Кочевники Южной и Западной Сибири на рубеже I-II тысячелетий н.э.
Посвящается Тартарянам и Тартарийкам, храбро несущим в массы свет
Истинного Учения Новой Хронологии и его Пророков, которые открыли нам
"запретные тайны" истории:
№1 - ОрдаЭтоРусь!
№2 - СанскритЭтоРусский!
_________________________
...Евразийское
пространство России и соседних стран было территорией формирования
многих крупных средневековых этносов и этнических групп со своими
антропологическими, языковыми особенностями, своей культурой, а многие и
с письменностью, своей спецификой хозяйства и укладом жизни. Среди них
наиболее крупные — тюрки, финно-угры, славяне, тунгусо-маньчжуры,
венгры, печенеги и половцы, монголы. В большинстве своем они переживали
период образования государственности, сопровождавшийся военными
столкновениями, захватами земель, оформлением власти. Несмотря на
наличие разнообразных письменных источников, основными для этого периода
являются данные археологии.
* * *
....В
середине VI в. тюркские племена распространили свою власть от Монголии
на востоке до Памира на западе. Важную роль в военно-политическом
объединении, которое получило название Тюркский каганат, играли
древнетюркские племена Алтая и Тувы.
Имущественное и социальное
неравенство у тюркских племен вообще и алтайцев в частности связано с
интенсивным развитием скотоводства, поливным и пашенным земледелием и,
что особенно важно, широким применением железа. Древние алтайцы были
искусными плавильщиками, железом и изделиями из него они снабжали многие
соседние народы. Остатки железоплавильных печей обнаружены в Горном
Алтае и других местах.
Власть, как указывают письменные источники,
была сосредоточена в руках племенной знати кочевников-скотоводов. Знать
владела огромными табунами скота, награбленным имуществом и имела в
хозяйстве рабов. Во главе феодально-патриархального объединения стоял
каган. Государство было непрочным объединением родственных племен.
История алтайских тюрок I тысячелетия н. э. известна
по материалам из раскопанных курганов, изваяниям и древнетюркским
надписям, выбитым на камне. Основными археологическими источниками
являются погребения. В большинстве своем это погребения воинов вместе с
конем и сбруей. В долинах Горного Алтая и степях Южной Сибири
встречаются курганы из камней и земли, под которыми расположены
четырехугольные грунтовые ямы, а также погребальные сооружения в виде
совсем небольших каменных выкладок. Люди погребены в вытянутом положении
на спине. Иногда могилы отмечены на поверхности только кольцом из
камней. В центре могильника обычно находилась могила знатного человека,
вокруг — могилы погребенных с ним воинов или рабов.
Бедность последних подчеркивает пышность и богатство
центральной могилы. Погребения в больших курганах отличаются богатством
инвентаря и сложным погребальным обрядом. В могилу клали колчан со
стрелами, железный нож, богато украшенные пояса, серебряные сосуды с
древнетюркскими письменами. За перегородками обнаружены скелеты лошадей.
Такие курганы были открыты на Алтае у с. Катанда, в Туяхте, на
могильнике Кудыр-гэ и на р. Ур в Кузбассе, на могильниках Тувы
(например, могильник Саглы). Встречаются и каменные изваяния
мужчин-воинов с сосудом в руках и поясом, к которому прикреплен меч или
кинжал. Около могилы также ставили каменные стелы.
С тюрками
Центральной Азии и Южной Сибири связано возникновение и распространение
древнетюркской письменности, которая потом была забыта и расшифрована
только в середине XIX в. академиком В.В. Радловым. Памятники этой
письменности дошли до нас в виде надписей, высеченных на камнях в Туве,
на Алтае, в Монголии.
Памятники древнетюркской письменности на камне
Набор
орудий труда скотоводов был невелик: однолезвийный железный нож и
универсальный топор-тесло. Разнообразным было оружие. Употреблялись
сложные луки, длинные железные мечи, железные черешковые трехперые
наконечники стрел с костяными шариками — «свистунками». При полете такие
стрелы издавали пронзительный свист. Они появились с начала I
тысячелетия н. э. Стрелы хранили в берестяных колчанах. Воины носили
панцири, шлемы, были вооружены копьями с железным наконечником, длинными
однолезвийными мечами, саблями и кинжалами. Пояс древнетюркского воина
украшали бронзовые, серебряные или золотые бляшки. К нему крепились
железный нож, оселок и прибор для добывания огня.
Специальной
отраслью ремесла было изготовление предметов конского снаряжения:
стремян, удил с псалиями и сбруйных пряжек. В это время появляется седло
с жесткой основой. Как принадлежность седла стали употребляться
жестник, железные стремена. Самые ранние экземпляры имели форму
неправильной восьмерки с большой нижней петлей для ноги и совсем
маленькой верхней для ремня. Дужки некоторых из стремян красиво
закручены винтом, украшены затейливым узором, выгравированным
растительным орнаментом.
Алтайцы умели искусно обрабатывать
цветные металлы, изготавливая наконечники ремней, украшения для седел и
конской сбруи, посуду из золота и серебра. Несмотря на высокий уровень
развития, ремесло не являлось основным занятием. Ведущим в хозяйстве
алтайских племен было кочевое скотоводство. Оно наложило отпечаток на
все стороны жизни племен и их культуру.
В VI—VII вв. среди
тюркских племен на Енисее выделяются древние хакасы (кыргызы). В 840 г.
они стали играть главенствующую политическую роль в Южной Сибири. В
государстве енисейских кыргызов развивалось хозяйство на базе плужного
земледелия и скотоводства. К концу I тысячелетия окончательно сложился
физический тип местного населения — ближайших предков современных
хакасов. Памятники кыргызов IX—XI вв. известны в Туве, Горном Алтае. На
востоке власть кыргызов простиралась до Прибайкалья.
Культура
древних кыргызов изучена по могильникам, поселениям и памятникам
древнетюркской орхоно-енисейской письменности. В погребальном обряде,
конструкции могил, орудиях труда и предметах быта прослеживается связь с
предшествующей таштыкской культурой. Знатных кыргызов хоронили под
насыпями больших курганов, так называемых чаатасов (камень войны).
Четырехугольные по форме курганы обставляли вертикально врытыми в землю
каменными плитами. В таких курганах обнаружены кучки пепла и пережженных
костей, керамические сосуды и личные вещи. Рядом с огромными
сооружениями находятся насыпи средних размеров и совсем небольшие
диаметром 3—5 м, в которых совершены погребения по обряду трупоположения
без вещей.
Кладбища Копенского и Уйбатского чаатасов в
Хакасии свидетельствуют о социальном расслоении общества. Большие
курганы возводились над людьми, занимавшими при жизни высокое
общественное положение, под небольшими курганами покоились рядовые члены
общества. В погребальном ритуале особое место занимал баран: кости
баранов встречаются во многих древнехакасских погребениях, а в некоторых
богатых склепах находились искусно вырезанные деревянные фигурки
животных, обложенные золотой фольгой. Скот был мерилом богатства родовой
знати; надгробные эпитафии восхваляют заслуги и богатство умерших. В
одной такой надписи говорится: «Умерший разлучился со своими 6000
коней».
Тайники с драгоценной
посудой обнаружены в Копенском чаатасе: в одном тайнике на серебряном
блюде стояли четыре золотых сосуда, в другом найдено сильно помятое
золотое блюдо, золотые украшения пояса и конской сбруи. На дне одного из
сосудов процарапана древнетюркская надпись: «Бекское серебро мы дали», а
на изящном, украшенном орнаментом кувшинчике написано: «Золотое… дар
Арча». Эти надписи раскрывают данническое положение народа, а может
быть, и нескольких народов.
Найденные предметы представляют большую художественную
ценность. Среди них не только драгоценная посуда, но и бронзовые
рельефные изображения зверей, фигурки всадников, скачущих на конях и
стреляющих из луков.
Фигурки крепились спереди на луке седла. На них хорошо
просматриваются элементы одежды: всадники одеты в кафтаны, перетянутые
поясом, на ногах у них мягкие сапоги без каблуков. Не менее интересны
древнехакасские изображения на скалах — писаницы. На них в скупой
манере, путем прочерчивания, представлены сцены охоты, военные битвы,
запряженные в повозки верблюды.
Серебряный сосуд кыргызов Южной Сибири
Поселения
того времени обычно небольшие. Такое поселение исследовано около с.
Малые Копены в Хакасии. Люди жили в жилищах, похожих на круглые юрты. В
хозяйстве большую роль играл домашний скот.
Однако население
занималось и земледелием. В частности, на поселении были найдены жернова
от ручной вращающейся мельницы, сошники, плужные лемехи и серпы. Для
орошения широко использовались каналы, отводившие воду на засушливые
степные земли.
У древних хакасов качественно новое развитие
получило ремесло. В основе его лежала добыча и обработка железа,
изготовление из него орудий труда и оружия. Известны широколопастные
железные черешковые наконечники стрел, массивные длинные мечи и железные
наконечники копий, а также серпы, сошники, конские удила, стремена.
Гончарные
мастера наряду с простой кухонной посудой делали высокие, необычайно
прочные сосуды, так называемые кыргызские вазы. Их поверхность украшали
штампованным орнаментом.
В состав Хакасского государства входили племена
Алтае-Саянского нагорья. Население не было однородным по своему
происхождению и языку. На востоке владения государства доходили до
Прибайкалья, на западе включали Алтай.
* * *
На
огромной территории лесов Западной Сибири в I тысячелетии до н. э.
сложились следующие археологические культуры: в Нижнем Приобье —
усть-полуйская, в таежном Прииртышье — потчевашская, а в Среднем Приобье
— релкинская.
Представители усть-полуйской культуры занимали
территорию от побережья Ледовитого океана до устья Иртыша. Основными
памятниками культуры являются поселения. Они располагались на высоких
береговых террасах, укреплялись валом и рвом. Культура получила название
по наиболее характерному поселению в Усть-Полуе. В Салехарде и других
местах открыты остатки полуземлянок и наземных построек в виде шалашей.
Жители поселений вели комплексное хозяйство, основанное на рыболовстве и
охоте, о чем свидетельствуют остатки культурного слоя. Подавляющее
большинство поделок сделано из рога оленя. Усть-полуйцы охотились с
помощью сложного, лука, укрепленного пластинками из оленьего рога.
Поразительно разнообразны по форме и назначению наконечники стрел:
трехгранные и ромбические в сечении, с шипами-отростками и круглые,
использовавшиеся при охоте на мелкого пушного зверя с тем, чтобы его
оглушить, не испортив шкуры. Большинство наконечников сделано из кости и
рога, но встречаются и бронзовые. На поселениях найдено много рыбьей
чешуи, рыболовных крючков и костяных острог из трех зубцов.
Реконструкция панцирей средневековых воинов-кочевников (по И.К. Кожомбердыеву, Ю.С. Худякову)
Железные
ножи служили основным инструментом для обработки дерева и кости. Из
бронзы отливали наконечники стрел, кельты, украшения и культовые
фигурки. Предметами вооружения усть-полуйской культуры являлись секиры,
кинжалы и клевцы.
Богатое и самобытное искусство представлено
графикой, скульптурой и орнаментом. Костяные предметы — рукоятки ножей,
застежки, ложки — обычно украшают плоские и объемные резные изображения
голов зверей и птиц. Устьполуйская культура впитала в себя элементы
предшествовавших культур как лесной, так и степной зоны, как бы
законсервировала их.
Релкинская культура получила название по
могильнику Релка на Оби в Томской области. Культура изучена по
многочисленным археологическим памятникам середины и второй половины I
тысячелетия н. э. Могильник Релка состоял из курганов, под насыпями
которых находилось по несколько могильных ям с погребениями. Встречаются
грунтовые и наземные погребения, полное или частичное сожжение,
захоронение черепов отдельно, вне могилы, под насыпями курганов.
Очевидно, насыпи курганов сооружались постепенно, по мере захоронений.
Наиболее
массовым материалом является керамика. Сосуды украшены в верхней части
орнаментальным узором, выполненным оттиском гребенки, вдавлениями,
выпуклостями и другими приемами. Орнамент образуют зигзагообразный
штамп, ромбы, стилизованные изображения водоплавающей птицы («уточка») и
другие комбинации. Известны различные формы горшковидных сосудов, чаши,
ковши.
Тюркские наскальные рисунки
В инвентаре
довольно много орудий труда и бытовых вещей: железные черещковые ножи,
топоры-тесла, каменные и керамические пряслица. Среди предметов
вооружения многочисленные железные прямые массивные палаши — оружие
ударного и рубящего действия, сабли, наконечники копий, черешковые и
разные по форме пера наконечники стрел из кости и железа. Много
элементов конской сбруи.
Археологический комплекс релкинской культуры:
защитные доспехи, железные мечи и наконечники стрел, мотыги и
наральники, керамические сосуды, костяные наконечники стрел (по Л.А.
Чиндиной)
Художественную ценность представляют антропоморфные и
зооморфные изображения. Простые фигуры, передающие образ человека или
личины, образ птицы или животного (например, медведя, соболя, глухаря), и
сложные бляшки, сочетающие в себе несколько образов, колоритны по
сюжету и технике литья. Таковы, например, изображения ушастых сов с
личинами на груди, встречавшиеся еще в предшествующих культурах —
кулайской и усть-полуйской. На плоских литых металлических подвесках
представлены сложные композиции, включающие образы человека, лося,
хищника, змеи.
Антропоморфные и зооморфные металлические изображения релкинской культуры (по Л.А. Чиндиной)
Хозяйство
населения релкинской культуры было комплексным. Наряду с рыболовством и
охотой развивалось лесное скотоводство. Вероятно, основным домашним
животным была лошадь. Лошадей клали в погребения вместе с умершими.
Важное место в хозяйстве занимали различные ремесла: обработка шкур,
дерева, кож и ткачество.
Халиль
Сайфутдинов : Henaro, да там типа того (название),я ещё подозреваю что
русские и Дубай построили, там получается Дубу дай хорошие русское
название, это уже для учебника 7-8 классов истории
________________________________
Весьма интеллектуальная беседа, не так ли?
Если
заменить "Сайфутдинова" - на "Сидорова", а "Попова" на "Голопупенко",
то получится типичный диалог вменяемого россиянина с "древним укром".
Ведь
очевидно же, что псевдо-патриотизм, помноженный на невежество,
приводит к массовому помрачению и превращает человека в объект
снисходительного недоумения и насмешек. Или не очевидно? Источник: cont.ws.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+