Избиение
Главная проблема японцев во Второй мировой состояла в выборе противника себе не по силам. Кидаться на Америку было бессмысленно, настолько были неравны промышленные потенциалы сторон. Совершив красивый блицкриг в Юго-Восточной Азии за счет тщательного планирования и внезапности удара, японцы оказались в сложной ситуации, когда эти факторы действовать перестали.
Уже с середины 1942 года война на Тихом океане перестала идти в «одни ворота», а с 1944-го били в основном только японцев. Причем били больно. Американцы перевели промышленность на военные рельсы и построили столько кораблей, самолетов, боеприпасов, что противник просто не мог наносить им урон, более-менее сопоставимый со своими потерями.
Что еще хуже, американцы, чем дальше, тем плотнее подбирались к самой Японии. И уже с 1944 года запускали туда гигантские бомбардировщики B-29. Подбираясь к Токио все ближе и ближе, американцы захватывали новые острова. Достаточно крупные превращали в авиабазы для тяжелых бомбардировщиков – и налеты на японские города совершались все чаще.
К маю 1945-го американцы успели овладеть львиной долей крупного острова Окинава, захватив в том числе и несколько японских аэродромов. И, конечно, ими с радостью пользовались В-29. К тому времени уже была отработана тактика засыпания японских городов зажигательными бомбами – с низких высот, чтобы бить точнее. Бумажно-деревянные строения вспыхивали как спички. В огненных смерчах гибли, как минимум, десятки тысяч человек.
Самоубийство
Смотреть на подобное у японцев не было сил. Очень хотелось как-то повлиять на бомбардировки. С этим было крайне туго: ПВО была слабенькая, материальное соотношение сил было крайне грустным.
Правда, еще с 1944 года начала набирать вес идея самоубийственных атак. Логика была простая: «Наши люди массово гибнут и не могут нанести противнику внятного урона. Так пусть они хотя бы погибнут и нанесут этот самый урон».
Благо техническое развитие позволяло это реализовать. Эра управляемого оружия еще не наступила, но японцы могли получить его, заплатив за это жизнью пилота. Он просто «наводил» свой самолет на цель вплоть до последнего, чем добивался высокой точности попадания. И поднимал эффективность авиации в целом.
Эту практику можно было переносить и на другие рода войск. В случае с диверсионными подразделениями просто через создание планов, не подразумевавших возвращения. Что в огромной степени экономило ресурсы, и, как следствие, тоже повышало эффективность.
Примерно такой рейд и задумали руководители созданного в конце 1944-го Гиретсу Кутэйтай – переводилось это примерно как «отряд героических десантников». Подразделение изначально делалось под задачу «внезапно вломиться на аэродром и вывести из строя как можно больше проклятых В-29».
Но, пока шли административная волокита и подготовка личного состава, американцы продвигались все дальше. И руководство планировало ударить то по одному аэродрому, то по другому. А время шло. И в итоге решили, что оттягивать дальше Окинавы совсем уж стыдно и пора атаковать прямо сейчас – а то, глядишь, и война закончится.
Подготовка к последнему бою
«Героических десантников» планировалось посадить в 12 бомбардировщиков Ki-21. Диверсантам расширили подоплеку задачи. Теперь они должны были не просто портить бомбардировщики, а помочь крупной волне камикадзе, что пытались ударить по американскому флоту. Сделать это десантники должны были, выведя из стоя два важных американских аэродрома на Окинаве – Йомитан и Кадену.
Идея была в том, чтобы сесть на аэродромы с убранными шасси, и, покинув самолеты, рассредоточиться, после чего пустить в ход взрывчатку. Таким образом, американцы максимально долго не смогут использовать взлетные полосы – сначала надо будет диверсантов уничтожить, а потом еще и самолеты оттащить. Пока все это будет делаться, камикадзе нанесут результативный удар – им не будут мешать неприятельские истребители.
Ki-21 идут на взлет
На вооружение десантников не скупились. Им выдали много автоматического оружия – как под пистолетный, так и под винтовочный патрон, а также легкие минометы. Поделили на отряды, каждый со своей специализацией. Но каждый при этом нес взрывчатку – чтобы вывести из строя как можно больше американских самолетов, в идеале – В-29.
Все идет наперекосяк
Вечером 24 мая 1945-го, накануне атаки камикадзе, 12 самолетов с диверсантами вылетели навстречу зениткам и американским истребителям. Их поддерживало полсотни японских бомбардировщиков, наносящих отвлекающие удары по тем самым аэродромам, на которые были нацелены десантники.
Четырём Ki-21 с диверсантами пришлось повернуть обратно – технические неполадки. Зато остальным досталось по полной программе. Американцы на ночных «Хеллкетах» с радарами разнесли атакующих в пух и прах – сбиты десятки атакующих бомбардировщиков и все самолеты с диверсантами.
Один, правда, сбили с неожиданным для себя эффектом. Изрешеченный, Ki-21 грохнулся на взлетно-посадочную полосы аэродрома Йомитан. Оттуда выскочили уцелевшие диверсанты – всего 11 человек. И принялись за свою работу.
Использовать свой шанс
Американцы таких фокусов из табакерки не ожидали. По всем законам военной логики, пилоты сбитого самолета должны были в худшем случае покинуть его и опрометью броситься в джунгли – туда, где их сложнее всего найти. Но из большого мертвого жука ринулось множество маленьких – и тут же принялось больно жалить.
Все это нужно было переварить. После чего открыть беспорядочную стрельбу – рассредоточившиеся японцы были, казалось, везде. На то, чтобы наладить более-менее внятные попытки организованно отловить и убить диверсантов, ушли десятки минут, а на полноценную очистку Йомитана от японцев — долгие часы.
За те полдня, что не действовал аэродром, десантники успели уничтожить 8 американских самолетов – правда, в основном «Корсары» и транспортники, ни одного из заветных В-29. Ну, и повредить удалось 26 штук – и вновь без ущерба тяжелым бомбардировщикам. Еще удалось убить аж целых 2 американца и ранить около двух десятков. Список японских успехов завершает сожженный топливный склад.
Кошки-мышки обошлись добравшимся до Йомитана японцам в 10 убитых диверсантов. Один, израсходовав боеприпасы и взрывчатку, умудрился сбежать в джунгли – полтора месяца спустя он дошел до своих и бодро отрапортовал о своих приключениях. Всего же «героические десантники» потеряли 99 человек – большую часть составили те, что были сбиты, не успев подлететь к своим целям.
«Размен» был, может быть, и не легендарный. Но, по крайней мере, диверсантам удалось нанести американцам потери, более-менее сопоставимые с собственными. По меркам 1945 года это был вполне себе успех, несмотря на провал концепции рейда как таковой. Но спасти Японию такие акции, конечно, не могли – было уже слишком поздно.