ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Николай Манвелов. Девять малоизвестных фактов из жизни крейсера “Аврора”
Николай Манвелов. Девять малоизвестных фактов из жизни крейсера “Аврора”19-08-2010, 16:28. Разместил: VP |
Казалось бы, про этот корабль известно все. Мы с детства помним его изображение на ордене Октябрьской Революции с направленным куда-то вбок лучом прожектора, что-то слышали о грандиозном ремонте затеянном к 70-летию Октябрьской революции и смотрели массу фильмов об октябре 1917 года, когда крейсер произвел свой легендарный выстрел. Тем не менее, существует немало интересных моментов в жизни “Авроры”, мало известных широкой публике.
Как ни странно, но корабль с такой исторической судьбой изначально строился по далеко не лучшему проекту - машины оказались маломощными, а артиллерия была слабее, чем у иностранных аналогов. В результате во флоте бытовала шутка - от обычного океанского парохода “Аврора” отличается низкой скоростью и некоторым количеством шестидюймовых (152-миллиметровых) орудий.
В мае 1905 года “Авроре” повезло - в составе отряда крейсеров 2-й Тихоокеанской эскадры корабль смог оторваться от преследования японского флота и укрыться в филиппинском порту Манила, где была база военного флота США. Тогда еще никто не мог себе предположить, что русский крейсер станет одним из двух кораблей, участвовавших в Цусимском сражении и уцелевших до наших дней. Вторым является японский линейный корабль “Микаса”, флагман адмирала Того. Кстати, после окончания 2-й мировой войны правительство СССР настойчиво требовало отправить японского ветерана на разборку.
Впрочем, благодаря Цусиме “Аврора” получила положительную международную известность. Дело в том, что на ее борту впервые в боевых условиях была опробована рентгенографическая установка, что позволило спасти немало русских моряков. Мало того, в Маниле, как позже выяснилось, эта аппаратура, к стыду американцев, не функционировала.
В феврале 1911 года “Аврора” зашла в сицилийский порт Мессина - надо было получить особую золотую медаль, присужденную экипажам русских боевых кораблей за героизм в ликвидации последствий разрушительного землетрясения 1908 года. И надо же было так случиться, что в день прихода в городе случился сильнейший пожар. Авроровцы приняли в его тушении активное участие, и с тех пор в глазах мессинцев русские моряки стали стойко ассоциироваться с ликвидаций стихийных бедствий.
Как известно, сигналом к штурму Зимнего дворца послужил выстрел носового орудия “Авроры”. Куда меньше известно о том, что на позицию корабль выводил лично командир Николай Эриксон, опасавшийся того, что матросы могут посадить крейсер на мель. Кстати, сразу же после стрельбы “Авроры” по Петрограду поползли слухи, что корабль вел огонь боевыми снарядами. Впрочем, если бы так было на самом деле, то Зимний дворец дошел бы до наших дней в куда менее сохранном состоянии.
Интересно, что в роли главного корабля Революции могло оказаться практически любое военное судно, стоящее на Неве. Ведь Аврора появилась у Николаевского моста (ныне мост Лейтенанта Шмидта) только для того, чтобы не допустить его захвата силами, верными Временному правительству. И это был наиболее крупный корабль, способный войти в Неву - устаревший линейный корабль “Заря Свободы” (бывший “Император Александр Второй”) имел слишком большую осадку.
Зимой 1939-1940 года “Аврора” из учебного крейсера превратилась в плавучую базу для подводных лодок. И вовсе не исключено, что ее ждала разборка на одном из судостроительных заводов. По крайней мере, 16 мая 1941 нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов подписал приказ о присвоении имени “Аврора” одному из новых крейсеров, а это автоматически означало замену старого корабля новым - два судна с одинаковым названием в составе флота существовать не могут. От столь печальной участи корабль спасла Великая отечественная война. Но не спасли предстоящие праздненства в связи с 70-летием Великого Октября.
Если посмотреть старый советский фильм “Крейсер Варяг”, то имеет смысл как следует приглядеться к “главному герою”. Возможно, наблюдательный зритель обратит внимание на некоторое сходство с хорошо знакомым “кораблем Революции”. И не удивительно - в 1946 году “Аврора” была тщательно загримирована под “Варяг”. Кораблю добавили четвертую (“фальшивую”) трубу, установили “фальшивые” пушки, а также пристроили кормовой балкон. Дело в том, что первоначально корабли были совершенно непохожи друг на друга. Одновременно с “косметическими” работами на корабле происходило укрепление текущего после военных бомбежек корпуса. С этой целью конструкция крейсер была усилен 450 тоннами бетона. Впоследствии бетонирование проводилось еще не раз.
В августе 1984 года “Аврора” была переведена буксирами к Ленинградскому судостроительному заводу имени Жданова для “капитального ремонта и переоборудования”. Спустя три года на старое место на Большой Невке встал уже обновленный корабль. Впрочем, как рассказывают эксперты, ныне в Санкт-Петербурге стоит уже вовсе не первоначальная “Аврора”. Реально от нее остался только корпус выше ватерлинии, а нижняя часть, залитая бетоном, брошена на “корабельном кладбище”.
Неизвестные биографии крейсеров "Аврора" и "Варяг"В биографиях "Варяга" и "Авроры" немало совершенно неожиданных фактов, которые заставляют по-иному взглянуть на их судьбу.
Покушение на богиню утренней звездыВ СССР "Аврору" превозносили сверх всякой меры. "Исторический выстрел", символизирующий наступление новой эпохи, стал обязательным штампом в газетных публикациях и документальных фильмах. Но как вам понравился бы "исторический выстрел "Полкана"?! Могло случиться так, что крейсер получил бы при "крещении" такое вот собачье имя.В самом конце 1899 года, за несколько дней до торжественной церемонии закладки на петербургской верфи очередного бронепалубного крейсера молодому государю Николаю Второму представили специально подготовленный список из 11 "предпочтительных наименований". Там были "Юнона", "Психея", "Наяда", "Нептун" и... "Полкан". Не нужно удивляться: это имя изначально принадлежало одному из героев русских былин, в которых встречается "Чудище-Полканище" - получеловек-полуконь. Среди всего "ассортимента" царю приглянулось имя богини утренней зари Авроры, и он повелел назвать именно так корабль, которому суждено было стать впоследствии "погубителем старого строя". "Авроре" судьба явно благоволила. На сегодняшний день этот крейсер является старейшим из сохранившихся в мире паровых военных кораблей. А ведь "богиня" неоднократно была на краю гибели. Впервые это случилось в мае 1905-го, во время жесточайшего сражения русской эскадры с японцами у острова Цусима. Флот микадо тогда "раскатал" нашу армаду в пух и прах: от 30 боевых кораблей под Андреевским флагом уцелело всего 7, остальные были потоплены или взяты в плен. Одним из уцелевших в этом побоище оказался как раз бронепалубный крейсер "Аврора": выпущенная в него с вражеского миноносца мина прошла мимо, а артиллерийские снаряды лишь изуродовали местами корпус и надстройки. В следующий раз смертельная угроза нависла над крейсером уже после революции. Несмотря на заслуги в осуществлении большевистского переворота, этот боевой корабль никто и не думал тогда сохранять для потомков. В 1919-м, когда враги наступали на "красный" Петроград, несостоявшегося "Полкана" вместе с несколькими другими ветеранами Балтийского флота вывели в Финский залив и собрались затопить на главном фарватере у Кронштадта, чтобы не пропустить к Петрограду английскую эскадру, поддерживавшую войска генерала Юденича. Однако крейсеру опять повезло: ситуация на фронте изменилась, и повторять подвиг моряков-севастопольцев времен Крымской войны на Балтике не пришлось. Осенью 1933 года состоялось последнее самостоятельное плавание "богини" - на судостроительный завод. Окончательно подвести черту под биографией крейсера хотели в весной 1941-го, в разгар глобальной модернизации советского военно-морского флота. 16 мая нарком ВМФ адмирал Н. Кузнецов подписал указ о присвоении наименования "Аврора" одному из новых крейсеров, который предполагалось построить в самое ближайшее время. Появление такого документа сулило "символу революции" неминуемую отправку на слом. Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война, как это ни парадоксально, спасла жизнь кораблю-ветерану. Новой "Авроры" так и не появилось, а старая даже смогла принять участие в боевых действиях. Причем немцы не жалели бомб и снарядов, чтобы утопить-таки старый крейсер, прославившийся в октябре 1917-го, - это было бы так символично! Однако "Аврору" удалось сберечь. А еще через три года корабль-ветеран наконец обрел "право на бессмертие". Весной 1944-го зам. наркома ВМФ И. Исаков с подачи ветеранов-авроровцев предложил установить крейсер на Неве на вечную стоянку как памятник революции. На судоремонтном заводе ветерану сделали "косметическую операцию", возвратив по возможности его прежний облик и поставив на места старые шестидюймовки. Но перемещение "Авроры" в центр Ленинграда, к месту ее стоянки, неожиданно задержалось на несколько месяцев: ретро-крейсеру пришлось стать артистом и исполнить в художественном фильме роль другого знаменитого корабля. "Аврору" загримировали под "Варяг". Цена американской халтурыВ конце XIX века Российская империя приняла новую программу развития своего флота и стала активно строить для него современные броненосцы и крейсера. Русские верфи с такой ударной нагрузкой справиться не могли, а потому заказы на некоторые корабли разместили на зарубежных заводах. Четырехтрубного "Варяга" подрядилась строить фирма "Вильгельм Крамп и сыновья" из Филадельфии. Как оказалось впоследствии, подписание данного контракта было ошибкой. Она-то и предопределила трагическую судьбу легендарного крейсера.
http://flot.com/history/events/unknownfacts.html Вернуться назад |