...Римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это случилось... Вольтер
Поскольку все наблюдаемые циклы, включая солнечный год, хоть чуть-чуть, но меняются, то возникает странная ситуация: в качестве часа взята 1/24 часть средних солнечных суток. Парадокс в том, что в реальной жизни меняется продолжительность даже средних солнечных суток (хотя и очень незначительно, что связано с общим замедлением вращения Земли вокруг Солнца). Поэтому сейчас час представляет собой единицу измерения без реального эталона продолжительности. В физике час определяется как "внесистемная единица, равная 60 минутам или 3600 секундам". Такая часовая мера используется в астрономии для выражения небесных координат светил и не имеет точной длительности. Тем не менее задача точного измерения интервалов имеет очень важное практическое значение. В самых точных современных часах используется стабильный лазер, производящий около 1015 ритмических вспышек в секунду. Это дает возможность ввести эталон продолжительности времени. Конечно, столь точное измерение интервалов важнее в современной науке, чем в повседневной жизни. Наших предков значительно больше занимало измерение соотношения разных звездных циклов и организация общественной жизни в согласии с этими циклами. И самая главная проблема заключалась в том, что в солнечном году получалось нецелое число суток. В разных странах и в разное время эту проблему пытались решить по-разному, что можно проследить в истории календаря.
Общепризнанным календарем сейчас считается григорианский, основанный на 4-летнем цикле. В обычном году 365 дней, каждый четвертый год считается високосным, продолжительностью 366 дней. Новый год - 1 января (с точки зрения точности календаря это не имеет значения, раньше год начинался 1 апреля). Все это известно, но мало кто помнит, что под такое описание подходит и юлианский календарь, то есть старый, принятый еще Юлием Цезарем. Тогда в чем же смысл нововведений папы Григория XIII в 1582 году, которые потом вызвали раскол христианской церкви по способу счета времени? - Разница всего лишь в величине погрешности. Юлианский календарь отличается крайней простотой. Начало года и начала месяцев в нем никак не связаны ни с лунными, ни с солнечными циклами. Средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365,25 суток, в то время как солнечный год равен 365,2422 дня. Такое несоответствие в юлианском календаре приводило к запаздыванию на сутки за 128 лет, и к 1582 году отставание составило 10 дней. Папа Григорий утвердил следующее изменение в юлианском календаре: те года, которые делятся на 100 и не делятся потом на 4, високосными не считаются. Это уменьшило погрешность календаря до одних суток в 4240 лет, а по сути означает, что 1900 и 2100 года високосными не считаются, в отличие от 2000. Впрочем, это никак не улучшило согласованность григорианского календаря с истинным временем, и даты многих церковных праздников (как по юлианскому, так и по григорианскому календарю) рассчитываются на год специальным образом. До сих пор существует два разных отношения к григорианскому календарю. Первое заключается в том, что поскольку он самый простой и понятный, то пусть он будет стандартом. Но, как ни странно, некоторые считают, что такая "простота хуже воровства", и пытаются предложить календарь, хотя бы синхронизированный с сезонными солнечными циклами.
Разработать идеальный календарь невозможно, так как для циклов Земли, Луны и Солнца нельзя найти точный общий знаменатель. На роль временного "скелета" календаря в разных странах выбирали разные циклы, что определялось географией и основным родом занятий. И не стоит забывать, что любой календарь - это закрепление временного символизма в глубинной памяти народа. Поэтому все, что касается представлений о времени, обладает крайней консервативностью и постоянством.
Греческий математик Метон в V веке до нашей эры описал 19-летний период, по прошествии которого Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звезд. Этот период, равный 235 лунным (синодальным) месяцам, имеет значение и для некоторых современных календарей. Во многих восточных лунных календарях этот цикл используется для солнечной "синхронизации". Свои вычисления Метон делал с помощью вертикального гномона в Афинах. Стоит отметить, что более, чем за 1000 лет до Метона, в Стоунхендже данный цикл отслеживался более точно и составлял 18,81 года.
Для общей оценки календарей можно ввести такой показатель, как погрешность - то есть продолжительность года, рассчитанная в солнечных сутках в соответствии с данной календарной системой. За эталон можно взять астрономический год, который в сутках равен 365,242198, но нам кажется более естественным взять солнечный тропический год, равный 365,2424 суток. Астрономическим годом считается полный оборот Земли, посчитанный относительно неподвижных звезд. То, что тропический год не совпадает с астрономическим в силу прецессии оси вращения Земли, было известно очень давно - до появления юлианского календаря. Полный прецессионный цикл занимает около 26000 лет, он известен в древней астрологии под названием платонов год.
Как будет ясно, далеко не все календари привязаны к солнечным циклам, поэтому показатель солнечной точности для них не будет иметь смысла.
Древние календари
Более 5000 лет тому назад в Шумере, Северной Америке, Китае, Индии и Египте велись сложнейшие астрономические наблюдения с помощью гномона и примитивных инструментов. Например, в Китае за тысячу лет до нашей эры наклон земной оси был вычислен как 23°54’. Известное нам отклонение отличается от расчетного меньше чем на полградуса и составляет около 23°27’ (такую погрешность и школьный транспортир не сможет измерить). Помимо Солнца и Луны наблюдали за Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном. Все эти крайне сложные и достаточно точные наблюдения легли в основу того, что сейчас принято называть астрологией, но, конечно, это была другая астрология, поскольку имела дело с реальным движением планет, а не их символами. Масштабы наблюдений и прогнозирования событий были настолько "растянуты" во времени, что гномоном пользовались в основном для наблюдения за годовыми циклами. Обычная жизнь строилась по календарю, который предполагал такой счет дней года, чтобы он был понятен народу и совпадал с сезонным ритмом общественных работ.
Календарь индейцев Майя. В нем была сделана попытка объединить сразу два времени: гражданское и сакральное. 260-дневный цикл определял культовый распорядок, в нем повторялись названия дней и числа недели, он назывался цолькин. Следующий цикл - четырехлетний, и в нем повторяются название дня и числа месяца. Гражданский год Майя равнялся 365 дням и состоял из 13 месяцев по 20 дней и 5 праздничных дней в конце. Через четыре года новый год приходился на один и тот же день месяца, но в разные числа 13-дневной недели. Был еще и большой 52-летний цикл (13 раз по 4 года), который синхронизировал циклы в 365 и 260 дней. Точность такого солнечного календаря составляет 365,242129 суток! Обычно факт столь поразительной точности сильно будоражит воображение уфологов. Впрочем, истинные причины выбранных индейцами циклов так и остаются неизвестными.
Китайский календарь. Использует циклы Луны и двух планет: Юпитера (примерно 12 раз по 12 лунных месяцев) и Сатурна (около 30 раз по 12 лунных месяцев). Пять лет, то есть количество 12-летних циклов в 60-летнем, совпадает с количеством символических первоэлементов: дерева, огня, земли, металла и воды. Каждому элементу соответствует свой цвет: синий или зеленый, красный, желтый, белый, черный; своя планета: Юпитер, Марс, Сатурн, Венера, Меркурий, и время года: весна, лето, конец лета, осень, зима. То есть наши китайские соседи так и живут в восточном гороскопе с плавающим началом года (между 21 января и 21 февраля), без раздвоения времени на гражданское и культовое. Конечно, коммунистическое прошлое и капиталистическое сегодня позволяет китайцам праздновать новый год и 1 января, а всем остальным жителям Земли продавать разноцветных животных в огромном количестве: "земляную желтую корову" (в 2009 году), "железного белого тигра" (в 2010 году) и так далее. Китайский календарь распространен и в других юго-восточных странах, но с меньшим экономическим размахом.
Кельтский календарь. Кельтская цивилизация оставила нам целый храм Времени в виде мегалитов Стоунхенджа. Это было сделано жрецами-друидами около 4000 лет тому назад на юге Англии. Интересно, что кельты знали интервал и в 19 лет, и даже более точный 56-летний цикл повторения солнечных и лунных циклов (18,8 года). То есть они использовали более точный метонов цикл за 1500 лет до уважаемого грека, приложившего к нему свое имя.
Если вспомнить временные интервалы, описанные в индуистской мифологии, от сатья-юги (в 1 728 000 лет) до кали-юги (всего-то 432 000 лет !), то станет ясно, что в древности жрецов интересовали такие временные масштабы, которые для нашей нынешней жизни кажутся бессмысленными. Но масштаб сознания тех жрецов, которые занимались изучением движения планет и звезд, был именно таким. Поэтому в древности почти во всех культурах был двойной счет времени: обычный для ежедневной жизни и сакральный для ритуалов и культов. Учетом последнего времени могли заниматься лишь те жрецы, которые обладали знаниями, несопоставимыми со знаниями обычных людей. Поэтому изначальная тайность таких знаний была лишь следствием сложности их распространения.
Солнечно-лунные календари
Более понятные календари появились позже. Исторически, охотники и рыбаки строили свои календари на фазах Луны. Луна играла главную роль и в магических обрядах, и в привязке гражданского времени к месяцам и годам. Такие календари построены на лунном (синодическом) месяце, продолжительность которого некратна суткам - около 29,53. Поэтому во многих лунных календарях продолжительность месяцев чередуется: то 29, то 30 дней. Начало года - "плавает" или периодически корректируется вставкой дополнительных месяцев. Лунные календари лежали в основе культур Востока: вавилонян, китайцев, евреев, индусов, японцев.
Земледельцы предпочитали строгое сезонное деление года по фазам Солнца. Типичным был египетский календарь. Год длился ровно 360 дней, состоял из 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 суток представляют извечную проблему тех, кто хочет взять за основу календаря фазы Солнца. Поскольку эти дни нарушают идеальную гармонию, то и относились к ним обычно негативно. Был период, когда их не считали, а просто верили жрецам, которые объявляли, что "в этом году в конце будет столько-то дней, неугодных богам". В Египте начало года связывали с появлением Сириуса над горизонтом (момент совпадал с разливом Нила), но естественнее считать началом солнечного года день весеннего равноденствия, ближайшее полнолуние от которого считается началом и во многих лунных календарях.
На эпоху Юлия Цезаря пришлась полная путаница со временем, поэтому введение нового календаря было необходимостью. С его появлением счет времени стал полностью гражданским и доступным простым людям. Дело в том, что до юлианского календаря время в Риме было тайной для народа и его объявляли жрецы-понтифики на основании личных соображений. Очевидно, что такая скрытность в отношении времени ничего общего не имела с забытыми нами сакральными смыслами.
Юлианский календарь в своей основе является типичным солнечным календарем. Названия месяцев пришли частью из греческой, частью из римской мифологии. Точность юлианского календаря - 365,25 солнечных дней, а григорианского - 365,2425. То, что начало года фиксируется и никак не связано с астрономическими явлениями, делает григорианский календарь очень удобным и простым.
Единый календарь
Из относительно современных солнечных календарей, успешно сочетает в себе лунные и солнечные фазы персидский календарь. О нем стоит рассказать - он красивый.
Как и григорианский, он основан на периоде обращения Земли вокруг Солнца. Год в таком календаре привязан к сезонам и начинается в день весеннего равноденствия. В годе 12 месяцев, первые шесть по 31 дню, следующие – по 30, последний месяц равняется 29 дням в обычный год и 30 дням в високосный. Довольно точно такой календарь соответствует Зодиаку. Началом года считается момент перехода Солнца (по местному времени) из южного полушария в северное. В среднем на 33 года приходится 8 високосных. Високосным считается год, при делении числового значения которого на 33 остаток составляет 1, 5, 9, 13, 17, 22, 26 или 30. Одно время этот календарь использовался в Иране. Его точность очень хороша - 365,24242 суток. В разработке этого календаря участвовал известный арабский математик и поэт Омар Хаям.
В истории была попытка полностью обновить систему счета времени после французской революции. Изготавливались даже механические часы, которые показывали минуты и секунды в десятичном виде (на фотографии). Смешной предвестник того, что собственно уже произошло. Хотя наше сознание еще оперирует шестидесятеричным представлением времени, в компьютерах время представляется в двоичной системе счисления, в количестве миллисекунд с 1 января 1970 года. У людей, далеких от программирования, может вызвать удивление эта дата. Иногда ее называют началом Unix-эпохи, хотя она возникла благодаря инженерам IBM, установившим в первый персональный компьютер микросхему счета времени именно с такими параметрами. В такой непривычной форме время (даты) очень удобно складывать и вычитать.
Говоря о современном счете времени, приходится затрагивать достаточно деликатную тему: от чего считать? Григорианский и юлианский календари считают время от рождения Исуса Христа. Счет времен в мусульманском календаре ведется от хиджры, то есть даты переезда Мухаммеда из Мекки в Медин, что соответствует 16 июля 622 года по юлианскому календарю. По еврейским представлениям новолуние Мироздания, то есть начало отсчета времени жизни, происходило в 3761 году до рождества Христова, в понедельник, в 5 часов и 204 части пополудни.
Кстати, час у ортодоксальных евреев делится не на минуты и секунды, а на 1080 частей. Это число взято из работы “Алмагест” Птолемея и кратно всем однозначным делителям, кроме 7, а каждая такая часть в свою очередь делиться на 76 мгновений. В таком делении безусловно присутствует древний тайный смысл, который не доступен современному человеку.
Введение единого календаря вряд ли возможно именно потому, что начало счета времени представляет собой фундаментальную основу разных религиозных представлений. То, что григорианский календарь, де-факто, является "эсперанто-календарем", лишний раз доказывает его удобство и простоту, но внутренний ритм разных культур неизмеримо сложнее и разнообразнее. Источник: Мастерская истинного времени.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Годы исчисляются от сотворения мира, которое согласно иудаизму произошло в 3761 г. до н.э. Этому году соответствует год мира (Anno Mundi) первый. Например, 1996 год соответствует иудейскому 5757 году.
****************
Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет.
Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. Перед революцией, Сун Ят-сен (Sun Yat-sen) решил установить республиканскую альтернативу имперским эрам правления. В соответствии с китайской традицией, первый год правления Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.
**********
с установления первой Французской республики 22 сентября 1792. Этот день стал 1 Вандемьера 1-го года Республики (хотя календарь был введен только 24 ноября 1793).
*************
С 6 в. в Византии начала использоваться эра от Адама 1 марта 5508 г. до н.э. Согласно [2], cо времен Владимира Киевская Русь использовала византийскую эру от сотворения Адама, которое произошло 1 марта 1 года творения, в пятницу. Из анализа летописей следует, что месяцы отсчитывались по луне и новый год начинался после мартовского новолуния.
Уже в повести временных лет используется юлианский календарь с византийской эрой и римскими названиями месяцев. Древнерусские названия месяцев сохранились в украинском и белорусском языке.
В дохристианский период на Руси суббота и воскресенье называлось – преднедельник и неделя (или седмица) соответственно. Неделя – день, когда “не делают” – день отдыха.
Известно, что до 1492 г. гражданский год начинался с 1-го марта, а церковный с 1-го сентября.
1492 г. был 7000 годом от сотворения мира. Согласно [3] царь Иван III не посчитался с традициями и перенес начало нового года на 1 сентября.
Петр I решил сравнять Российское летоисчисление с европейским, и предписал вместо 1 января 7208 г. "oт сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа". Так же был перенесен гражданский новый год на 1 января. Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т. е. 4 месяца. Не желая конфликтов с приверженцами старины и церковью, в указе царь сделал оговорку: “А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно".
Когдв в России подняли вопрос о переходе на григорианский стиль, князь Ливен, министр народного просвещения, писал в 1830 г., что "вследствие невежества народных масс неудобства, сопряженные с реформою, далеко превысят ожидаемые выгоды".
Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января шло уже не 1 февраля, а сразу 14-е.
Позднее также из экономических соображений Декретом Совнаркома от 16 июня 1930 г. часы переведены на час вперед по сравнению с поясным временем. Это так называемое декретное время.
и т.д.
тут:
История календаряСтатус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1181
Рейтинг поста:
Интересная гипотеза, что "сотворение мира" - это не акт именно творения, а заключение мира после какой-то большой войны. И вроде как с того момента решили считать время новой эпохи.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Справедливое замечание, ув.Sawa. Спасибо.
К сожалению, сейчас трудно сказать что-то определенное по затронутой Вами теме... Слишком "перепахана" наша история за последние 1000 лет. А в наши дни это обстоятельство еще и усугубляется разного рода "новодельными придумками". Поэтому, "на скорую руку", разместил отрывок из книги Н.И.Моисеевой «Время в нас и время вне нас» - "Палеоастрономия Древней Руси".
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 339
Рейтинг поста: