В
2017 году исполняется 80 лет одному из самых трагических событий в
истории XX века — массовым репрессиям 1937-1938 годов. В народной памяти
они остались под названием ежовщина (по фамилии сталинского наркома
госбезопасности Николая Ежова); современные историки чаще употребляют
термин «Большой террор». О его причинах и последствиях «Ленте.ру»
рассказал петербургский историк, кандидат исторических наук Кирилл
Александров.
Расстрельная статистика
В чем была исключительность Большого террора 1937-1938 годов? Ведь советская власть применяла насилие практически все годы своего существования.
Исключительность Большого террора заключалась в беспрецедентности и масштабности массовых убийств, организованных руководящими органами Коммунистической партии в мирное время. Предвоенное десятилетие было катастрофой для населения СССР. За период с 1930-го по 1940-й год жертвами сталинской социальной политики стали более 8,5 миллионов человек: более 760 тысяч расстреляны за «контрреволюционные преступления», около миллиона раскулаченных умерли на этапах раскулачивания и в спецпоселках, около полумиллиона заключенных погибли в ГУЛАГе. Наконец, 6,5 миллионов человек умерли в результате голодомора 1933 года, который, по оценке Государственной Думы России, стал следствием «насильственной коллективизации сельского хозяйства».
Основные жертвы приходятся на 1930-й, 1931-й, 1932-й и 1933-й годы — примерно 7 миллионов человек. Для сравнения: общее количество погибших на оккупированных территориях СССР в 1941–1944 годах специалисты-демографы оценивают в пределах 4–4,5 миллионов человек. При этом «ежовщина» 1937–1938 годов стала прямым и неизбежным следствием коллективизации
Есть точные данные о числе жертв репрессий 1937-1938 годов?
По справочным данным МВД СССР 1953 года, в 1937-1938 годах органы НКВД арестовали 1 миллион 575 тысяч 259 человек, из них за «контрреволюционные преступления» — 1 миллион 372 тысячи 382 (87,1 процента). Было осуждено 1 миллион 344 тысячи 923 человека (в том числе расстреляны — 681 692 человека).
Приговоренных к высшей мере наказания не только расстреливали. Например, в Вологодском УНКВД исполнители — с ведома начальника-орденоносца, майора госбезопасности Сергея Жупахина — осужденным к расстрелу рубили головы топором. В Куйбышевском УНКВД из почти двух тысяч казненных в 1937-1938 годах удушили веревками примерно 600 человек. В Барнауле осужденных убивали ломами. На Алтае и в Новосибирской области женщины перед расстрелом подвергались сексуальному насилию. В Новосибирской тюрьме НКВД сотрудники состязались, кто убьет заключенного с одного удара в пах.
Всего за период с 1930-го по 1940-й годы по политическим мотивам в СССР были осуждены и расстреляны более 760 тысяч человек (из них более 680 тысяч — во время ежовщины). Для сравнения: в Российской империи за 37 лет (1875-1912) по всем составам, включая тяжкие уголовные преступления, а также по приговорам военно-полевых и военно-окружных судов периода первой русской революции были казнены не более шести тысяч человек. В 1937-1939 годах в Германии народный трибунал (Volksgericht) — чрезвычайный судебный орган рейха по делам о государственной измене, шпионаже и других политических преступлениях — осудил 1709 человек и вынес 85 смертных приговоров.
Причины Большого террора
Как вы думаете, почему пик государственного террора в СССР пришелся именно на 1937 год? Ваш коллега Олег Хлевнюк считает, что главным мотивом Сталина было устранение потенциально недовольных и классово чуждых людей в преддверии грядущей войны. Вы с ним согласны? Если да, то достиг ли Сталин своей цели?
Мне бы хотелось дополнить точку зрения уважаемого Олега Витальевича. В результате Октябрьского переворота и победы большевиков в гражданской войне в нашей стране возникла диктатура Центрального комитета Коммунистической партии. Главная задача Ленина, Сталина и их соратников заключалась в удержании захваченной власти любой ценой — ее потеря грозила не только политическими, но и личными рисками десяткам тысяч большевиков.
Основную массу населения СССР составляли крестьяне: по переписи 1926 года доля сельского населения превышала 80 процентов. За сытые годы нэпа (1923-1925) деревня разбогатела, вырос спрос на промышленные товары. Но промтоваров на советском рынке не хватало, так как большевики искусственно ограничивали частную инициативу, опасаясь роста и влияния «капиталистических элементов». В итоге цены на дефицитные промтовары стали расти, а крестьяне, в свою очередь, стали поднимать отпускные цены на продовольствие. Но большевики не хотели закупать хлеб по рыночным ценам. Так возникли кризисы 1927-1928 годов, в ходе которых коммунисты вернулись к практике насильственных хлебозаготовок. При помощи жестких мер им удалось, как говорил Молотов, «подкачать хлеб», но угроза массовых волнений в городах — на почве проблем со снабжением — сохранялась.
Сталину стало понятно, что пока на земле сохраняется свободный и независимый крестьянин-производитель, он всегда будет представлять опасность для Коммунистической партии. И в 1928 году Сталин открыто назвал крестьянство «классом, который выделяет из своей среды, порождает и питает капиталистов, кулаков и вообще разного рода эксплуататоров». Требовалось уничтожить наиболее трудолюбивую часть крестьян, экспроприировать их ресурсы, а остальных прикрепить к земле в качестве государственных бесправных батраков — для работы за символическую плату. Только такая колхозная система, несмотря на ее низкую рентабельность, позволяла партии удержать власть.
То есть без великого перелома 1929 года был бы невозможен Большой террор 1937 года?
Да, коллективизация была неизбежна: Сталин и его соратники объясняли ее необходимость интересами индустриализации, но на самом деле они в первую очередь боролись за свое политическое выживание в крестьянской стране. Большевики раскулачили примерно один миллион крестьянских хозяйств (5-6 миллионов человек), высылке и депортации из родных мест подверглись около четырех миллионов человек. Деревня отчаянно сопротивлялась: по данным органов ОГПУ, в 1930 году в СССР состоялось 13 453 массовых крестьянских выступления (в том числе 176 повстанческих) и 55 вооруженных восстаний. В совокупности в них участвовали почти 2,5 миллиона человек — в три раза больше, чем в Белом движении во время гражданской войны.
Несмотря на то что в 1930-1933 годах властям удалось сломить крестьянское сопротивление, потаенный протест против «счастливой колхозной жизни» сохранялся и представлял большую опасность. Кроме того, в 1935-1936 годах из мест заключения и ссылок стали возвращаться крестьяне, осужденные в начале 1930-х годов. И основную долю расстрелянных во время ежовщины (примерно 60 процентов) составили именно селяне — колхозники и единоличники, бывшие раскулаченные, состоявшие на учете в органах госбезопасности. Первоочередная цель «ежовщины» накануне большой войны заключалась в том, чтобы подавить протестные настроения против коллективизации и колхозной системы.
Бериевская «либерализация»
Кто еще, помимо крестьян, страдал от сталинских репрессий?
Попутно уничтожались и другие «враги народа». Например, полная катастрофа постигла Православную Российскую Церковь. К 1917 году в России насчитывались 146 тысяч православных священнослужителей и монашествующих, действовали почти 56 тысяч приходов, более 67 тысяч церквей и часовен. В 1917–1939 годах из 146 тысяч священнослужителей и монашествующих большевики уничтожили более 120 тысяч, в абсолютном большинстве — в 1930-е годы при Сталине, особенно в 1937–1938 годах. К осени 1939 года в СССР оставались действующими лишь от 150 до 300 православных приходов и не более 350 храмов. Большевикам — при равнодушии огромного большинства православного по крещению населения — удалось почти полностью уничтожить самую крупную поместную Православную Церковь в мире.
Почему многие исполнители террора впоследствии сами стали жертвами? Сталин боялся стать заложником своих спецслужб?
Его действия определяли криминальные наклонности, стремление управлять Коммунистической партией как мафиозной организацией, в которой все ее руководители повязаны соучастием в убийствах; наконец, готовность уничтожать не только подлинных и мнимых врагов, но и членов их семей. Как писал чеченец Абдурахман Авторханов, в 1937 году входивший в номенклатуру ЦК ВКП(б), «Сталин был гениальный уголовник от политики, государственные преступления которого узаконивало само государство. Из амальгамы уголовщины с политикой и родился уникум: сталинизм». В сталинской системе исполнители массовых преступлений были обречены: организаторы их ликвидировали как ненужных соучастников. Поэтому, например, был расстрелян не только вышеупомянутый майор госбезопасности Сергей Жупахин, но и генеральный комиссар госбезопасности Николай Ежов.
Однако не стоит преувеличивать масштабы репрессий среди чекистов. Из 25 тысяч сотрудников НКВД, работавших в системе госбезопасности на март 1937 года, за все преступления, включая уголовщину и бытовое разложение, до середины августа 1938 года было арестовано 2 273 человека. В 1939 году уволены 7 372 сотрудника, из них арестованы лишь 937 чекистов, служивших при Ежове.
Известно, что когда во главе НКВД вместо Ежова встал Берия, массовые аресты прекратились, а некоторых подследственных даже выпустили на свободу. Как вы думаете, почему в конце 1938 года произошло такое подобие оттепели?
Во-первых, стране требовалась передышка после двухгодичного кровавого кошмара — от ежовщины устали все, включая чекистов. Во-вторых, осенью 1938 года изменилась международная обстановка. Амбиции Гитлера могли спровоцировать войну между Германией и западными демократиями, а Сталин хотел извлечь из этого столкновения максимальную выгоду. Поэтому теперь все внимание следовало сосредоточить на международных отношениях. «Бериевская либерализация» наступила, но это не значит, что большевики отказались от террора. В 1939-1940 годах за «контрреволюционные преступления» в СССР были осуждены 135 695 человек, в том числе 4 201 — к расстрелу.
Откуда власти черпали кадры для формирования гигантского репрессивного аппарата?
С конца 1917 года большевики вели в России непрерывную социальную войну. Врагами объявлялись дворяне, купцы, представители духовенства, казаки, бывшие офицеры, члены других политических партий, белогвардейцы и белоэмигранты, затем кулаки и подкулачники, «буржуазные спецы», вредители, снова священнослужители, участники оппозиционных группировок. Общество держалось в постоянном напряжении. Массовые пропагандистские кампании позволяли проводить мобилизацию в карательные органы представителей социальных низов, для которых преследование мнимых, явных и потенциальных врагов открывало возможности в карьере. Типичный пример — будущий министр госбезопасности и генерал-полковник Виктор Абакумов, родившийся, по официальной версии, в семье прачки и рабочего и выдвинувшийся во время ежовщины.
Печальные итоги
К каким последствиям для страны и общества привели события 1937-1938 годов?
Сталин
и его подчиненные уничтожили сотни тысяч невинных людей. Миллионам
людей, если учитывать и членов семей репрессированных, они сломали
судьбы. В обстановке террора происходило невероятное духовное растление
многомиллионного народа — ложью, страхом, двуличием,
приспособленчеством. Убивали не только человеческие тела, но и души
оставшихся в живых.
Тяжелые потери понесли научные, хозяйственные, военные кадры, деятели культуры и искусства, был уничтожен огромный человеческий капитал — все это ослабило общество и страну. Какой мерой, например, можно измерить последствия гибели комдива Александра Свечина, ученого Георгия Лангемака, поэта Осипа Мандельштама, физика Льва Шубникова, мужественного митрополита Кирилла (Смирнова)?
Ежовщина не подавила в обществе протестных настроений, она сделала их лишь более острыми и злобными. Сталинская власть сама множила число своих противников. В 1924 году на оперативном учете в органах госбезопасности состояли примерно 300 тысяч потенциальных «врагов», а в марте 1941 года (после коллективизации и ежовщины) — более 1,2 миллиона. 3,5 миллиона военнопленных и примерно 200 тысяч перебежчиков летом-осенью 1941 года, сотрудничество части населения с противником в годы войны — это закономерный результат коллективизации, колхозного строя, системы принудительного труда и ежовщины.
Можно ли сказать, что массовые репрессии в отсутствие нормальных механизмов вертикальной мобильности стали своеобразным социальным лифтом для нового поколения большевистской партийной номенклатуры?
Да, можно. Но при этом вплоть до 1953 года Сталин так и остался заложником ленинской «вертикали» — диктатуры ЦК партии. Сталин мог манипулировать съездами, уничтожить любого партийца, инициировать кадровые чистки и перестановки. Но он не мог игнорировать солидарные интересы партийной номенклатуры, тем более избавиться от нее. Номенклатура превратилась в новую элиту.
«Революция, которая проводилась во имя уничтожения классов, — писал член ЦК Коммунистической партии Югославии Милован Джилас, — привела к неограниченной власти одного нового класса. Все остальное — маскировка и иллюзия». Зимой 1952-1953 годов сумасбродные планы Сталина, задумавшего новую ежовщину, вызвали законное беспокойство руководителей ЦК КПСС: Берии, Хрущева, Маленкова, Булганина и других. Я думаю, именно это и стало настоящей причиной его смерти — скорее всего, Сталин пал жертвой своего окружения. Убили ли его путем медикаментозного воздействия или вовремя не оказали ему медицинской помощи — это не так важно.
Все же в перспективе Сталин оказался политическим банкротом. Ленин создал советское государство, Сталин придал ему всеобъемлющие формы, но это государство не просуществовало и сорока лет после смерти Сталина. По историческим меркам — ничтожный срок.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 405
Рейтинг поста:
Много Ты понимаешь в управлении, только всё это давно до тебя придумано. И всё остальное давно уже до тебя используется, только смысла тут нет.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 405
Рейтинг поста:
3 империи перестали быть. По итогам 1-й мировой. Но, в Мире стала новая сила, как альтернатива западу. Российскую империю разрушили. И она переродилась. Притом практически в тех же границах. Родилась новая сила в противостоянии с "западом".
Алекс, как бы ты собрал земли, в которых анархия главенствует над поколением.
Ладно, иднология.
Хрен с ним.
Как ты удержишь этот народ? Когда вокруг в маленьких странах идёт полноценный "движняк".
Да без Сталина англичане, давным давно бы добились, чего хотят уже 7 веков.
Чтоб России не было.
ДА! ПЗДЦ! как жостко. ДА ПЗДЦ, если бы я там был, я бы попал.
Но, предложи реальную модель развития осколков Российской империи, в объединение одного государства. Даже восклицательный знак тут ставить не буду.
Нет. Посто Сталин нихотел ничего для себя. Он жил страной.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1802
Рейтинг поста:
Спасибо!
Я прочитал.Созвучно нашему обсуждению в этой теме.
Заявление ФСБ-это серьезно.Но проблему должно решать всё общество целиком,так как воздействие массовое.
Мне кажется реакция россиян на все эти наезды должна быть шаблонной:всех озаботившихся нашей историей просто и открыто посылать на три буквы,пусть свою историю копают,а со своей мы сами разберемся когда придет время.А сейчас не надо это ворошить,для многих сограждан это ещё болезненно.И этот факт для нас важнее чем озабоченность кого-то из-за бугра или из-за лужи,и их выкормышей тут.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 17
комментария 3532
Рейтинг поста:
И противостояние Храма на Крови и Ельцин-центра в Екатеринбурге символично -
два мира, две возможных судьбы для России.
--------------------
Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 г.
"Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит безсовестнейший захват чьей-либо чужой земли ."
Иван Сергеевич Аксаков, 1876 г.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 17
комментария 3532
Рейтинг поста:
ФСБ: Созданием в российском обществе комплекса вины и покаяния занимаются иностранные спецслужбы тут
--------------------
Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 г.
"Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит безсовестнейший захват чьей-либо чужой земли ."
Иван Сергеевич Аксаков, 1876 г.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1802
Рейтинг поста:
Я не против изучения и уточнения истории.Я против того,чтобы это выносилось на всенародное вече(по схеме "помощь зала"),чтобы историю переписывали в угоду сегодняшнему видению давних событий непосвященными в детали людьми,которые выносят суждения исходя из чего-то свежепрочитанного в сети,и зачастую туда попавшего с дальним прицелом.
Остаюсь при мнении,что вбросы делаются целенаправленно,чтобы перегрузить мозги и увести энергию масс от решения реальных проблем.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 797
Рейтинг поста:
Так вопрос не такой уж узкий... Не в Сталине дело.
Пока у нас несколько учебников истории и нет единого, нет однозначной государственной политики по оценке истории – у нас будет расслоение в обществе.
Пока одни историки оперируют цифрами и фактами, а другие «борцы» с «тоталитарным» прошлым вылавливают помои в истории и добавляют к ним свои фантазии - у нас будет расслоение в обществе.
Пока министр культуры одной рукой вешает доску Маннергейму, а другой открывает памятник Калашникову – у нас будет расслоение в обществе.
Продолжать можно долго... Пока стоит ельцин-центр - у нас будет расслоение в обществе...
Так что, за Правду ломать копья можно и нужно. (имхо)
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1802
Рейтинг поста:
Итак подводим итоги обсуждения.
В каждой стране где случилась революция,в конце-концов приходит к руководству кто-то кому приходится разгребать все навороченное и приводить страну к единому знаменателю,при этом неизбежны жертвы и кровь.Так что свои сталины были у всех,просто разного масштаба.
Нет смысла ломать копья вокруг этого вопроса,поскольку это уже история и ничего не изменишь-раз,и второе-эпоха Сталина оценивалась даже современниками-очевидцами неоднозначно,а мы и подавно к общему знаменателю не придем,но общество поляризуем.
Третье:пошли вереницей целенаправленные вбросы нацеленные на размывание наших общих ценностей.По принципу-главное подкинуть предмет спора и тиснуть десяток-другой публикаций,как за так и против,а дальше дело пойдет само,только успевай подливать масла в огонь.Причем все эти споры и "экспертные"оценки яйца выеденного не стоят,поскольку участвующие в основном дилетанты,а редкие специалисты тонут в общей массе.Получается что дураки спорят сами не зная о чем,и толку от этих споров никакого.Кроме одного:в результате общество поляризуется,раскалывается,теряет свои ценности.В то время как должно консолидироваться и синхронизироваться.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 432
Рейтинг поста:
Доброго здравия Алекс. Тема террора Сталина поднятая на портале с цифрами жертв, сосланых, зарубленых, загубленых оч скользкая... И не суть против Сталина мы или за. Смею предположить что целью автора статьи не поиск "правды" а объявление Сталинского режима аничеловеческим, тоталитарным, преступным, равным третьему рейху. И как его там... "ГОСДЕП" вспомнит, что Россия то является правопреемницей. А раз так то и ООН реформировать можно по демократически. И конечно Платить и каятся, каятся и платить, как германия после ВОВ.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1742
Рейтинг поста:
Хотелось бы, если позволите, несколько расширить свой кругозор с Вашей помощью. На чем базируется это утверждение. Можете поподробнее? Заранее благодарна за содержательный и аналитично развёрнутый ответ.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 17
комментария 3532
Рейтинг поста:
Хотелось бы, если позволите, несколько расширить свой кругозор с Вашей помощью. На чем базируется это утверждение. Можете поподробнее? Заранее благодарна за содержательный и аналитично развёрнутый ответ.
--------------------
Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 г.
"Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит безсовестнейший захват чьей-либо чужой земли ."
Иван Сергеевич Аксаков, 1876 г.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 17
комментария 3532
Рейтинг поста:
Я думаю, что Сталин вызывает ярость, т.к. ему удалось сделать самое главное на тот момент времени - остановить то, ради чего, собственно, всё затевалось. Остановить красный проект. Причём не просто остановить, а выйти победителем вместе со всем народом, со всем государством. Напоминаю:
"Мы должны превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, какая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока. Разница лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева, не белая, а красная. В буквальном смысле этого слова красная, ибо мы прольем такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн." Л.Д.Троцкий
Нагло-саксы (назовём их так) запустили 3 глобализационных проекта, предполагавших упразднение национальной государственности и слияние в "единое человечество" , во "всемирное государство" , можно сказать одновременно.
Временная привязка старта всех трёх - конец ПМВ.
национал-социализм в Германии;
капитал-социализм в США;
марксизм-социализм в СССР;
крайние формы - нацизм, либерализм, коммунизм — это проекты нового рабовладельческого строя в разных политических форматах, все три - разные реализации одного учения марксизма-дарвинизма, это реинкарнация одного древнего проекта, про который я тут всё время рассказываю. Суть которого - доведение практически до условно-рефлекторного состояния большей части "населения". Проект - в постепенной искусственной деградации и разрушении смыслов, фактическом уничтожении абстрактного мышления у всего "населения".
Реализацию нацизма видели, видим и сейчас.
Коммунизма - не видели, к счастью, реализовывают в отдельно взятых кибуцах.
Либерализм - наблюдаем.
Отдельно стоит фашизм - проект профсоюзного государства, здесь авторы не нагло-саксы.
То, что сделал Сталин сравнимо по масштабу с деяниями царя Аттилы, остановившего тогда христианский проект (на 500 лет ) в его продвижении на восток, создавшим империю от Эльбы и до Урала и по сути дела загнавшим в могилу тогдашнего гегемона. Да и собственно мы, славяне, и есть продукт той империи...
___________________________________________
Решила прочитать статью. Посмотрела на цифры.
В феврале 1954 г. на имя Н.С.Хрущева была подготовлена справка, подписанная Генеральным прокурором СССР Р.Руденко, министром внутренних дел СССР С.Кругловым и министром юстиции СССР К.Горшениным, в которой называлось г. по 1 февраля 1954 г. Всего за этот период было осуждено Коллегией ОГПУ, "тройками" НКВД, Особым совещанием, Военной Коллегией, судами и военными трибуналами 3 777 380 человек, в том числе к высшей мере наказания - 642 980, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже - 2 369 220, в ссылку и высылку - 765 180 человек.
Автору статьина заметку. Жизнь страны задокументирована в переписях населения.
Не было и не могло быть к ним 8 миллионов посаженых, пусть даже на пару лет, это обязательно бы отразилось в структуре населения.
Необходимо проявлять хотя бы элементарный такт и не жонглировать цифрами с невероятным количеством нулей. По меньшей мере, это просто подло.
Первая мировая - миллионы мужчин ушли на фронт и число рождений просело сразу на четверть. Коллективизация и голод 30-х - для России число детей просело на 25% Для сравнения в царской России регулярный каждые 2-4 года голод конца 19 - начала 20 века вызывал колебания числа рождений 10%-15%. А вот в 1936-1938 годах - ни-че-го. Только бурный рост. Говорить, что у сколько-нибудь заметной части населения ухудшились условия жизни, или что было изъято из семей несколько миллионов мужчин и женщин нельзя. Спад начинается с 1939-го, но это скорее всего последствия войны. Так что, словами "дочери охвицера"- опять не все однозначно.
Далее.
Только за 1939 г. и первый квартал 1940 г. Л.П.Берия способствовал освобождению из тюрем 381 178 чел., а к началу войны еще примерно 130 тыс. чел.И это не говоря уже о тысячах и десятках тысяч реабилитированных. Именно из-за этого Генеральный прокурор СССР в 1939-40 гг. М. Панкратов дважды строчил доносы на Берию, что-де он умышленно прекращает дела на "врагов народа" и освобождает их. Дважды этим вопросом занималась авторитетная партийно-государственная комиссия и дважды же подтвердила абсолютную законность и обоснованность действий Берии и возглавляемого им НКВД СССР. Так, если при Ежове за 1937-38 гг. за контрреволюционные преступления (ст. 58 УК РСФСР) были осуждены 1 372 392 чел., то за 1939 г. - только 63 889 чел., то есть в 21,5 раза меньше. Да и то, в основном это был связано, прежде всего, с присоединением Западной Украины и Западной Белоруссии. Вот вам и злодеи Сталин и Берия.
Ещё раз повторюсь _при всей масштабности развернутой Ежовым вакханалии репрессий_ столько миллионов жертв его произвола, Слава Богу, все-таки не было.
Про голодомор и его причины в разных регионах уже подробно недавно писала, повторяться не буду.
От изысканных исторических знаний и фактов автора - мухи дохнут и фикусы вянут...
Сталин в сравнении с Рузвельтом/Труменом и Черчилем тоже самое, что Иван Васильевич в сравнении с Генрихом VIII , и с прочими Медичи-Борджиа. Но у них нет радзинского , александрова ... то есть может и есть, но им не дают микрофонов и широкой публики, весь публицистический раж они канализировали в сторону Московии-РИ -СССР-РФ...
И так год за годом, век за веком.
--------------------
Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 г.
"Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит безсовестнейший захват чьей-либо чужой земли ."
Иван Сергеевич Аксаков, 1876 г.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 96
Рейтинг поста:
Нежелающие изучать нашу историю ругают по заказу Запада Сталина. Но вот незадача: в годы жизни Сталина против него были троцкисты и фашисты - кого тут уважать? Тех, кто хотел устроить из нас колонию Запада (троцкисты) или тех, кто решил нас в основном уничтожить, а остатки правратить в рабов (фашисты)? Пришедшие после Сталина? Хрущев - создал номенклатуру, пошел навстречу в Западный мир, становится его частью. Горбачев продолжил путь, а Ельцин завершил. Все эти "херои" разваливали страну, ухудшая жизнь народу под западными лозуенгами привели нас в заданый мир в указанное место - оказалось нам его Запад определил у параши. И вот мы уже второй десяток пытаемся изменить своё местополжение с параши на хотя бы галерку.
Как не крути, ругатели Сталина привел нашу страну к параше, а народ к нищете и унижению. Эти факты - упрямая вещь. А выдумки бесконечны.
Нежелание видеть достижения Сталина и СССР, постоянные тупые выдумки-страшилки... куда вы нас видете очередные предатели? обратно к параше? нет, спасибо, идите туда сами.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 96
Рейтинг поста:
Данная статья размещена, кроме прочих укромайданутых и госдепонезависимых СМИ, на Гордон.ua. Вы хоть понимаете качество информации? Эту ложь распрастраняют майданутые зомбированные кастрюли!!!! Верить в это могут только точно такие же.
Что становится с сайтом, если тут укроСМИ транслируются???? А некоторые тут, писающие кипятком, меня обвиняют в майданстве и кастрюлеголовости))) Господа (вы себя наверняка господами считаете), если вы повторяете кастрюлеголовых, то вы сами и есть кастрюлеголовые.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1742
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 96
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 17
комментария 3532
Рейтинг поста:
Существует частушка на мотив великой еврейской мелодии семь-сорок " Зачесался у Абрама восемь дней немытый зад, это Сталин, это Сталин, это Сталин виноват".... Не пора ли ставить все на свои места? Не преступления Сталина - а преступления Троцкистско-Либерастического звена власти в 30х годах? Ведь лозунг " Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы" - придуман ими, отнюдь не Сталиным. Это ИХ лозунг. Сталин ту самую "большевистскую элиту" (Троцкий & Co) пустил под нож.
--------------------
Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 г.
"Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит безсовестнейший захват чьей-либо чужой земли ."
Иван Сергеевич Аксаков, 1876 г.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 113
комментария 2392
Рейтинг поста:
Это именно Сталин отказался от коминтерна и всемирной революции. И именно для того, чтобы не поджигать русскими мировой пожар, а восстановить империю. В чём достаточно неплохо и преуспел.
--------------------
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 17
комментария 3532
Рейтинг поста:
В дополнение о репрессиях.
Напомню, что только в сентябре 1939 г. власти Великобритании немедленно, без суда и следствия арестовали 20 тысяч членов британской нацистской партии во главе с сэром Освальдом Мосли и его женой. Более того. Замели еще свыше 74 тысяч человек, которые, по мнению британской контрразведки, имели подозрительные связи с Германией. Подчеркиваю, без суда и следствия без исключения всех засадили в концентрационные лагеря с очень тяжелыми условиями содержания. Всего же в Великобритания в концлагерях сидело около 150 тысяч человек, которых власти расценивали как подозрительных. Американцы же сразу после Пёрл-Харбора засадили в концентрационные лагеря свыше 112 тысяч своих сограждан только за то, что у них был японский разрез глаз! Затем взялись и за немцев именно как за немцев. Сажали без разбору всех подряд только за то, что они немцы. при Сталине их удаляли из стратегических отраслей экономики, из оборонной промышленности, из армии. В пиндосии же просто за то, что они немцы.
--------------------
Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 г.
"Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит безсовестнейший захват чьей-либо чужой земли ."
Иван Сергеевич Аксаков, 1876 г.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 113
комментария 2392
Рейтинг поста:
Сталин, как лакмусовая бумажка современного российского общества. Какими бы попытками, либералы или монархисты, не выбивали его из народных масс, но ничего у них не получается. Возникает стойкое ощущение, что это попросту невозможно. И в первую очередь, из-за провальной политики внутри страны. Т.е. массовыми популяризаторами И.В.Сталина, и являются сами либералы.
Популярность Сталина, в таком ключе, является негативным фактором. Вот Алекс это понимает. И я понимаю. Вот только, что тут можно сделать? Да ничего. Во всяком случае словами.
В любом случае придётся что-то менять. Иначе возможен коллапс, либо на выборах. либо позже.
Ну не понимает, дикий наш народ, всех прелестей либеральных западных ценностей))) Коннектор не того формактору)))
З.Ы. Я не сталинист, не либерал, не монархист или ещё кто. Я не знаю кто я, можете обозвать как душа пожелает))
--------------------
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 394
Рейтинг поста:
Статья пролиберальная. Не указаны причины большого террора, не указаны инициаторы, не указаны исполнители.
В целом очень странная статья для ОКА. Недаром такое возмущение в комментариях. Тов. Алекс Зес в этот раз разочаровал.
Почему бы вам не опубликовать в дополнение к этой статье другую точку зрения на всё это безобразие? Например, мнение историка Аннрея Фурсова, который даёт совсем другую картину и всё очень понятно раскладывает по полочкам?
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 17
комментария 3532
Рейтинг поста:
Угум-с, добавлю что у этого кандидата была заблокирована докторская диссертация семнадцатью голосами против одного.
_________________________________________________________________________
Алекс, никакую эпоху не нужно идеализировать.
Но дело в том, что сейчас тут идет реакция на постоянное очернительство. И отвечающие на это естественно выбирают достижения, а не провалы. Про провалы демшизоиды много понарассказали, с огромным довеском из лжи и передергиваний. Вот когда прекратится идеологическая антисталинская накачка, тогда и придет время холодного рассмотрения. Легче всего обвинить одно лицо, чем разбираться в хитросплетениях политики того времени.
Далее.
Судить сейчас о событиях того времени - это примерно тоже самое, что судить Ивана Грозного, Кромвеля, Марата и прочих деятелей по нынешнему УПК. Были не репрессии, а законное преследование по ЗАКОНУ соответствующего времени.
Не Сталин начал репрессии, а его противники. Он лишь использовал их для прекращения борьбы за эту власть.
Массовые репрессии - это про внесудебные расправы? Т.е осужденных комбедами/колхозными собраниями/ОСО НКВД/тройками и людей, которых "вычистили" коллеги? Ну, это претензии - к правоведам и к ВКП(б/ВЦИК/Совнаркому/, которые "не заморачивались" правовыми нормами.
А на местах - в НКВД/прокуратуре/судах сидели живые люди, которым было глубоко противно заниматься юридическими крючкотвоством, когда страна строит на стойках пятилетки социализм и светлое будущее - и для этого нужно перевыполнить план на своем участке. Поэтому приговоры выносились под влиянием партсобраний, чтения газеты "Правда" и слушания радио - а не фактических материалов дела - смотрим в архивах уровень ведения следствия. Из явных глупостей эпохи: все случаи глупости, некомпетентности, подводились под "вредительство"! Логикой было - а это же рабоче-крестьянский "выдвиженец" такое натворил - откуда же у него "пережитки капитализма" в поступках - занчить завербовали!? А описать его "художества" юридическим языком - не хватало общей культуры и знаний - а у кучи людей в голове сидела "революционная законность".
Качество судопроизводства не может быть на несколько голов выше, чем средний уровень правосознания в культуры по стране! К тому же СССР 1930-х не был т.н. "правовым государством".
Кстати, антисоветская статья активно использовалась для внутриаппаратных разборок, особенно в таких структурах, как НКВД. Этакий способ подняться на костях других. В общем, читаем обзорный курс "История советского государства и права" от С.Г.Кара-Мурзы
И ещё. Ради уточнения: почитатели Сталина хотят, чтобы в тюрьмах сидело как можно больше воров и коррупционеров. Соответственно почитатели Сталина хотят, чтобы правоохранительные органы не делили людей на обычных и привилегированных, а судили всех по закону. Почитатели Сталина хотят, чтобы экономика РФ равнялась половине экономики США, как это было во времена Сталина.
И многое иное.
От Алекс Зес:
Я вам отвечу завтра. Подробно. Не надо идеализировать сторонников светлого прошлого, их позывы не имеют отношения к социальной справедливости. Все проще.
--------------------
Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 г.
"Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит безсовестнейший захват чьей-либо чужой земли ."
Иван Сергеевич Аксаков, 1876 г.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 797
Рейтинг поста:
От Алекс Зес:
Да уж. Клиника кастрюлеголовая. Тема поднята потому что вы, Госдеп и ваши кастрюли последние пару месяцы устраиваете истерику. Надо покончить с этими попытками уничтожить Россию светлым прошлым.
Да?! И долго будете Госдепом прикрывать свою ненависть к СССР?
А в принципе, ответ понятен. Своих (ваших) силенок не хватает, так вы в вашей "борьбе" со светлым прошлым, готовы позвать на помощь даже власовцев.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 797
Рейтинг поста:
Согласен! Тут без вопросов.
Вопрос в другом - зачем Алекс зес копипастит такие статьи у себя на сайте? Это и есть то самое сталкивание лбами... либо изощренный троллинг.
Да, еще и рубрика со "смыслом" - "Новый взгляд на историю".
Для справки об этом "историке" (из Википедии):
...НТС сотрудничал с руководителем РОА генералом А. А. Власовым...
Характерным для изданий НТС является освещение в положительном смысле деятельности генерала А. Власова и его последователей. В послевоенные годы НТС, бывший до того белоэмигрантской организацией, пополняют новые члены, среди которых немалую долю составляют бывшие «власовцы»...
Основные работы этого "историка":
Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А. А. Власова 1944—1945.
Против Сталина: Сборник статей и материалов.
Русские солдаты Вермахта. Герои или предатели.
Армия генерала Власова 1944—1945.
Вот с кем на пару Алекс зес нам "историю открывает"... Как говорится, комментарии излишни!
От Алекс Зес:
Да уж. Клиника кастрюлеголовая. Тема поднята потому что вы, Госдеп и ваши кастрюли последние пару месяцы устраиваете истерику. Надо покончить с этими попытками уничтожить Россию светлым прошлым. Кто то должен сие прекратить.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 59
Рейтинг поста:
Вот и я о том же. Для некоторых если не согласен, то не осознал.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 158
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 2390
комментариев 5410
Рейтинг поста:
Ох тут тема какая горячая. Я ее пропустил.
На дворе шел 2017, а на "полях сражения" по сей день "воюют" монархисты и коммунисты. Не важно, что у нас уже нет не коммунизма, нет абсолютной монархии. Но это не меняет дела, страсти кипят такие же, наверно как и тогда, теперь "поле боя" переехало на просторы интернета :)
Уважаемые, А может стоит поумнеть и перестать спорить о том, чего уже нет? Россия строится по новым правилам, за частую приумножая достижения тех лет и такой вектор позитивного роста набирает обороты, заметьте без всяких идеологий и майданов, без революций и гражданской войны.
Лично я не отменяю успехи СССР в различных спектрах деятельности как государства и самого Сталина, как лидера державы, там было достаточно плюсов, но в большинстве своем отписавшиеся тут, напрочь игнорируют и минусы, это не объективно. Я более чем уверен вернуться в такую идеологию сейчас в 2017 захотят лишь фанатики и то на словах, а не на деле.
Никто не поносит заслуги СССР, но и скатываться на необъективные лозунги, идеализируя, это тоже не лучший вариант.
Россия нынешняя должна впитывать лучшее, что у нее было в истории, но при этом не ломать существующие, это делать нужно очень осторожно и мягко. Но откатываться назад это точно утопия. особенно, когда вы говорите, обычно идет это мнение как за весь народ, а вы весь народ спросите, хочет ли он назад в СССР, со всеми подводными камнями и вытекающими? :) И еще важный момент, а уверены ли вы,что вам там нашлось бы место? Только без иллюзий. :)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 59
Рейтинг поста:
Возможно, я что-то пропустил, но Парашенко пока у власти, а Саакашвили проиграл выборы в Грузии.
От Алекс Зес:
Да пропустили смысл и не только этой фразы.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 59
Рейтинг поста:
В 2008 году ученые из Центра тюремных исследований при Королевском колледже в Лондоне подсчитали, что в тюрьмах США содержится четверть заключенных Земли, при том что на территории этой страны проживает всего пять процентов населения планеты. (The New York Times.) На втором месте после Америки по количеству заключенных стоит Китай, в котором живет в четыре раза больше людей, чем в США. В Америке на каждые 100 тысяч человек приходится 751 лишенных свободы. Для сравнения, в России (количество заключенных в которой также признано одним из самых высоких) на 100 тысяч граждан приходится 627 зеков. В Великобритании этот показатель составляет 151, в Германии - 88, в Японии - 63.
Численность ГУЛАГа в 200-миллионном СССР лишь в отдельные годы превышала 1 млн чел (в современной 145-миллионной РФ в 1999 г. было 1060404 заключённых, но что-то никто, не вопит об ГУЛАГах и архипелагах).
От Алекс Зес:
все смешалось в кастрюле политика уголовка...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 59
Рейтинг поста:
Вы, уважаемый, это заявляете. На Украение майдан снёс законную власть Януковича, это факт. Если, как Вы заявляете, большевики - это майданщики, значит, они тоже снесли законную власть, это логика.
От Алекс Зес:
Ага это примерно как на Украине Порошенко и Саакашвили, кто из них честнее))) Хватит уже юродствовать.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 59
Рейтинг поста:
А эта статья что истина в последней инстанции? Это тоже чьё-то мнение.
От Алекс Зес:
На истину в последней инстанции претендуют только кастрюлеголовые ура крикуны, все остальное предмет для разумного осознания.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 5
комментариев 1158
Рейтинг поста:
Согласен, Москит, всегда нужно отталкиваться от исходных данных. В раннем СССР было большое количество сельского населения, а между тем назревала новая бойня в Европе. Поэтому задача Сталина - индрустриальное развитие страны (практически - любой ценой). Поэтому требовалось массовое, "поточное" производство в образовательных учреждениях. Сама система из-за этого немного "искривилась". Нельзя было наперёд планировать - кого и в каких количествах надо произвести. Поэтому пошли другим путём - школа готовит "полуфабрикат" (напихивают всевозможными знаниями, которые могут понадобиться выпускнику, куда бы он не поступил), а потом, после профильного образования (которое тоже готовило полуфабрикат, поскольку неизвестно, на каком именно производстве будет работать человек), выпусник попадал на конкретное предприятие, и лишь там, наконец, учился своей профессии - это ещё лет 10.
А теперь представьте современные условия: энциклопедические познания не нужны - сейчас информацию можно найти почти мгновенно, и она будет актуальной, а не 10-летней давности. Долгое корпение над биологией и химией совершенно не пригодятся при поступлении на экономиста или программиста. Но было затрачено гигантское количество времени - как ребёнка, так и учителя. Для этих занятий были построены школы, произведены учебники, ребёнка нагружали предметом, который ему неинтересен, силой пихали - и для чего? Он же через полгода забудет всё, чему его учили, даже если ниже четвёрок не опускался. Крайние низкий КПД процесса обучения накладывается на простой факт - упущено время, когда ребёнку всё было интересно, и он бы с удовольствием хватал интересное ему буквально на лету. Его отравили знаниями, которых он так и не получил в итоге. Его просто засыпали тоннами книжных знаний без всякой системы, даже не объяснив - зачем ему это нужно? Во времена Сталина была совсем другая школа, и она была эффективна не только из-за действительно детального и качественного изложения материала (достаточно полистать учебники 56 года, допустим), но и благодаря системе принуждения. Человек, отлынивающий от учёбы, был всеми порицаем, а плохих оценок стыдились больше, чем хулиганских проступков (да и отцовский ремень тогда был вполне ходовым инструментом убеждения).
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1802
Рейтинг поста:
Когда говорится о советском образовании,наверное в первую очередь надо учитывать массовость,полный охват нового поколения при довольно высоких средних показателях.По совокупности этих парметров возможно советское образование непревзойденно.
Не надо забывать,что большинство тут пишущих как раз получили то самое образование,благодаря чему могут и мысль изложить понятным русским языком и кое-что помнят хотя бы из географии и истории,и к труду были как-то приучены на уроках труда.В отличие от жертв современного образования.
Хотя оценивать только образование в отрыве от реалий повседневной жизни бессмысленно,так как молодежь больше перенимает от сверстников,а преподы-так для видимости.
Применение теории разбитых окон,но не в направлении созидания,а наоборот с целью разрушения.
Теория-то работает в обе стороны.
И вообще,готов ученик-готов ему учитель(с).
А мы всё образование реформируем,хотя надо с детьми работать чтобы они хотели учиться.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1802
Рейтинг поста:
Историю вспять не повернешь и ничего не изменишь,что было,то было.
К чему ворошить прошлое,делая поверхностные заключения?
Для того,чтобы сделать более-менее верные выводы,надо видеть картину во всей полноте,что увы не под силу одному человеческому мозгу.Это серьезная работа для коллектива непредвзятых специалистов,и то только после того,как станет известна вся подноготная тех событий,не только у нас в Стране,но и вне её.
Мы же уподобляемся пиндосам,которые начали валить конфедератов исходя из каких-то сегодняшних небесспорных воззрений.
Или украинцам,которые обрушили памятники Ленину,несмотря на то что Украина в её нынешних границах была создана именно последним.
Налицо явный кризис человеческого мышления,поскольку явление поверхностного фанатизма (ЯПФ) приобретает массовый характер.Я о той фанатичности,с которой граждане бросаются на ту или иную сторону баррикад и с пеной у рта доказывают либо одно,либо другое.Не допуская мысли,что и то и другое может совмещаться,может трактоваться и как верная и неизбежная на тот момент мера,и как преступление против человечества.
Сталин действовал в парадигме неизбежности классовой борьбы,большевистская идеология допускала и оправдывала уничтожение классовых врагов.
Сталин установил феодально-уркаганский режим потому,что на тот момент общество по-другому не подчинялось,не управлялось.Старая-то Россия с царем в голове и Боженькой в душе ведь уже была разрушена к тому времени,а общество только что вышедшее из гражданской войны было далеко не консолидировано.Новые руководящие кадры были из народа,и тоже понимали простой язык приказа-повиновения.Потому и зона.
С другой стороны правда и то,что жертвы были.И огромные.Можно было погуманее?Может и можно было,хотя не факт.Но случилось так как случилось.К чему сейчас споры?
С третьей стороны глянуть:общий невиданный подъём был?Был однозначно!Некоторые достижения не будут превзойдены в обозримом будущем,а может и никогда.
Ещё приводят аргументы,насчет лучшего здравоохранения и просвещения(хотя не понятно как это отменяет репресссии,оправдывает их что ли?),что действительно было на высоком уровне.Лучше(по бесплатности) было разве что в Ливии.
И что?
Быдло оценило?Возблагодарило вождя Джамахирии?
Знаем как возблагодарило.
Аналогично и в СССР.Союз рухнул не потому что Горбатого подкупили,а потому что быдло(и я в том числе)зажралось и начало рыть рылом шукать шкварки.Вот и похерили всё сами.А Адепт просто подсуетился,он такие моменты не упускает.
Не ценили что имели,потому что давалось даром.А надо в поте лица.Заработал-твоё.Не заработал-старайся больше,завтра может заработаешь.
Я лично не вижу причины,по которой один раз распавшийся Союз,не распадется второй раз,буде он воссоздан.
Поэтому понимаю,что правильное государственное строительство-это неимоверно сложное дело,особенно для такой страны как Россия.
И ура-выскочки всех мастей,у которых все просто и понятно-это либо дураки,либо агенты.
И вопросы по Сталину не случайно муссируются изо всех сил в последнее время.Идут поиски очередной баррикады,по обе стороны которой можно раскинуть россиян.
На войне годится все,и Матильда,и убиенный царь.И даже Калаш.
А уж Вождь всех народов и подавно.
Будьте бдительны,россияне!Вас разделят(не важно по какому признаку)и столкнут лбами.А потом подберут выпавшую из рук страну.За примерами далеко ходить не надо.Алекс уже указал в ту сторону,не буду повторять.
От Алекс Зес:
Могу только по-рекомендовать всем читать ваш пост. Правильно и точно написано.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 5
комментариев 1158
Рейтинг поста:
А почему Вы их противопоставляете? Если одни окажутся плохишами, других Вы автоматом делаете хорошими? Так это логика детского сада.
И да, не следует умалять талант Сталина, но и бога из него лепить не надо, прикрываясь "революционной целесообразностью" и прочими лозунгами. Если не понимаете позицию Алекса, рекомендую проштудировать тему о советском образовании (обязательно с комментариями), только вначале выключите всю идеологическую шелуху, пониманию она не поможет. Что касается советского образования - всегда держите в голове, что идёт критика системы, а не чьего-то конкретного образования. Это настолько разные вещи, что очевидно (должно быть) даже ребёнку, но весь спор увязает в личных примерах.
Маленькая выдержка оттуда (уж простите, что не под катом):
Следующий миф это миф о великих русских ученых советской школы. Обычно приводят Курчатова отца ядерной бомбы и Королева отца ракеты в качестве примера. Все бы хорошо только эти примеры совершенно неудачные с точки зрения критики моей системы. Начнем с Курчатова, он родился в 1903 году на Урале, закончил царскую гимназию , потом уже в начальную сталинско - ленинскую эпоху Петроградский кораблестроительный институт. Ну буду даже говорить что в 20е годы ни какой советской школы вузах еще не было. Просто потому что:
В 1918 г. советское правительство провело переговоры с тогдашними руководителями Академии наук, уже переименованной из «императорской» в «русскую», получив их согласие на сотрудничество с новой властью. Со своей стороны, эта власть обязалась финансировать Академию и поручила ее заботам Наркомпроса и Центральной комиссии по улучшению быта ученых (ЦКУБУ). Очередной раз пошла работа по пересмотру академического устава 1836 г. В 1925 г., несмотря на далеко не однозначное отношение к Академии со стороны тогдашней общественности и даже видных работников Наркомпроса, был торжественно отмечен ее 200-летний юбилей. К этой дате был наконец-то принят новый академический устав. В нем закреплялись право академиков самостоятельно избирать собственного президента и новое название – «Академия наук СССР», с традиционным статусом «высшего научного учреждения». Думается, что подчеркнуто бережное отношение к Академии со стороны новой власти определялось еще и политическими мотивами: на большевиков и так сыпались обвинения в культурном нигилизме и варварстве – более чем незаслуженные. Да ведь и то сказать: высокие специалисты были наперечет – и дорожили каждым.
http://www.sumtech.ru/science/ran.htm
Это все были старые до советские преподаватели. Так вот и Курчатов и не менее, а вернее более важная, фигура в ядерном проекте Георгий Николаевич Флеров учились у академика Абрам Федорович Иоффе ( слову у него учились и Капица, и потом его школе Ландау, Абрикосов, Александров ) Читаем о нем: Абрам Федорович Иоффе [17(29).10.1880, Ромны Полтавской губернии, - 14.10.1960, Ленинград], советский физик, академик АН СССР (1920; член-корреспондент 1918), вице-президент АН СССР (1926-1929, 1942-1945), Герой Социалистического Труда (1955). Член КПСС с 1942 года. В 1902 году окончил Петербургский технологический институт и в 1905 году Мюнхенский университет. В 1903-1906 годах работал ассистентом Рентгена в Мюнхене, где получил учёную степень доктора философии. С 1906 году в Петербургском (с 1924 года - Ленинградский ) политехническом институте (в 1913-1948 годах профессор). Уж более не советского преподавателя трудно и придумать. Да и вся Академия наук в плоть до конца 40 х годов была не советской. Так что мифы критиков испаряются вместе с изучением истории.
ВСЯ когорта значимых физиков сталинского и советского периодов по сути это школа Иоффе и это школа совсем не советская именно поэтому и стали они тем кем мы их знаем.
Когда говорят о Королеве забывают у кого собственно Королев учился и благодаря кому выпускник одесской стройпрофшколы стал тем кем мы его знаем, а это :
Фридрих Артурович Цандер (1887—1933) — учёный и инженер в области авиационной и ракетно-космической техники, один из пионеров советского ракетостроения, автор ряда проектов ракет и двигателей. Родился в Риге в семье доктора медицины. Уже в детские и юношеские годы с увлечением читал научно-фантастические книги о путешествиях на другие планеты, мечтал о полётах к звёздам. По окончании Рижского политехнического института (1914) Цандер переехал в Москву, где работал до конца жизни. Начало научных изысканий Цандера в области межпланетных сообщений относится к 1907 — 1908 гг., когда он впервые стал задумываться над такими вопросами, связанными с устройством космических кораблей, как условия, определяющие форму корабля, место для горючего, переработку солнечного тепла, выбор движущей силы и др. Тогда же им были сделаны первые расчёты, относящиеся к истечению газов из сосудов, к работе, необходимой для преодоления притяжения Земли, и некоторым другим вопросам, связанным с проблемами астронавтики. В 1909 г. он впервые высказал мысль об использовании твёрдого строительного материала ракеты в качестве горючего, а в 1909 — 1911 гг. провёл вычисления, связанные с работой реактивного двигателя и определением количества энергии, необходимой для подъёма на большие высоты. В 1917 г. Цандер приступил к систематическим углублённым исследованиям в области межпланетных сообщений, посвятив этой проблеме всю жизнь. Уже к началу 20-х годов Цандером был разработан ряд оригинальных предложений, связанных с устройством космического корабля, а именно: снабжать межпланетный корабль при старте крыльями для полёта в плотных слоях атмосферы; использовать в начальном участке подъёма космического корабля в качестве окислителя кислород окружающего воздуха; использовать ставшие ненужными части межпланетного корабля в качестве дополнительного горючего; использовать крылья для планирующего спуска на Землю и на другие планеты, обладающие атмосферой. Эти предложения, по мнению Цандера, уже в ближайшее время могли решить проблему межпланетных сообщений. Большое внимание уделял Цандер вопросам нахождения наиболее подходящих видов топлива для ракеты. Стремясь повысить скорость истечения продуктов сгорания из сопла реактивных двигателей, он предложил применять высококалорийное металлическое горючее. Цандер неоднократно возвращался к этой идее, продолжая развивать и совершенствовать её. Предлагал он применять в качестве дополнительного горючего и пластмассы. Цандер понимал, однако, что металлическое топливо лишь не намного повысит скорость истечения продуктов сгорания. Поэтому он стремился найти другие виды энергии, которые позволили бы кардинально решить проблему межпланетных перелётов.При этом Цандер чётко различал виды двигателей, пригодных для вывода космического корабля на орбиту и для осуществления межпланетных (и даже межзвёздных) перелётов.
http://mysopromat.ru/uchebnye_kursy/istoriya_soprotivleniya_materialov/biografi
i/tsander_fridrih_arturovich/
Назвать Цандера продуктом советской школы образования может только законченный мифолог советской системы для которого смыл не имеет уже ни какого значения.
Вот так вот спокойно и без суеты о реальные цифры и факты разбиваются потуги разного рода «критиков» ратующих за самое «лучшее» советское образование. Пишите товарищи критиканы с вашей помощью проще показывать вашу несостоятельность. Беда в том что к сожалению их много, прост о потому что они продукт той системы и не способны к адекватной оценке ситуации по определению. Вопрос прост: либо нужно их загнать в стойло сталинскими репрессивными методами , провести отсев дураков, и тогда от них будет некий результат, либо и этот вариант мне как-то больше по душе, строить новую систему, где ошибки прошлого будут учтены и выводы сделаны. Выбор за вами читатель, ведь только от массы всего народа зависит в итоге какой будет вариант реализован в стране. Подумайте ведь не все из вас станут вертухаями, кое кому и лес придется валить лет так 20 к ряду, особенно это касается любителей поболтать не думая. Ну это так к слову.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 42
Рейтинг поста:
Жидо-либералам типа Алекс-Зес доказать что-либо,отличающееся от их
бредней невозможно.Они как и пиндосы-бандиты признают только силу.
От Алекс Зес:
Примитивное клиповое мышление - типичный пример кастрюлеголовости майдаунного типа.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 59
Рейтинг поста:
Вот это норвость:
Оказывается, Временное правительство - правильные пацаны, т.е. законная власть?
От Алекс Зес:
Кто это вам сказал? )))
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 29
Рейтинг поста:
Рано или поздно, но Александрову и ему подобным лжеисторикам придётся ответить за ложь, которую они распространяли.
От Алекс Зес:
Целуемо тоби в жэ....))) Кто тут еще лжеисторик большой вопрос.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 741
Рейтинг поста:
Да здравствует т. Сталин(!) Он уже идет по стране, его шаги всё громче и громче. Кому не нравится т. Сталин - ройте себе норки поглубже. Нас как не гнобили со времён Хрущёва, но мы выжыли, набрались опыта, сил, анализ ощибок слделан. Сталин не просто великий человек - это знамя(!) под которым Россия пойдёт к новым победам. Коммунизм будущее всего человечества(!)
От Алекс Зес:
Шиза косит стройные, но больные ряды кастрюлеголовых любителей Хозяина
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 96
Рейтинг поста:
Нет, вы понимаете? Уже сколько лет нет в живых Сталина? А с ним не прекращается борьба. Вот как насолил Западу! Самое удивительное, что год за годом запад проигрывает эту войну, правда прорывается, и Сталин выигрывает! Западные пропагандисты проигрывают мертвецу! ну и силен!!!!
От Алекс Зес:
Он значим только в вашей голове. Да еще у заказчиков всей этой сталинской шумихи- Госдепа, таким образом пытающихся раскачать кастрюлеголовых ура пэдриотов в России. Подавляющему большининству в России этот деятель сейчас не интересен, у них реальная жизнь многранна . Если бы не СМИ, да вы с своими историческими болезнями "самого лучшего" в мире образования, о нем никто бы не вспомнил. Серьезно. Поезжайте на Украину, там себя лекго найдете. Все ваши уже там , продолжают строить "светлое будущее" путем массовых расстрелов.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 96
Рейтинг поста:
Zena-iva,
Алекс Зес, а может это Вы что-то не понимаете? Или такого не допускаете?
При чем тут военный коммунизм и идеология? Обычно такие как Вы считаете народ стадом, а себя - высшей расой)))
СССР поднял страну после Первой мировой, интервенции и гражданской войны. Была построена новая экономика, политическая структура, государственная власть. Победа над бандитизмом, решен вопрос с беспризорниками. Поднята грамотность населения. Значительно поднята промышленность. И это все - в окружении враждебного Запада, санкций.
Потом - победа во Второй мировой, снова восстановление страны и стран восточной Европы. Ядерный щит. Ликвидация безработицы и бездомных.
Все успехи СССР перечислять - это много времени надо.
Никаких успехов не имела и не будет иметь Украина, которая сфабрикована западом.
Так что лозунгами стадными живете именно Вы! А я знаю факты.
Никакого отношения современная украина - ападный эксперимент - не имеет к СССР.
Сравнения такое может возникнуть только об безграмотности.
От Алекс Зес:
Сказки про безграмотность населения с царской России я знаю. Изучите документы. Большевики - это майданщики , "славные" продолжатели которых современные кастрюлеголовые Украины. Нью большевики. Еще раз. Метод стоит выше лозунга. Пока вы этого не поймете , вам не понять истории, устройства общества и смысл многих происходящих явлений. Вы пытаетесь обычное для любой власти строительство государства для своего выживания , выдать как некую исключительную заслугу. Это кубический бред. На деле это лишь фоновый фактор. Так что никакого чуда большевики не совершили. Они откинули страну назад в ходе революции, потом ценой жизни поколений догоняли так и не решив даже базовых социальных задач никого не догнав. Это эксперимент демиурга по унитожению людей в имя своих амбиций. Это урок истории. Вы же не хотите делать уроков, вы хотите божествить лузеров и садистов.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 96
Рейтинг поста:
Вот именно, что Вы знаете только лишь сказки. Большевики - это не майданщики, доказательства Вы игнорируете, да?
Это Вы ничем не отличаетесь от кастрюлеголовых, это у Вас с ними много общего - стойкая зомбированность западной пропагандой по ненависти к СССР.
Это Вы не понимаете ни истории (да и не знаете её), ни устройства общества, как и смысл многих явлений. Ваш зомбированный мозг отказывается принимать и обсуждать факты. Пишите кубический бред, повторяя все тезисы майданщиков, и тут же их критикуете - это нужно иметь особую разруху в голове)))
СССР - мировая держава была и никуда не откинула НАШУ страну. Базовые социальные задачи были решены в СССР, да вот только идейные потомки февралистов снова разрушили страну, как и когда-то Российскую Империю.
Особо отмечу, что Вы, когда пишите свои лозунги и высокопарные и бессмысленные фразу (про демиурга))) не приводите никаких фактов.
А вот я приведу. Решенные социальные задачи в СССР: бесплатное образование и медицина, всеобщее избирательное право, права женщин, отсутствие безработицы и бездомных, социальные лифты (беспризорники 20-х годов в 40-е стали врачами, учителями, учеными и т.д.), народ был приобщен непосредственно к управлению государством, отсутствие социального неравенства... перечислять можно много.
А вот Вы с Вашими лозунгами кое-что упустили. Ельцин с бандой, придя к власти за пару лет из мировой державы СССР сделал Россию, опустив её в категорию стран третьего мира, тотальное обнищание, разруха, безработица. Что об этом не говорите?
Реальность!!!! Вернитесь в реальность, а Сталина оставьте историкам.
От Алекс Зес:
Вот именно оставьте Сталина тем кто понимает природу его управления и таланта, а не кастрюлеголовым сказочным болтунам работающим на Госдеп.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1644
Рейтинг поста:
очередная либеральная ахинея про большой террор товарища Сталина. Сталин в 1937-1938 г.г. именно закончил большой террор, начатый ленинской гвардией троцкистов против народов России и , к сожалению, не всех палачей русского народа репрессировали в эти годы. Читайте Столешниковпа "Реабилитации не будет". А эта стаья напорминает мне блевотину от гозмана...
От Алекс Зес:
Как чья либо написанная писанина отменяет уродство номенклатурной олигархии сформированной Сталинын, не имеющей никакого отношения к социализму кстати, которого в СССР никогда не было. Вам на заборе написали красивые слова, ну так уже пора взрослеть и видеть разницу между сказками и содержанием.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 96
Рейтинг поста:
Писанина, являющаяся ложью, отменяет другую ложь. Никакой олигархии и номенклатуры Сталин не формировал. И не надо судить о других по себе: если вы верите писанине на заборе, то не значит, что все так делают. Пора повзрослеть Вам и увидеть разницу между западной пропагандой и реальным миром.
Да, кстати, а современной мир, в нем нет олигархии??? Все справедливо? Нет уродства??? Власть принадлежит кому в мире?
От Алекс Зес:
Да уж конечно. Номенклатура ведь была просто слугой народа? Или все таки слугой Хозяина, его воли и представлений? Вы очень жалки, наивны и хотите обмануть и себя и окружающий мир. Тут это не получиться. Историю надо не рисовать сказочными тонами, принимать ее как опыт через осмысление. В этом ее ценность и сила. А не цитирвать лозунги с советских газет, кои справедливо в те времена использовали по назначению из-за отсутствия туалетной бумаги в "самом совершенном в мире обществе". "Дифффицит пАнимаешь!" Аркадий Райкин.