Романов Денис, 10 сентября 2017, 00:05 — REGNUM
Чарли
Чаплин — актер и режиссер мирового уровня. Его фильмы входят в списки
лучших произведений киноискусства XX века, а его образ Бродяжки стал
известен практически каждому, кто хоть что-нибудь слышал о кино. Однако
гениальность и талант Чаплина принесли ему далеко не только славу и
успех.
Чаплин не был простым комиком. Он не снимал тех шаблонных,
основанных на известных приемах комедий, которыми кишела американская
киноиндустрия XX века. Мак Сеннет, Роско Арбакл, Гарольд Ллойд, Бастер
Китон — все известные режиссеры, создавшие жанр американской комедии в
начале XX века, снимали фильмы, в которых главной задачей главного героя
было рассмешить зрителя — и только. Классики американской комедии не
заставляли своего зрителя всерьез переживать, размышлять над
произошедшим.
Чаплин же был другим. Его фильмы, особенно более
поздние, уже не просто смешили своих зрителей — они рассказывали
трагикомическую (причем чаще именно трагическую) историю одинокого
бродяжки, который пытается сохранить в себе человеческие качества,
несмотря на царящую вокруг несправедливость. Неудивительно, что Чаплин
начинает конфликтовать с представителями крупного капитала — ведь они
просто не могли себе позволить такую роскошь, как гуманизм, особенно,
когда это шло вразрез с принципом максимизации прибыли.
"Великий
диктатор" — фильм Чаплина, вызвавший огромный резонанс в мире.
Работать над сценарием фильма Чаплин начал уже в 1938 году, а съемки
фильма начались через неделю после начала Второй мировой войны. С этого
момента в Европе, да и во всем мире, начинает нарастать напряженность,
вместе с которой растет и внимание к фильму Чаплина о Гитлере.
К
Чаплину начинают приходить письма с предупреждениями и открытыми
угрозами. Кинокомпании предупреждают комика, что его фильм будут
бойкотировать в Великобритании и США. Американские фашисты пишут
Чаплину, что будут кидать бомбы с удушливым газом и стрелять в экран во
время показа. Нацистские дипломаты в США угрожают Голливуду разрывом
всех контрактов, если фильм Чаплина покажут. И несмотря на все это,
Чаплин решает продолжить работу над фильмом.
В течение работы над
"Великим диктатором" травля Чаплина только усиливается. Его и раньше
называли социалистом, обвиняли в симпатиях к Советской России (чего он, в
общем-то, не скрывал). После выхода фильма одна из газет Нью-Йорка
напишет, что "Чаплин тыкал в зрителей "коммунистическим пальцем".
Идут
слухи, что фильм не пустят в прокат из-за того, что он подорвет
нейтралитет США по отношению к Германии. О том, что фильм провалится,
комику заявляет и главный советник действующего президента США
Франклина Рузвельта Гарри Гопкинс. Для Чаплина же провал "Великого
диктатора" в прокате означает и его собственный провал в киноиндустрии —
он вложил в него свои личные средства, порядка $2 млн.
Чтобы
понять, как относились к нацистам в США в то время, можно процитировать
фрагмент из диалога Чаплина с одним из представителей американской
элиты:
"Юный отпрыск одной из видных нью-йоркских семей спросил меня, почему я так настроен против нацистов.
— Потому что они против человечности, — ответил я.
— Ах, да! — сказал он так, словно сделал открытие. — Вы же еврей, не так ли?
—
Для того чтобы быть противником нацистов, не обязательно быть евреем, —
ответил я. — Достаточно быть просто нормальным и порядочным человеком.
На этом наш разговор закончился".
Тем
не менее события в Европе начинают стремительно развиваться: захват
Польши, пассивные действия Великобритании и Франции (несмотря на
объявление войны нацистской Германии), захват Дании и Норвегии,
вторжение в Бельгию, Нидерланды и Люксембург, оккупация Франции — это
вызывает бум идей "изоляционизма" в США, что непосредственно сказывается
на работе Чаплина, готовившего антигитлеровский фильм. Комитет по
расследованию антиамериканской деятельности, созданный в августе 1938
года под председательством "депутата-изоляциониста" от штата Техас
Мартина Дайса, начинает обращать свои расследования против всех, кто
высказывается за помощь союзникам.
Комитет начинать обвинять
каждого актера, который подает пожертвования в помощь испанским детям, а
также любого, кто состоит в Антифашистской лиге. В 1940 году
деятельность комитета достигает своего апогея — за период с 1939 по 1941
годы комитет не пропускает в прокат ни одного фильма, который бы
затрагивал тему войны в Европе.
Конечно,
Чаплин с "Великим диктатором" просто не мог не попасть под обвинения
комитета в "антиамериканской деятельности". 10 сентября 1941 года,
после премьерного показа "Великого диктатора" в Нью-Йорке, комитет
обвиняет Чаплина в "попытке втягивания США в войну", а также в
"английской пропаганде". Тем не менее это не останавливает великого
комика, и 15 октября 1941 года фильм уже выходит в прокат на всей
территории США. В Великобритании фильм показывают в декабре 1941 года, в
Германии и Италии "Великого диктатора" запрещают. Во Франции фильм
выпускают в прокат уже после освобождения Парижа, в апреле 1945 года.
"Великого
диктатора" ждал оглушительный успех. Коммунистическая пресса называет
фильм "шедевром боевой сатиры", а за первые несколько месяцев
"Диктатор" побил многие рекорды по сборам. Фильм был единодушно принят
американским народом.
Чаплина же ждал суд по обвинению в
"антиамериканской деятельности". Однако, ему не суждено было сбыться — в
тот день, когда комика должен был заслушивать комитет по расследованию
антиамериканской деятельности — 7 декабря 1941 года — Япония атакует
Перл-Харбор. США вступают во Вторую мировую войну.
Таким образом,
борьба Чаплина за правду и человечность оказалась на этот раз
выигранной. Ему это не простят — в 1952 году ФБР запретит Чаплину въезд в
США и американская "демократия" восторжествует.
Остается только один вопрос — хотим ли мы сегодня, чтобы такая американская "демократия" торжествовала во всем мире? |