Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Николай Манвелов. Девять малоизвестных фактов из жизни крейсера “Аврора”

Николай Манвелов. Девять малоизвестных фактов из жизни крейсера “Аврора”


19-08-2010, 16:28 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (5 312)

Казалось бы, про этот корабль известно все. Мы с детства помним его изображение на ордене Октябрьской Революции с направленным куда-то вбок лучом прожектора, что-то слышали о грандиозном ремонте затеянном к 70-летию Октябрьской революции и смотрели массу фильмов об октябре 1917 года, когда крейсер произвел свой легендарный выстрел. Тем не менее, существует немало интересных моментов в жизни “Авроры”, мало известных широкой публике.

 

Как ни странно, но корабль с такой исторической судьбой изначально строился по далеко не лучшему проекту - машины оказались маломощными, а артиллерия была слабее, чем у иностранных аналогов. В результате во флоте бытовала шутка - от обычного океанского парохода “Аврора” отличается низкой скоростью и некоторым количеством шестидюймовых (152-миллиметровых) орудий.

 

В мае 1905 года “Авроре” повезло - в составе отряда крейсеров 2-й Тихоокеанской эскадры корабль смог оторваться от преследования японского флота и укрыться в филиппинском порту Манила, где была база военного флота США. Тогда еще никто не мог себе предположить, что русский крейсер станет одним из двух кораблей, участвовавших в Цусимском сражении и уцелевших до наших дней. Вторым является японский линейный корабль “Микаса”, флагман адмирала Того. Кстати, после окончания 2-й мировой войны правительство СССР настойчиво требовало отправить японского ветерана на разборку.

 

Впрочем, благодаря Цусиме “Аврора” получила положительную международную известность. Дело в том, что на ее борту впервые в боевых условиях была опробована рентгенографическая установка, что позволило спасти немало русских моряков. Мало того, в Маниле, как позже выяснилось, эта аппаратура, к стыду американцев, не функционировала.

 

В феврале 1911 года “Аврора” зашла в сицилийский порт Мессина - надо было получить особую золотую медаль, присужденную экипажам русских боевых кораблей за героизм в ликвидации последствий разрушительного землетрясения 1908 года. И надо же было так случиться, что в день прихода в городе случился сильнейший пожар. Авроровцы приняли в его тушении активное участие, и с тех пор в глазах мессинцев русские моряки стали стойко ассоциироваться с ликвидаций стихийных бедствий.

 

Как известно, сигналом к штурму Зимнего дворца послужил выстрел носового орудия “Авроры”. Куда меньше известно о том, что на позицию корабль выводил лично командир Николай Эриксон, опасавшийся того, что матросы могут посадить крейсер на мель. Кстати, сразу же после стрельбы “Авроры” по Петрограду поползли слухи, что корабль вел огонь боевыми снарядами. Впрочем, если бы так было на самом деле, то Зимний дворец дошел бы до наших дней в куда менее сохранном состоянии.

 

Интересно, что в роли главного корабля Революции могло оказаться практически любое военное судно, стоящее на Неве. Ведь Аврора появилась у Николаевского моста (ныне мост Лейтенанта Шмидта) только для того, чтобы не допустить его захвата силами, верными Временному правительству. И это был наиболее крупный корабль, способный войти в Неву - устаревший линейный корабль “Заря Свободы” (бывший “Император Александр Второй”) имел слишком большую осадку.

 

Зимой 1939-1940 года “Аврора” из учебного крейсера превратилась в плавучую базу для подводных лодок. И вовсе не исключено, что ее ждала разборка на одном из судостроительных заводов. По крайней мере, 16 мая 1941 нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов подписал приказ о присвоении имени “Аврора” одному из новых крейсеров, а это автоматически означало замену старого корабля новым - два судна с одинаковым названием в составе флота существовать не могут. От столь печальной участи корабль спасла Великая отечественная война. Но не спасли предстоящие праздненства в связи с 70-летием Великого Октября.

 

Если посмотреть старый советский фильм “Крейсер Варяг”, то имеет смысл как следует приглядеться к “главному герою”. Возможно, наблюдательный зритель обратит внимание на некоторое сходство с хорошо знакомым “кораблем Революции”. И не удивительно - в 1946 году “Аврора” была тщательно загримирована под “Варяг”. Кораблю добавили четвертую (“фальшивую”) трубу, установили “фальшивые” пушки, а также пристроили кормовой балкон. Дело в том, что первоначально корабли были совершенно непохожи друг на друга. Одновременно с “косметическими” работами на корабле происходило укрепление текущего после военных бомбежек корпуса. С этой целью конструкция крейсер была усилен 450 тоннами бетона. Впоследствии бетонирование проводилось еще не раз.

 

В августе 1984 года “Аврора” была переведена буксирами к Ленинградскому судостроительному заводу имени Жданова для “капитального ремонта и переоборудования”. Спустя три года на старое место на Большой Невке встал уже обновленный корабль. Впрочем, как рассказывают эксперты, ныне в Санкт-Петербурге стоит уже вовсе не первоначальная “Аврора”. Реально от нее остался только корпус выше ватерлинии, а нижняя часть, залитая бетоном, брошена на “корабельном кладбище”.

 

Неизвестные биографии крейсеров "Аврора" и "Варяг"

В биографиях "Варяга" и "Авроры" немало совершенно неожиданных фактов, которые заставляют по-иному взглянуть на их судьбу.

Покушение на богиню утренней звезды

В СССР "Аврору" превозносили сверх всякой меры. "Исторический выстрел", символизирующий наступление новой эпохи, стал обязательным штампом в газетных публикациях и документальных фильмах. Но как вам понравился бы "исторический выстрел "Полкана"?! Могло случиться так, что крейсер получил бы при "крещении" такое вот собачье имя.

В самом конце 1899 года, за несколько дней до торжественной церемонии закладки на петербургской верфи очередного бронепалубного крейсера молодому государю Николаю Второму представили специально подготовленный список из 11 "предпочтительных наименований". Там были "Юнона", "Психея", "Наяда", "Нептун" и... "Полкан". Не нужно удивляться: это имя изначально принадлежало одному из героев русских былин, в которых встречается "Чудище-Полканище" - получеловек-полуконь. Среди всего "ассортимента" царю приглянулось имя богини утренней зари Авроры, и он повелел назвать именно так корабль, которому суждено было стать впоследствии "погубителем старого строя".

"Авроре" судьба явно благоволила. На сегодняшний день этот крейсер является старейшим из сохранившихся в мире паровых военных кораблей. А ведь "богиня" неоднократно была на краю гибели. Впервые это случилось в мае 1905-го, во время жесточайшего сражения русской эскадры с японцами у острова Цусима. Флот микадо тогда "раскатал" нашу армаду в пух и прах: от 30 боевых кораблей под Андреевским флагом уцелело всего 7, остальные были потоплены или взяты в плен. Одним из уцелевших в этом побоище оказался как раз бронепалубный крейсер "Аврора": выпущенная в него с вражеского миноносца мина прошла мимо, а артиллерийские снаряды лишь изуродовали местами корпус и надстройки.

В следующий раз смертельная угроза нависла над крейсером уже после революции. Несмотря на заслуги в осуществлении большевистского переворота, этот боевой корабль никто и не думал тогда сохранять для потомков. В 1919-м, когда враги наступали на "красный" Петроград, несостоявшегося "Полкана" вместе с несколькими другими ветеранами Балтийского флота вывели в Финский залив и собрались затопить на главном фарватере у Кронштадта, чтобы не пропустить к Петрограду английскую эскадру, поддерживавшую войска генерала Юденича. Однако крейсеру опять повезло: ситуация на фронте изменилась, и повторять подвиг моряков-севастопольцев времен Крымской войны на Балтике не пришлось.

Осенью 1933 года состоялось последнее самостоятельное плавание "богини" - на судостроительный завод.

Окончательно подвести черту под биографией крейсера хотели в весной 1941-го, в разгар глобальной модернизации советского военно-морского флота. 16 мая нарком ВМФ адмирал Н. Кузнецов подписал указ о присвоении наименования "Аврора" одному из новых крейсеров, который предполагалось построить в самое ближайшее время. Появление такого документа сулило "символу революции" неминуемую отправку на слом. Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война, как это ни парадоксально, спасла жизнь кораблю-ветерану. Новой "Авроры" так и не появилось, а старая даже смогла принять участие в боевых действиях. Причем немцы не жалели бомб и снарядов, чтобы утопить-таки старый крейсер, прославившийся в октябре 1917-го, - это было бы так символично! Однако "Аврору" удалось сберечь.

А еще через три года корабль-ветеран наконец обрел "право на бессмертие". Весной 1944-го зам. наркома ВМФ И. Исаков с подачи ветеранов-авроровцев предложил установить крейсер на Неве на вечную стоянку как памятник революции.

На судоремонтном заводе ветерану сделали "косметическую операцию", возвратив по возможности его прежний облик и поставив на места старые шестидюймовки. Но перемещение "Авроры" в центр Ленинграда, к месту ее стоянки, неожиданно задержалось на несколько месяцев: ретро-крейсеру пришлось стать артистом и исполнить в художественном фильме роль другого знаменитого корабля. "Аврору" загримировали под "Варяг".

Цена американской халтуры

В конце XIX века Российская империя приняла новую программу развития своего флота и стала активно строить для него современные броненосцы и крейсера. Русские верфи с такой ударной нагрузкой справиться не могли, а потому заказы на некоторые корабли разместили на зарубежных заводах. Четырехтрубного "Варяга" подрядилась строить фирма "Вильгельм Крамп и сыновья" из Филадельфии. Как оказалось впоследствии, подписание данного контракта было ошибкой. Она-то и предопределила трагическую судьбу легендарного крейсера.

Хваленые американские "качество и самые прогрессивные в мире технологии" на сей раз обернулись настоящей халтурой и безответственностью. Фирма "Крамп", стремясь получить от заказа русских максимальную финансовую выгоду, экономила на чем только могла. (Возможностей таких у меркантильных янки было много: ведь техническое задание на крейсер в военно-морском министерстве России составили лишь в общих чертах!)

Особенно волновал кораблестроителей из Филадельфии вес будущего крейсера: за превышение проектных цифр по контракту полагались серьезные штрафные санкции. В результате американские "спецы" решили обойтись без броневой защиты орудий - для них не сделали даже простейших щитов, не говоря уж о бронированных башнях! Пушки стояли на палубе совершенно открыто - как на линейных кораблях времен парусного флота. Руль тоже сделали полегче - почти вдвое меньшего размера, чем у других крейсеров такого класса. "Крамп" и с весом выгадал, и дорогостоящую бронзу сэкономил, но "Варяг" получился недостаточно маневренным.

Самые роковые последствия для судьбы крейсера имел неудачный выбор силовой установки. Американцы предпочли поставить так называемые вертикальные паровые котлы. Система эта была еще недостаточно отработанной и испытанной, зато стоила значительно дешевле и монтировалась проще. Коварные котлы в начале службы своей работали отлично, и потому "Варяг" на приемочных испытаниях показал чемпионскую прыть - 23,25 узла (около 45 км/час). Но, увы, во время первого же дальнего перехода через Атлантику в Балтийское море паровая система начала сдавать. Кроме того, принявшая корабль команда российских моряков обнаружила серьезные изъяны в машине, у которой некоторые детали были выполнены из некачественного металла. Когда крейсер прибыл в Кронштадт, он едва мог двигаться и сразу же был отправлен на капитальный ремонт!

Вот и получается, что морские справочники ошибаются: вместо быстроходнейшего крейсера в знаменитом бою у корейского порта Чемульпо 9 февраля 1904 года участвовал "инвалид", способный едва-едва выжимать из своих машин 15-17 узлов. А японский адмирал Уриу выставил против нашего корабля целую эскадру из 6 крейсеров и 8 эсминцев. Как вступать в артиллерийское сражение при таком неравенстве сил? Но у командира "Варяга" Руднева просто не было иного выбора. Сохрани его крейсер свою "паспортную" быстроходность, существовал бы реальный шанс идти прямо в лоб, на прорыв в открытое море - враги не смогли бы догнать. А так... Через час жаркого боя полуразбитый "Варяг" вынужден был отступить в Чемульпо. "Отремонтируемся и вновь попробуем пробиться к своим", - уверял командир. Однако уже поверхностный осмотр дал неутешительные результаты: почти 3/4 всех орудий были разбиты или вышли из строя. Причем некоторые из пушек попросту сломались: изготовленные американскими "умельцами" шестеренки в механизмах для изменения дальности стрельбы не выдерживали реальных нагрузок при стрельбе и крошились. Пришлось отказаться от продолжения боя, затопить крейсер и перевести уцелевшую команду на военные суда нейтральных стран, стоявшие в порту. Вот так американцы "посодействовали" подвигу русского крейсера!

 

http://flot.com/history/events/unknownfacts.html



Источник: navy.su.

Рейтинг публикации:

Нравится10



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map