Если бы караул не устал: что должно было постановить Учредительное собрание
Вопрос о том, что случилось бы, если бы у большевиков не
хватило смелости разогнать Учредительное Собрание (в котором они имели
около 10% голосов), занимал современников. Мемуаристы, в особенности
эсеровские, не раз выражали мысль, что в таком случае история России
развернулась бы в некотором более удачном направлении — расцвели бы
свободы и демократии, а страна смогла бы выйти из тяжкого кризиса без
гражданской войны, террора и голода.
История не знает сослагательного наклонения — но это не вполне относится
к Учредительному собранию. Мы можем с большой уверенностью
предположить, что именно бы оно обсуждало и что бы постановило. Дело в
том, что Временное правительство провело своеобразные репетиции: вначале
было собрано Государственное совещание, а потом Демократическое
совещание, которое переросло во Временный Совет Российской республики
(так называемый Предпарламент). Все эти совещания состояли более или
менее из тех же людей, которых затем выбрали в Учредительное собрание (и
даже в близкой пропорции партий), а их целью как раз и было определение
повестки будущего Собрания и ее предварительное обсуждение. Так что в
данном случае мы имеем возможность делать неплохо обоснованные догадки.
Кстати, а как было справиться эсеровскому большинству Учредительного
собрания с матросом Железняком и его караулом? Да очень просто, ровно
как справились социал–демократы с коммунистами в Германии в ноябре 1918
года, то есть через создание собственных боевых отрядов из ветеранов
войны. Вопрос скорее в том, почему они не догадались это сделать.
Видимые вопросы. Вначале мы рассмотрим те вопросы,
которые бы обсудило Учредительное собрание, а затем те, которые оно не
стало бы обсуждать (а такие вещи обычно оказываются самыми важными).
1. Политическая реформа. Без всякого сомнения,
Учредительное собрание должно было отменить монархию, сословную систему и
провозгласить Россиию конституционной республикой, гарантировав
гражданам равенство (включая сюда и женщин) и примерное те же права,
которые содержатся в любой современной конституции. Государственным
строем бы оказалась парламентская республика с выборами по
"четыреххвостке" (всеобщие/равные/тайные/прямые). Осенью 1917 года все
политические силы так боялись личной диктатуры (ужасную "корниловщину"
поминали в Предпарламенте приблизительно раз в минуту), что, скорее
всего, в новой политической системе главы государства как такового не
оказалось бы вовсе, а правительство с премьер–министром попало бы под
очень жесткий контроль парламента. Такая суперпарламентская система
оказалась бы не слишком жизнеспособной, и уж наверняка малоподходящей
для управления страной переломный момент. Как я думаю, все эти вещи были
бы обсуждены и приняты Учредительным собранием весьма быстро, так как
тут существовал широкий консенсус всех представленных политических сил.
2. Аграрный вопрос. Это еще одна зона, где у нас нет
никаких сомнений — реальное Учредительное собрание за полсуток своего
существования как раз и провозгласило национализацию всей земли, включая
сюда и частновладельческую и крестьянскую надельную. Что бы произошло с
этой землей далее? Тут тоже нет сомнений: земля была бы разделена
поровну по трудовому принципу, то есть только тем, кто заявил желание
обрабатывать ее личным трудом. Разделом земли заведовали бы земельные
комитеты волостного уровня, а это значило бы что земельное неравенство в
действительности сохранится, а кое–где даже и усилится (плотность
сельского населения по губерниям, уездам и волостям была весьма
неравномерной), но претензии крестьян к частным землевладельцам будут
аннулированы через безвозмездную конфискацию частных земель и раздачу их
тем, кто оказался ближе. Все разумные люди понимали, что урожай на
частной земле всегда был выше, чем на крестьянской, а все
специализированные развитые хозяйства будут просто уничтожены, так что
социализация земли нанесет сельскому хозяйству огромный удар. Но
придумывать что–либо поумнее было некогда — крестьяне уже начали делить
чужое имущество, и они же составляли большинство собрания.
3. Война и мир. Этот вопрос был самым главным, но
высказываться по нему открыто и связно было политически невозможно.
Стандартные эсеровские речи по данному поводу выглядели так: а) Войну
надо срочно заканчивать, но для того чтобы выторговать мир на
нормальных условиях, армию надо усилить, не расходуя ее силы на
наступления; б) Армия разлагается, и для повышения ее
боеспособности надо скрутить офицеров в бараний рог, перестать слушать
командование, не вводить жесткие дисциплинарные наказания и передать всю
власть солдатским комитетам (sic!); в) Армию нужно
увеличить и лучше снарядить и вооружить, для этого нужно побольше народа
демобилизовать и сократить военные расходы (sic!); г) Россия должна выполнять союзнические обязательства, но активные военные действия надо минимизировать.
В общем, это было какое–то невнятное сочетание призывов биться, бежать,
напрячься, перестать перенапрягаться. Последовательные и логичные
мероприятия любого направления и толка (объявить перемирие и начать
переговоры о сепаратном мире / распустить разложившуюся армию, оставив
только добровольческие части / ввести на фронте драконовскую дисциплину и
подавить солдатскую вольницу ) по понятиям того политического момента
не могли служить предметом обсуждения, высказавшие их оказались бы
пораженцами/корниловцами/врагами демократии и т.п.
Таким образом, никакого прорыва по отношению к ситуации с затянувшейся
войной от Учредительного собрания ожидать не приходилось. Обсуждение
было бы долгим, невнятным, и всё, что Собрание могло произвести,
оказалось бы стандартным набором горячих и бессвязных призывов к
солдатам, подобных тем, которые и ранее так хорошо (и так
безрезультатно) удавались у Керенского и членов его кабинета. Фронт бы
тем временем продолжал разлагаться, армия бы разбегалась, и, наконец,
германцы в каком–либо виде (либо большое наступление, либо приглашение к
переговорам, либо то и другое одновременно) перехватили бы
политико–военную инициативу, нарушив типичное для весны–лета 1917
затишье на фронте.
4. Труд и капитал. Без малейшего сомнения,
Учредительное собрание провозгласило бы восьмичасовой рабочий день —
этот лозунг был написан на знамени всего социалистического движения
давно и всегда почитался главнейшим. Кстати, никакого практического
значения это бы уже не имело — к новому 1918 году промышленность
значительной частью уже сдохла, а оставшаяся подыхала со страшной силой,
а рабочих все рано было не заставить трудиться более 5–6 часов в день.
Более интересным был бы вопрос с национализацией промышленности. По моим
ощущениям, Учредительное собрание запросто могло национализировать
железные дороги, с меньшей долей вероятности угледобычу и металлургию,
но на все остальные частные бизнесы оно бы не покусилось. За рабочими
признали право на забастовки, освободили бы от всякого регулирования
профсоюзы, а для решения конфликтов создали бы двусторонние комиссии с
предпринимателями или какие–нибудь трудовые суды. Так что в целом
частный бизнес остался бы в том же условно свободном, но фактически
ужасном положении, в каковое он пришел к осени 1917 года.
Невидимые вопросы. Теперь мы перейдем к "невидимым"
вопросам. Назвать их "невидимыми" — большое допущение. Наоборот, эти
проблемы как раз и были вопиющими — да только все участники
политического процесса сговорились, по различным мотивам, не замечать,
что в комнате находится слон.
1. Продовольственный вопрос. Ситуация с обеспечением
горожан едой была чрезвычайно простой: города перестали производить
потребительские товары, ради покупки которых крестьяне продавали свою
продукцию, помещиков же уже уничтожили; продавать же еду за деньги,
которые можно будет потратить в лучшие времена, никто не желал, ибо было
очевидно, что деньги дешевеют на глазах. Никаких экономических стимулов
для перемещения еды из деревни в город более не существовало.
Единственным способом организовать такое перемещение было насилие, то
есть продразвертка, проводимая вооруженными отрядами (другим бы ничего
не дали). Но как можно было говорить об этом в собрании, большинство
которого представляло крестьян? Разумеется, никак. В собрании можно было
лишь выражать надежды, что крестьяне, освобожденные от тягот
помещичьего строя, нарастят невероятное количество еды, а тем временем
рабочие, защищенные от произвола капитала, наделают с тройной силой
интересующиеся крестьян товары. На другой планете.
2. Гиперинфляция. К новому 1918 году ситуация
заключалась в том, что сбор налогов практически прекратился (за
отсутствием действенной местной власти), правительство со страшной
скоростью печатало безумные миллиарды, цены росли быстрее и быстрее, а
денежная масса, выраженная в золотых рублях, при этом сокращалась — то
есть чем больше становилось денег, тем более их не хватало в обороте. По
всей видимости, единственной разумной мерой борьбы было введение
параллельной твердой валюты и постепенное замещение ею валюты
деградировавшей — то есть то, что и было фактически сделано в Германии и
СССР в конце 1923 — начале 1924. Можно ли было обсуждать эти меры в
Учредительном собрании? Очевидно, что нет. Сомнительно, чтобы
представители народа, взявшие власть в свои руки, смирились с тем, что
все деньги на руках у всех, все накопления, все пенсии, да и вообще все
финансовые активы пропали навсегда. Всякого, кто заговорил бы в этом
направлении, просто заклеймили бы как предателя и прислужника капитала.
Так что, по моей оценке, собрание бы просто постановило "принять меры к
укреплению денежного обращения" или какую–нибудь еще бесполезную
благоглупость.
3. Экономический кризис. К концу 1917 года упадок
промышленности дошел до такого состояния, что владельцы промышленных
концернов просто бросали свои бизнесы и убегали за границу, оставив
надежду даже просто продать их по бросовой цене. Военная промышленность,
в условиях непрерывного и ненужного раздувания оборонного заказа,
вытеснила производство потребительских товаров. Транспорт разваливался.
Рабочие впали в безделье и обнаглели. Экономические связи разрушились.
Все стимулы к ведению бизнеса в условиях гиперинфляции исчезли.
Но, увы, говорить об этом в Учредительном собрании тоже было нельзя.
Дело в том, что вся политика, доведшая экономику до подобного состояния,
как раз и была эсеровской. Большой оборонный заказ — это мы не хотим
сдаваться врагу. Гиперинфляция — делать нечего, надо финасировать борьбу
любой ценой. Транспорт остановился — вместо чиновников на дорогах
командуют профсоюзы. Рабочие обнаглели — это мы защитили от гнета
капитала человека труда. И так далее. Любое откровенное обсуждение
развивающегося краха экономики неизменно должно было скатиться к
разгромной критике эсеровского курса. Поэтому Учредительное собрание не
могло выйти за границы стандартного пустословия — призывов сплотиться на
благо Родины и проклятий в адрес алчных капиталистов.
Кроме того, путей выхода из кризиса было два: построение социализма /
демилитаризация экономики с возвращением к свободному рынку и
уменьшением участия государства в экономике до довоенного уровня. Оба
пути большинству собрания — социалистам — не годились.
Строить социализм, конфисковав частные бизнесы и перейдя на плановую
экономику, было страшно. Эсеры — не большевики, социализм для них всегда
был размытой мечтой на далекое будущее, а не инструкцией для
немедленного действия. В глубине души эсеры всегда понимали, что рынок
как нибудь, да вытянет, а сами они не справятся (даже их теоретики явно
не хотели думать о грядущем социализме детально); крестьяне, их опорный
класс, социализацией промышленности не интересовались. Между тем,
отступление к довоенному экономическому строю казалось капитуляцией
социалистической идеи перед капитализмом.
На мой взгляд, в экономической плоскости Учредительное собрание тоже
приняло бы невнятные декларации про "свободный труд" и "единство", за
которыми стоял бы тот смысл, что частные предприниматели могут
продолжать действовать дальше, но победивший народ в самый тяжелый для
бизнеса момент навяжет на него разные дополнительные гири, типа высоких
налогов, короткого рабочего дня и огромных социальных начислений на фонд
зарплаты.
4. Борьба с подрывными политическими силами. Принятый
эсерами подход к этому важнейшему вопросу нам известен. Всякий, кто хоть
как–то принадлежал к социалистическому движению в широком определении,
получал полный иммунитет от уголовной репрессии и подавления вооруженной
силой, что бы он ни делал. Все громы и молнии летели в сторону
ненавистных корниловцев и их последователей. Да, большевиков,
отказавшихся участвовать в Предпарламенте и Учредительном собрании и
откровенно угрожавших этим структурам, ругали, называли "немецкими
шпионами" — но вот элементарного предложения немедленно их всех повязать
и пристрелить от этой публики было не дождаться. Напомню, что одних
членов Учредительного собрания было почти 500. Будь у них винтовки,
мужество и воля, у них хватило бы сил разобраться с большевистским
правительством без посторонней помощи.
5. Национальный вопрос и сепаратизм. Вопрос с частями
старой России, стремящимися к самоопределению, нельзя было урегулировать
ни на каком принципиальном базисе. Финляндия, Польша и Прибалтика уже
отделились, и шанса на их возврат не было, что об этом ни думай. На
Среднюю Азию всем было наплевать. Казачья автономия была бредом, который
скоро выдохнется сам собой. На Бессарабию, Кавказ и Закавказье всем
тоже было наплевать, но с одним важнейшим исключением — Бакинскими
нефтепромыслами. А вот Украину в расширенном понимании (то есть в
современных границах) отпускать было смерти подобно — это и экспорт
зерна, и весь уголь, и металлургия. Выразить эти практические
соображения политическим языком, под покровом каких–либо принципов и
идеалов, никто не сумел. Соответственно, Учредительному собранию лучше
бы было просто помалкивать на данную тему, что оно вероятно бы и
сделало.
Выводы. Итак, по моему убеждению, итогом Учредительного
Собрания оказалось бы Временное правительство 2.0. Степень собственного
идиотизма у этого правительства была бы приблизительно та же, а
давление на Временное правительство 1.0 со стороны Совета теперь
заменилось бы очень ограниченным мандатом, полученным от Собрания.
Страна двигалась бы прежним курсом в сторону полного краха, а дальнейшее
развитие событий определилось бы уже не законной властью, а инициативой
со стороны Германии и/или большевиков.
P.S. Интересно также заметить, что дореволюционная Дума представляла
широкий спектр политических сил, от большевиков до ультраправых, и ни
одна из этих сил (включая сюда и проправительственные партии) не считала
себя ответственной за прошлую и текущую политику правительства. Как
результат, обсуждение государственных дел было широким, свободным (пусть
и не всегда плодотворным), и действительно захватывало весь спектр
важных тем. Совершенно другой была ситуация в как бы более свободных
Демократическом совещании и Предпарламенте. Количество тем, о которых
нельзя говорить, и идей, которые нельзя высказывать, было просто
зашкаливающим.
https://erohov.d3.ru/esli-by-k...
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2620
Рейтинг поста:
Кое-что верно, многое неверно. Явно подогнано под сформировавшееся мнение, а не под логику и факты.
Верно, что нужна была сильная власть, с планами что делать и способностью это осуществить. Неверно, что нужна была непременно жесткая диктатура. Как известно, именно когда отпустили вожжи ( под давлением Ленина) и смогли организовать достаточно стабильную экономику - НЭП. А не в силовом режиме продразверсток-продналогов. Кнут необходим, но без пряника далеко не уедешь.
В упомянутой выше Германии, кстати, УС состоялось и превратилось в реальную власть. А выступления левых ( "восстание Спартака", Баварская "советская" республика и т.д.) были подавлены. К концу 20-х Германия решила основные проблемы. Если бы не репарации и Велик. Депрессия (особенно - последняя), скорее всего, никакого 3 рейха там не было бы.