Перевод: Tortilla Страна: Германия Издание: Frankfurter Allgemeine Zeitung Автор: Андреас Кильб
Урук - 5 000-летний мегаполис
"Только в этом дело человека!"
Пять тысячелетий назад город Урук на Евфрате, что на территории современного Ирака, был величайшей метрополией в мире. Так случилось, что именно там были впервые придуманы письменность и другие достояния культуры - рассказывает об этом выставка в Берлине
Макет шумерского мегаполиса: так учёные представляют себе центральную часть Урука за 3 000 лет до н.э.
Представьте себе дельту реки. Широкую равнину из пойменных наносов и болот с отдельными сухими островами, небольшими возвышенностями, на которых расположены камышовые хижины, рядом с ними причалы для лодок и огороженные пастбища для овец и коз. Затем климат постепенно меняется. Всё реже становятся ежегодные наводнения, болота высыхают, пойма превращается в пахотные земли.
На них возделывают ячмень и пшеницу, проводят оросительные каналы, быки тянут тяжёлые плуги, появляются сельские общины. Некоторые деревни объединяются в большие сообщества, где и концентрируется экономическая жизнь округи, поощряемая цетрализованным распределением водных ресурсов. Начинается отток людей из деревень. А в больших поселениях строятся храмы и дворцы, возникают рынки, насыпные валы и стены защищают от врагов.
История одного города
Так начинается история самой успешной формы сосуществования людей - города. И так произошло это в четвёртом тысячелетии до нашей эры в пойме низовьев рек Тигра и Евфрата, где обитали люди, которых соседи называли шумерами. И самым большим городом шумеров стал Урук.
Святилище из глиняных кирпичей: ступенчатый храм главной богини, покровительницы города Инанны-Иштар. Конец третьего тысячелетия до н.э. Цифровая реконструкция
Выставка "Урук - 5 000 лет мегаполису", которая проходит в музее Передней Азии в берлинском "Пергаме", не является первопроходцем в этом области. Уже состоялось много передвижных экспозиций, посвящённых искусству и культуре Месопотамии, в последний раз в Вашингтоне, Мельбурне и Гонконге. Неповторимость берлинской выставки заключается в её "локальности". Здесь речь не идёт о множестве городов Шумера, не об Уре, Умме, Изине, Кише, Лагаше, Ниппуре или Эриду, но только об одном-единственном мегаполисе и его истории.
Сто лет назад Немецкое Восточное Общество начало раскопки на одном из древних холмов в Южном Ираке. После Второй Мировой войны работы были продолжены Немецким Институтом Археологии, а с 80-х годов здесь ведутся исключительно съёмочно-измерительные работы. Жилые кварталы Урука, тайны периода его расцвета, по-прежнему погребены под песками пустыни, нынче контролируемой отрядами шиитской милиции.
Торговые войны: терракотовый барельеф, представляющий Гильгамеша и его друга Энкиду в битве с Хумбабой, около 1700 г. до н.э.
И тем не менее историческая панорама города, представленная в Пергамском Музее, достаточно полная, поскольку очерчивает три основных мотива его развития. Это письмо. Религия. И торговля.
Гильгамеш и его приключения в эпосе
Всё начинается с Гильгамеша. "Посмотри на его стены, их охват непрерывен, как нить!/ Оцени их убранство, которое никто не сможет повторить!/ Проверь фундамент, осмотри кладку!/ Разве она не из кирпича обожённого семью мудрецами/ Основание её не заложено ль ими !" Настояший Гильгамеш, вероятно властитель одной из первых королевских династий Урука, был примерно 1000 лет как мёртв, когда его дела были впервые зафиксированы в письменах примерно во втором тысячелетии до н.э. И тем не менее, в эпосе про Гильгамеша, который в Месопотамии и Вавилоне играл столь же важную роль, как и Гомер в Греции, как в капле воды отражаются все грани создания Урука.
Путь от картинки к клинописи: ранние глиняные таблички с расчётами о производстве зерновых, около 3 000 до н.э.
Например путеществие по торговым делам, совершённое Гильгамешем и его спутником Энкиду в Кедровые горы Ливана, где они побеждают лесного царя Хумбабу (в ранних изложениях эпоса он остаётся в живых и становится торговым партнёром обоих друзей). Или соблазнение (Гильгамеша) богиней любви Инанной-Иштар: "Приди, Гильгамеш, ты должен стать моим супругом, о подари мне своё изобилие!" * И, наконец, стена длиной 9 километров, окружающая метрополию, выросшую вокруг священного храма Иштар, которая во времена расцвета насчитывала 80 000 жителей, самый большой известный нам город того времени.
Для того, чтобы слепить миллионы глиняных кирпичей, из которых построены валы и храмы, чтобы обжечь разноцветные изразцы и глиняные палочки, которыми они раскрашивались, нужно было привлекать рабочих и заботиться о них. Экспортные товары Урука, в первую очередь шерсть и зерно, которые обменивались на драгоценные камни из Ирана и Аравии, кедровую древесину из Сирии и на медь из Загросских гор (Иран), требовали составления списков и прейскурантов, как и обозначения собственников. Вскоре простых штампов и печатей, которыми маркировали свои товары шумерские купцы, стало недостаточно.
"Бросовая" (одноразовая) керамика, использовавшаяся в качестве посуды строителями храма. Такие "горшочки" в массовом количестве были найдены на "мусорном холме" в Уруке
Так зарождает система учёта из клиновидных значков, которые царапались тростниковыми палочками на влажных глиняных табличках, впоследствии подвергаемых обжигу. Клинопись. Первые письменные слова в истории человечества были не о богах или героях, а о пивном рационе строительных подсобных рабочих и распределении зерна между работниками храма. Одна из клинописных табличек из третьего тысячелетия до н.э., которую можно увидеть в Берлине, перечисляет 58 различных наименований свиньи. Табличка была вероятно чем-то вроде азбуки, так как одновременно с письменностью возникло и место, где ей обучали: школа.
И сегодня мы считаем по-шумерски
Старейшая арифметическая задача мира, найденная в Уруке, является расчётом площадей. Однако жрецы храма богини Иштар выдавливали на глиняных табличках также и лунные и звёздные циклы, магические формулы и указания по выращиванию растений. Шумерская система счисления базировалась на цифрах 6 и 10 постоянно сменяющих друг друга. ** И сегодня в минуте не сто, а шесть раз по десять секунд, один час содержит 60 минут, а один день четыре раза по 6 часов. Наше время датируется с началом времён.
Период расцвета Урукской культуры, как называют археологи фазу основания шумерских городов, однако начал клониться к закату уже в эпоху Гильгамеша. Сначала Урук попал под влияние соседей, таких как Ур и Киш, а потом и всё Шумерское царство оказалось во владычестве чужой аккадской династии, чтобы после краткого периода самостоятельности вновь перейти к новым правителям из могущественного Вавилона. Во втором тысячелетии до н.э. постепенно из повседневного употребления исчез шумерский язык, оставшись лишь языком учёных, как латинский в Средние века. ***
Коллос из Урука: монументальная фигура "героя с 6-ю локонами", которого считают представлением Гильгамеша, из коллекции музея Передней Азии в Берлине
В первом дохристианском тысячелетии, под властью персидских великих царей и потомков того полководца Селевка, который служил Александру Македонскому и после смерти последнего принял под свою длань азиатскую часть гигантской распавшейся империи, Урук пережил сенсационный период необычайного позднего расцвета. Именно тогда возникли все гигантские постройки, храмовый комплекс "Бит Реш" с Зиккуратом (многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры)**** в честь великого бога Ану, который потеснил свою соперницу богиню Иштар, а также комплекс ступенчатых храмов в древнем культовом районе Э-Ана, где богиню по-прежнему почитали.*****
Знаки власти: печать в виде валика и отпечаток в виде главного жреца, кормящего стадо, 4 000 до н.э.
Теперь Урук (он же Эрех) вошёл и в библейский мир. В первой книге Моисея он появляется в качестве места, откуда Нимрод, правнук Ноя, начинает свои завоевательные походы. "Первый получивший власть на Земле", говорится о нём в Ветхом Завете. ****** Почти такими же словами описывает своих героев и эпос о Гильгамеше.
В конце запустелая колыбель культуры
Клинописные записи Урука оканчиваются 108 годом до н.э. Парфянцы завоевали Месопотамию, древняя система каналов пришла в упадок, колыбель культуры опустела и превратилась в степь. Но ещё сто лет спустя географ Страбон хвалил мудрость астрологов Орхоя, так называли Урук греки. И лишь в позднюю античность город окончательно исчез, как и большинство мест Месопотамии. Древние знания исполнили свою миссию.
Они приносят свои дары: детали гипсового слепка знаменитой "Вазы из Урука", оригинал которой находится в музее Багдада
Всё это продолжалось четыре тысячелетия. В Пергамском музее историю можно пройти за час. Исчезнет временное измерение истории, но не пространственное. Кураторы удачно разделили экспозицию на разделы, в которых мифы, экономика, архитектура и религия Урука нашли своё место. Наконец, это ещё и картины, которые сохраняются в памяти - окрылённая богиня Иштар, герой с "шестью завитками", встречающий нас у входа, лев из бронзы, корабль из глины. Фигуры, в которых взаимопроникают мир земной и мир потусторонний. "Гильгамеш! Куда ты стремишься?", спрашивает старый мудрец в конце эпоса. "Вечной жизни, что ищешь, не найдешь ты! (...) Днем и ночью да будешь ты весел /Праздник справляй ежедневно /Днем и ночью играй и пляши ты! / Только в этом дело человека!"
Оригинал статьи
Примечания переводчика ниже
Примечание переводчика
* Отдельные шумерские сказания о Гильгамеше были собраны и тщательно обработаны в аккадском эпосе. Сохранилось три версии большой эпической поэмы. Наиболее древней является Старовавилонская версия, от которой сохранились фрагменты пяти таблиц — второй, третьей, четвертой, пятой и десятой, знаменитой таблицы Мейснера, хранящейся в Британском музее. Они датируются XVIII—XVII в. до н. э., но, по-видимому, текст восходит к последней трети III тыс. до н. э.
Найдено также достаточно много фрагментов, относящихся ко второй половине II тыс. до н. э. Эта более поздняя, так называемая Периферийная версия, была широко распространена на всем Ближнем Востоке. На территории Шумера обнаружена таблица из Ура, рассказывающая о болезни Энкиду. В Северной Сирии, в Эмаре, раскопана библиотека XIII в. до н. э., содержащая четвертую и шестую таблицы Периферийной версии. В Мегиддо (близ Хайфы) найден отрывок XIV в. до н. э., описывающий сон Энкиду и его разговор с Гильгамешем. В архиве Хеттского царства из Богазкее (ок. 1400 г. до н. э.) открыто много фрагментов этой поэмы, а также перевод всей Периферийной версии на хеттский и хурритский языки. При раскопках на территории царства Урарту обнаружены три фрагмента поэмы в эламском переводе, датируемые VIII в. до н. э.
Наиболее полная и окончательная версия эпоса о Гильгамеше названа Ниневийской версией по имени города, где в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (VII в. до н. э.) было найдено около десяти экземпляров поэмы, состоящей из одиннадцати таблиц. Считается, что эта версия была составлена ученым “заклинателем” Синликиуннинни, который отредактировал Старовавилонскую версию, произведя замены некоторых слов и выражений.
Кликабельно
Полностью прочитать эпос с комментарими и кратким пересказом можно здесь
** Шумеры и вавилоняне использовали 60-ричную позиционную систему счисления, увековеченную в нашем делении круга на 360°, часа на 60 минут и минуты на 60 секунд. Писали они, как и мы, слева направо. Однако запись необходимых 60 цифр была своеобразной. Значков для цифр было всего два, обозначим их Е (единицы) и Д (десятки); позже появился значок для нуля. Цифры от 1 до 9 изображались как Е, ЕЕ, … ЕЕЕЕЕЕЕЕЕ. Далее шли Д, ДЕ, … ДДДДДЕЕЕЕЕЕЕЕЕ (59). Таким образом, число изображалось в позиционной 60-ричной системе, а его 60-ричные цифры — в аддитивной десятичной. Аналогично записывались дроби. Для популярных дробей 1/2, 1/3 и 2/3 были специальные значки.
Вавилонские математические тексты носят преимущественно учебный характер. Из них видно, что вавилонская расчётная техника была намного совершеннее египетской, а круг решаемых задач существенно шире. Есть задачи на решение уравнений второй степени, геометрические прогрессии. При решении применялись пропорции, средние арифметические, проценты. Методы работы с прогрессиями были глубже, чем у египтян. Линейные и квадратные уравнения решались ещё в эпоху Хаммурапи (он правил в 1793−1750 годах до н. э.); при этом использовалась геометрическая терминология (произведение ab называлось площадью, abc — объёмом, и т. д.). Многие значки для одночленов были шумерскими, из чего можно сделать вывод о древности этих алгоритмов; эти значки употреблялись, как буквенные обозначения неизвестных в нашей алгебре. Встречаются также кубические уравнения и системы линейных уравнений. Венцом планиметрии была теорема Пифагора; Ван дер Варден считает, что вавилоняне открыли её между 2000 и 1786 годами до н. э.
Как и в египетских текстах, излагается только алгоритм решения (на конкретных примерах), без комментариев и доказательств. Однако анализ алгоритмов показывает, что общая математическая теория у вавилонян несомненно была.
*** Шумер - первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в IV—III тысячелетиях до н. э. По древнешумерскому эпосу, около 2600 г. до н. э. Шумер объединяется под властью Гильгамеша, Урукского царя, позже передавшего власть династии Ура. Затем трон захватывает Лугальаннемунду, правитель Адаба, подчинивший Шумеру пространства от Средиземного моря до юго-западного Ирана. В конце XXIV в. до н. э. новый завоеватель — царь Уммы Лугальзагеси расширяет эти владения до Персидского залива. В XXIV веке до н. э. большая часть Шумера была завоёвана Аккадским царём Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетия до н. э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий как язык литературы и культуры.
**** Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.). Строительство зиккурата вела третья династия Ура, восстановившая местную государственность после нашествий аккадцев и гутиев. Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город.
Зиккурат представлял собой 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной ширины, с основанием 210 метров, с тремя этажами. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами.
Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом.
Три подъёма наподобие приставных лестниц (крутая-центральная и две боковые соединялись вверху) вели на первую площадку, откуда ступени вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище-храм бога луны Наннара. Верхняя площадка служила также жрецам для наблюдений за звездами. Внутри стен, поддерживающих платформы, находилось множество комнат, где жили священники и работники храма. Надстройка не сохранилась. Первый исследователь сооружения, Леонард Вулли, полагал, что эти лестницы были в древности обсажены деревьями, чтобы всё сооружение напоминало жителям аллювиальной равнины священную гору. Зиккурат в Уре служил чтимым образцом для зодчих Древнего Междуречья. Не исключено, что либо сам зиккурат Этеменнигуру, либо построенный по его образцу зиккурат в Вавилоне послужили прообразом описанной в Библии Вавилонской башни.
В XX веке экспедиция Леонарда Вулли из Британского музея очистила зиккурат от многовековых наслоений, после чего он был частично реконструирован. Во дворе зиккурата Вулли открыл останки храмового архива — глиняные таблички с информацией о торговых сделках, в которых жрецы выступали представителями лунного божества. На рубеже XXI века памятник подвергся новым испытаниям. Саддам Хуссейн распорядился воссоздать фасады здания и монументальную лестницу, чем исказил его облик. В настоящее время в 2 км к юго-западу от зиккурата лежит американская авиабаза Али. Рядом с зиккуратом расположены развалины храма Навуходоносора II. Ближайший к памятнику город — Насирия.
***** В середине 4 тыс. до н. э. на месте будущего города находилась сельская округа — около сотни деревень, располагавшихся вокруг сети проток и небольших искусственных каналов. Ее центром являлся обнесенный стеной священный участок Э-Ана, место почитания богини, известной в историческую эпоху как Инанна. На территории священного участка обнаружены фундаменты нескольких храмов, из которых особое значение имеет т.н. Белый храм (ок. 3000 до н. э.) на высокой, достигающей 13 м сырцовой платформе — прообраз будущих зиккуратов. Рядом располагался современный Белому храму архитектурный комплекс, получивший название «Красное здание», который, возможно, был местом заседания совета старейшин. Он представлял собой окруженный стенами обширный двор площадью ок. 600 м², на котором находилась площадка-возвышение из сырцового кирпича. Стены и массивные колонны здания были украшены многоцветной мозаикой из обожженых глиняных конусов, которые вдавливались в сырую штукатурку и образовывали геометрический орнамент.
****** Нимрод — в Пятикнижии, агадических преданиях и легендах Ближнего Востока герой, воитель-охотник и царь.
По родословию, приведённому в книге Бытие, — сын Куша и внук Хама. Упоминается как «сильный зверолов перед Господом»; его царство помещено в Месопотамии (Быт.10:9,10). В различных легендах акцентируется образ Нимрода-тирана и богоборца; ему приписывается строительство Вавилонской башни, крайняя жестокость, идолопоклонство, преследования Авраама, соперничество с Богом.
Перевод: Tortilla Страна: Германия Издание: Zeit Автор: Урс Вильманн
Урук - раскопки мировой культуры
Пергамский музей представляет Урук - первый мегаполис в истории человечества
Археологические раскопки там, где когда-то располагался мегаполис Урук. Это место находится в 30-ти километрах к востоку от города Самава
Урук не является местом сенсационных находок. На первый взгляд он несравним с такими городами как Пергам ( античный город в исторической области Мизия на западе Малой Азии, бывший центр влиятельного государства династии Атталидов. Основан в XII в. до н. э. выходцами из материковой Греции. В 283—133 до н. э. являлся одним из крупнейших экономических и культурных центров эллинистического мира, прим. перев.) или Гиза. Так самый запоминающийся экспонат выставки о месопотамском мегаполисе - это находка, которая лишь частично имеет отношение к Уруку. Копия статуи колосса не только не происходит из раскопок города, но и, в противоречие пояснительной записке, не является изображением его властителя царя Гильгамеша.
Тем не менее, скульптура высотой 5,25 метров по крайней мере больше бросается в глаза, чем цилиндрическая печать, маски и терракотовые барельефы. Потому и встречает посетителей Пергамского музея, пришедших на выставку "Урук - пятитысячелетняя метрополия", этот гипсовый бородатый "шестилоконовый Герой", чей оригинал стоит в парижском Лувре. В качестве мифической фигуры он имеет отдалённое сродство с гером эпоса Гильгамешем, стремящимся к бессмертию шумерским рубакой.
Маска, изображающая Хумбабу
Однако отсутствие сенсационных находок из Урука, который и сам раскопан едва ли на один процент, никоим образом не отрицает того факта, что местечко в южном Ираке можно смело отнести к самым значительным археологическим городам мира. Здесь писались ключевые сцены культурной истории. От самого города, окончательно покинутого в 4 столетии н.э., остался только пыльный холм с остатками поселения посреди месопотамской пустыни. Однако ранее именно в Уруке мировая литература отпраздновала своё рождение вместе с эпосом о Гильгамеше. Здесь из пиктограмм и символов развивалась клинопись. Место это - центр экономики и управления - стал зародышем бюрократии. И ещё за 5 000 лет до первого пивного фестиваля "Октоберфест" здесь уже варили пиво.
Экспедиционный сезон 1929/1930
Сто лет назад немецкие археологи начали исследование холма. Были раскопаны святилища, в том числе и храмовый и управленческий комплекс, площадью более 35.000 квадратных метров. Был обнаружен зиккурат - высокий храм богини любви и войны Иштар и храм Ану. И было установлено, что легендарная девятикилометровая городская стена, построенная Гильгамешем, все ещё тянется заметным валом вокруг бывшего мегаполиса.
С 1996 года исследования в Уруке ведутся Немецким Археологическим Институтом, под руководством директоров отдела Востока Маргарете ван Эсс и Рикадо Эйхмана. Учёным уже удалось реконструировать и оценить значение города, который был заселён на протяжении четырёх с половиной тысяч лет. Из небольшого поселения возник надрегиональный центр, площадью 5,5 квадратных километров. Как показывают геофизические исследования и спутниковые снимки с высоким разрешением, город был прорезан водными путями и каналами.
Спутниковый снимок и нанесённая компьютерная реконструкция
Те, кто планировал город, сделали отводы от близкого тогда Евфрата, превратив Урук в судоходный. На пассажирских тростниковых лодках и грузовых плотах, горожане могли из предместий попасть в центр - такой вид "Амстердама в песках". И в окрестностях по сей день можно найти следы инфраструктуры, которая снабжала когда-то 50.000 жителей - каналы, фруктовые сады, финиковые рощи.
Находка статуи "главного жреца" в сосуде
На моделях и пространственных трёхмерных реконструкциях берлинская выставка показывает, как Урук в целом, и его отдельные строения могли бы выглядеть, а также сравнивает город и его предместья со структурой современных мегаполисов, таких как Гонконг, например. Из-за военных неурядиц раскопки в последние десять лет заморожены. Маргарете ван Эсс надеется, что может в этом году дело пойдёт. В регионе уже спокойно, только очередные выборы принесут беспорядки, и потому министерство иностранных дел по-прежнему предостерегает от путешествий в Ирак. "Но мы хотим поехать туда безусловно не из-за любви к приключениям и авантюрам", говорит ван Эсс.
Момент реконструкции древнешумерской головы
Время не терпит - раскопанные строения необходимо консервировать. "Эррозия моментально разрушит всё", сокрушается ван Эсс. Кроме того, Институт поддерживает кандидатуру города Урук на внесение в список культурного наследия ЮНЕСКО. Одно из предписаний, сооружений защитной буферной зоны вокруг города. Однако спутниковые снимки показывают, что это будет непросто. "Всё ближе и ближе подходят поля", говорит ван Эсс. Как минимум внешним следам мегаполиса уже грозит судьба вспаханных крестьянами полей.
Оригинал статьи Источник: Глобальный хуторок.
Рейтинг публикации:
|