ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Кочевники Южной и Западной Сибири на рубеже I-II тысячелетий н.э.
Кочевники Южной и Западной Сибири на рубеже I-II тысячелетий н.э.25-04-2016, 08:09. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Кочевники Южной и Западной Сибири на рубеже I-II тысячелетий н.э.
...Евразийское пространство России и соседних стран было территорией формирования многих крупных средневековых этносов и этнических групп со своими антропологическими, языковыми особенностями, своей культурой, а многие и с письменностью, своей спецификой хозяйства и укладом жизни. Среди них наиболее крупные — тюрки, финно-угры, славяне, тунгусо-маньчжуры, венгры, печенеги и половцы, монголы. В большинстве своем они переживали период образования государственности, сопровождавшийся военными столкновениями, захватами земель, оформлением власти. Несмотря на наличие разнообразных письменных источников, основными для этого периода являются данные археологии. * * * ....В середине VI в. тюркские племена распространили свою власть от Монголии на востоке до Памира на западе. Важную роль в военно-политическом объединении, которое получило название Тюркский каганат, играли древнетюркские племена Алтая и Тувы. Имущественное и социальное неравенство у тюркских племен вообще и алтайцев в частности связано с интенсивным развитием скотоводства, поливным и пашенным земледелием и, что особенно важно, широким применением железа. Древние алтайцы были искусными плавильщиками, железом и изделиями из него они снабжали многие соседние народы. Остатки железоплавильных печей обнаружены в Горном Алтае и других местах. Власть, как указывают письменные источники, была сосредоточена в руках племенной знати кочевников-скотоводов. Знать владела огромными табунами скота, награбленным имуществом и имела в хозяйстве рабов. Во главе феодально-патриархального объединения стоял каган. Государство было непрочным объединением родственных племен. История алтайских тюрок I тысячелетия н. э. известна
по материалам из раскопанных курганов, изваяниям и древнетюркским
надписям, выбитым на камне. Основными археологическими источниками
являются погребения. В большинстве своем это погребения воинов вместе с
конем и сбруей. В долинах Горного Алтая и степях Южной Сибири
встречаются курганы из камней и земли, под которыми расположены
четырехугольные грунтовые ямы, а также погребальные сооружения в виде
совсем небольших каменных выкладок. Люди погребены в вытянутом положении
на спине. Иногда могилы отмечены на поверхности только кольцом из
камней. В центре могильника обычно находилась могила знатного человека,
вокруг — могилы погребенных с ним воинов или рабов. Бедность последних подчеркивает пышность и богатство центральной могилы. Погребения в больших курганах отличаются богатством инвентаря и сложным погребальным обрядом. В могилу клали колчан со стрелами, железный нож, богато украшенные пояса, серебряные сосуды с древнетюркскими письменами. За перегородками обнаружены скелеты лошадей. Такие курганы были открыты на Алтае у с. Катанда, в Туяхте, на могильнике Кудыр-гэ и на р. Ур в Кузбассе, на могильниках Тувы (например, могильник Саглы). Встречаются и каменные изваяния мужчин-воинов с сосудом в руках и поясом, к которому прикреплен меч или кинжал. Около могилы также ставили каменные стелы. С тюрками Центральной Азии и Южной Сибири связано возникновение и распространение древнетюркской письменности, которая потом была забыта и расшифрована только в середине XIX в. академиком В.В. Радловым. Памятники этой письменности дошли до нас в виде надписей, высеченных на камнях в Туве, на Алтае, в Монголии. Памятники древнетюркской письменности на камне Набор орудий труда скотоводов был невелик: однолезвийный железный нож и универсальный топор-тесло. Разнообразным было оружие. Употреблялись сложные луки, длинные железные мечи, железные черешковые трехперые наконечники стрел с костяными шариками — «свистунками». При полете такие стрелы издавали пронзительный свист. Они появились с начала I тысячелетия н. э. Стрелы хранили в берестяных колчанах. Воины носили панцири, шлемы, были вооружены копьями с железным наконечником, длинными однолезвийными мечами, саблями и кинжалами. Пояс древнетюркского воина украшали бронзовые, серебряные или золотые бляшки. К нему крепились железный нож, оселок и прибор для добывания огня. Специальной отраслью ремесла было изготовление предметов конского снаряжения: стремян, удил с псалиями и сбруйных пряжек. В это время появляется седло с жесткой основой. Как принадлежность седла стали употребляться жестник, железные стремена. Самые ранние экземпляры имели форму неправильной восьмерки с большой нижней петлей для ноги и совсем маленькой верхней для ремня. Дужки некоторых из стремян красиво закручены винтом, украшены затейливым узором, выгравированным растительным орнаментом. Алтайцы умели искусно обрабатывать цветные металлы, изготавливая наконечники ремней, украшения для седел и конской сбруи, посуду из золота и серебра. Несмотря на высокий уровень развития, ремесло не являлось основным занятием. Ведущим в хозяйстве алтайских племен было кочевое скотоводство. Оно наложило отпечаток на все стороны жизни племен и их культуру. В VI—VII вв. среди тюркских племен на Енисее выделяются древние хакасы (кыргызы). В 840 г. они стали играть главенствующую политическую роль в Южной Сибири. В государстве енисейских кыргызов развивалось хозяйство на базе плужного земледелия и скотоводства. К концу I тысячелетия окончательно сложился физический тип местного населения — ближайших предков современных хакасов. Памятники кыргызов IX—XI вв. известны в Туве, Горном Алтае. На востоке власть кыргызов простиралась до Прибайкалья. Культура
древних кыргызов изучена по могильникам, поселениям и памятникам
древнетюркской орхоно-енисейской письменности. В погребальном обряде,
конструкции могил, орудиях труда и предметах быта прослеживается связь с
предшествующей таштыкской культурой. Знатных кыргызов хоронили под
насыпями больших курганов, так называемых чаатасов (камень войны).
Четырехугольные по форме курганы обставляли вертикально врытыми в землю
каменными плитами. В таких курганах обнаружены кучки пепла и пережженных
костей, керамические сосуды и личные вещи. Рядом с огромными
сооружениями находятся насыпи средних размеров и совсем небольшие
диаметром 3—5 м, в которых совершены погребения по обряду трупоположения
без вещей. Кладбища Копенского и Уйбатского чаатасов в Хакасии свидетельствуют о социальном расслоении общества. Большие курганы возводились над людьми, занимавшими при жизни высокое общественное положение, под небольшими курганами покоились рядовые члены общества. В погребальном ритуале особое место занимал баран: кости баранов встречаются во многих древнехакасских погребениях, а в некоторых богатых склепах находились искусно вырезанные деревянные фигурки животных, обложенные золотой фольгой. Скот был мерилом богатства родовой знати; надгробные эпитафии восхваляют заслуги и богатство умерших. В одной такой надписи говорится: «Умерший разлучился со своими 6000 коней». Тюрки Южной Сибири: 1 - крепость; 2 - курган; 3 - предметы конской сбруи; 4 - керамические сосуды; 5 - древнетюркская надпись; 6 - железные мечи и кинжалы Тайники с драгоценной
посудой обнаружены в Копенском чаатасе: в одном тайнике на серебряном
блюде стояли четыре золотых сосуда, в другом найдено сильно помятое
золотое блюдо, золотые украшения пояса и конской сбруи. На дне одного из
сосудов процарапана древнетюркская надпись: «Бекское серебро мы дали», а
на изящном, украшенном орнаментом кувшинчике написано: «Золотое… дар
Арча». Эти надписи раскрывают данническое положение народа, а может
быть, и нескольких народов. Найденные предметы представляют большую художественную
ценность. Среди них не только драгоценная посуда, но и бронзовые
рельефные изображения зверей, фигурки всадников, скачущих на конях и
стреляющих из луков. Фигурки крепились спереди на луке седла. На них хорошо просматриваются элементы одежды: всадники одеты в кафтаны, перетянутые поясом, на ногах у них мягкие сапоги без каблуков. Не менее интересны древнехакасские изображения на скалах — писаницы. На них в скупой манере, путем прочерчивания, представлены сцены охоты, военные битвы, запряженные в повозки верблюды. Серебряный сосуд кыргызов Южной Сибири Поселения того времени обычно небольшие. Такое поселение исследовано около с. Малые Копены в Хакасии. Люди жили в жилищах, похожих на круглые юрты. В хозяйстве большую роль играл домашний скот. Однако население занималось и земледелием. В частности, на поселении были найдены жернова от ручной вращающейся мельницы, сошники, плужные лемехи и серпы. Для орошения широко использовались каналы, отводившие воду на засушливые степные земли. У древних хакасов качественно новое развитие получило ремесло. В основе его лежала добыча и обработка железа, изготовление из него орудий труда и оружия. Известны широколопастные железные черешковые наконечники стрел, массивные длинные мечи и железные наконечники копий, а также серпы, сошники, конские удила, стремена. Гончарные мастера наряду с простой кухонной посудой делали высокие, необычайно прочные сосуды, так называемые кыргызские вазы. Их поверхность украшали штампованным орнаментом. В состав Хакасского государства входили племена Алтае-Саянского нагорья. Население не было однородным по своему происхождению и языку. На востоке владения государства доходили до Прибайкалья, на западе включали Алтай.
* * * На огромной территории лесов Западной Сибири в I тысячелетии до н. э. сложились следующие археологические культуры: в Нижнем Приобье — усть-полуйская, в таежном Прииртышье — потчевашская, а в Среднем Приобье — релкинская. Представители усть-полуйской культуры занимали территорию от побережья Ледовитого океана до устья Иртыша. Основными памятниками культуры являются поселения. Они располагались на высоких береговых террасах, укреплялись валом и рвом. Культура получила название по наиболее характерному поселению в Усть-Полуе. В Салехарде и других местах открыты остатки полуземлянок и наземных построек в виде шалашей. Жители поселений вели комплексное хозяйство, основанное на рыболовстве и охоте, о чем свидетельствуют остатки культурного слоя. Подавляющее большинство поделок сделано из рога оленя. Усть-полуйцы охотились с помощью сложного, лука, укрепленного пластинками из оленьего рога. Поразительно разнообразны по форме и назначению наконечники стрел: трехгранные и ромбические в сечении, с шипами-отростками и круглые, использовавшиеся при охоте на мелкого пушного зверя с тем, чтобы его оглушить, не испортив шкуры. Большинство наконечников сделано из кости и рога, но встречаются и бронзовые. На поселениях найдено много рыбьей чешуи, рыболовных крючков и костяных острог из трех зубцов.
Реконструкция панцирей средневековых воинов-кочевников (по И.К. Кожомбердыеву, Ю.С. Худякову) Железные ножи служили основным инструментом для обработки дерева и кости. Из бронзы отливали наконечники стрел, кельты, украшения и культовые фигурки. Предметами вооружения усть-полуйской культуры являлись секиры, кинжалы и клевцы. Богатое и самобытное искусство представлено графикой, скульптурой и орнаментом. Костяные предметы — рукоятки ножей, застежки, ложки — обычно украшают плоские и объемные резные изображения голов зверей и птиц. Устьполуйская культура впитала в себя элементы предшествовавших культур как лесной, так и степной зоны, как бы законсервировала их. Релкинская культура получила название по
могильнику Релка на Оби в Томской области. Культура изучена по
многочисленным археологическим памятникам середины и второй половины I
тысячелетия н. э. Могильник Релка состоял из курганов, под насыпями
которых находилось по несколько могильных ям с погребениями. Встречаются
грунтовые и наземные погребения, полное или частичное сожжение,
захоронение черепов отдельно, вне могилы, под насыпями курганов.
Очевидно, насыпи курганов сооружались постепенно, по мере захоронений. Наиболее массовым материалом является керамика. Сосуды украшены в верхней части орнаментальным узором, выполненным оттиском гребенки, вдавлениями, выпуклостями и другими приемами. Орнамент образуют зигзагообразный штамп, ромбы, стилизованные изображения водоплавающей птицы («уточка») и другие комбинации. Известны различные формы горшковидных сосудов, чаши, ковши. Тюркские наскальные рисунки В инвентаре довольно много орудий труда и бытовых вещей: железные черещковые ножи, топоры-тесла, каменные и керамические пряслица. Среди предметов вооружения многочисленные железные прямые массивные палаши — оружие ударного и рубящего действия, сабли, наконечники копий, черешковые и разные по форме пера наконечники стрел из кости и железа. Много элементов конской сбруи. Археологический комплекс релкинской культуры: защитные доспехи, железные мечи и наконечники стрел, мотыги и наральники, керамические сосуды, костяные наконечники стрел (по Л.А. Чиндиной) Художественную ценность представляют антропоморфные и зооморфные изображения. Простые фигуры, передающие образ человека или личины, образ птицы или животного (например, медведя, соболя, глухаря), и сложные бляшки, сочетающие в себе несколько образов, колоритны по сюжету и технике литья. Таковы, например, изображения ушастых сов с личинами на груди, встречавшиеся еще в предшествующих культурах — кулайской и усть-полуйской. На плоских литых металлических подвесках представлены сложные композиции, включающие образы человека, лося, хищника, змеи. Антропоморфные и зооморфные металлические изображения релкинской культуры (по Л.А. Чиндиной) Хозяйство населения релкинской культуры было комплексным. Наряду с рыболовством и охотой развивалось лесное скотоводство. Вероятно, основным домашним животным была лошадь. Лошадей клали в погребения вместе с умершими. Важное место в хозяйстве занимали различные ремесла: обработка шкур, дерева, кож и ткачество. ____________________________ А это - из обсуждения новостей археологии за 2014 год.
Эдуард Попов : Это др Русские, казахи 100 лет всего существуют, а калмык айсаки вообще лет 300 на этих землях
Халиль Сайфутдинов : Эдуард, а потом куда делись!?
Эдуард Попов : Халиль, ушли
Халиль Сайфутдинов : Эдуард, понятно,я тут читал, что Иерусалим был русским городом в 1234 годах,наверное они туда ушли !!!
Эдуард Попов : Халиль, ты слышал, а знать не знаешь
Халиль Сайфутдинов : Эдуард, нет читал ,история для 4 класса.
Илья Соколов : Халиль, Яра Русь Солема - Иерусалим Халиль
Сайфутдинов : Henaro, да там типа того (название),я ещё подозреваю что
русские и Дубай построили, там получается Дубу дай хорошие русское
название, это уже для учебника 7-8 классов истории ________________________________ Весьма интеллектуальная беседа, не так ли? Если заменить "Сайфутдинова" - на "Сидорова", а "Попова" на "Голопупенко", то получится типичный диалог вменяемого россиянина с "древним укром". Ведь очевидно же, что псевдо-патриотизм, помноженный на невежество, приводит к массовому помрачению и превращает человека в объект снисходительного недоумения и насмешек. Или не очевидно?Вернуться назад |