Феномен Тиауанако
На границе современных Перу и Боливии, на высоте около четырех тысяч метров располагается озеро Титикака. Именно здесь, как утверждают древние индейские предания, была прародина инков, создавших позднее громадную империю со столицей в городе Куско.
В паре десятков километров на восток от озера Титикака находится знаменитый археологический комплекс Тиауанако. На языке инков это название означает «Мертвый город». Так его окрестили во времена, когда здесь побывал Майта Капак – четвертый правитель Империи инков. К этому времени комплекс уже давно опустел.
Современные историки датируют местные археологические находки примерно серединой II тысячелетия до нашей эры и относят их к культуре тиауанако. Хотя известный исследователь комплекса Артур Познански полагал, что комплекс Тиауанако был построен 10, а то и все 15 тысяч лет назад.
Рис. 147. Примеры обработки камня в Пума-Пунку
В комплексе Тиауанако имеется поразительный объект под названием Пума-Пунку. Это древние руины, которые демонстрируют самые удивительные примеры обработки камня не только в Южной Америке, но и во всем мире. Каменные блоки в Пума-Пунку иногда кажутся современными изделиями, отлитыми из бетона, – настолько причудливую форму они порой имеют (см. Рис. 147). Однако это только внешнее впечатление. Блоки вовсе не отлиты из бетона, а созданы из андезита, местной разновидности гранита, с помощью каких-то машинных инструментов, на что со всей определенностью указывают следы, оставленные этими инструментами. Здесь явно располагалось некое сооружение древних богов, то есть представителей высоко развитой в техническом отношении цивилизации.
Фундаментом конструкции, занимавшей центральное место в этом сооружении, служили собранные в единую платформу блоки песчаника, вес которых в некоторых случаях достигал четырехсот тонн. Видимо, в целях обеспечения прочности фундамента, эти блоки ранее соединялись дополнительными металлическими стяжками, выемки под которые в изобилии видны и ныне. Аналогичными стяжками порой скреплялись и некоторые блоки самой конструкции, стоявшей некогда на данной фундаментной платформе. При этом стяжки имели самую разнообразную форму, определяемую, судя по всему, особенностями тех блоков, которые этими стяжками укреплялись.
Рис. 148. Примеры выемок под стяжки в Пума-Пунку
Разнообразие форм выемок под стяжки и их расположение привело участников нашей экспедиции, которая посетила Тиауанако в 2007 году, к двум версиям того, как можно было изготавливать эти стяжки. Либо использовалось что-то типа модифицированной технологии порошковой металлургии, когда сначала в выемки засыпался порошок металла, а затем через него пропускался мощный импульс тока, в результате чего происходил быстрый и сильный нагрев частиц металла и они сплавлялись в единое целое. Либо создатели комплекса заливали в выемки расплавленный металл, для чего использовали мобильные портативные металлургические печи для плавки металла непосредственно на месте строительства. Впрочем, мы более склонялись ко второму варианту, тем более, что и другие исследователи Пума-Пунку выдвигали именно это предположение.
К счастью, некоторые стяжки сохранились до наших дней и были найдены археологами. Не знаю, проводились ли исследования по проверке возможности применения технологии порошковой металлургии при их создании. Но если ориентироваться на имеющиеся материалы исследований, речь все-таки нужно вести об отливке стяжек. Хотя и вариант использования технологий порошковой металлургии окончательно со счетов все-таки сбрасывать пока нельзя…
Химический анализ состава найденных археологами стяжек дал сенсационный результат. Этот анализ показал, что они содержат 95,15% меди, 2,05% мышьяка, 1,70% никеля, 0,84% кремния и 0,26% железа. Если наличие кремния и железа можно списать на остаточные примеси, которые имелись в исходной руде и флюсах, то присутствие в сплаве подобного количества мышьяка и никеля однозначно указывает на преднамеренное легирование этими элементами.
Первоначально историки не увидели в подобном составе металлических стяжек ничего обескураживающего, поскольку найденные в комплексе Тиауанако и близ него бронзовые изделия, которые относятся к одноименной культуре, имеют схожий состав. И даже наоборот, это сходство состава использовалось историками в качестве «доказательства» того, что и Пума-Пунку, и другие сооружения древнего комплекса якобы создавались как раз индейцами культуры тиауанако три с половиной тысячи лет назад. Дескать, если у индейцев данной культуры была развита металлургия мышьяково-никелевой бронзы, то и стяжки в Пума-Пунку делали они.
Рис. 149. Бронзовые инструменты индейцев (археологический музей, Ла-Пас)
Оставалась только одна проблема – отсутствие поблизости необходимых месторождений никелевых руд. Скажем, сейчас месторождения никеля разрабатываются в Колумбии и Бразилии (в ее юго-восточных штатах). До обоих источников от Тиауанако никак не менее двух тысяч километров!..
Ясно, что вряд ли индейцы культуры тиауанако перемещались на подобные расстояния в поисках необходимого металла. Тем более, что двигаться бы им пришлось по весьма пересеченной местности, преодолевая по пути не только горные перевалы, но и заросли бурной тропической растительности на низменных территориях.
Кроме того. Получение чистого никеля – процесс очень непростой и весьма капризный. И ныне основная часть никеля производится в качестве побочного продукта в ходе получения других металлов. Так что индейцам пришлось бы доставлять за две тысячи километров непосредственно никелевую руду. При этом никелевые руды не поддаются механическому обогащению, а содержание металла в рудах обычно очень невелико – залежи минералов с содержанием никеля 1,5% уже считаются богатыми месторождениями. Так что доставлять на подобные расстояния надо было руду, основная часть которой оказывалась пустой породой. Ясно, что это выходит за рамки любых разумных пределов.
В силу всех этих причин отсутствие каких-либо месторождений никеля близ Тиауанако вызывало серьезную головную боль у историков. Источников металла нет, а в бронзовых изделиях он есть. Однако, как выяснилось, эта головная боль была еще цветочками…
Рис. 150. Наследники культуры тиауанако
В начале XXI века американские ученые провели исследование древних изделий из трехкомпонентной бронзы (медь-никель-мышьяк) в двух отдаленных друг от друга регионах – Тиауанако в Боливии и Сан-Педро-де-Атакама на севере Чили. Исследователи пытались определить рудные источники никеля, которые использовались в древности для изготовления изделий из такой бронзы, по соотношению изотопов свинца, который содержится в изделиях (это соотношение при плавке руды не должно изменяться). Результаты этих исследований приведены в статье, опубликованной в 2005 году, в которой приводится немало важных для нас данных.
«Большинство перуанских месторождений [никеля – АС] расположены на восточном склоне Анд, они небольшие, труднодоступные и очень низкопробные. Залежи никеля в высокогорьях Боливии, на северо-западе Аргентины и центральном побережье Чили более доступны, однако они так же малы и единичны, при этом еще и очень скудны. Фактически до настоящего времени мы так и не определили источник или источники рудообразования никеля, которые могли быть использованы в производстве трехкомпонентной бронзы» (Х.Лехтман, Э.Макфарлэйн, «Бронзовая металлургия в Южно-Центральных Андах: Тиауанако и Сан-Педро-де-Атакама»).
Хотя исследователи так и не нашли источника никеля, входившего в состав древних изделий, они смогли убедиться в том, что в качестве такого источника заведомо не использовались руды с побережья. Но если это вполне понятно для изделий высокогорного Тиауанако, то тот же результат для бронзовых топоров из Сан-Педро-де-Атакама, откуда до побережья ближе, чем до высокогорья, озадачивает. При этом анализ определенно показал, что для изделий и из Тиауанако, и из Сан-Педро-де-Атакама использовался один и тот же источник никеля!..
«Анализы изотопа свинца изделий из бронзы, найденных в этих местах, и образцов различных видов металлической руды из отложений в Боливии и на севере Чили демонстрируют, что исходные минералы для большинства из этих изделий были добыты в пуне и высокогорьях Боливии. Эти результаты поднимают вопросы о движении руд, бронзовых слитков и бронзовых изделий в области взаимодействия в Южно-Центральных Андах…
Есть несколько вариантов интерпретации этого вывода. Возможно, в Сан-Педро-де-Атакама обрабатывались руды с плоскогорья, и их использовали для изготовления некоторых из этих топоров. Также возможно, что в Сан-Педро вместо руды приобретали слитки из трехкомпонентной бронзы из высокогорной местности, то есть, слитки, изготовленные из горных руд. Наконец, возможно, что изотопные составы свинца… относятся к топорам, изготовленным в высокогорье и экспортированным в Сан-Педро» (Х.Лехтман, Э.Макфарлэйн, «Бронзовая металлургия в Южно-Центральных Андах: Тиауанако и Сан-Педро-де-Атакама»).
Рис. 151. Ворота в Тиауанако
Однако проблема с источником никеля достаточно легко снимается, если не ограничивать себя рамками той картинки, которую историки нарисовали для древнего Тиауанако. Для этого нужно лишь учесть некоторые особенности в распространенности изделий из различных видов бронзы в данном регионе.
«Если рассматривать ситуацию с Тиауанако во время Среднего горизонта, мы видим, что половина (50%) изделий из меди или бронзы, найденных в бассейне озера Титикака и проанализированных в наших лабораториях, сделаны из трехкомпонентной бронзы.
…на протяжении Позднего формационного периода 80% всех изделий были изготовлены из трехкомпонентной бронзы. В апогее влияния Тиауанако с распространением оловосодержащей бронзы ситуация немного изменилась, однако большинство изделий продолжали изготавливаться из трехкомпонентной бронзы. Оловосодержащая бронза практически полностью вытеснила трехкомпонентную бронзу из меди, мышьяка и никеля лишь в позднюю эпоху Тиауанако» (Х.Лехтман, Э.Макфарлэйн, «Бронзовая металлургия в Южно-Центральных Андах: Тиауанако и Сан-Педро-де-Атакама»).
«Вытеснила» – тут немного не то слово. Производство из трехкомпонентной бронзы просто закончилось в одночасье в то время, которое связывается с окончанием культуры тиауанако как таковой. Историки соотносят этот конец с гибелью государства Пукина, располагавшегося на этой территории. Это, во-первых.
А во-вторых, исследователи отмечают, что механические свойства оловянной бронзы мало отличались от свойств трехкомпонентной бронзы.
Но источников олова (в отличие от источников никеля) в высокогорьях Перу и Боливии предостаточно. Тогда почему вытеснения одной бронзы другой не произошло непосредственно с появлением оловянной бронзы? Почему производство изделий из трехкомпонентной бронзы продолжалось теми же темпами еще весьма продолжительное время, а затем внезапно закончилось?..
Наиболее простое объяснение буквально лежит на поверхности. Производство изделий из трехкомпонентной бронзы закончилось, потому что иссяк источник. Медные и мышьяковистые руды никуда не делись – их и сейчас там очень много. Иссяк источник никеля, местоположения которого исследователи до сих не могут найти. И вряд ли найдут до тех пор, пока будут искать его среди местных руд.
Все встает на свои места, если предположить, что источником не только никеля, но и всех других составляющих местной трехкомпонентной бронзы для индейцев служили… стяжки, которые строители Пума-Пунку и других мегалитических сооружений в Тиауанако использовали для скрепления блоков. Индейцы не выплавляли трехкомпонентную бронзу из руд, а просто переплавляли эти стяжки и использовали уже готовый сплав для отливки из него своих собственных изделий. Это объясняет и сходство состава изделий из трехкомпонентной бронзы на обширной территории, и внезапное прекращение производства индейцами изделий из такой бронзы – в некий момент стяжки просто закончились…
Между прочим, стремление добыть уже готовый металл для его переплавки можно легко проследить на протяжении всей человеческой истории. Так стены практически всех древних сооружений, где для укрепления кладки использовались те или иные металлические стяжки, ныне стоят в дырках, пробитых в целях извлечения драгоценного металла (см. Рис. 152). И наши любители подзаработать сдачей металлолома, в кратчайшие сроки разбирающие все металлические составляющие заброшенных производств и конструкций, лишь продолжают эту древнюю «традицию»…
Рис. 152. Дыры в стенах храма Баала в Пальмире (Сирия)
Качество обработки каменных блоков Пума-Пунку и следы явно машинных инструментов на этих блоках указывает, как уже упоминалось ранее, на то, что исходное сооружение создавали представители высоко развитой цивилизации. Отсюда, естественно, следует, что и стяжки из трехкомпонентной бронзы изготавливали они же. А для такой цивилизации, которая оставила свидетельства своего пребывания на разных континентах, снимается и проблема с источником никеля. Этот источник мог быть где угодно – хоть в Бразилии, хоть в Колумбии, хоть даже в Старом Свете. Для этой цивилизации – цивилизации богов – расстояния не представляли никакой сложности. И уж заведомо это справедливо в отношении инопланетной цивилизации…
Любопытно, что относительно недалеко от Тиауанако (хотя уже на перуанской территории), близ западного берега озера Титикака, располагается археологический комплекс под названием Силустани. Здесь сохранились руины так называемых чульп – своеобразных конструкций, форма которых на первый взгляд вызывает удивление. Это почти цилиндрические сооружения, чем-то напоминающие шахматную ладью, высотой в несколько этажей из порой весьма немаленьких блоков.
Рис. 153. Чульпы в Силустани (Перу)
Историки утверждают, что чульпы – это якобы древние места захоронений местных вождей. Однако отъехав совсем недалеко от Силустани по направлению к Боливии мы увидели современные конструкции той же самой формы. И эти сооружения были вовсе не могилами, а… печами, в которых местные жители обжигали кирпич!..
Функционируют эти печи следующим образом. Сначала – непосредственно в ходе строительства печи – внутрь специальным образом закладываются необожженные кирпичи и топливо. После окончания сборки печи рабочие поджигают топливо и спокойно дожидаются, пока оно прогорит. За это время происходит обжиг кирпичей до нужной кондиции. Затем печь разбирается, и из нее извлекаются готовые кирпичи. После этого цикл повторяется. Необходимый же режим обжига задается конфигурацией расположения кирпичей и топлива внутри печи.
И еще в ходе поездки у нас появилась версия, что чульпы Силустани были вовсе не могилами, а печами. Но древние индейцы если и делали кирпичи, то уж заведомо их не обжигали. Примером тому служат многочисленные платформы (иногда называемые «пирамидами») в прибрежных районах Перу, сделанные как раз из необожженных кирпичей. И наша версия автоматически вылилась в предположение, что это были печи для выплавки металла. Теперь же в пользу именно такой трактовки чульп можно привести целый ряд дополнительных соображений.
Во-первых, в применяемых ныне технологиях обжига кирпичей температура в печах доводится вплоть до 1050-1100оС, а это практически полностью соответствует температурам, которые достигаются в древних металлургических печах. То есть даже в таких больших сооружениях, как чульпы, можно обеспечить температуру, необходимую для выплавки металла из руды.
Во-вторых, при том, что вокруг масса самого различного строительного материала, чульпы явно специально созданы из блоков пористого туфа – великолепного термоизолятора, хорошо сохраняющего тепло внутри такой печи.
В-третьих, чульпы Силустани расположены на возвышенности, где дует очень сильный ветер. Оказавшись там уже под вечер, мы основательно замерзли на ветру, который буквально нас пронизывал насквозь. Мы думали, что нам просто не повезло с погодой, но позже выяснили, что такой ветер там всегда. Следовательно, тут мы имеем идеальное место для печей, работающих на принципе естественного притока воздуха.
И в-четвертых, в самом низу у каждой чульпы имеется отверстие в кладке, которое замечательно подходит на роль отверстия для входа воздуха. Большая высота чульп при таком расположении места поддува способствует организации интенсивной тяги внутри печи. Конкретная же величина этой тяги и направление движения воздуха (а следовательно и температура в разных участках) внутри печи вполне могла регулироваться способом укладки топлива и шихты (или тиглей с шихтой).
Рис. 154. Отверстие в основании чульпы
Печей подобного размера у древних металлургов нам неизвестно. Но это – у людей. А боги – то есть представители высоко развитой в техническом отношении цивилизации, которые и дали людям металлургическое знание – вполне могли создать металлургическую печь подобных размеров. И выплавлять соответствующее количество металла…
К сожалению, историкам и археологам даже не пришло в голову, что в Силустани могут стоять не «мавзолеи», а столь большие древние печи. Поэтому участок до сих пор не обследован на наличие признаков металлургической деятельности. А было бы очень забавно обнаружить тут следы выплавки трехкомпонентной бронзы…
Источник: lah.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
это ж надо было ОТЛИТЬ из камня форму такого качества с технологическими зацепами. наверняка и ответная часть была идеальна (для уменьшения допобработки)
сегодня такие изложницы не делают