Перед началом Второй мировой войны страны Оси нашли для себя
неожиданных союзников. Сотрудничество с ними, как казалось со стороны,
опровергало расистскую и нацистскую сущность гитлеровского режима, хотя
на самом деле было просто продиктовано стратегической необходимостью.
Речь идет о многочисленных национально-освободительных движениях Востока
— Северной Африки, Месопотамии, Индостана, Индокитая и Малайского
архипелага. Все они жаждали освобождения от британских, французских,
голландских колонизаторов, и ради достижения этой цели были готовы
сотрудничать хоть с итальянским дуче, хоть с японским императором, хоть с
самим фюрером.
В 1920-е — 1930-е годы в Индии продолжалась
активизация национально-освободительного движения. Это было время жизни и
деятельности таких легендарных фигур как Мохандас Карамчанд Ганди и
Джавахарлал Неру. Несмотря на то, что Махатма Ганди во всем мире
известен как один из идеологов непротивления, пацифист и гуманист, в
свое время он очень высоко оценивал деятельность итальянского дуче
Бенито Муссолини. В 1931 году состоялась их встреча в Риме. Ганди
утверждал, что реформы Муссолини очень интересны и заслуживают
всестороннего изучения. Судя по всему, он, как и многие другие политики и
мыслители Азии и Африки того времени, видел в фашистском движении
образец для организации угнетенных масс колоний.
Однако, Ганди был человеком увлекающимся и понимающим мир
сквозь призму своего специфического мировоззрения. Он старался в каждом
человеке видеть хорошие стороны, и Муссолини не был исключением. Более
настороженно относился к дуче другой лидер индийского национального
движения — Джавахарлал Неру. Он отклонил предложение Муссолини о
встрече, хотя дуче настойчиво желал поговорить с Неру. Но Джавахарлал
понимал, что Муссолини на самом деле интересует не судьба Индии и
индийского народа, а лишь возможность использования индусов против
англичан. Это стало особенно очевидно после того, как Италия совершила
акт агрессии против Эфиопии — одного из немногих на тот период
суверенных государств Африки. Территория Эфиопии была оккупирована
итальянскими войсками, а жители других стран Азии и Африки смогли
удостовериться в том, что итальянские фашисты ничем не отличаются от
других европейских колонизаторов, будь то англичане, французы, голландцы
или португальцы.
Но часть лидеров индийского
национально-освободительного движения руководствовалась более
прагматичными позициями. Среди них был Субхас Чандра Бос. Этот человек
известен отечественной читающей публике куда меньше, чем Ганди или Неру.
Между тем, в 1930-е годы его политическое влияние на индийское
национальное движение было огромным. В Советском Союзе Субхас Чандра
Боса пытались предать забвению не случайно. Его сотрудничество со
странами Оси не вписывалось в «черно-белую» схему господствующей точки
зрения — «плохие» колонизаторы и «хорошие» борцы за национальное
освобождение. Тем более, что именно Субхас Чандра Бос был главным
идеологом создания «Азад Хинд» — правительства «Свободной Индии»,
которое функционировало при поддержке Японии в годы Второй мировой
войны, но так и не смогло распространить свое влияние на сколько-нибудь
значительную часть Индостана.
Жизненный
путь Субхаса Чандра Боса не был продолжительным. Он прожил всего 48
лет, но оставил огромный вклад в индийское национально-освободительное
движение. Бенгалец по происхождению, Субхас Чандра Бос родился в 1897
году в древнем городе Каттаке, что на территории современного индийского
штата Орисса. По происхождению он принадлежал к состоятельной
бенгальской семье кшатриев, в которой было четырнадцать детей. Достаток
родителей и собственные способности позволили Субхасу Чандра Босу
получить блестящее для индийца того времени образование — он учился
сначала в университете Калькутты, а затем в Великобритании — во всемирно
известном Кембридже. Варна кшатриев — это варна воинов, поэтому Субхас
Чандра Бос, наряду с гражданским образованием стремился получить и
военную подготовку, которую он, в конце концов, прошел в кадетском
корпусе при университете.
Кстати, в формировании мировоззрения
Субхаса Чандра Боса возможно сыграла роль и его кастовая принадлежность.
Отличавшийся радикализмом и воинственностью, Чандра Бос как бы
подчеркивал свое кшатрийское происхождение. В вопросе о методах борьбы
против британских колонизаторов он всю жизнь занимал совершенно иные
позиции, чем миролюбивый Махатма Ганди, принадлежавший к нижестоящей в
индийской социальной системе варне вайшьев — индийских буржуа, торговцев
и ремесленников, которые не воевали и желали мира, поскольку только в
мирное время могло быть достигнуто действительное процветание торговли и
ремесел. Для Субхаса Чандра Боса единственно возможным путем свержения
британского колониального господства был путь вооруженной борьбы против
колонизаторов. Именно с целью развертывания этой борьбы он и решил
заручиться поддержкой Италии, а затем и Германии, и Японии. В этих
странах Чандра Бос видел надежных союзников против британского
империализма. Но сложно сказать, задумывался ли он при этом о том, что
на смену британскому империализму в Индии может прийти японский
империализм? Или тактика для него «перекрывала» стратегию?
Если в
1920-е — 1930-е гг. позиции разных лидеров и фракций индийского
национально-освободительного движения еще не расходились столь строго, а
Ганди точно также восхищался Муссолини, как и Чандра Бос, то ближе к
началу Второй мировой войны ситуация изменилась. Субхас Чандра Бос
окончательно утвердился во мнении, что Индии необходимо для достижения
национальной независимости принять сторону стран Оси и вступить в
вооруженную борьбу против индийских колонизаторов. Джавахарлал Неру и
Махатма Ганди, напротив, склонились к тому, чтобы поддержать британские
власти. Во-первых, это объяснялось общим неприятием воинственной и
расистской идеологии германского нацизма, а во-вторых — уверенностью в
том, что просвещенная элита Великобритании отплатит за помощь со стороны
индийцев долгожданным предоставлением независимости, и тогда не надо
будет проливать кровь в борьбе против колонизаторов.
Разочарованию в Германии и Италии способствовали агрессивная война в
Эфиопии и гражданская война в Испании. Позиция Индийского национального
конгресса в отношении германских нацистов и их союзников еще более
ухудшилась после того, как Германия ввела войска в Чехословакию.
Наиболее четко свою позицию в отношении сотрудничества с Германией
высказал Джавахарлал Неру (на фото). Он отклонил приглашение Гитлера
приехать в Германию, а позже, в 1939 году, открыто заявил, что «наша
позиция ясна: полная оппозиция фашизму и полная оппозиция империализму».
Кроме того, не стоит забывать и об еще одном важном
международном игроке — Советском Союзе. Среди сторонников индийского
национального движения росли симпатии к Советскому Союзу, который также
рассматривался в качестве естественного «друга», а возможно и
покровителя индийской независимости. Джавахарлал Неру писал, что еще в
начале 1920-х гг. симпатии индийского народа были на стороне Советской
России. Он правильно определил антисоветизм и антикоммунизм как
важнейшие программные характеристики германского нацизма и
сконцентрировал внимание на идеологическом родстве германского нацизма с
британским колониализмом. Соответственно, о сотрудничестве с Германией,
по мнению Неру, не могло быть и речи.
Нападение Германии на
Советский Союз окончательно расставило все точки над «и».
Национально-освободительное движение Индии в подавляющем большинстве не
поддержало агрессию Гитлера против СССР. В решении Гитлера разочаровался
даже Субхас Чандра Бос, который достаточно наивно полагал, что Германия
и СССР смогут выступить совместным фронтом против британского
империализма и помочь Индии и другим азиатским странам обрести
независимость. Но отступать было уже некуда — политические
взаимоотношения Чандра Боса с гитлеровскими спецслужбами зашли слишком
далеко, поэтому он продолжал работать с ними и принял участие в
совместной конференции представителей Германии, Италии и индийского
национального движения в Берлине в декабре 1941 года. Одновременно
Чандра Босу пришлось согласиться и с идеей формирования индийских частей
в составе германских войск, которые могли бы принять участие в боевых
действиях против британцев. В апреле 1943 года был создан «Индийский
легион», официально — 950-й пехотный полк, чуть позже переданный в
состав войск СС. Кстати, в 1943 году уже весь мир был осведомлен о
зверствах, чинимых гитлеровцами на территории Советского Союза. Тем не
менее, это не остановило Чандра Боса и других индийских прогермански
настроенных националистов от сотрудничества с Третьим Рейхом. С другой
стороны, им уже некуда было деваться — в случае поражения гитлеровской
Германии Чандра Боса и его соратников неизбежно привлекли бы к серьезной
ответственности за сотрудничество с гитлеровцами.
Одновременно
Субхас Чандра Бос развивал и контакты с Японией. Более близкая, чем
Германия и Италия, Япония в начале Второй мировой войны рассматривалась
многими азиатскими националистами как потенциальный покровитель и
союзник в деле достижения независимости. Как известно, внушительная
индийская диаспора всегда проживала в Сингапуре. Когда эта важнейшая
британская крепость пала под ударами японских войск, ряд представителей
индийской диаспоры вступил в переговоры с японским командованием.
Индийские националисты настаивали на создании отдельной Индийской
национальной армии, которая могла бы начать боевые действия против
британских колонизаторов и добиться освобождения Индии. Но в планы
японского руководства не входило реальное предоставление Индии
независимости. Поэтому оно не уделяло существенного внимания созданию и
укреплению индийских вооруженных формирований.
Хотя Индийская
национальная армия была создана, но так и не смогла стать реальной
боевой силой. Более того, в конечном итоге противоречия между индийскими
националистами и японским командованием привели к тому, что большая
часть подразделений Индийской национальной армии была разоружена, а их
командиры и военнослужащие арестованы и высланы в специальные лагеря,
расположенные на территории оккупированной японцами Нидерландской Индии.
После предпринятых репрессий последовало обновление Индийской
национальной армии. В лагерях для британских военнопленных была
объявлена вербовка индийцев — бывших солдат и унтер-офицеров
колониальных войск. Но ожидания японцев не оправдались. Подавляющее
большинство индийских военнослужащих не стали переходить в ряды
коллаборационистов. Они выбрали полное лишений выживание в лагерях для
военнопленных, но отказались переходить на японскую службу. Поэтому
руководству «Свободной Индии», во главе которой к этому времени стоял
Субхас Чандра Бос, окончательно переориентировавшийся на сотрудничество с
Японией, так и не удалось сформировать многочисленные вооруженные силы
из индийцев. Поражение Японии во Второй мировой войне окончательно
перечеркнуло планы индийских националистов на достижение независимости
от Великобритании вооруженным путем. Субхас Чандра Бос и группа его
соратников погибли 18 августа 1945 г. в авиакатастрофе над островом
Тайвань. Самолет, в котором они летели в Маньчжурию из Сиама, рухнул с
высоты более тридцати метров.
В отличии от целого ряда других
стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в Индии после Второй мировой
войны так и не сформировалось мощное партизанское
национально-освободительное движение. Внимание индийских националистов в
первые годы после войны было отвлечено сначала на достижение
независимости, а затем на выяснение отношений с индо-мусульманской
частью населения Британской Индии. Махатма Ганди продолжал настаивать на
объединении индусов и мусульман для строительства независимого
индийского государства. Эта позиция очень не нравилась экстремистам с
обеих сторон, а также британскому руководству, которое напоследок
планировало разъединить Индостан. В конечном итоге, Махатма Ганди был
убит. Причем он пал от рук не мусульман, а своих «братьев» — индуистов. К
его убийству призвал лидер индуистской ультраправой организации «Хинду
Махасабха», о которой мы расскажем в другой раз, Винайяк Саваркар.
Миллионер Саваркар был убежденным противником концепции ненасилия,
развиваемой Ганди, и считал ее крайне вредной для развития независимого
индийского государства. 30 января 1948 года Махатма Ганди был убит.
Так,
с интервалом в менее, чем три года, закончили свои жизни столь
противоречивые фигуры в индийской политике первой половины ХХ века —
Субхас Чандра Бос и Махатма Ганди. Что интересно — и тот, и другой
сегодня провозглашены национальными героями Индии. Субхас Чандра Босу
«простили» даже его сотрудничество со странами Оси в годы Второй мировой
войны, сочтя его заслуги в борьбе за независимость индийского
государства куда более значимыми. На смерти Ганди и Чандра Боса взаимные
противоречия в индийском национальном движении не закончились. На
долгие десятилетия огромная южноазиатская страна стала ареной
непрекращающейся борьбы между самыми разнообразными политическими и
этноконфессиональными силами. В этой борьбе пали многие индийские
политики высшего уровня, не говоря уже о многих тысячах жертв среди
простых граждан страны — солдат, полицейских, крестьян, студентов,
рабочих.