ОКО ПЛАНЕТЫ > Загадки истории > Экскурсия “Интересного Киева”: Сталинские Туннели под Днепром: Мифы и реальность
Экскурсия “Интересного Киева”: Сталинские Туннели под Днепром: Мифы и реальность6-03-2010, 16:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|
Экскурсия “Интересного Киева”: Сталинские Туннели под Днепром: Мифы и реальностьОболонь. Титул №10. Туннельная секция на кессоне. На этих выходных мы сходили на экскурсию “Интересного Киева” - В 1929 году начинается возведение Киевского укрепрайона, одного из самых мощных в линии Сталина, протянувшейся от Балтийского до Черного моря. К 1935 году основные строительные работы закончились, Киев прикрыт 65 километровой цепью ДОТов и искусственных водоёмов, глубиной до 5 километров, они замаскированы и ожидают своего часа. Но становится ясно, укрепрайон имеет ахилесову пяту - два железнодорожных моста соединяющие берега Днепра можно легко разрушить авиацией, прервав подвоз боеприпасов и пополнений для частей обороняющих Киев. Принимается решение о небывалом строительстве сразу двух туннелей по которым можно снабжать город, не опасаясь бомбардировок и обстрелов. Строительство планируется закончить через 9 лет; проходить оно будет в полной секретности; длина южного туннеля будет превышать 6.5 километров; для строительства запланируют постройку ТЭЦ, бетонного завода, городков строителей и искусственного полуострова на Днепре. Инициатива исходит либо лично от Сталина, либо от Хрущёва - руководителя строительства метро в Москве. К июню 1941 году будет выполнено около 10% запланировано работы: около 600 метров подземных работ под Днепром и до 1 километра туннелей по берегам и введена в строй ТЭЦ у Ж/Д вокзала, которая работает по сей день. Предполагаемая схема кольцевой дороги. Не показаны южный направление Конча-Заспа - Мрыги - Ходосивка - Кременище - Круглик, вдоль линии сооружений Киевского укрепрайона. © Жуків острів Г.Є.Ясєв, В.І.Дзівалтовський События лета 41-го перечеркнули все планы строительства, в июле работы приостанавливают: туннели консервируются, техника вывозится на восток, из рабочих формируется мостостроительная бригада для нужд фронта. Всё что не удалось вывезти, либо консервируется под слоем масла в туннелях, либо закапывается в землю. После освобождения Киева, с 1944 года строительство продолжается, но в стране есть более насущные проблемы, новый гипотетический противник обладает ядерной бомбой и в 1949 строительство закрывается теперь уже навсегда. Оболонь.Титул №10Координаты GPS: 50°29′56″N 30°31′26″E ( В связи с повышенной секретностью стройки она ведётся сразу в нескольких местах, участки называются “титулами”. Титул №10 находился в урочище Наталка на современной Оболони. Здесь можно увидеть как выглядит самый первый этап строительства - бетонный кессон собирается на поверхности, технологические отверстия застраиваются кирпичными загородками. Потом, вода подаваемая под высоким давлением через трубы вымывает из под кессона землю и он погружается под собственным весом. Смесь воды и земли - пульпа по трубам подымается на поверхность. Подобная технология позволяет не только опускать конструкцию вниз, но и направлять её в горизонтальном направлении. Расчётная глубина около 32 метров, по мере погружения труба сверху достраивается бетонными кольцами. После погружения на поверхности остается только технологическое отверстие диаметром 5 метров. В погружённом кессоне разбираются боковые 3х метровые кирпичные стенки и специальный землепроходческий щит начинает проход туннеля в заданном направлении. Каждые пройдённые 70см вставляют бетонное кольцо укрепляющее стенки туннеля. За одни смену работы считалось большим достижением проход этих сантиметров и поставка хотя бы одного кольца. Кессон - это железобетонная коробка размером 5 х 17 х 52 метра, с открытым дном, ее стенки образуют на почве запертою камеру. Над кессоном отливают из железобетона горизонтальную туннельная секция внутренним диаметром 8,2 м, из патрубков наверху. Секция делится кирпичными перегородками на три отделения: центральное и два боковых. В одном собирают проходческий щит. Другой служит для приема щита со встречного туннеля. В центральном отделении монтируется металлическая шахта со шлюзовых камерами для пропуска людей и грузов. Ею рабочие спускаются к кессона. Давление в шахте достигает 3 атмосферы. Мощным струей воды вымывает почву под кессоном, а землесосом смесь воды с грунтом (пульпа) откачивают наверх. При этом кессон, патрубок над центральным отделением наращивают, образует шахту, которую преподают чугунными тюбингами диаметром 6 м. © Жуків острів Г.Є.Ясєв, В.І.Дзівалтовський В связи с работой на глубине в земле с большим количеством грунтовых вод вся работа в кессоне и туннеле происходит по давлением до 4х атмосферы. С этим и связан более короткая смена от 40 минут при 4х атмосферах до 6х часов при нормальном давлении в день. После каждой смены в течении 1.5 часов работники проводили в специальном шлюзе-барокамере, где постепенно снижается давление, это позволяло избежать опасной кессонной болезни вызвано повышенным содержанием азота в крови при работе в таких условиях. Через некоторое время рабочие проходили реабилитацию в душкомбинате - лежали по две недели, как говорили “в заломе”. Повышенным на строительстве было не только давление, но из зарплаты и снабжение работающих. При средней зарплате в тяжпроме 500-700 рублей в месяц, вольнонаёмному рабочему платили 1500-1700 рублей + специальный продовольственный паёк. Применялся ли труд заключенных во время строительства, вопрос досих пор открыт. Всего на строительстве было занято до 12 тысяч человек, учитывая количество лопато-тележечной работы скорее всего что да. Осокорки. Титул №2 и 3Координаты GPS: 50°21′56″N 30°36′43″E ( На Осокорках по плану южный туннель выходит из под земли на левом берегу. Титул №2 и 3 это соответственно: погруженный кессон и подземный выезд из туннеля. Здесь под землёй успели пройти 220 колец или 154 метра. Сейчас оба объекта находятся среди частной застройки: выход из титула №3 приспособили под складское помещение, а в туннеле зажатом между дачных участков похоже собираются разводить рыбу. Жуков остров и остров Водников. Титул №4, 5, 6 и 7Координаты GPS: 50°20′7″N 30°34′34″E ( Работы на южном туннеле со стороны правого берега продвигались с самой большой скоростью: 700 метровый наземный туннель и два кессона,на №5 смонтировали рекордное количество 273 колец. В начале 1941го здесь произошла авария: при проходе плавунов под руслом Днепра в строну левого берега неожиданно воздух под давлением 2.8 атмосфер вырвался из под щита на поверхность воды. Мгновенно образовалось воронка всасывающая в себя речную воду, туннель был полностью затоплен за несколько минут, а работающих еле успели эвакуировать. После этой аварии ремонтные работы на туннеле продолжались до закрытия объекта в середине 41го.
Во время войны из работавших на строительстве были сформированы бригады мостостроителей. После войны работы на титулах начались снова, но к 1949 их признали неперспективными и свернули. Оборудование и материалы позже применили на строительстве киевского метро - вестибюли “Вокзальной” и “Политехнической” построены в кессонах взятых со стройки №1. Оставшиеся постройки были законсервированы, а после строительства Каневского водохранилища затоплены речной водой. На схеме цифрами обозначены номера участков - титулов, где велось строительство, а условные обозначения указывают на существующие фрагменты строительства: титулы № № 2, 3 возле села Осокорки, титулы № № 5,6 на Жуковом острове и на юго-западной окраине с.Пирогово, титул № 7 на Жуковом острове (пять железнодорожных насыпей для энергопоиздов, возле них - два бетонных резервуара для воды и остатки цементного завода); титул № 8 - ТЭЦ на ул. Жилянской (нач. Н.А.Ковальков) и других объектовты энергообеспечения строительства; титул № 9 в с. Бортничи, титул № 10 - туннельная секция на кесоны со смонтированным проходческим щитом (разобран после войны) на Оболони (начальником титула работал Л.Д.Сапрыкин, в будущем руководитель “Киевметростроя”). © Жуків острів Г.Є.Ясєв, В.І.Дзівалтовський Когда в 90х была совершена попытка пробраться в туннели с использованием аквалангов и гидрокостюмов, оказалось что туннель намертво перекрыт толстой арматурой. Другие входы либо засыпаны строительным мусором, либо залиты бетоном. Периодически возникают легенды о бронепоезде, составе с строительной техникой или расселенных в туннеле строителях. Проверить эти гипотезы мешают не только состояние туннелей, но и информация, о том что немцы использовали их для хранения отравляющих веществ. Скорее всего они просто затоплены, внутри есть кое-какое оборудование, но вряд ли кто-то узнает про это что-то наверняка. Конструкции такого типа могут вполне простоять ещё 500-700 лет, так что наши потомки ещё смогут поломать головы над вопросами: “что это такое” и “кому оно было надо”. Вернуться назад |