Что и как строили советские заключенные
Более 40 тысяч российских осужденных привлекут к принудительному труду вдали от исправительных учреждений.
Нововведение неизбежно напоминает о масштабной строительной практике ГУЛАГов. Работавшие в тяжелых условиях заключенные снабжались продовольствием в количестве, рассчитанном на неработающих. Поэтому, как 9 апреля 1939 года написал Лаврентий Берия Вячеславу Молотову, большой процент таких заключенных попал в категорию «слабосильных и бесполезных на производстве людей».
Госдума может привлечь российских осужденных к стройке объектов для чемпионата мира по футболу 2018 года: депутат Александр Хинштейнподготовил соответствующие поправки к Уголовно-исполнительному кодексу.
Еще одним объектом, в возведении которого, вероятно, могут принять участие заключенные, уже называли мост через Керченский пролив: летом прошлого года об этом заявил «Коммерсанту» глава экономического управления ФСИН Александр Коршунов. По словам замдиректора ФСИН Анатолия Рудого, в поддержку привлечения осужденных к большим стройкам выступила уполномоченная по правам человека в России Элла Памфилова (она предложила использовать заключенных для очистки лесов от сухостоя).
«Дешевая рабочая сила» заключенных широко использовалась в первой половине прошлого века — во времена ГУЛАГов.
О высотке на Котельнической набережной ходит много баек и легенд. Одна из историй гласит, что в квартире писателя Василия Аксенова есть нацарапанная надпись «строили зеки». Рассказывают также, что заключенные позировали скульпторам, лепившим барельефы. Осужденные действительно строили высотку на Котельнической набережной, а также здание МГУ. Масштаб привлечения рабочей силы из исправительных учреждений был таким, что позволял задействовать зеков для строительства не только промышленных и военных, но и гражданских объектов.
С 1934 года все исправительно-трудовые лагеря и колонии были переданы в ведение главного управления лагерей трудовых поселений и мест заключения НКВД СССР. В системе ГУЛАГов создавались главки с определенными экономическими задачами: главное управление лагерной лесной промышленности (ГУЛЛП), главное управление лагерей горно-металлургических предприятий (ГУЛГМП), главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), главное управление аэродромного строительства (ГУАС), главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой), главное управление лагерей гидротехнического строительства (Главгидрострой) и так далее.
Одним из направлений деятельности Главпромстроя было жилищное и культурно-бытовое строительство. Именно силами заключенных лагерей Главпромстроя были возведены высотки на Котельнической набережной иВоробьевых горах. Отделочные работы главного здания МГУ произвели заключенные лагпункта «Высотный» — это 368 человек, из них 208 женщин.
Рабочие на стройке Беломорканала, 1930-1933 годы. Фото: Laski Diffusion / East News
Вот что писала в своей работе «Послевоенные репрессии и ГУЛАГ» ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Галина Иванова: «Как вспоминает профессор И.Н. Головин, первый заместитель руководителя советского атомного проекта И.В. Курчатова: ’’Все стройки, рудники, даже наш институт в Москве — на всех этих объектах работали заключенные…Сейчас это кажется невероятным, но когда возникала нехватка строителей и Берия говорил: ’’Что ж, завтра подошлем дополнительный контингент’’, это воспринималось спокойно».
Исчерпывающей карты строек, на которых были задействованы советские заключенные, не существует. Данные отрывочны — в том числе потому, что некоторая информация все еще засекречена из-за военно-стратегического статуса, который имеют ряд объектов.
Но известно, что зеки построили, в частности: Беломорско-Балтийский канал, канал имени Москвы, Волго-Донский канал; Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина; Нижнетагильский металлургический комбинат им. В. И. Ленина; Волжскую, Жигулевскую, Угличскую, Рыбинскую, Нижнетуломскую, Усть-Каменогорскую, Цимлянскую и другие ГЭС; Трансполярную магистраль; Кольскую железную дорогу; тоннель на Сахалин; Северную железную дорогу; Печорскую магистраль и иножество автомобильных дорог; объекты советской ядерной программы.
Кроме того, заключенные построили несколько советских городов, среди которых Комсомольск-на-Амуре, Воркута и Находка.
Работавшие в тяжелых условиях заключенные снабжались продовольствием в количестве, рассчитанном на неработающих. Поэтому, как 9 апреля 1939 года написал Лаврентий Берия Вячеславу Молотову, большой процент таких заключенных попал в категорию «слабосильных и бесполезных на производстве людей».
Количество людей, умерших в ГУЛАГах, не поддается точной оценке. Согласно официальным документам, это более 1,1 млн человек; эта цифра до сих пор вызывает сомнения у исследователей.
Автор: ДАРЬЯ ГОРСТКИНА, openrussia.org Источник: kompromat1.news.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 927
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Создав систему бесплатного труда за еду, вернее за пайку назвать которую едой можно условно, удалось решить вопрос снижения затрат на крупные проекты. Да и гражданские занятые в процессы тоже жили в условиях близких к заключенным, в барках , без социальных условий. Советская власть вообще с трудом решала вопросы, предпочитая генерировать тезисы битвы и подвига, дабы потом списывать свои промахи на процесс. Так была вечная ежегодная битва за урожай, просто потому что система не могла обеспечить продовольствием народ, был героический подвиг Магнитки, БАМА, дабы обьяснить крайне низкий уровень жизни строителей и трудности в организации труда. Это все были конечно подвиги народа, но отражали они неспособность системы организовать спокойную и нормальную работу и условия для нее без изнурения народа.
Очень показательно выглядит на этом фоне строительство Крымского моста в нынешнее время. В сталинские времена так и не смогли осилить его строительство. Сейчас, при Путине, это сделали спокойно, создав нормальные условия труда для рабочих, нормальную оплату. Оказывается для того чтобы строить гигантские объекты нужен не подвиг, жизнь в браках без удобств, а высокопрофессиональная и грамотно организованная работа. И все будет сделано тихо, без идеологического пафоса. Люди не только не потеряют годы жизни и здоровья, а наоборот получат полное удовлетворение от труда, в том числе и материальное.
В этом и есть главное отличие нынешнего строя от предыдущих. Он не строит на горбах и жизнях людей, не требует положить здоровье на стройках века. Он формирует нормальный рабочий процесс. Вот почему народ сейчас живет нормально, а не кормится байками "светлого будущего". Вот почему наши полки полны товаров, личный автомобиль не редкость, а норма, а строители живут в вагончиках с кондиционером и душем. Это строй для народа, как не пафосно это звучит, и его благополучной жизни сейчас, тогда как раньше был режим для "светлого будущего", а сейчас терпите, хотя номенклатура себе уже его построила. Как говорится две больших разницы...
Алекс Зес