. 8.Древняя Уструшана: города, их локализация и хронология (Материальная культура Уструшаны. Вып 5-8). Душанбе, 2003;Негматов Н.Н., Мирбабаев А.К.Раскопки Курукатских склепов //КСИА. 1978.Вып.15, с.579-580. 9.Матбобоев Б.Х.Фаргона водийси ахолисининг илк урта асрлар даври диний карашларини дафн маросимларида акс этиши (Мунчоктепа мисолида)//История материальной культуры Узбекистана. Вып.35. Ташкент, 2006, с.156-162; Майтдинова Г.М. История таджикского костюма. Том 1. Душанбе,2004, с.42-45 и др. 10. Пугаченкова Г. А., Ртвеладзе Э. В. Северная Бактрия-Тохаристан, с.144. 11.Ртвеладзе Э., Сагдуллаев А.Памятники минувших веков.Ташкент,1986, с.122-125; Беленицкий А.М. Вопросы идеологии и культов Согда // Живопись древнего Пенджикента. М.,1954, с.75; 12.Пугаченкова Г. А., Ртвеладзе Э. В. Северная Бактрия-Тохаристан, с.144. 13.Литвинский Б.А., Седов А.Культы и ритуалы Кушанской Бактрии. М.,1984, с.156-157,160-161) 14.Ртвеладзе Э.В.Могильник кушанского времени у Ялалангтуштепе//СА,1983, №1, с.314. 15.Симс-Вильямс Н.Новые бактрийские документы //ВДИ, 3(222).М.,1997, с.4;Майтдинова Г.М.Роль Кирпанда в синтезе культур Центральной Азии. Душанбе, 2010, с.39-58; Ртвеладзе Э. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии. Ташкент, 2008, с.143-153. 16.Альбаум Л.И. Живопись Афрасиаба. Ташкент, 1975, с.53. 17. Пугаченкова Г. А., Ртвеладзе Э. В. Северная Бактрия-Тохаристан, с.146. 18.Средняя Азия и Дальний Восток в эпоху средневековья. Средняя Азия в раннем средневековье.М., 1999, с.134-135. 19.Бернштам А.Н. Историко- археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая// МИА, №26, с.283. 20. Средняя Азия и Дальний Восток в эпоху средневековья. Средняя Азия в раннем средневековье.М., 1999, с.146-149. 21. Пугаченкова Г. А., Ртвеладзе Э. В. Северная Бактрия-Тохаристан, с.154-160;Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии. М., 1982, с.111;Ставиский Б.Я., Яценко С.А. Искусство и культура древних иранцев. Великая степь, иранское плато,Средняя и Центральная Азия. М., 2002, с.295-302. 22. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии, с.126-129. 23. Ставиский Б.Я., Яценко С.А. Искусство и культура древних иранцев, с.297-302. 24.Беленицкий А.М.Монументальное искусство Пенджикента. М.,1973; Ставиский Б.Я., Яценко С.А. Искусство и культура древних иранцев, с. 300-312. 25. Ставиский Б.Я., Яценко С.А. Искусство и культура древних иранцев,с.312-313; Альбаум Л.И.Живопись Афрасиаба. Ташкент, 1975; Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии, с.123-126. 26.Шишкин В.А. Варахша,М., 1963,с.150-186. 27. Литвинский Б.А.,Зеймаль Т.И. Аджина-тепа. М., 1971. 28. Литвинский Б.А. Настенная живопись Калаи –Кафирнигана//Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье.М.,1981, с.116-138; 29. Литвинский Б.А.,Зеймаль Т.И. Аджина-тепа. М., 1971, с.81-83,163-164. 30. Ставиский Б.Я.,Яценко С.А. Искусство и культура древних иранцев, с.320-323. 31.Альбаум Л.И. Балалык-тепе.Ташкент,1960, с.127-128. 32. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии, с.116-118. 33.Косолапов А.И., Маршак Б.И. Стенная живопись Средней и Центральной Азии: историко-художественное и лабораторное исследование. СПб.,1999. 34.Мешкерис В.А. Согдийская терракота. Душанбе, 1989;Пугаченкова Г.А.Древности Мианкаля. Из работ Узбекистанской искуссьтвоведческой экспедиции. Ташкент, с.162-163; Ставиский Б.Я.,Яценко С.А. Искусство и культура древних иранцев, 330-333. 35Маршак Б.И.Согдийское серебро.М., 1971, илл.4- 20. 36.Майтдинова Г.М. История таджикского костюма. Том 1. Душанбе,2004.
ГЛАВА У. Роль Кирпанда в межцивилизационном диалоге на трассах Великого Шелкового пути
1.Бичурин н.Я. Средняя Азия и Восточный Туркестан. Алматы, 1997, с. 88 2.Курбан Ширин Культура таджиков Китая (Жунго тажик маданияти). Урумчи: Синьцзянское народное издательство, 1992., с.40 (на уйгурском языке). 3.Sims-Williams N., Cribb j. A New Bactrian Inscription// Silk Road Art and Archacology.-Vol.4-Kamakura, 1995/96y. P.75-142 4.Довуди Д.Денежное обращение древнего и средневекового Хатлона (У в. до н.э. – нач. ХХ в.н.э.)-Душанбе,2006, с.58. 5.Майтдинова Г.М. Роль Кирпанда в развитии цивилизаций Центральной Азии // Мат-лы Междунар.научн. конф. «Цивилизационный фактор на Среднем Востоке: опыт исторического взаимодействия.- Душанбе, 2007, с.177-187. 6.Ставиский Б.Я.Введение в историю культуры и искусства народов Средней Азии. М., 1992, с.43. 7. Ставиский Б.Я., Яценко С.А Искусство и культура древних иранцев.- М.,2002,с. 246-247. 8. История таджикского народа.Том 1.Древнейшая и древняя история. Душанбе,1998,с.,443-445. 9. Елкина А.К., Майтдинова Г.М., Козловский В.А. Одежда конца IV-V вв. из Старого Термеза // Буддийские комплексы Кара-тепе в Старом Термезе. М., 1996, с.307-326. 10. Массой В.М. Первые цивилизации. Л., 1989,, с.ЗО-31. 11. Пуганченкова Г.А. Бактрийско-индийские связи в памятниках искусства.//Древняя Индия. Историко-культурные связи. М., 1982, с.246. 12. Пуганченкова Г.А. Предметы иноземного импорта на среднеазиатских трассах Великого Шелкового пути//На среднеазиатских трассах Великого Шелкового пути. Очерки истории и культуры. Ташкент, 1990. С.23-38. 13.Ставиский Б.Я., Яценко С.А Искусство и культура древних иранцев, с.244. 14.История таджикского народа.Том 1.Древнейшая и древняя история. Душанбе,1998, с.435-436. 15.Ставиский Б.Я.Исследование Кара-тепе в Старом Термезе и значение его для изучения культурных взаимосвязей между народами древнего мира.// Культурные связи народов Средней Азии и Кавказа.-М., 1990, с.8. 16.Пугаченкова Г.А.Буддийское искусство кушанской Бактрии. //Изучение культурного наследия Востока.Культурные традиции и преемственность в развитии древних культур и цивилизаций. СПб.,1999.с.41. 17.Ставиский Б.Я. Исследование Кара-тепе.., с.9. 18.Мукерджи Б.Н. Имперские культы в Кушанской империи.// Индия и Центральная Азия (доисламский период). Ташкент, 2000, с.177. 19. Ртвеладзе Э.Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии.- Ташкент, 2008,с. 86-87. 20. Ставиский Б.Я., Яценко С.А Искусство и культура древних иранцев, с.248-256. 21.Ртвеладзе Э.Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии, с.150-158. 22.Симс-Вильямс Н.Новые бактрийские документы // ВДИ, 1997,№ 3, с.3-10. 23.Фуссман Ж. Язык и культура при кушанах //МАИКЦА.Вып.15, М.,1988, с.52. 24.Ставиский Б.Я.Введение в историю культуры и искусства народов Средней Азии, с.47-48. 25.Массон В.М.Средняя Азия и Индия:5000 лет культурных связей и творческого взаимодействия //Индия и Центральная Азия (доисламский период). Ташкент, 2000, с.115. 26.Майтдинова Г.М. Роль Кирпанда в развитии цивилизаций... С. 89-91.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+