Не так давно мне на глаза попалась информация о том,что
флагман Тихоокеанского флота ракетный крейсер «Варяг» вошел в
средиземное море,чтобы сменить на боевом дежурстве ракетный крейсер
«Москва». В детстве история и песня о легендарном крейсере «Варяг» была
моей любимой. Это история стойкости, мужества и верности своей Родине.
О
подвиге крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» знает всякий
русский. Если не в подробностях, то хотя бы в основных чертах… События,
разыгравшиеся в январе 1904 года вдалеке от России, стали легендой,
воспеты в песнях, легли в основу книг и художественных фильмов.
Крейсер «Варяг» после боя у Чемульпо. Фото начала XX в.
Командир
легендарного крейсера Всеволод Федорович Руднев родился 19 августа 1855
г. в крепости Дюнамюнде (ныне — Даугавгрива, один из районов столицы
Латвии, Риги), в семье капитана 2-го ранга Федора Николаевича Руднева,
дворянина Тульской губернии. После окончания гимназии Всеволод поступил в
Морское училище, по окончании которого получил звание гардемарина, а в
1877-м — первый офицерский чин, мичмана. Дальнейшая служба В. Ф. Руднева
проходила на Балтике, на крейсерах «Африка» и «Адмирал Корнилов»,
миноносце «Котлин», эскадренных броненосцах «Гангут» и «Император
Николай I». В 1895 г. капитан 2-го ранга Руднев получает под команду
свой первый корабль — броненосец береговой обороны «Адмирал Грейг».
Затем он командовал миноносцем «Выборг», канонерской лодкой «Гремящий»,
броненосцем береговой обороны «Чародейка». В декабре 1901 г. офицер
получил чин капитана 1-го ранга, а через год — приказ о назначении
командиром нового крейсера, «Варяг».
Этот корабль был построен по
заказу России в США. Бронепалубный крейсер водоизмещением 6604 тонны был
оснащен 12 — 152-миллиметровыми, 12 — 1 75-миллиметровыми, 8 —
47-миллиметровыми, 2 — 37-миллиметровыми и 2 — 64-миллиметровыми
орудиями, двумя пулеметами, 6 торпедными аппаратами, нес 35 мин
заграждения. Команда «Варяга» состояла из 20 офицеров и 550 нижних
чинов. Крейсер был построен в рамках военно-морской программы 1898 года.
Строительство велось в Филадельфии (США) . В 1900 году корабль был
передан ВМФ России и в 1901 вступил в строй.
После вступления в
состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре. Слабая ремонтная
база и изначально неудачная конструкция котлов Никлосса привела к тому,
что уже через несколько лет службы «Варяг» не мог развить скорость свыше
16 узлов, что практически сводило на нет его преимущества; (c другой
стороны, есть данные, что на испытаниях осенью 1903 г. «Варяг» развил
скорость, практически равную показанной на первоначальных испытаниях.
Котлы Никлосса много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый»
; броненосец «Ретвизан» , построенный на той же верфи Ч. Крампа, также
не имел с котлами Никлосса больших проблем) .
Накануне
Русско-японской войны, которая началась вероломным нападением Японии на
Россию, «Варяг» по приказу наместника императора на Дальнем Востоке
адмирала Е. И. Алексеева отправился в корейский порт Чемульпо (ныне —
Инчхон), где начал исполнять обязанности «стационера». Так назывались
военные корабли, во время долговременной стоянки охранявшие служащих
русской дипломатической миссии. Там же находились русская канонерская
лодка «Кореец» и несколько иностранных кораблей нейтральных государств.
26
января 1904 г. на внешнем рейде залива появилась японская эскадра.
Утром следующего дня японский контр-адмирал Сотокити Уриу прислал
Рудневу ультиматум, сообщавший о том, что Япония и Россия находятся в
состоянии войны. Японец требовал немедленно покинуть рейд, угрожая в
противном случае открыть огонь.
Решение В. Ф. Руднева было выдержано в лучших традициях русского флота. Обращаясь к экипажу «Варяга», он произнес:
—
Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она
сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим
крейсера и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до
последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно,
спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел
должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки,
давая мне знать…
Экипаж слушал командира молча. Все уже знали, что
«Варягу» противостоит эскадра из шести японских крейсеров — «Нанива»,
«Асама», «Чиода», «Нийтака», «Такачихо», «Акаси», — восьми миноносцев,
двух посыльных судов и трех транспортов. Но знали и о том, что отступить
русскому моряку невозможно.
В 11.20 «Варяг» и «Кореец» выбрали
якоря и вышли из бухты навстречу противнику, а через 25 минут японский
крейсер «Асама» с дистанции в 7 километров первым открыл огонь по
русским кораблям.
Так начался беспримерный бой. В течение часа
«Варяг» и «Кореец» вели меткий огонь по противнику, нанеся ему
значительные повреждения (так, на «Асаме» вышли из строя кормовая
орудийная башня и кормовой мостик, один миноносец был потоплен). Всего
артиллеристы «Варяга» выпустили 1105 снарядов. Но и русским кораблям был
нанесен тяжелый урон. Одним из первых же японских снарядов на «Варяге»
была разрушена правая часть переднего мостика, на корабле возникло
несколько пожаров. В ходе боя на крейсере вышли из строя все
47-миллиметровые пушки, 10 — 152-миллиметровых и 7 — 75-миллиметровых
орудий были серьезно повреждены, разбиты все шлюпки, палуба превратилась
буквально в решето. «Варяг» получил 4 пробоины ниже ватерлинии. 1
офицер (мичман граф Алексей Нирод) и 30 матросов были убиты, 6 офицеров и
85 матросов ранены. На «Корейце» потерь не было, если не считать одной
небольшой пробоины.
В ходе боя В. Ф. Руднев убедился в том, что
вырваться из ловушки, которой для русских кораблей стал Чемульпо,
невозможно. В 13.15 израненный «Варяг» вернулся на место прежней
стоянки. К крейсеру немедленно устремились шлюпки с врачами.
Решение
затопить «Варяг» было принято Всеволодом Рудневым единолично. Во всяком
случае, офицеры крейсера узнали об этом от командира на кратком
совещании, которое состоялось в 13.50. Все единогласно одобрили приказ
Руднева. Экипаж «Варяга» на шлюпках перебазировался на английский,
французский и итальянский крейсера, и в половине четвертого судовые
механики открыли кингстоны, через которые в трюмы «Варяга» начала
поступать забортная вода. Последним, как и положено командиру, борт
крейсера покинул раненный в голову и контуженый Руднев.
В 16 часов
на рейде громыхнул взрыв. Это ушла под воду канонерская лодка «Кореец»,
уничтоженная по решению экипажа. А варяговцы во главе с командиром тем
временем молча толпились на палубах иностранных кораблей, со слезами на
глазах следя за медленной гибелью родного крейсера. «Варяг» постепенно
наполнялся водой и кренился на левый борт, корма крейсера дымно горела. В
18.10 корпус героического корабля полностью скрылся под водой…
Подвиг
«Варяга» мгновенно стал широко известен в России и во всем мире.
Моряков встречали как национальных героев и на улицах русских городов, и
в Зимнем дворце. Беспрецедентным стало массовое награждение экипажа —
все офицеры «Варяга» получили ордена Святого Георгия IV степени, а все
матросы — Знак отличия Военного ордена. Оценили мужество своих
противников и японцы, которые уже после войны, в 1907 г., прислали В. Ф.
Рудневу орден Восходящего Солнца (офицер принял его, но никогда не
носил). В скобках заметим, что в 1954 г., в год 50-летия подвига,
правительство СССР наградило доживших до этого дня варяговцев медалями
«За отвагу».
В 1905 г. В. Ф. Руднев вышел в отставку с
производством в чин контр-адмирала. Последние годы жизни герой провел в
усадьбы Мышенки Алексинского уезда Тульской губернии. 7 июля 1913 г.
командир «Варяга» скончался в возрасте 57 лет и был похоронен около
храма Казанской Божьей Матери в тульском селе Савино.
Самому же
крейсеру «Варяг» оказалась суждена вторая жизнь. Японцы подняли его со
дна, отремонтировали и ввели в строй под названием «Сойя». В 1915 г.
корабль был продан России, где получил прежнее название — «Варяг».
Однако два года спустя легендарный крейсер был продан на слом в
Великобританию и погиб во время шторма у берегов Ирландии. Сейчас это
место отмечено памятным знаком.
Память об участниках героического
боя «Варяга» свято хранится в России. В 1956 г. в Туле был открыт
памятник В. Ф. Рудневу, в 2004-м, к столетию со дня боя при Чемульпо,
появился музей командира «Варяга». Имя В. Ф. Руднева носят улица во
Владивостоке и переулок в Липецке. Имя «Варяг» стало одним из
почетнейших наименований в русском военно-морском флоте — с 1996 г. его
носит флагманский ракетный крейсер Тихоокеанского флота. Ну, а главный
памятник «Варягу» и его героям — это, конечно, песня, давно уже ставшая
народной. Не было и нет в России человека, который не знал бы этих
гордых строк:
Наверх вы, товарищи, все по местам!
Последний парад наступает:
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает…
Источник