«Я такой же, как и все…»
Экстренный пленум ЦК утвердил первые мероприятия. В 3 часа 30 минут ночи состоялось заседание ЦИК Союза ССР, на котором была избрана Комиссия по организации похорон В. И. Ленина. Председателем назначили Феликса Дзержинского.
В 4 часа утра скульптор Меркуров снял гипсовую копию с лица и рук Ленина. В полдень профессор патологической анатомии Абрикосов произвел бальзамирование тела.
26 января открылся II Всесоюзный съезд Советов, на котором в числе прочих было принято постановление о сооружении склепа для помещения тела Ленина. Под склепом понималось место для захоронения, но никак не будущий мавзолей в самом сердце Москвы.
Решено было использовать временное бальзамирование тела лишь для организации похорон. В постановлении Президиума ЦИК Союза ССР от 25 января говорилось о склепе, доступном для посещения.
Большинство исследователей ленинской темы пришли к выводу, что мысль об увековечивании памяти Ленина возникла у очень узкой группы лиц еще до смерти вождя, а общественности она была подана задним числом — как инициатива самой общественности. По крайней мере, 27 января, когда тело Ленина опускали в могилу (наспех выстроенный склеп), то в официальных сообщениях не говорилось об его увековечивании именно в мавзолее.
Секретарь Президиума ВЦИК Авель Енукидзе официально заявил, что из тела Ленина не собираются делать «мощи». Надежда Крупская и Климент Ворошилов также говорили о недопустимости подобного. Профессора медицины убеждали в бессмысленности затеи сохранения тела на длительный срок, потому что наука того времени не обладала такими методами.
Сам Ленин был категорически против возвеличивания своей личности. Его помощник В. Д. Бонч-Бруевич вспоминал, как его срочно вызвали к Ленину, который воскликнул: «Это что такое? Как же Вы могли допустить?.. Смотрите, что пишут в газетах?.. Читать стыдно. Пишут обо мне, что я такой, сякой, все преувеличивают, называют меня гением, каким-то особым человеком, а вот здесь какая-то мистика… Коллективно хотят, требуют, желают, чтобы я был здоров… Так, чего доброго, пожалуй, доберутся до молебнов за мое здоровье… Ведь это ужасно!.. И откуда это? Всю жизнь мы идейно боролись против возвеличивания личности, отдельного человека, давно порешили с вопросом героев, а тут вдруг опять возвеличивание личности! Это никуда не годится. Я такой же, как и все…»
Но группа лиц, которые причисляли себя к эзотерическому Ордену большевиков, рассуждала иначе. Непосредственное отношение к созданию культа Ленина имели двое из них: Красин и Дзержинский. Также к этому процессу приложил свою руку и вездесущий Луначарский.
Красин выдвинул идею сохранения тела Ленина в мавзолее в условиях низких температур достаточно долго, но у Дзержинского была другая идея: вечное сохранение с использованием достижений современной науки в области биологии. Идеологическое обоснование этого проекта он взял у парабиолога Пауля Каммерера, а технологией пригласил заняться патологоанатома В. Воробьёва и биохимика Б. Збарского.
Именно по решению Дзержинского 24 марта 1924 года началось бальзамирование тела Ленина, которое закончилось в конце июле. Технология этого процесса достаточно подробно рассмотрена в работе «Болезнь, смерть и бальзамирование В. И. Ленина».
Если Леонид Красин, как последователь «русских космистов», еще при жизни Ленина предложил законсервировать тело вождя после смерти в надежде на будущие достижения науки, которая сможет оживлять покойников, то Дзержинский преследовал иную цель. Ему, видимо, был нужен идол Красной веры, то есть «нетленные» останки вождя вождей.
Серафим наоборот
Чтобы поддерживать мумию («Ленин жил, Ленин жив, Лени будет жить»), предстояло открыть доступ к ней широким массам. Что и было сделано и явилось, по мнению Авдеева, источником деградации народа (за годы существования мавзолея через него прошло порядка 70 млн. человек).
При этом мумия Ленина стала не только объектом поклонения в гробнице, но и Терафимом, то есть «заклятым предметом, противоположным Серафиму», собирателем магической психологической энергии.
Делегация КПРФ направляется к мавзолею Ленина
Троцкий и Сталин изначально были против «бальзамирования». Сталин предлагал «похоронить Ленина как русского человека». Бухарин вначале был тоже против превращения Ленина в «красного фараона», а позже бегал уговаривать Крупскую согласиться на это.
К врачам с благодарственной речью обратился А. Енукидзе. «Ни мы, ни наши товарищи, — сказал он в заключительном слове, — не хотели создать из останков Владимира Ильича какие-то «мощи», посредством которых мы могли бы популяризировать или сохранять память о Владимире Ильиче. Своим гениальным учением и революционными действиями… он достаточно увековечил себя…»
С точки зрения инспираторов «писем рабочих», тело Ленина нужно было сохранить с целью исцеления от «ересей» при приобщении к чудотворным «мощам». «Надо сохранить тело Ильича. Ударишься в оппозицию, пойдешь к телу Ильича и станешь опять на правильный путь…»
У христиан иное толкование всей этой некрофильской фантасмагории и свистопляски. Вот отрывок из воспоминаний протоиерея Михаила Ардова. Он воспроизводит разговор с известным историком искусства А. Г. Габричевским о январской Москве 1924 года.
«Я помню, — говорит мне Александр Георгиевич, — я вышел из дома в январе двадцать четвертого года… Стояла длинная очередь к гробу Ленина, люди жгли костры и грелись… А вот тут, на Манеже, висел загадочный лозунг: «Могила Ленина — колыбель человечества»… Это я не понимаю, что такое…
— Это не так уж трудно расшифровать, — отвечаю я.
— Ты так думаешь?
— Я надеюсь, вы не станете мне возражать, — говорю я, — если я скажу, что партия большевиков — сатанинская пародия на Церковь, съезды — это соборы, парады, демонстрации и митинги — ритуальные действа, чучело Ленина пародирует святые мощи и так далее…
— Это справедливо, — отзывается Александр Георгиевич.
— Так вот, — продолжаю я, — лозунг «могила Ленина — колыбель человечества» — это такая же точно сатанинская пародия на слова молитвы, обращенной ко Христу: «Гроб Твой — источник нашего воскресения».
Зиккурат
Сначала хотели соорудить лишь склеп для временного сохранения умершего вождя, потом — мавзолей, но в итоге получился зиккурат.
Зиккурат (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.
Причем вершину этой «пирамиды» венчал небольшой храм. То же самое мы видим и на мавзолее Ленина — стилизованной версии зиккурата.
Как же получилось так, что на выходе мы имеем не то, что «заказывали»? Есть ли в этом злой умысел? Давайте разбираться. «Изобретателем» мавзолея принято считать Л. Красина.
Рассмотрим историю вопроса.
«В З ч. 30 м. 22 января Президиум ЦИК Союза ССР избрал Комиссию по организации похорон Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР и РСФСР Владимира Ильича Ленина в составе Председателя Комиссии Ф. Э. Дзержинского, членов: тт. Ворошилова, Енукидзе, Зеленского, Молотова, Муралова, Лашевича и Бонч-Бруевича. На первом же заседании, в 4 ч. утра 22-го января, Комиссия пополнила свой состав тт. Сапроновым и Аванесовым; 29 января постановлением Президиума ЦИК Союза ССР в Комиссию был введен тов. Красин».
По-видимому, решающими голосами в комиссии обладали Бонч-Бруевич, Енукидзе (в ту пору ближайший друг Сталина) и Красин. Последнего, наверное, не случайно ввели в комиссию на третий день после похорон Ленина (они состоялись 27 января). Он и объявил публичную дискуссию и конкурс проектов, касающихся постройки второго, тоже деревянного Мавзолея (первый был воздвигнут перед похоронами и назывался «склепом»).
Константин Мельников, архитектор, который проектировал саркофаг Ленина, однажды сказал, что генеральная идея «постоянного сохранения и демонстрации тела Ленина исходила от Леонида Красина».
Этот авантюрист, в начале века увлекавшийся «богостроительством» — вместе с Горьким, Богдановым, Луначарским (последний был непосредственно причастен к конкурсу проектов гранитного Мавзолея), видимо, разделял и идеи космиста Н. Ф. Фёдорова.
В феврале по этому поводу началась дискуссия, открытая тем же Красиным. «Первой задачей является сооружение постоянной гробницы на том месте, где сейчас покоится тело Владимира Ильича. Трудность задачи поистине необыкновенна. Ведь это будет место, которое по своему значению для человечества превзойдет Мекку и Иерусалим. Сооружение должно быть задумано и выполнено в расчете на столетия, на целую вечность».
Сотрудник Народного комиссариата иностранных дел Б. Орлов утверждал: «Памятник Вл. Ильичу должен олицетворять не человека, а идею, которую он проводил. Для этого я предложил бы на месте могилы тов. Ленина устроить громадную башню, наподобие Эйфелевой, и даже выше ее. Наверху должен вращаться земной шар, а внизу — огромные маховые колеса, воспроизводящие шум и стук фабрик и заводов. На верху этой башни установить радиотелеграф, способный держать связь со всем миром. В башне можно отобразить постепенный ход революции, или даже исторический путь человечества, от первобытного коммунизма к марксизму…»
17 мая 1926 года на заседании методической комиссии «художественного отдела Главнауки при Наркомпросе» обсуждались проекты постоянного Мавзолея, в частности и тов. Л. Когана, который предлагал «воздвигнуть здание в 15-20 этажей, изображающее собой фигуру В. И. Ленина. Внутри этой фигуры кроме гробницы устраиваются помещения для высших государственных и общественных учреждений».
И так далее, и тому подобное.
В общем, дискуссия по мавзолею растянулась почти на шесть лет, пока Сталин в 1929 году не вмешался в этот «творческий» процесс и не утвердил проект Щусева. А в ноябре 1930 года был открыт третий — каменный мавзолей, — в сущности, ступенчатая пирамида, похожая одновременно и на зиккурат Вавилона, и на пирамиду для жертвоприношений ацтеков и майя. Да еще инициалы Ленина — ВИЛ совпали с именем божества (ВИЛ — ВААЛ), которому приносились человеческие жертвы.
«Центр Мира»
Причастны ли к проекту на Красной площади тайные наследники жрецов Халдеи или все более прозаично? Несомненно, здесь есть некая тайна, мистическая составляющая, можно даже сказать — дьявольская шутка.
Не отрицая воздействия на этот процесс «Ордена космополитов», попробуем найти более простое объяснение, опустив патетическое восклицание Д. Тукмакова о том, что на Щусева сошло некое озарение. Проектировать «зиккурат» в соответствии с пропорциями древности архитектору Щусеву помогал «консультант» — археолог, специалист по архитектуре Месопотамии Ф. Поульсен.
А как возникла идея авангардных кубических форм у традиционалиста Щусева?
Говорят, что на это его сподвиг основоположник супрематизма, каббалист, автор «Черного квадрата» Казимир Малевич (изобретатель знаков различия для воинов Красной Армии и ГПУ). Вот как излагает свои взгляды этот нигилист, разрушитель Божьего порядка: «Видя в футуризме бунт, мы больше ничего не видим, и приветствуем его как бунт, приветствуем как революцию, и тем самым требуем уничтожения всего и всех основ старого мира, чтобы из пепла не возникли вещи и государство».
И еще: «Мое творчество — кощунство над его (Бенуа) искусством». Мнение Бенуа о Малевиче: «Это не грядущий Хам, а уже пришедший».
В подтверждение правоты такого диагноза, приведем отрывок из Малевича: «Старый мир уложил свое бремя на десятине кладбища. В новом же мире тесно на земле, мы летим в пространство, роем в его упругом теле новые проходы, и орлы остаются в низинах нашего совершенства. Мы побеждаем того, кому приписано творение, и мы доказываем полетами крыльев, что мы все пересоздадим, себя и мир, и так без конца будут разломаны скорлупы времени, и новые преображения будут бежать. Мы, супрематисты, заявляем о своем первенстве, ибо признали себя источником творения мира, мы нормальны, ибо живы».
Для современных марксистов-ленинцев мавзолей по-прежнему очень дорог. Чтобы понять почему, дадим слово Д. Тукмакову: «МАВЗОЛЕЙ. В нем Щусев реализовал идею супрематизма в чистом виде. В брусках. Это единственная в мире осуществленная в натуре супрематическая архитектура. Это единственный объект на планете, к которому невозможно ничего ни добавить, ни убавить, потому что изменяемы лишь внешние декоративные моменты, а здесь мы имеем дело с оголенными, чистыми вечными формами без всякой изменчивости, суеты. И так мог выглядеть только Мавзолей с вечным Лениным.
Это тоже асимметричная вещь, как супрематические блоки у Малевича, и у Мавзолея тоже есть свой центр притяжения. Эта пустота, а в ней — саркофаг. В центре Москвы, в центре одной шестой части мирового пространства на планетарном коммуникационном коромысле Лиссабон — Париж — Москва — Берингов пролив — Чикаго — Нью-Йорк, к которому подвешиваются на юг спуски, — находится космический объект Мавзолей Ленина, с громадной силой притягивающий к себе окружающее пространство. Он — центр мира…»
Все предельно четко сказано.
Окончание в следующем номере.