Древние библиотеки арабского халифата.
Арабский халифат
Мне неизвестна причина, по которой ортодоксальные ученые упорно не желают замечать, что именно захват Александрийской библиотеки халифом Омаром, послужил причиной длительного периода эпохи арабского Ренессанса (Возрождения).
Рассказ об этом слишком объемен, и я лишь кратко поясню, о чем идет речь.
После завоевания арабами Палестины, Сирии, Марокко, Персии и Египта, возникло огромное, от Атлантического океана до Индии, государство Арабский халифат, большую часть населения которого составляли исповедующие ислам арабы.
Первоначальной столицей этого государства был город Ясриб, где по преданию, находилась могила пророка Мухаммеда.
Багдад
Но вновь образованному государству нужна была новая столица, и в 762 году началось строительство Багдада (досл. «Божий дар»).
В период своего расцвета город насчитывал два миллиона жителей и имел тридцать тысяч мечетей, но при этом являлся и центром арабской культуры.
Историки свидетельствуют, что при каждой мечети была своя библиотека, и существовал даже обычай, согласно которому умирающие завещали свои книги мечетям.
Кроме того, общественные библиотеки имелись во всех городах халифата, например, в Багдаде имелось тридцать общественных библиотек, а в Мерве - двенадцать, при этом книжный фонд каждой из них насчитывал до десяти тысяч томов.
Еще более крупные библиотеки имелись в Каире и Кордове, менее известные в Басре, Мосуле, Нишапуре, Дамаске, Рамхормозе и десятках других городов.
Потрясает рассказ о гибели Каирской библиотеки, оставшейся после смерти халифа Альмостансера (Аль-Хакима) ( ?-976 г.) из династии Оммиядов, являвшегося кроме прочего и правителем Кордовы, в которой в сорока огромных залах хранилось 600000 книг, среди которых было множество автографов в драгоценных переплетах.
Ее в 1080 году растащили солдаты и визирь халифа за просроченное жалованье.
При этом сообщается, что визирь в зачет причитающегося ему долга, на двадцати пяти верблюдах увез дорогих книг на сумму в сто пятьдесят тысяч динариев (фантастическая сумма эквивалентная миллиону золотых рублей).
Оставшиеся книги разграбили солдаты, используя бесценные кожаные переплеты книг на обувь. Оставшиеся книги частью сожгли, частью свалили в огромные кучи, которые быстро занесло песком и пылью, получившие у местных жителей название «книжных холмов».
Не менее трагичной является судьба Дамасской библиотеки, книг из которой после захвата города солдатам хватило, чтобы полностью запрудить ими протекающую здесь реку Бараду и организовать переправу по плотине из книг.
Впечатляющими были и частные собрания книг.
Сохранились сведения о библиотеке везира ас-Сахида, в которой имелось свыше 117 тысяч книг, десятки тысяч книг насчитывали библиотеки везира аль-Амида, историка аль-Вагиди, ученого аль-Байкони, причем многие содержащиеся в них книги являлись автографами.
Прекрасную и очень большую дворцовую библиотеку имел султан Адуд ад-Дауд.
Дом мудрости
Кроме того, по образцу Александрийской библиотеки в халифате было создано множество Домов Мудрости, в которых работали тысячи переводчиков и переписчиков, которые создавали переводы древнегреческой, римской, персидской и индийской литературы по арифметике, алгебре, астрономии, философии и другим наукам.
Надо сказать, что многие работы римских и греческих авторов из Александрийской библиотеки, в том числе и «Альмагест» Птолемея, дошли до нас только благодаря этим арабским переводам, и это также исключает версию об уничтожении Александрийской библиотеки арабами.
Производство книг было столь велико, что к середине восьмого века Арабский халифат стал испытывать острую нехватку в папирусе и пергаменте, поэтому в 751 году в Самарканде, Дамаске и Багдаде были открыты бумажные фабрики, работавшие по заимствованной (по другой версии украденной) у китайцев технологии.
От арабских халифов Мамуна и Гаруна ар-Рашида возникла традиция приглашать ко двору лучших поэтов, ученых, писателей, каллиграфов, астрологов.
По примеру египетских царей Птолемеев, арабские халифы снаряжали целые экспедиции для покупки редких книг в Византию и другие страны.
В находящейся на Пиренейском полуострове Испании, являвшейся в то время провинцией аль – Андалуз (досл. жемчужина) Арабского халифата, крупные культурные центры располагались в Толедо и Кордове.
К концу двенадцатого века город Кордова насчитывал более полумиллиона жителей и являлся резиденцией халифа.
Редкие книги
В дворцовой библиотеке халифа Рахмана аль Хакама Второго насчитывалось свыше 400 000 томов книг, а ее каталог составлял 44 тома.
В ней также содержался огромный штат каллиграфов, переводчиков, иллюстраторов и переписчиков, специально осуществлявших перевод книг с арабского на европейские языки, благодаря которым до нас и дошли сочинения Аристотеля, Птолемея и Гиппократа, ранее хранившиеся в Алексанрийской библиотеке.
Все это, вопреки мнению ортодоксальных ученых, бесстрастно свидетельствует о том, что книжные фонды Александрийской библиотеки не были уничтожены, а их правопреемниками на правах победителей стали арабы.
В 1236 году, во время реконкисты, библиотека Кордовы была сожжена по приказу кардинала Хименеса.
В огне погибло 280 000 томов книг, но и после этого пожара библиотека Кордовы все еще продолжала существовать, и, согласно существующей легенды, ее архивами неоднократно пользовался Христофор Колумб.
И здесь я хочу обратить внимание читателя на одну закономерность.
После того, как гигантская библиотека Кордовы, на протяжении веков создаваемая арабскими халифами, окончательно захирела, в Испании, как следствие реконкисты, началось тотальное господство инквизиции, подавление всякого инакомыслия и изгнание евреев и мавров за пределы страны.
В стране наступила эпоха кровавого средневековья.
Библиотека Ватикана
Между тем, активное пополнение папской библиотеки в Ватикане книжными фондами из Александрии и Кордовы, привело к эпохе итальянского Ренессанса. Вывод прост и очевиден. В странах, в которые перемещались тайные знания Древнего Мира, всегда наступала эпоха длительного Ренессанса.
И после всего вышеизложенного, я опять должен верить версии ортодоксальных ученых, что фонды Александрийской библиотеки погибли? Следует отметить и еще одну закономерность.
Изучая судьбу всех великих библиотек древности, нельзя было, не обратить внимание, на один факт.
Их таинственному исчезновению всегда сопутствовали легенды об их гибели, которые никогда не подтверждались.
Нам еще не раз придется по ходу повествования рассказывать о судьбе различных исчезнувших архивов, отвлекаясь от рассказа о глобальных катастрофах Земли, но эти события взаимосвязаны, и в противном случае наш рассказ будет неполным и неясным.
Библиотека Улугбека.
Улугбек
Например, библиотека великого ученого арабского Востока Улугбека, любимого внука Тамерлана (досл. «железный хромой»), от его сына Шахруха, состояла из захваченной в 1402 году войсками Тимура знаменитой Пергамской библиотеки, фонды которой, мало в чем уступали Александрийской библиотеке.
Позже она была многократно увеличена караванами книг из покоренных стран, присылаемых в Самарканд хромым Тимуром из своих бесчисленных победоносных походов.
Основание ей положил отец Улугбека Шахрух, который собрал в своей дворцовой библиотеке в Герате, правителем которого он являлся, десятки тысяч манускриптов – автографов из покоренных Тимуром стран, в том числе из Армении, Грузии и Персии.
Позже, на протяжении всей жизни, Улугбек, унаследовавший библиотеку отца, постоянно пополнял свою библиотеку, скупая все редкие книги.
И по легенде, не торгуясь, Улугбек отдавал за уникальные книги любую запрашиваемую цену.
Великий астроном и ученый, построивший вблизи Самарканда в годы своего правления, самую современную обсерваторию, он всю свою жизнь посвятил науке, не слишком заботясь о сохранении своей власти.
Свергнутый и казненный по приказу своего старшего сына Абдуллалатифа 27 сентября 1449 года, он оставил потомкам свои знаменитые «Звездные таблицы Улугбека» («Зидж Улугбека (Гурагони)»), в которых с поразительной точностью навсегда зафиксировал положение 1018 неподвижных звезд земного неба в 1437 году, и которыми до сих пор пользуются современные астрономы.
Время его правления – это время расцвета науки и литературы в Самарканде и Бухаре.
Будучи просвещенным человеком и унаследовавший благодаря своей библиотеке знания предыдущих цивилизаций, он не заблуждался относительно будущего своего государства и даже будущего существующих религий.
В своей книге «Зидж Улугбека» он написал: «Религии рассеются как туман. Царства разрушатся. Но труды ученых останутся на все времена…»
Уже отстраненный от власти, не желая заботиться о собственной жизни, он, согласно легенды, позаботился о сохранении самого ценного из своей библиотеки.
Согласно одной из версий, незадолго до потери власти, понимая неизбежную близость конца, Улугбек отправил за пределы страны главного смотрителя своей библиотеки Али-Кушчи, для сопровождения караванов с наиболее ценными книгами из своей библиотеки, некоторые из которых позже «всплывут» в Османской империи, после покорения ею Византии. И до сих пор не существует ни одного свидетельства, что его библиотека погибла.
Библиотеки Византии.
Юлиан Отступник (Апостат)
Письменные источники сообщают о наличии в Византии десятков монастырских библиотек и патриаршьей библиотеке.
Начало собранию книжных фондов публичной византийской библиотеки положил римский император Константин Первый Великий (274-337), после которого его племянник Юлиан Отступник (Апостат) (331-363) не только увеличил фонды рукописей до 120000 экземпляров, но и сделал ее предметом своих постоянных забот, за что просвещенного монарха недолюбливали христианские проповедники.
Характерно, что после посвящения в Элевсинские мистерии в Афинах, он перешел из христианства в язычество, за что и получил свое прозвище Апостат. (Элевсинские мистерии были посвящены Деметре и событиям Критского катаклизма)
А это свидетельствует о том, что в означенное время (355 г.) уже не все, даже римские императоры, удостаивались чести быть посвященными в тайны исповедуемой религии.
А византийский император Феодосий Второй Младший (Каллиграф), не только постоянно пополнял библиотеку, но и собственноручно переписывал редкие книги, за что и заслужил свое прозвище Каллиграф. Библиотека сильно пострадала от огня при Василиске, но позже была восстановлена императором Зеноном.
Однако еще позже, римский император Лев Третий Исаврянин (717-741), озлобленный на ученых, противившихся богословам христианства, запер их в публичной библиотеке и сжег заживо. При этом также пострадало несколько десятков тысяч рукописей.
Следует сказать, что в Константинополе в здании Вуколеона (царского дворца) существовала еще и богатая императорская библиотека избранных книг, которую, как считают, основал сын Константина Великого, Констанций Порфирогенет (Багрянородный), значительно увеличенная при династи Комнинов (1081-1185 гг.)
Византия, имевшая в своих книгохранилищах гигантские книжные фонды, пережила два исторических книжных погрома, устроенных в тринадцатом веке крестоносцами и в четырнадцатом турецкими войсками.
О том, как обесценились книги, после захвата Константинополя, свидетельствует византийский хронист пятнадцатого века Дукас: «Когда Константинополем овладели турки, то греки продавали десять рукописей Платоновых, Аристотелевых, богословских, за одну мелкую монету».
Он же пишет, что при разграблении города турки долго не могли решить вопрос, куда девать «бесчисленное множество книг».
Однако огромное количество книг византийцам удалось спасти от разграбления, переправив их в монастыри Афона.
Библиотека Афона.
При этом Ватопедский монастырь Афона получил книги византийских императоров Андроника Второго Палеолога и Иоанна Четвертого. Следует сказать и это важно для последующего рассказа о библиотеке Иоанна Грозного, что в этом монастыре десять лет проходил послушание Максим Грек, впоследствии вытребованный Иоанном Грозным для своей библиотеки. Как и следовало ожидать, после покорения Константинополя и захвата турецкими войсками бесчисленных и бесценных древних рукописей Византии, наступила эпоха турецкого Ренессанса.
Библиотека турецкого султана.
Султан Магомет
Султан Магомет Второй (1451-1481) в полной мере оценил доставшиеся ему знания древних цивилизаций, позаимствовав у христиан на правах победителя, даже византийскую символику звезды и полумесяца для мусульманской религии, которую он исповедывал.
Христианская религия с потерей византийских книг понесла невосполнимые потери.
И уже Папа Римский Николай Пятый, один из основателей Ватиканской библиотеки, тщетно предлагает султану фантастический выкуп за автографы некоторых древних книг. Баснословные деньги предлагают и другие.
За хранившиеся у турецкого султана полные сочинения Тита Ливия, герцог Тосканский предлагает пять тысяч золотых испанских пиастров, а венецианский посол и вдвое больше, но книги, хранящие тайну «сотворения мира» дороже любых денег, и потому не продаются, а современные ученые до сих пор даже не знакомы с ними.
Между тем, по слухам, в руках султана оказались и все сорок томов «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, сочинения Менандра, Эсхила, и, наверное, другие, о которых до нас не дошли даже слухи.
Правда, современные исследователи справедливо сомневаются, что Фома Палеолог (?-1465), младший сын византийского императора Мануила Второго, самолично выбиравший наиболее самые ценные книги для эвакуации в период осады Константинополя турками, мог забыть книги Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия, Диодора Сицилийского, Плиния, Плутарха, Менандра, Манефона, Эсхила и других древних авторов, составлявших главную гордость его коллекции.
Как бы то ни было, книги не погибли, а их тайны не стали предметом для торга.
Библиотека
Во время правления султана Амурата Четвертого (1623-1640), Тодерини, подкупив чиновника султанского дворца, составил частичный каталог библиотеки султана, в котором были обозначены книги Аристотеля, Плиния, а также часть книг, вывезенных из Иерусалима.
Пользуясь продажностью турецких чиновников, европейцам удалось выкупить сто восемьдесят пять малоценных манускриптов, отмеченных печатью султана.
Но после того, как пропажу книг обнаружили, султан Ахмет Третий (1673-1736) построил новое книгохранилище, усилив его охрану и окружив непроницаемой тайной содержание книжных фондов. С этих пор, все попытки европейцев проникнуть в тайну султанских библиотек, были безуспешными. Даже в тех случаях, когда им удавалось путем больших усилий, проникнуть в книгохранилища, им в лучшем случае, давали возможность увидеть малозначимые книги, не представлявшие интереса.
Однако исследователи не сомневаются, что потомки знаменитого халифа Харуна ар–Рашида (766-809), и его не менее достойного сына, халифа Аль – Мамуна, сохранили все самые ценные книги Византийской империи.
Эта уверенность связана с тем, что после захвата Византии, Стамбул никогда не подвергался грандиозным пожарам и разрушениям, а трепетное отношение мусульман к древним книгам общеизвестно.
Чуть позже, нам предстоит проследить и судьбу книг Фомы Палеолога, которые его племянница Софья привезла в качестве приданного Иоанну Грозному, в надежде на то, что Москва с их помощью будет третьим Римом, унаследовав знания великой Римской империи.
Финикийские библиотеки.
Пожалуй, не менее таинственной является и судьба известных храмовых книгохранилищ финикийских городов Тира, Сидона, Библа, Берита, которые были как минимум, на тысячелетие старше городов крито-минойской цивилизации.
Известно лишь, что в них сохранялись секретные сведения об атлантических колониях финикийцев.
Источник: kometa-vozmezdie.ru.
Рейтинг публикации:
|