ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Борьба за справедливость: Чарли Чаплин и американская «демократия»

Борьба за справедливость: Чарли Чаплин и американская «демократия»


13-09-2017, 07:51. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Романов Денис, 10 сентября 2017, 00:05 — REGNUM  

Чарли Чаплин — актер и режиссер мирового уровня. Его фильмы входят в списки лучших произведений киноискусства XX века, а его образ Бродяжки стал известен практически каждому, кто хоть что-нибудь слышал о кино. Однако гениальность и талант Чаплина принесли ему далеко не только славу и успех.

Чаплин не был простым комиком. Он не снимал тех шаблонных, основанных на известных приемах комедий, которыми кишела американская киноиндустрия XX века. Мак Сеннет, Роско Арбакл, Гарольд Ллойд, Бастер Китон — все известные режиссеры, создавшие жанр американской комедии в начале XX века, снимали фильмы, в которых главной задачей главного героя было рассмешить зрителя — и только. Классики американской комедии не заставляли своего зрителя всерьез переживать, размышлять над произошедшим.

Чаплин же был другим. Его фильмы, особенно более поздние, уже не просто смешили своих зрителей — они рассказывали трагикомическую (причем чаще именно трагическую) историю одинокого бродяжки, который пытается сохранить в себе человеческие качества, несмотря на царящую вокруг несправедливость. Неудивительно, что Чаплин начинает конфликтовать с представителями крупного капитала — ведь они просто не могли себе позволить такую роскошь, как гуманизм, особенно, когда это шло вразрез с принципом максимизации прибыли.

"Великий диктатор" — фильм Чаплина, вызвавший огромный резонанс в мире. Работать над сценарием фильма Чаплин начал уже в 1938 году, а съемки фильма начались через неделю после начала Второй мировой войны. С этого момента в Европе, да и во всем мире, начинает нарастать напряженность, вместе с которой растет и внимание к фильму Чаплина о Гитлере.

К Чаплину начинают приходить письма с предупреждениями и открытыми угрозами. Кинокомпании предупреждают комика, что его фильм будут бойкотировать в Великобритании и США. Американские фашисты пишут Чаплину, что будут кидать бомбы с удушливым газом и стрелять в экран во время показа. Нацистские дипломаты в США угрожают Голливуду разрывом всех контрактов, если фильм Чаплина покажут. И несмотря на все это, Чаплин решает продолжить работу над фильмом.

В течение работы над "Великим диктатором" травля Чаплина только усиливается. Его и раньше называли социалистом, обвиняли в симпатиях к Советской России (чего он, в общем-то, не скрывал). После выхода фильма одна из газет Нью-Йорка напишет, что "Чаплин тыкал в зрителей "коммунистическим пальцем".

Идут слухи, что фильм не пустят в прокат из-за того, что он подорвет нейтралитет США по отношению к Германии. О том, что фильм провалится, комику заявляет и главный советник действующего президента США Франклина Рузвельта Гарри Гопкинс. Для Чаплина же провал "Великого диктатора" в прокате означает и его собственный провал в киноиндустрии — он вложил в него свои личные средства, порядка $2 млн.

Чтобы понять, как относились к нацистам в США в то время, можно процитировать фрагмент из диалога Чаплина с одним из представителей американской элиты:

"Юный отпрыск одной из видных нью-йоркских семей спросил меня, почему я так настроен против нацистов.

— Потому что они против человечности, — ответил я.

— Ах, да! — сказал он так, словно сделал открытие. — Вы же еврей, не так ли?

— Для того чтобы быть противником нацистов, не обязательно быть евреем, — ответил я. — Достаточно быть просто нормальным и порядочным человеком.

На этом наш разговор закончился".

Тем не менее события в Европе начинают стремительно развиваться: захват Польши, пассивные действия Великобритании и Франции (несмотря на объявление войны нацистской Германии), захват Дании и Норвегии, вторжение в Бельгию, Нидерланды и Люксембург, оккупация Франции — это вызывает бум идей "изоляционизма" в США, что непосредственно сказывается на работе Чаплина, готовившего антигитлеровский фильм. Комитет по расследованию антиамериканской деятельности, созданный в августе 1938 года под председательством "депутата-изоляциониста" от штата Техас Мартина Дайса, начинает обращать свои расследования против всех, кто высказывается за помощь союзникам.

Комитет начинать обвинять каждого актера, который подает пожертвования в помощь испанским детям, а также любого, кто состоит в Антифашистской лиге. В 1940 году деятельность комитета достигает своего апогея — за период с 1939 по 1941 годы комитет не пропускает в прокат ни одного фильма, который бы затрагивал тему войны в Европе.

Конечно, Чаплин с "Великим диктатором" просто не мог не попасть под обвинения комитета в "антиамериканской деятельности". 10 сентября 1941 года, после премьерного показа "Великого диктатора" в Нью-Йорке, комитет обвиняет Чаплина в "попытке втягивания США в войну", а также в "английской пропаганде". Тем не менее это не останавливает великого комика, и 15 октября 1941 года фильм уже выходит в прокат на всей территории США. В Великобритании фильм показывают в декабре 1941 года, в Германии и Италии "Великого диктатора" запрещают. Во Франции фильм выпускают в прокат уже после освобождения Парижа, в апреле 1945 года.

"Великого диктатора" ждал оглушительный успех. Коммунистическая пресса называет фильм "шедевром боевой сатиры", а за первые несколько месяцев "Диктатор" побил многие рекорды по сборам. Фильм был единодушно принят американским народом.

Чаплина же ждал суд по обвинению в "антиамериканской деятельности". Однако, ему не суждено было сбыться — в тот день, когда комика должен был заслушивать комитет по расследованию антиамериканской деятельности — 7 декабря 1941 года — Япония атакует Перл-Харбор. США вступают во Вторую мировую войну.

Таким образом, борьба Чаплина за правду и человечность оказалась на этот раз выигранной. Ему это не простят — в 1952 году ФБР запретит Чаплину въезд в США и американская "демократия" восторжествует.

Остается только один вопрос — хотим ли мы сегодня, чтобы такая американская "демократия" торжествовала во всем мире?

 

Вернуться назад