Экскурсия “Интересного Киева”: Сталинские Туннели под Днепром: Мифы и реальность
Оболонь. Титул №10. Туннельная секция на кессоне.
На этих выходных мы сходили на экскурсию “Интересного Киева” - Сталинские Туннели под Днепром: Мифы и реальность. Экскурсия проходит по недостроенному в Киеве Объекту №1 - двум железнодорожным туннелям, которые планировалось возвести с 1936 по 1945 год. Все кого заинтересовала эта тема, очень рекомендую сходить на экскурсию с Арсением Финбергом, не пожалеете.
В 1929 году начинается возведение Киевского укрепрайона, одного из самых мощных в линии Сталина, протянувшейся от Балтийского до Черного моря. К 1935 году основные строительные работы закончились, Киев прикрыт 65 километровой цепью ДОТов и искусственных водоёмов, глубиной до 5 километров, они замаскированы и ожидают своего часа. Но становится ясно, укрепрайон имеет ахилесову пяту - два железнодорожных моста соединяющие берега Днепра можно легко разрушить авиацией, прервав подвоз боеприпасов и пополнений для частей обороняющих Киев. Принимается решение о небывалом строительстве сразу двух туннелей по которым можно снабжать город, не опасаясь бомбардировок и обстрелов. Строительство планируется закончить через 9 лет; проходить оно будет в полной секретности; длина южного туннеля будет превышать 6.5 километров; для строительства запланируют постройку ТЭЦ, бетонного завода, городков строителей и искусственного полуострова на Днепре. Инициатива исходит либо лично от Сталина, либо от Хрущёва - руководителя строительства метро в Москве. К июню 1941 году будет выполнено около 10% запланировано работы: около 600 метров подземных работ под Днепром и до 1 километра туннелей по берегам и введена в строй ТЭЦ у Ж/Д вокзала, которая работает по сей день.
События лета 41-го перечеркнули все планы строительства, в июле работы приостанавливают: туннели консервируются, техника вывозится на восток, из рабочих формируется мостостроительная бригада для нужд фронта. Всё что не удалось вывезти, либо консервируется под слоем масла в туннелях, либо закапывается в землю. После освобождения Киева, с 1944 года строительство продолжается, но в стране есть более насущные проблемы, новый гипотетический противник обладает ядерной бомбой и в 1949 строительство закрывается теперь уже навсегда.
В связи с повышенной секретностью стройки она ведётся сразу в нескольких местах, участки называются “титулами”. Титул №10 находился в урочище Наталка на современной Оболони. Здесь можно увидеть как выглядит самый первый этап строительства - бетонный кессон собирается на поверхности, технологические отверстия застраиваются кирпичными загородками. Потом, вода подаваемая под высоким давлением через трубы вымывает из под кессона землю и он погружается под собственным весом. Смесь воды и земли - пульпа по трубам подымается на поверхность. Подобная технология позволяет не только опускать конструкцию вниз, но и направлять её в горизонтальном направлении.
технологическое отверстие для откачки пульпы; хотя внизу нет ничего интересного многие всё же спускаются посмотреть
одна из двух кирпичных заслонок, её штурм один из самых экстремальных этапов экскурсии
размеры кессона полсотни метров в длину, 15 в диаметре, полуметровые стены и сверху канал около 10 метров вширь; как говорится: почувствуй себя муравьём
Расчётная глубина около 32 метров, по мере погружения труба сверху достраивается бетонными кольцами. После погружения на поверхности остается только технологическое отверстие диаметром 5 метров. В погружённом кессоне разбираются боковые 3х метровые кирпичные стенки и специальный землепроходческий щит начинает проход туннеля в заданном направлении. Каждые пройдённые 70см вставляют бетонное кольцо укрепляющее стенки туннеля. За одни смену работы считалось большим достижением проход этих сантиметров и поставка хотя бы одного кольца.
В связи с работой на глубине в земле с большим количеством грунтовых вод вся работа в кессоне и туннеле происходит по давлением до 4х атмосферы. С этим и связан более короткая смена от 40 минут при 4х атмосферах до 6х часов при нормальном давлении в день. После каждой смены в течении 1.5 часов работники проводили в специальном шлюзе-барокамере, где постепенно снижается давление, это позволяло избежать опасной кессонной болезни вызвано повышенным содержанием азота в крови при работе в таких условиях. Через некоторое время рабочие проходили реабилитацию в душкомбинате - лежали по две недели, как говорили “в заломе”. Повышенным на строительстве было не только давление, но из зарплаты и снабжение работающих. При средней зарплате в тяжпроме 500-700 рублей в месяц, вольнонаёмному рабочему платили 1500-1700 рублей + специальный продовольственный паёк. Применялся ли труд заключенных во время строительства, вопрос досих пор открыт. Всего на строительстве было занято до 12 тысяч человек, учитывая количество лопато-тележечной работы скорее всего что да.
Осокорки. Титул №2 и 3
Координаты GPS: 50°21′56″N 30°36′43″E (wikipedia) и 50°21′11″N 30°36′2″E (wikipedia)
На Осокорках по плану южный туннель выходит из под земли на левом берегу. Титул №2 и 3 это соответственно: погруженный кессон и подземный выезд из туннеля. Здесь под землёй успели пройти 220 колец или 154 метра. Сейчас оба объекта находятся среди частной застройки: выход из титула №3 приспособили под складское помещение, а в туннеле зажатом между дачных участков похоже собираются разводить рыбу.
выход из титула №3 теперь банальный склад; спуск в кессон залит бетоном
именно на этом туннеле снимались Виктор Цой и группа “Кино” в фильме “Конец каникул”; сейчас он частично затоплен, должно быть будут рыбу разводить
Жуков остров и остров Водников. Титул №4, 5, 6 и 7
Работы на южном туннеле со стороны правого берега продвигались с самой большой скоростью: 700 метровый наземный туннель и два кессона,на №5 смонтировали рекордное количество 273 колец. В начале 1941го здесь произошла авария: при проходе плавунов под руслом Днепра в строну левого берега неожиданно воздух под давлением 2.8 атмосфер вырвался из под щита на поверхность воды. Мгновенно образовалось воронка всасывающая в себя речную воду, туннель был полностью затоплен за несколько минут, а работающих еле успели эвакуировать. После этой аварии ремонтные работы на туннеле продолжались до закрытия объекта в середине 41го.
Титул №6 - 700 метровый туннель, сейчас частично затоплено
Во время войны из работавших на строительстве были сформированы бригады мостостроителей. После войны работы на титулах начались снова, но к 1949 их признали неперспективными и свернули. Оборудование и материалы позже применили на строительстве киевского метро - вестибюли “Вокзальной” и “Политехнической” построены в кессонах взятых со стройки №1. Оставшиеся постройки были законсервированы, а после строительства Каневского водохранилища затоплены речной водой.
Зимой по льду или летом на лодке можно пробраться в туннель, но потолок постепенно снижается через 100-150 метров придется остановится
с другой стороны туннель уходит в затопленный карьер; здесь же небольшой участков бетона не покрыт гидроизоляцией
вдоль бывшей стройки выросли деревья, как когда-то планировалось они неплохо маскируют даже не засыпанные землей конструкции
бетонные конструкции туннелей и кессонов простоят ещё не одну сотню лет: взорвать их нереально, а сделанная гидроизоляция не даёт им разрушатся
от туннеля отходят несколько технологических ответвлений, возможно железнодорожных разъездов
учитывая 7 метровую высоту туннеля, свалится с него под воду удовольствие не из приятных
Когда в 90х была совершена попытка пробраться в туннели с использованием аквалангов и гидрокостюмов, оказалось что туннель намертво перекрыт толстой арматурой. Другие входы либо засыпаны строительным мусором, либо залиты бетоном. Периодически возникают легенды о бронепоезде, составе с строительной техникой или расселенных в туннеле строителях. Проверить эти гипотезы мешают не только состояние туннелей, но и информация, о том что немцы использовали их для хранения отравляющих веществ. Скорее всего они просто затоплены, внутри есть кое-какое оборудование, но вряд ли кто-то узнает про это что-то наверняка. Конструкции такого типа могут вполне простоять ещё 500-700 лет, так что наши потомки ещё смогут поломать головы над вопросами: “что это такое” и “кому оно было надо”.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #2 написал: sergeyussr (8 июня 2010 23:40) Статус: |
wolfram113, Вы его сами проныривали? Что-то я не решился в такой мути,чтобы на арматурину какую не налететь. Хотя попытка это проделать была.Если на лодке туннель до конца пройти,то видно,какие там штыри с потолка торчат.В конце,когда потолок низко,можно и налететь от невнимательности. Стремно там нырять. Хотя,теоретически,это возможно,пожалуй. Но очковато. Немного доп. фото по теме
» #1 написал: wolfram113 (9 марта 2010 01:34) Статус: |
Хочу сказать что титул 6 ( тунель уходящий с Жукова острова) проныривается... Выход в карьерном озере. Вода мутная, чего то интересного разглядеть не удалось. А сооружения действительно впечатляют, особенно кесонн на Оболони
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Вы его сами проныривали? Что-то я не решился в такой мути,чтобы на арматурину какую не налететь. Хотя попытка это проделать была.Если на лодке туннель до конца пройти,то видно,какие там штыри с потолка торчат.В конце,когда потолок низко,можно и налететь от невнимательности. Стремно там нырять. Хотя,теоретически,это возможно,пожалуй. Но очковато.
Немного доп. фото по теме
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
А сооружения действительно впечатляют, особенно кесонн на Оболони