Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Русь изначальная — потерянная история, или Несколько шагов в поисках истины

Русь изначальная — потерянная история, или Несколько шагов в поисках истины


8-05-2013, 08:23 | Открываем историю / Новый взгляд на историю | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (6 083)


1 — Современный кремль. 2 — Нижний город — крепость, которую оборонял Абрам. 3 — Верхний город — крепость на Ильинской горе. 4 — Древний монастырь на месте усыпальницы сказочной Златогорки. 5 — Резиденция Святогора. 6 — Восточные ворота древнего кремля. 7 — Южные ворота кремля. 8 — Западные ворота кремля. 9 — Восточные ворота Царьграда. 10 — Южные ворота Царьграда. 11 — Западные ворота Царьграда. Современные улицы: П — Пискунова, С — Сергиевская, БПеч — Большая Печёрская, БПок — Большая Покровская, И — Ильинская, ПС — Похвалинский съезд, МЯ — Малая Ямская, 3Я — 3-я Ямская, ПлГ — Площадь Горького, МГ — Максима Горького, Бел — Белинского, К — Красносельская, Р — Родионова, Г — Гагарина

В XIX веке известный нижегородский краевед и историк Николай Иванович Храмцовский написал труд под названием «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода». Эта бесценная и талантливая работа посвящена Нижнему Новому — городу, который начал свою историю с приходом на эти земли западных князей. Но как историк, опирающийся на реальные факты, Храмцовский не мог не рассказать пусть небольшую, но предысторию этого города в первой главе своего повествования, которая так и называется: «События, предшествовавшие основанию Нижнего Новгорода».

Здесь он приводит старую легенду, которая несколько приоткрывает завесу над неизвестной историей нашего таинственного города.

Во-первых, в этой легенде указываются точные размеры его укреплений.

Читаем: «Укрепление это обхватывало с севера к югу всё пространство от Коровьего взвоза... до нынешнего Лыковского съезда, а с востока на запад — от Ковалихинского ручья до реки Почайны.

В этом укреплении Абрам (избранный правитель мордовского народа) устроил двое ворот: одни с южной стороны вала, широкие, с дубовыми створами, которые завалил землёй, другие тайные, на севере, у самого Коровьева взвоза... (Коровий взвоз — съезд, существовавший до 1850-х гг. в конце современной ул. Пискунова до сооружения Верхневолжской набережной (в 1860-е гг.), шёл по одному из оврагов, ныне засыпанных; название связано с тем, что съезд вёл на одно из пастбищ, находившихся в средние века в полугоре современного Александровского сада. — Прим. по книге Н. Морохина «Наши реки, города и сёла»)».

То есть старый город, существовавший здесь до прихода православных военных князей, занимал территории, как минимум в два раза превышающие по площади территории современного кремля. Южные ворота находились на пересечении современных улиц Пискунова и Большой Покровской. Отсюда начиналась дорога на древнюю столицу мордвы — город Арзамас. Северные ворота (их правильнее было бы называть восточные) были устроены в районе пересечения современных улиц Пискунова и Большая Печёрская. Отсюда начиналась дорога на восток.

Во-вторых, в легенде говорится, что князь Мстислав Андреевич, сын Андрея Боголюбского, пришёл к стенам Абрамова городка с четырнадцатитысячным войском (войска князей были профессиональными и отлично разбирались в фортификациях и осадах городов неприятеля) против пятисот человек мирных жителей, засевших в укреплении. Но, видимо, стены этого укрепления были столь велики и неприступны, а размеры города столь внушительны, что Мстислав даже не попытался взять эту крепость приступом и, мало того, не мог контролировать её периметр, что позволило мордве привести небольшое подкрепление. Не дожидаясь штурма крепости, Абрам вывел своё войско через южные ворота и атаковал превосходящего численно почти в три раза противника. Все обороняющиеся полегли в неравной схватке с отлично вооружённым княжеским войском.

Всё это говорит о том, что ещё в XII веке на территории современного Нижнего Новгорода сохранялось огромное даже по сегодняшним масштабам фортификационное сооружение, которое и использовал при обороне от неприятеля мордовский правитель Абрам. Такую большую территорию не смогли (даже не пытались) освоить новые хозяева этих земель. Новая крепость, построенная князем Юрием Всеволодовичем, значительно уступала по размерам былым укреплениям, и возведена она была, как можно предположить, в своей северной и западной части по склонам Дятловых гор на существующем фундаменте старого добротного укрепления. Возможно, что эта часть крепости была просто реконструирована, а построенный вновь участок от Коромысловой до Георгиевской башни лишь сократил своей новой стеной былую мощь древнего, незнакомого нам сегодня города.

Сам Храмцовский комментирует приведённую выше легенду следующим образом: «Эта легенда, как почти и все легенды, далеко расходятся с историческими данными в подробностях, но в основании своём она не противоречит летописцам и историкам и подтверждает, что на месте нынешнего Нижнего Новгорода был город или небольшое сельбище туземцев, который, по всей вероятности, подвергся опустошению в 1171 году...».

Итак, мы выяснили, что на месте более большого старого города был построен новый город поменьше. Это событие отразилось в названии города — Новгород. О первой части названия города — Нижний — соответственно ниже.

Пройдёмся теперь по стенам древнего невидимого города. Единственный сохранившийся сегодня его участок — вал вдоль улицы Пискунова от улицы Большая Печёрская до улицы Минина. Пусть это небольшой по своим размерам, но значительный артефакт, подтверждающий существование древнего города.

Здесь, с одной стороны вала, на пересечении улиц Пискунова и Большая Печёрская когда-то находились Восточные ворота города (в легенде они называются Северными, что не совсем верно). Отсюда, по современным улицам Большая Печёрская, Родионова, Казанскому шоссе, начиналась бесконечная дорога на восток, которая могла привести путников к берегам Тихого океана.

Какое количество людей прошло по ней за многовековую историю человечества!

Даже сегодня это самая прямая и практически единственная дорога, соединяющая Восток и Запад.

От другого конца сохранившегося сегодня вала начинался Коровий взвоз, ­который шёл по засыпанному ныне оврагу. Этот овраг, как можно смело предположить, был продолжением древней фортификации и являлся искусственной террасой, созданной древними строителями. Теперь пройдёмся по улице Пискунова (не забывайте, что мы прогуливаемся по стенам древнего города) в сторону улицы Большая Покровская. На пересечении с улицей Ошарской мы попадаем в район, который называется Чёрный пруд. Пруд — это искусственный водоём. Кто и зачем его вырыл? Для накопления питьевой воды? Читаем у Морохина в книге «Наши реки, города и сёла»: «На этом месте существовал пруд, соединявшийся с руслом р. Ковалихи, который служил местом отдыха горожан. Чёрным называется за тёмный цвет воды. Другое его старое название — Поганый. Засыпан в 1930-х гг. как источник малярии, на его месте разбит сквер». Согласитесь, не очень вкусная вода у этого пруда.

Другая версия. Чёрный пруд был создан древними строителями у самых стен бывшей крепости для накопления воды, которая в свою очередь, заполняла вырытый вдоль этих стен ров. И это — очевидно.

Здесь следует отметить ещё один интересный факт. Река Ковалиха, давшая название улице Ковалихинская, впадает в реку Старка. Эта самая Старка имеет двойное название. В верхнем своём течении она называется Кова, а после впадения в неё реки Ковалиха — Старка. Что значит это название? Морохин выводит её название от слова «старица — старое речное русло, не имеющее течения». Очень любопытно, но на мой взгляд, не совсем точно. Что, имея конфигурацию реки (большая длина при небольшой ширине), кроме старицы, не имеет течения?

Это канал!

Стар-ка — стар-ый ка-нал.

Замеры высот берегов этого канала подтверждают эту версию. Канал, начинавшийся где-то в районе современного Высоковского проезда, соединялся с Русским морем в районе деревни Ржавка. Полагаю, что задуман он был для тайного отступления из города по воде, в случае перекрытия неприятелем сухопутных дорог. Недаром и близлежащие ворота города в легенде названы тайными.

Продолжим свой путь по улице Пискунова. На её пересечении с улицей Большая Покров­ская, как сказано в легенде, находились главные, Южные ворота древнего города. Отсюда начиналась дорога на Арзамас и дальше, на, вечно неспокойный и горячий, юг.

Дальше наша воображаемая крепостная стена проходит сквозь гордое здание Театра Драмы и, через пару сотен метров, заканчивается у кручи Почаинского оврага.

Всё, конец нашему путешествию?

Давайте не будем спешить.

Улица Пискунова, по которой мы прошли, имела старое название — Осыпная. Читаем у Морохина: «Улица Осыпная. Старое название западной части улицы Пискунова. Улица проходит вдоль городской оборонительной линии XV века, представлявшей собою земляной вал — осыпь с воротами в местах пересечения с дорогами».

Всё правильно. Но где, по замыслу древних строителей, должна была заканчиваться западная часть этой оборонительной линии?

Ещё раз пробежимся взглядом по карте.

От улицы Минина до улицы Варварской улица Пискунова образует дугу, а затем начинается её совершенно прямой участок.

Давайте приставим линейку и посмотрим, куда направлялась бы наша улица (читай оборонительная линия), если бы ей не преградил дорогу Почаинский овраг?

В этом случае точно на пути оборонительной линии лежат: лестница к Зеленскому съезду, Лыковая дамба и... улица Сергиевская, которая своим западным концом практически упирается в крутой овраг, в котором, в свою очередь, точно по направлению этой улицы вырыт, заметный даже сегодня спуск и приметная терраса.

Вот оно — продолжение нашей воображаемой, а когда-то реально существующей крепостной стены нашего невидимого города!

По его разрушенному фундаменту проложены и лестница, и Лыковая дамба, и сама современная улица Сергиевская.

От восточного конца современной улицы Пискунова древняя крепость спускалась в Почаинский овраг. Замеры высот с северной стороны дамбы показывают, что современный Почаинский овраг был заливом Русского моря, который доходил своими водами точно до современной Лыковой дамбы. То есть древняя крепость (её южная часть) проходила по берегу этого залива или лимана. Затем крепость поднималась вверх, совпадая своей геометрией с современной улицей Сергиевской. На пересечении этой улицы и современной Ильинской, как можно предположить, были устроены ещё одни, Западные ворота города. Далее крепость упиралась в овраг, по которому, повернув свои стены на север, она опускалась к воде и, повторяя контур современной улицы Рождественской, только выше, в полугоре, возвращалась к Почаинскому заливу.

Только представьте, какое это было грандиозное сооружение!

И построено оно было нашими предками на берегу ещё существовавшего Русского моря, то есть в «допотопные» времена!

 


Прямое, как стрела, Московское шоссе уходит на запад


Сказочный город Святогора может исчезнуть навсегда

Существуют легенды, согласно которым маленькая незначительная река Почайна, протекающая в глубоком овраге рядом с городом, может однажды затопить Нижний Новгород. Как может грозить городу речушка, несущая свои воды напрямик в Волгу? Скорее его затопит сама Волга.

Но, как мы определили раньше, река Почайна протекала практически через середину города и, так как южная городская стена проходила в самом устье реки, то Почайна каждую весну могла опасно подтапливать эту стену. Это обстоятельство и сохранилось в памяти людей в качестве легенд.

И ещё. Река Почайна делила город на две части — Верхний город (на Ильинской горе) и Нижний город на (Часовой горе).

Верхний город имел важное сакральное значение для наших предков. Здесь, на открытом, живописном месте, территория которого представляет собой клин, ограниченный с одной стороны современной улицей Ильинской и Почтовым спуском с другой, сохранилась церковь.

Построена она на месте бывшего монастыря, который, в свою очередь, несомненно, имел очень древнюю историю. Церковь эта, как и стоявший там монастырь, имеет название Успения Божьей Матери, что тоже неслучайно. К этой теме мы вернёмся в других главах нашего повествования.

Нижний город, город на Часовой горе, являлся деловым центром. Здесь жили купцы, мастера-ремесленники, проходили ярмарки и праздники. Верхний город, как мы видим, не сохранился, но память о том, что древний город состоял из двух частей (Верхней и Нижней), осталась и трансформировалась в название вновь отстроенного города на месте старого Нижнего города — Нижний. Нижний новый город. Нижний Новгород.

Но мы открыли ещё далеко не все тайны нашего удивительного города. Дело в том, что древний город этот состоял не из двух, а из трёх частей.

Третья (скорее первая) часть города была его главной частью. Именно она являлась его административным и культурным центром. Здесь жил верховный правитель, устраивались приёмы, занимались науками — составлением календарей, изучением звёздного неба, математикой. Именно здесь находился царский дворец, дворец первого царя людей — сказочного Святогора, о котором мы поговорим позднее. Именно отсюда (или сюда) ведут ещё более удивительные и необъяснимые следы наших таинственных предков.

Эта часть древнего города сегодня незаслуженно потеряна и забыта.

Однако обнаружить её местонахождение достаточно просто.

Возьмите карту Нижегородской и Владимирской областей, линейку, карандаш, уберите на время в стол груз сомнений и скептицизма и поднимитесь, словно птица над землёй, над нашей удивительной и такой непредсказуемой Родиной.

Как известно, дороги на Руси (и не только на Руси) никогда не были прямыми. Они петляли от одной деревни к другой, от брода к мостку, обходили овраги и кручи.

Однако есть удивительное исключение.

Этот старый тракт — дорога между Владимиром и Нижним Новгородом.

Если ехать от Нижнего в сторону Владимира, то от Нижегородского металлургического завода начинается абсолютно прямое Московское шоссе.

Несмотря на неоднократные перестройки, реконструкции, расширения и т.д., оно сохранило свою первоначальную форму.

Итак, от завода мы двигаемся над прямой, как стрела, дорогой. Только через шестьдесят километров около посёлка Золино дорога поворачивает налево, проходит через город Гороховец и, повторяя форму течения реки Клязьмы, описав дугу, возвращается вправо к городу Вязники, откуда, совпав, как по волшебству, с первоначальным своим направлением, сохраняет форму идеальной прямой до пересечения в деревне Пенкино с рекой Клязьмой.

Вы верите в волшебные совпадения?

Два прямолинейных участка дорог, Нижний Новгород — Золино и Вязники — Пенкино, лежат на одной прямой. Но что соединяет эта прямая?

Если проследить путь пущенной из Нижнего Новгорода вдоль Московского шоссе стрелы, то она, предварительно проткнув центр современного города Вязники, воткнётся во Владимир в районе ансамбля Свято-Константино-Еленинского храма, находящимся на высоком левобережье Клязьмы.

Внимательно рассмотрим это место.

Сам храмовый ансамбль находится на абсолютной высоте около 125 м. Однако две дороги, с двух сторон огибающие комплекс, спускаются к железнодорожному полотну, расположенному на абсолютной высоте около 90 м. Река Клязьма, как уже было отмечено выше, также являлась заливом Русского моря, и железная дорога около Владимира практически проложена вдоль прибойной полосы этого древнего водоёма. О том, что район ансамбля Свято-Константино-Еленинского храма был окружён с двух сторон заполненными водой ­рвами, говорят оставшиеся приметные овраги и сохранившиеся запруды. К тому же, именно от ворот храмового ансамбля начинается дорога на второй город Владимирской области — Суздаль. Эти факты говорят в пользу того, что древний («допотопный») центр города Владимира находился именно здесь, на острие нашей стрелы. Белокаменный Владимирский кремль, который великолепно смотрится от железнодорожного вокзала города, находится значительно выше и дальше от русла реки, что указывает на его относительно молодой возраст (официальный год основания Владимира — 990).

Теперь пустим ответную стрелу из Владимира. Она повторит проделанный нами путь в обратном направлении и, не поворачивая влево от металлургического завода, куда уходит Московское шоссе, пролетит по законам физики прямо, воткнувшись в высокий примечательный полуостров Дятловых гор, окружённый с двух сторон оврагами, над Казанским (Ромодановским) вокзалом.

Идеальная прямолинейность дороги (большей её части) между Владимиром и Нижним Новгородом удивительна и несёт в себе определённую тайну, к разгадке которой мы обязательно вернёмся.

Посмотрим на место падения нашей стрелы. На вышеупомянутый полуостров попасть сегодня не сложно. К нему со стороны улицы Малой Ямской подходит единственная улочка 3-я Ямская. Если вы достаточно любопытны и пройдёте эту улочку до конца и чуть дальше, то окажетесь в одном из самых удивительных мест нашего города. Отсюда, даже невооружённым взглядом, видно, как Московское шоссе (прямолинейная древняя просека) уходит за горизонт. Справа и слева от бугра проходят два огромных оврага (один из оврагов носит название Ярильский), по дну которых ещё совсем недавно звенели два ручья. Внешние стороны оврагов с обеих сторон по симметричным дугам спускаются к Оке и только в самом низу по направлению к наблюдаемому убегающему Московскому шоссе оставляют проход в заповедное место со стороны грациозной Оки.

И снова абсолютная высота дна этого прохода-канала составляет около 85 м, что позволяло воде Русского моря подступать к основанию и окружать с двух сторон найденный нами полуостров!

Эти дополнительно доказывает, что вы находитесь в центре потерянного и найденного, благодаря нашей стреле, царской части древнего города!

Время, оползни, вода и люди не пощадили его. Всё исковеркано, изрыто, изранено.

Но стоит включить хотя бы немного фантазии, и вы уже стоите на балконе залитого солнцем царского дворца. Кругом великолепные дома и сады. Откуда-то, из-за спины, с живописных холмов сбегают два весёлых брата ручейка, заполняя своими водами каскады запруд спускающихся к морю, и само море, гостеприимно впущенное через западные морские ворота в сверкающую бухту, ласково лижет бесшумной волной каменный причал.

Зашедшие корабли с послами-путешест­вен­никами швартуются к пристаням. С внешней стороны каскада запруд на круговой городской стене несёт свою службу караул. Единственный мост, ведущий с полуострова через юго-восточные ворота, опущен, и бдительная стража осматривает приезжающих чужаков.

И здесь же — царский дворец былинного сказочного богатыря, первого правителя людей, первого царя — Святогора!

 


Межевая линия представляет собой ров глубиной до 5 м и шириной до 10 м


Заросший лесом ров тянется по полям, лесам и болотам на сотни километров

Читаем в книге «Наши реки, города и сёла» Николая Морохина: «ГОРОД.?Обиходное название центральной части Ниж­него Новгорода приблизительно в границах улицы Белин­ского, чаще в ходу среди жителей Заречной части: «поеду в Город». Этимологически: населённый пункт, огороженный в целях его защиты стеной».

Просто так названия никогда не появляются и не пропадают. В народной памяти самым удивительным образом остаются и старые названия. Значит, улица Белинского, соединяющая, словно каналом, современные реки Ока и Волга, тоже могла служить укреплённой границей нашего древнего города.

Существует ещё один труднооспоримый артефакт деятельности «доисторического» человека. Это старая пограничная межевая линия, проходящая (и сохранившаяся!) по всему современному волжскому правобережью.

Начинается она в районе устий рек Китмар и Сундовик (практически от городища на «Оленьей горе»), проходит огромной дугой через современные Лысковский, Кстовский, Дальнеконстантиновский, Богородский, Сосновский, Павловский, Володарский и Чкаловский районы Нижегородской области и заканчивается в районе посёлка Катунки.

Межевая линия представляет собой ров, шириной от пяти до десяти метров, глубиной три-пять метров, и тянется на сотни километров. Встретить что-нибудь подобное маловероятно.

О первоначальных её размерах и характеристиках судить сложно, так как за многие годы она подвергалась разнообразным природным (дождь, снег, ветер) и человеческим (строительство дорог, путепроводов и линий электропередач, распашки) воздействиям.

Удивительно, но эта древняя пограничная линия использовалась при строительстве современного противотанкового рва во время Великой Отечественной войны.

Так, почти точно, совпали друг с другом задачи древнего пограничного дозора и современных военных инженеров.

Цель военных инженеров — защитить город Горький при возможном прорыве фронта германской армией.

Было бы логичным предположить, что и цель древних воинов — защитить свой город, местонахождение которого должно совпадать с военным Горьким.

Вернёмся к прямолинейному отрезку, соединяющему центры двух древних городов Руси — Нижнего Новгорода и Владимира. Она является очередным артефактом деятельности наших древних предков.

Но как сегодня объяснить, зачем нашим предкам понадобилось строить технически очень сложно выполнимую просеку-дорогу между двумя городами?

Ясно одно: у древнего Нижнего был симметричный брат-близнец, древний город Владимир, в двухстах километрах к западу от него. Они оба стояли на берегу Русского моря и имели схожую архитектуру.

Если вспомнить замечательные слова художника Ильи Ефимовича Репина о Нижнем Новгороде: «Этот царственно поставленный над всем востоком России город…», то в применении к древнему Владимиру его высказывание можно было бы перефразировать следующим образом: «Этот царственно поставленный над всем западом России город…».

И не забудем о Вязниках. Этот город лежит практически на середине прямого отрезка соединяющего два «царственных города». Его значение для наших предков сегодня также не разгадано.

Главные загадки, которые должны быть раскрыты в первую очередь, следующие: что случилось с древней цивилизацией, по какой причине ушло Русское море, что стало с городами и поселениями на его берегах, куда исчезли люди и память о них?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо совершить путешествие от берегов Русского моря к берегам ещё одной загадочной реки, которая сегодня называется очень коротко — Ока.

ШАГ 4. ОКЕАН.

Давайте зададим себе вопрос: почему в русских сказках упоминается не море, а «море-окиян»? «Море» и «Окиян» — два разных водоёма или это один водоём? И почему всё-таки звучит двойное название древней, вроде бы единой, акватории?

Я не задумывался над этим вопросом пока мне совершенно случайно, в Интернете, не попал материал о строительстве железной дороги Кудьма — Металлист (Павлово).

Интересно отметить, что она была проложена с использованием предложений писателя Павла Мельникова-Печерского как признанного знатока Поволжья.

Большая часть дороги проходит по достаточно широкой долине. Читаем: «По ней течёт река Кишма, но, как утверждают ­геологи, выработана низина была не ею: несколько десятков тысяч лет назад по ней пролегало русло самой Оки, впадавшей когда-то в Волгу на пятьдесят километров ниже современного Нижнего Новгорода».

Геология — серьёзная наука, которую трудно «подделать». Ошибки, конечно, могут быть. Например, иногда трудно отличить древний рукотворный канал от образовавшегося естественным путём старого русла реки. Но даже такие ошибки редки. А чтобы исказить исторические события достаточно что-то вырвать, что-то дописать, что-то уничтожить, кого-то оклеветать, кого-то возвеличить. Это может сделать даже один человек. Но изменить геологию с пером в руках невозможно. Даже с лопатой и киркой это будет труд тяжёлый и бесполезный.

Следы старого русла Оки встречаем в той же книге Морохина. Вот, что он пишет о небольшой реке Великая: «Великая — река, левый приток Кудьмы… Согласно легенде, название связано с тем, что эта небольшая ныне река в прошлом была крупной… Геолог?Б.?И.?Фридман отмечает, что на месте Великой, действительно, в прошлом текла значительная река, о чём свидетельствует несоразмерная Великой «мёртвая долина», по дну которой пролегает её русло».

Сама легенда, приведённая в книге «Легенды и предания Волги-реки» того же автора, звучит так: «…Было время, когда Великая несла свои воды издалека, с юго-запада, на целые сотни вёрст (длина современной Оки около 1500 км.?— Прим. авт.) по направлению к Нижнему Новгороду. Плавали в ту пору по этой реке разные суда, и кормила она население прибрежных сёл и деревень…».

Затем: «И захирела большая река, стала она чахнуть и скоро пересохла, а долина её из сотен вёрст превратилась в пятивёрстную. Теперь только ребятишки купаются в ней; нет на ней сейчас ни одного судёнышка…».

Без сомнения? в данной легенде говорится о древней Оке. Но почему у неё было столь странное русло?

Давайте внимательно рассмотрим топографические карты современных Ниже­городской и Владимирской областей. Фаде­евы горы, Дятловы горы, Стародубье, Дуденёв­ские горы, Мещерские горы, Перемиловские горы, Гороховецкий отрог.

Современная река Волга от Нижнего Нов­го­рода течёт вдоль высокого правого берега, который люди раньше называли горами. Если смотреть выше по течению Волги, то горы эти отходят от неё и идут вдоль правого берега реки Оки. В районе современного города Горбатова происходит распад горной системы на две части: Перемиловские горы, идущие вдоль правого берега реки Оки, и Гороховецкий отрог, который идёт вдоль правого берега реки Клязьмы. Мещерские горы, которые, разворачиваясь на 180 градусов, обтекает Ока, успев принять в свои воды левый приток реку Клязьму, выступают аппендицитом в районе города Горбатов в сторону Гороховецкого отрога.

Очевидно, что Гороховецкий отрог был когда-то в единой горной системе с высокими Мещерскими горами, на которых живописно раскинулся город Горбатов.

Лирическое отступление.

Если нарисовать карту берега предполагаемого древнего моря от современного города Вязники до современного города Нижнего Новгорода, почти точно совпадающего с правобережьем современных рек: Клязьмы, Оки и Волги, только с более сглаженными, плавными формами, то берег этот будет напоминать своим изгибом лук с натянутой тетивой (воображаемая прямая линия, соединяющая эти города и на значительной своей части совпадающая с Московским шоссе).

Читаем в книге Морохина «Наши реки, городи и сёла»: «СТАРОДУБЬЕ — местность по правому берегу Оки. В прошлом была богата старыми дубовыми лесами. Название известно с XIV века. В средние века там находился древнерусский город — Стародуб Вачский».

Чтобы найти себе сток в Русское море Ока должна была преодолеть водораздел между современными реками Кишмой (Ворсмой) и Кудьмой, абсолютная высота которого около 130 м. Это провоцировало разлив древней Оки на многие километры в ширину. Даже предварительные замеры показывают, что водоём, который образовался при этом, был грандиозен. По сравнению с достаточно узким заливом Русского моря, который на территории современного среднего течения Волги составлял в основном 15–20 км, Ока представляла собой огромное озеро (или систему озёр), которое у древних людей ассоциировалось с Океаном.

Назад Вперед


Источник: novayagazeta-nn.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится21



Комментарии (1) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #1 написал: Texnolog (8 мая 2013 13:53)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 213
    Рейтинг поста:
    0
    Интерактивная карта затопления: http://www.floodmap.net/?ll=53.19545,50.12013&z=10&e=53говорит нам о том, что соединится Каспий с поймой р.Тобол может при повышении воды на 125 м от текущего уровня.


    --------------------
    Все вещи – в труде: не может человек пере­ска­за­ть всего; не насытит­ся око зре­нием, не наполнит­ся ухо слуша­ни­ем.
    Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. (с) Еккл.1

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map