В середине прошлой недели на Петербург наконец-то навалились лёгкие морозы, а столбик термометра впервые упал ниже отметки в —8 градусов по Цельсию. В эту аномально тёплую зиму практически никто не ругается на ЖКХ, все сидят в тёплых квартирах и даже не достают различные обогреватели. Но чуть больше века назад дело обстояло совсем иначе, квартиры отапливались плохо, а люди пачками помирали от удушья, как от какого-нибудь распиаренного коронавируса. Итак, самое время обратиться к очередной главе моих рассказов о доходных домах конца XIX века.
Прежде чем большую часть осовремененных квартир заполнила горячая вода по стояку, в наших домах процветало паровое отопление, которое приходило на смену печкам-голландкам. А между прочим именно потрескивающие в печке дрова были единственным способом согреться в промозглую петербургскую зиму, сидя в арендованной конуре доходного дома. Кстати, газ в квартиры тоже пришёл не сразу, так что на кухнях вся еда готовилась на дровяной печи, которая так же служила дополнительным источником тепла.
При этом организмы жителей города не были избалованы тёплыми углами, и если многие называют 22℃ идеальной температурой, то в те годы адекватной нормой температуры в жилом помещении считались 14-16℃, ну а в спальнях могло быть и несколько ниже. Ведь не переводить же дрова на то, с чем справится хотя бы одеяло.
фото с сайта https://e-libra.su/
Кстати, квартиры в тот момент сдавались с довольно интересной пометкой «с дровами» или «без дров», ну и от этого естественно зависела стоимость. Если вам доставалось жильё «с дровами», то сам владелец доходного дома занимался вопросом покупки дров и их доставки до вашей квартиры. Правда многие экономили и зачастую покупали материал не самого лучшего качества, хотя бывало, что у владельцев были возможности для покупки отличных дров по оптовым ценам. Ну а если вы сняли хату «без дров», то уже сами заботились о ценном ресурсе. Топить печи плохими дровами сущее наказание для жильцов. Если же квартира сдавалась в таком виде, то можно было предположить, что она холодная, и сколько бы жилец ни топил даже самыми лучшими дровами, она не прогревалась.
Топили печами, которые делались из металла или из кирпича. Чугунные «утермарковские» печки с длинной через всю комнату трубой в трудную послереволюционную пору получили название «буржуйка» и сыграли довольно важную роль в выживании людей блокадного Ленинграда. Так что им можно было бы даже памятник поставить. Хотя в то время использовать их в рамках постоянного отопления запрещалось, ими можно было только временно просушивать сырые помещения. Но домовладельцы ставили их постоянно, а при осмотрах квартир чинами медико-полицейского надзора каждый раз уверяли, что поставили их лишь недавно и только для просушки комнат.
А вот камины в наших краях не любили, потому что они выделяли только 30% полезного тепла и использовались в барских квартирах исключительно в декоративных целях — в залах, столовых, кабинетах, ну и на парадных лестницах. Так что если вам показывают камины в доходных домах, то будьте уверены, чаще они выполняли пафосно-парадную функцию, а не отопительную. Реальной же силой были печи-голландки, большая коллекция которых есть в музее Академии Штиглица. Да и сейчас многие находят неплохо сохранившиеся образцы в коммунальных квартирах, старых домах.
фото с сайта https://e-libra.su/
В таком отоплении естественно были и минусы. Это не только довольно низкая температура в домах, но и риск отравиться угарным газом. В попытке потратить меньше дров и сохранить тепло жители города закрывали заслонки раньше положенного срока и ложились спать навечно. Плюс довольно важную роль в трагичных последствиях играли неидеальные дымоходы, которые не всегда во время прочищали.
В итоге же хочется сказать, что чуть больше века назад люди жили совсем в других условиях, а банальные для нас вещи воспринимали как чудо прогресса. Конечно, кто-то скажет, что отопление паровое и водяное уже было, но это была большая редкость, ведь согласно исследованиям историка Юхнёвой за последнюю треть XIX века водопроводная сеть охватила практически все районы города, но к 1900 году лишь 6 % петербургских домов имели не дровяное отопление. Ещё раз, 6% домов отапливались не дровами, а иначе. Из них 40 % — паровое отопление, чуть менее (37 %) — водяное отопление и отопление горячим воздухом — 23 % домов. А как топят в ваших квартирах сейчас?
Продолжение следует...