«Проходил я мимо поля человека ленивого и
мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном,
поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И
посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: немного
поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, - и придет,
как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный».
(Притчи 24:30-34)
Нужно
отметить, что существовавшая в России недооценка роли повышения
материального благосостояния отдельных слоев в обществе была напрямую
связана с традиционной нехваткой финансовых средств. Денег в России
постоянно не хватало. Не было денег на новые корабли, и деньги на них
заняли у Франции, на достойное вознаграждение труда
профессорско-преподавательского состава, оплату самоотверженного труда
земских врачей и учителей, и даже своей опоре – офицерскому корпусу -
царское правительство постоянно недоплачивало! Многие историки
регионального уровня прямо указывают, что этот недостаток не позволял
удовлетворить и потребности в повышении грамотности рабочих, а также их
детей, а еще – само производство поднять на более высокий уровень.
«Всякая мастеровщина» (термин начала ХХ века) и городовой.
В
России конца в ХIХ – начала ХХ века требовалось иметь звание никак не
ниже звания полковника и непременно получить дворянство, чтобы являться
уважаемым человеком и одновременно не испытывать нужды в деньгах. Но
только генеральское звание давало возможность чувствовать себя
независимым в финансовом плане членом общества, так как разрыв денежного
довольствия в императорской армии между младшим офицерским составом и
генералитетом иногда различался в 9 – 10 раз.
Русские женщины-крестьянки начала ХХ века.
Крестьянская семья.
Ситуация
несколько стала изменяться как раз в ХIХ – начала ХХ века, что сразу же
отметил А.П. Чехов. Выведенный им профессор Серебряков, человек
незнатного происхождения, в пьесе «Дядя Ваня» (1896) берет в жены дочь
сенатора, лишь бы попасть «наверх». Причем, историк С. Экшут на
страницах журнала «Родина» отмечал, что профессор Серебряков, помимо
пошлости, представлял собой образец новой социальной мобильности: не
только индивидуальной, но и корпоративной. Но даже он, имея высокий
социальный статус профессора, не имеет высоких доходов и,
соответственно, не обладает материальной независимостью. Вот почему,
выйдя в отставку, Серебряков решает продать то имение, что принесла ему в
приданое его первая покойная жена. Для героинь чеховской драмы «Три
сестры» (1900) сестер Прозоровых (хотя все они и генеральские дочери!)
такое же значение имеет переезд в Москву, где их брат Андрей должен
стать профессором университета. Но, увы, это время определенного
материального достатка и социальной стабильности был для этой категории
российского общества очень недолгим. В октябре 1917 г. он закончился раз
и навсегда.
А
вот это уже интеллигенция: кружок московских философов, авторов журнала
"Вопросы философии и психологии": Соловьев Владимир Сергеевич,
Трубецкой Сергей Николаевич, Грот Николай Яковлевич, Лопатин Лев
Михайлович. 1893.
Однако следовало поощрять не только российскую
профессуру, но и земские и муниципальные издания, освобождая их от
налогов, а также посредством выдачи солидных подъемных сумм на издание.
Соответственно издания, проводившие проправительственную политику, в
дальнейшем следовало всячески поддерживать, а журналистам помогать
материально. Необходимо было наладить выпуск бесплатных изданий для
крестьян и рабочих, содержащих всевозможные кроссворды и розыгрыши с
призами, в качестве которых вручать подарки от имени царской семьи и т.
д.
Крестьяне-мигранты, 1910 год. Сибирь.
Крайне
низким в России и образовательный уровень ее населения. Если сравнить
его с соседней Японией, вставшей на путь рыночных отношений примерно в
одно время со своей северной соседкой, то данные будут просто
удручающими: в 1902 году из каждых 100 мальчиков в Японии в начальную
школу ходили 88, а в 1907 г. – 97. В России же на каждые 100 человек в
среднем было всего 3,3 человека, владевших грамотой. «Вы не найдете в
стране даже самой захудалой деревеньки, в которой не было бы начальной
школы!» – гордо заявлял в 1909 г. бывший японский премьер-министр
Сигэнобу Окума, ну а в России о чем-то таком тогда даже и мечтать не
могли. При этом криминальный опыт в 1914 г в России получал в среднем
каждый третий ее житель, рост преступности практически в 10 раз превышал
темпы роста ее населения.
Курсистки Высших женских архитектурных курсов Е. Багаевой в Петербурге.
Ну, а это курсистки у себя дома. И обязательно на столе стояла вот такая керосиновая лампа под зеленым абажуром…
Интересно,
что много моментов, сходных с теми, что проявляются сегодня, газеты
отмечали еще тогда. Можно привести пример с детским развлекательным
чтением. Многим деятелям нашей культуры, равно как и читатели ВО,
говорят о якобы имеющем место засилье у нас западных фильмов и
литературы. Не будем спорить с этим утверждением, но вот что интересно: в
1910 году говорилось о том же самом! Например, в своей рецензии на
новый каталог детской литературы М.О. Вольфа в №6 за 1910 год газета
«Пензенские губернские ведомости» писала, что в нем почему-то
преобладают книги о жизни «западноевропейских народов, американцев,
азиатов, романы Ж. Верна, Купера, Мариета и Майн Рида и почти ничего нет
о русском народе. Есть книги о жизни Франции, но нет о Ломоносове. В то
время как книги Чарской – «когда горцы борются за свободу – это можно, а
когда Русь борется с татарщиной… это вредно». Газета на основании этого
делала вывод, что, читая такие книги, ребенок, мол, становится
иностранцем в душе, и не удивительно, что дети наши вырастают врагами
своей родины. Вот всегда любили журналисты такие вот хлесткие фразы и
заявления, основанные на скоропалительных выводах, не так ли? Хотя
действительно, гимназисты, и пензенские в том числе, буквально голодали
ради того, чтобы купить выпуски брошюрок с рассказами о приключениях
американского сыщика Ната Пинкертона, несмотря на то, что педагоги
дружно осуждали эти издания, заявляя, что эти брошюрки «безнравственны,
грязны и могут отвечать лишь на грубые запросы малограмотного читателя».
Все это так, но заменителя-то им ведь так и не нашли! Старались
действовать лишь запретительными методами. А ведь хорошо известно, что
очень многие «пинкертоны» были творением А. Куприна, который не
брезговал их сочинять в целях заработка. Но нанять писателей, чтобы из
номера в номер в тех же губернских, земских или муниципальных газетах
публиковать более качественные аналоги никому и в голову не пришло, так
что неумение проводить информационную политику в обществе видно даже на
этом примере.
Гимназисты. Не «детки», а прямо жеребцы какие-то… Тоже зачитывались «пинкертоновщиной»…
Удивительно,
но получается так, что, хотя российское государство и пыталось всячески
регламентировать и контролировать жизнь и духовные помыслы своих
граждан, как информационная, так и социальная политика царизма в
последние годы империи совсем не учитывала ни масштабности, ни и
возникших запросов общества. В итоге все её историческое развитие (как и
до этого!) шло путем чрезвычайного напряжения имеющихся социальных
ресурсов и – что еще более опасно, обострения всех противоречий,
рождавшихся в российском обществе до крайности, что и привело российское
самодержавие к столь печальному концу в 1917 году.
Преподаватели начала ХХ века. Все в вицмундирах. Тросточки в руках. Часы (их здесь, правда, не видно) на цепях и с подцепками.
Интересно,
что вышесказанное, хотя и другими словами, отмечалось и в пензенской
земской печати. Газета писала, например, за 40 лет своей деятельности в
губернии возросло число грамотных. И это было хорошо, не так ли? Но при
этом «наш крестьянин живет в той же грязной убогой избе с соломенной
крышей, постоянно недоедает, неурожай и голодовки обратились в
хроническую экономическую болезнь, и что, в общем, он крайне
невежествен, и в результате окончательно утратил чувство законности и
уважения к власти…». Подчеркнем лишь слова «утратил чувство законности»,
что лишний раз показывает, что в стране имел место системный кризис
самодержавия, как в экономике, так и в политике, и в сфере образования и
культуры.
Высшее образование забиралось даже в самую глушь…
Ну,
а вывод из всего здесь изложенного может быть однозначным. И на, так
сказать, «уровне двух столиц», то есть Петрограда и Москвы, и на уровне
такого богоспасаемого губернского города как Пенза, журналисты, начиная с
появления «Заметки» врача Диатропова, старались по мере сил сделать все
возможное, чтобы, так или иначе, очернить существовавшую в России
власть и российскую государственность. При этом они умудрялись делать
это даже в тех случаях, когда выступали с проправительственных позиций!
Например, печатали верноподданническое письмо матроса Беленького, и тут
же в пух и прах критиковали генералов и адмиралов, а в целом и все
военное ведомство, допустившее поражение России в русско-японской войне.
Между тем совершенно очевидно, что писать им следовало о том, что
главная вина за поражение лежала на революционерах, разложивших тыл
армии, продававших японцам наши военные секреты, организовывавших
забастовки на наших заводах на деньги, получаемые ими от японцев!
Строились и школы, и земские больницы. Ну вот такие, как эта, например.
Но
и правительство тоже виновато, потому, что пренебрегало информационным
обеспечением собственной безопасности и даже не помышляло о том, что
«вода камень точит», а значит рано или поздно количество негативной
информации перейдет в другое качество и выльется в Февральский, а затем и
Октябрьский переворот. При этом его отличало поразительное добродушие,
как это ни странно звучит, по отношению к своим врагам, пусть даже
отдельных кого-то из них, случалось, и вешали, держали в Петропавловской
крепости или ссылали на три года в Шушенское под «лампу с зеленым
абажуром». Между тем условия ссылки там того же Ильича были более чем
льготные: приличное содержание за счет казны, так что на столе у него
там всегда было мясо. Охотился он там, бродил по тайге с ружьем, опять
же, выписал к себе туда жену, и в итоге он не то чтобы был там изнурен, а
напротив, поправил здоровье и отъелся! Между тем достаточно было ввести
смертную казнь всего лишь за одно только членство в партии эсеров или
большевиков и… все – никто бы в них вступать не осмелился. А нет партии,
нет и объединяющей массы силы!
Появились
в России и женщины, не боявшиеся летать на тогдашних аэропланах.
Обратите внимание, у пассажирки «летуна» ноги связаны. «По соображениям
морали и нравственности!»
Ну и, конечно же, вся наша российская
интеллигенция, а издавали у нас газеты отнюдь не мужики, почему-то при
всей их образованности совсем не понимали, а может быть не хотели
понимать, что если они дадут простому люду свободу, то… ни горничных, ни
поломоек, ни кухарок (которых тогда имели даже семьи гимназических
учителей, не говоря уже о «бедных профессорах» университетов – прим.
авторов) у них уже не будет, и им самим придется себе в квартире и полы в
доме мыть, и белье стирать, да к тому же ещё и писать в газету или
читать лекции, стоя за кафедрой! Простое чувство самосохранения должно
было подсказать им, что все это их «превосходство ума» и социального
положения народ им обязательно припомнит и за «непохожесть» накажет. И
хотя предвидеть «профессорский пароход» они, конечно, в то время не
могли все же следовало им лучше знать хамоватый и завистливый тип многих
наших людей, их зависть к людям «чистого труда» – «очки надел и думает,
что все можно, а ещё и в шляпе!» – и не выпускать джина из бутылки.
Причем
история к тому времени уже наглядно и не раз успела доказать, что тот,
кто должен быть порабощен, порабощен все равно будет… но… наши
журналисты либо этого не знали, либо просто не хотели знать, и поступали
как люди, которые сожгли дом, чтобы лишь немного погреться у огня!
Конечно, сознательно они против России не выступали и в большинстве
своем отнюдь не хотели того, что потом у нас произошло, однако
получалось все прямо по народной поговорке: «дурная голова, рукам покоя
не дает», и в случае с нашей отечественной журналистикой конца ХIX–
начала ХХ века по-другому ну просто и не скажешь!
Ну, а пахали в большинстве своем по-прежнему вот так…
P.S.
Очень интересный фактический материал о пензенском земстве и отражении
его деятельности в периодической печати того времени содержится в
диссертации Анны Юрьевны Питеровой «Пензенская губернская печать о
деятельности земства в период с 1864 по 1917 гг.: На примере "Пензенских
губернских ведомостей" и "Вестника Пензенского земства": диссертация
... кандидата исторических наук: 07.00.02. - Пенза, - 248 с., защищенной
в 2005 году.
Интерьер благородного дома «Серебряного века».
Продолжение следует…