14 сентября 1954 года на Тоцком полигоне прошли войсковые учения, в которых приняли участие 39 тыс. рядовых и сержантов и 6 тыс. офицеров. В ходе маневров была взорвана ядерная бомба. В США в 50-е годы провели 8 учений с использованием «живой силы».
Учений без подготовки не бывает О Тоцких учениях писали уже достаточно много. Поэтому рассмотрим их сценарий пунктирно. Начнем с целей, которые они преследовали. Маневры, в которых принимали участие представители всех родов войск за исключением ВМФ, были необходимы для отработки наступательных действий на позиции противника в условиях применения тактического ядерного оружия.
В перестроечное время СМИ часто писали, что на учения согнали бойцов, которые не подозревали, что их ожидает. В действительности военнослужащие готовились к учениям два месяца, находясь на полигоне. Они были проинформированы о поражающих факторах ядерного взрыва и о мерах минимизирования их воздействия на организм. Командующий учениями маршал Жуков лично проводил с офицерским составом занятия, на которых конкретизировались действия войск.
Со всеми войсками предварительно были проведены две тренировки и одна генеральная репетиция. При этом личный состав был обеспечен всеми существовавшими на тот момент защитными средствами, какими бы неэффективными они ни казались нам сейчас – противогазами с затемненными стеклами, накидками, специальными чулками, перчатками… При этом, как утверждает генерал-лейтенант С.А.Зеленцов, у каждого бойца, находившегося вблизи от эпицентра взрыва, был карманный дозиметр и костюмы химической защиты. То есть командование вполне серьезно относилось к вопросу обеспечения безопасности военнослужащих.
Как это было у нас В 9 часов 34 минуты 14 сентября 1954 года был произведен воздушный взрыв бомбы мощностью 40 килотонн. Через 5 минут началась артподготовка и удары «по противнику» бомбардировочной авиации. При этом самолеты на большой скорости пересекали эпицентр взрыва.
В 10 час. 35 мин. зону взрыва пересекли дозоры радиационной разведки. В эпицентре был зафиксирован уровень радиоактивности в 50 Р/ч, в зоне радиусом до 300 м — 25 Р/ч, в зоне радиусом 500 м — 0,5 Р/ч и в зоне радиусом 850 м — 0,1 Р/ч.
Когда в 12 часов стрелковые и механизированные подразделения пересекли зону на расстоянии 400 метров от эпицентра, уровень радиации на их пути был равен 0,1 Р/ч.
В атаке на позиции «противника» принимали участие 600 танков и самоходно-артиллерийских установок, 320 самолетов, 500 орудий и минометов, 600 бронетранспортеров и 6 тыс. тягачей и автомобилей. Завершились учения в 16 часов. По окончании все прошли дозиметрический контроль на батальонном уровне.
Конечно, часть военнослужащих получила облучение, несравнимое с тем, которое получают при посещении рентгеновского кабинета. И вот преступность (не военного командования, а секретных служб) заключалась в том, что со всех была взята подписка о неразглашении. Из-за чего не был выявлен круг людей, которым необходимо было постоянное медицинское наблюдение и проведение профилактических мероприятий, а в особых случаях профильное лечение. Лишь в начале 90-х доживших до периода гласности приравняли к ликвидаторам Чернобыльской аварии с соответствующими выплатами, льготами и медобслуживанием. Если бы все это было сделано сразу, то число доживших было бы больше.
Разговор о советских «атомных учениях» был бы неполным, если мы не вспомним еще одни «ядерные маневры». 10 сентября 1956 года на Семипалатинском полигоне после взрыва 38-килотонной бомбы на расстоянии километра от эпицентра было десантировано 270 бойцов. В этих более скромных учениях участвовали 1500 военнослужащих. И проведены они были с точки зрения безопасности более грамотно. Поскольку был учтен тоцкий опыт.
Как это было у них На полигоне в Неваде с 1951 по 1957 год было проведено 8 войсковых учений с применением ядерного оружия под общим кодовым названием Desert Rock. В общей сложности в них приняли участие около 40 тыс. военнослужащих. Причем во время каждого их этих испытаний производилось от 5 до 19 взрывов.
Начинали, как водится, с малого. Изучали, как ядерный взрыв воздействует на различных животных. И при этом отслеживали психологические реакции солдат, находившихся на безопасном удалении от эпицентра. Затем безопасное удаление начали ужимать. Во время третьей серии взрывов – до 5 километров. 25 мая 1952 года 1450 солдат задело краем радиоактивного облака. Их тщательно очистили от пыли и дезактивировали. До этого момента войска маневрировали с максимальной осторожностью.
Далее ситуацию все более приближали к реальной боевой обстановке. В учениях были задействованы тактическая авиация, вертолетные войска, бронетанковые части, моторизованная пехота, пехота пешая.
Начиная с шестой серии взрывов, в эпицентр начали выдвигать танки. В конечном итоге дошло дело и до всех подразделений сухопутных войск. Апофеозом стал проход бойцов 900-метровой дистанции под формирующимся ядерным грибом. А также нахождение солдат в открытых окопах на расстоянии мили от эпицентра взрыва. Известны случаи, когда оглушенные взрывной волной солдаты бросались «в атаку» без индивидуальных средств защиты.
Разумеется, командование принимало все необходимые меры для радиационной защиты военнослужащих. Но при этом, естественно, стремилось и приблизить учения к реальной боевой ситуации. В результате множество людей, принимавших участие в невадском «ядерном марафоне», получили опасные дозы радиации. Как показали исследования 1980 года, в той или иной степени от лучевой болезни пострадали 3224 человека. В основном те, кто участвовал в маневрах во время взрыва Smoky мощностью 44 килотонны, произведенного 31 августа 1957 года.
Так что американские учения тоже были вполне «грязными» по отношению к солдатам. Вот, правда, к пострадавшим отних американцы отнеслись куда более гуманно – выплаченная компенсация позволила им и обследоваться должным образом, и лечиться в специализированных клиниках.
Владимир Тучков
Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|