ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Врагу не сдается наш гордый “Варяг”
Врагу не сдается наш гордый “Варяг”10-02-2016, 10:03. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Врагу не сдается наш гордый "Варяг”Не так давно мне на глаза попалась информация о том,что флагман Тихоокеанского флота ракетный крейсер «Варяг» вошел в средиземное море,чтобы сменить на боевом дежурстве ракетный крейсер «Москва». В детстве история и песня о легендарном крейсере «Варяг» была моей любимой. Это история стойкости, мужества и верности своей Родине. О подвиге крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» знает всякий русский. Если не в подробностях, то хотя бы в основных чертах… События, разыгравшиеся в январе 1904 года вдалеке от России, стали легендой, воспеты в песнях, легли в основу книг и художественных фильмов. Крейсер «Варяг» после боя у Чемульпо. Фото начала XX в. Командир легендарного крейсера Всеволод Федорович Руднев родился 19 августа 1855 г. в крепости Дюнамюнде (ныне — Даугавгрива, один из районов столицы Латвии, Риги), в семье капитана 2-го ранга Федора Николаевича Руднева, дворянина Тульской губернии. После окончания гимназии Всеволод поступил в Морское училище, по окончании которого получил звание гардемарина, а в 1877-м — первый офицерский чин, мичмана. Дальнейшая служба В. Ф. Руднева проходила на Балтике, на крейсерах «Африка» и «Адмирал Корнилов», миноносце «Котлин», эскадренных броненосцах «Гангут» и «Император Николай I». В 1895 г. капитан 2-го ранга Руднев получает под команду свой первый корабль — броненосец береговой обороны «Адмирал Грейг». Затем он командовал миноносцем «Выборг», канонерской лодкой «Гремящий», броненосцем береговой обороны «Чародейка». В декабре 1901 г. офицер получил чин капитана 1-го ранга, а через год — приказ о назначении командиром нового крейсера, «Варяг». Этот корабль был построен по заказу России в США. Бронепалубный крейсер водоизмещением 6604 тонны был оснащен 12 — 152-миллиметровыми, 12 — 1 75-миллиметровыми, 8 — 47-миллиметровыми, 2 — 37-миллиметровыми и 2 — 64-миллиметровыми орудиями, двумя пулеметами, 6 торпедными аппаратами, нес 35 мин заграждения. Команда «Варяга» состояла из 20 офицеров и 550 нижних чинов. Крейсер был построен в рамках военно-морской программы 1898 года. Строительство велось в Филадельфии (США) . В 1900 году корабль был передан ВМФ России и в 1901 вступил в строй. После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре. Слабая ремонтная база и изначально неудачная конструкция котлов Никлосса привела к тому, что уже через несколько лет службы «Варяг» не мог развить скорость свыше 16 узлов, что практически сводило на нет его преимущества; (c другой стороны, есть данные, что на испытаниях осенью 1903 г. «Варяг» развил скорость, практически равную показанной на первоначальных испытаниях. Котлы Никлосса много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый» ; броненосец «Ретвизан» , построенный на той же верфи Ч. Крампа, также не имел с котлами Никлосса больших проблем) . Накануне Русско-японской войны, которая началась вероломным нападением Японии на Россию, «Варяг» по приказу наместника императора на Дальнем Востоке адмирала Е. И. Алексеева отправился в корейский порт Чемульпо (ныне — Инчхон), где начал исполнять обязанности «стационера». Так назывались военные корабли, во время долговременной стоянки охранявшие служащих русской дипломатической миссии. Там же находились русская канонерская лодка «Кореец» и несколько иностранных кораблей нейтральных государств. 26 января 1904 г. на внешнем рейде залива появилась японская эскадра. Утром следующего дня японский контр-адмирал Сотокити Уриу прислал Рудневу ультиматум, сообщавший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японец требовал немедленно покинуть рейд, угрожая в противном случае открыть огонь. Решение В. Ф. Руднева было выдержано в лучших традициях русского флота. Обращаясь к экипажу «Варяга», он произнес: — Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсера и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать… Экипаж слушал командира молча. Все уже знали, что «Варягу» противостоит эскадра из шести японских крейсеров — «Нанива», «Асама», «Чиода», «Нийтака», «Такачихо», «Акаси», — восьми миноносцев, двух посыльных судов и трех транспортов. Но знали и о том, что отступить русскому моряку невозможно. В 11.20 «Варяг» и «Кореец» выбрали якоря и вышли из бухты навстречу противнику, а через 25 минут японский крейсер «Асама» с дистанции в 7 километров первым открыл огонь по русским кораблям. Так начался беспримерный бой. В течение часа «Варяг» и «Кореец» вели меткий огонь по противнику, нанеся ему значительные повреждения (так, на «Асаме» вышли из строя кормовая орудийная башня и кормовой мостик, один миноносец был потоплен). Всего артиллеристы «Варяга» выпустили 1105 снарядов. Но и русским кораблям был нанесен тяжелый урон. Одним из первых же японских снарядов на «Варяге» была разрушена правая часть переднего мостика, на корабле возникло несколько пожаров. В ходе боя на крейсере вышли из строя все 47-миллиметровые пушки, 10 — 152-миллиметровых и 7 — 75-миллиметровых орудий были серьезно повреждены, разбиты все шлюпки, палуба превратилась буквально в решето. «Варяг» получил 4 пробоины ниже ватерлинии. 1 офицер (мичман граф Алексей Нирод) и 30 матросов были убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены. На «Корейце» потерь не было, если не считать одной небольшой пробоины. В ходе боя В. Ф. Руднев убедился в том, что вырваться из ловушки, которой для русских кораблей стал Чемульпо, невозможно. В 13.15 израненный «Варяг» вернулся на место прежней стоянки. К крейсеру немедленно устремились шлюпки с врачами. Решение затопить «Варяг» было принято Всеволодом Рудневым единолично. Во всяком случае, офицеры крейсера узнали об этом от командира на кратком совещании, которое состоялось в 13.50. Все единогласно одобрили приказ Руднева. Экипаж «Варяга» на шлюпках перебазировался на английский, французский и итальянский крейсера, и в половине четвертого судовые механики открыли кингстоны, через которые в трюмы «Варяга» начала поступать забортная вода. Последним, как и положено командиру, борт крейсера покинул раненный в голову и контуженый Руднев. В 16 часов на рейде громыхнул взрыв. Это ушла под воду канонерская лодка «Кореец», уничтоженная по решению экипажа. А варяговцы во главе с командиром тем временем молча толпились на палубах иностранных кораблей, со слезами на глазах следя за медленной гибелью родного крейсера. «Варяг» постепенно наполнялся водой и кренился на левый борт, корма крейсера дымно горела. В 18.10 корпус героического корабля полностью скрылся под водой… Подвиг «Варяга» мгновенно стал широко известен в России и во всем мире. Моряков встречали как национальных героев и на улицах русских городов, и в Зимнем дворце. Беспрецедентным стало массовое награждение экипажа — все офицеры «Варяга» получили ордена Святого Георгия IV степени, а все матросы — Знак отличия Военного ордена. Оценили мужество своих противников и японцы, которые уже после войны, в 1907 г., прислали В. Ф. Рудневу орден Восходящего Солнца (офицер принял его, но никогда не носил). В скобках заметим, что в 1954 г., в год 50-летия подвига, правительство СССР наградило доживших до этого дня варяговцев медалями «За отвагу». В 1905 г. В. Ф. Руднев вышел в отставку с производством в чин контр-адмирала. Последние годы жизни герой провел в усадьбы Мышенки Алексинского уезда Тульской губернии. 7 июля 1913 г. командир «Варяга» скончался в возрасте 57 лет и был похоронен около храма Казанской Божьей Матери в тульском селе Савино. Самому же крейсеру «Варяг» оказалась суждена вторая жизнь. Японцы подняли его со дна, отремонтировали и ввели в строй под названием «Сойя». В 1915 г. корабль был продан России, где получил прежнее название — «Варяг». Однако два года спустя легендарный крейсер был продан на слом в Великобританию и погиб во время шторма у берегов Ирландии. Сейчас это место отмечено памятным знаком. Память об участниках героического боя «Варяга» свято хранится в России. В 1956 г. в Туле был открыт памятник В. Ф. Рудневу, в 2004-м, к столетию со дня боя при Чемульпо, появился музей командира «Варяга». Имя В. Ф. Руднева носят улица во Владивостоке и переулок в Липецке. Имя «Варяг» стало одним из почетнейших наименований в русском военно-морском флоте — с 1996 г. его носит флагманский ракетный крейсер Тихоокеанского флота. Ну, а главный памятник «Варягу» и его героям — это, конечно, песня, давно уже ставшая народной. Не было и нет в России человека, который не знал бы этих гордых строк: Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает: Врагу не сдается наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает… Вернуться назад |