Название небольшого села Пересопница, расположенного близь Ровно, известно не только каждому украинцу, но и многим политикам и деятелям за рубежом. Именно здесь было сформировано известное Пересопницкое Евангелие – украинская святыня на которой клянутся Президенты Украины…
Пересопница многократно упоминается в летописях («Киевской» и «Галицко-Волынской») с середины XII в.н.э., периода воен и межусобиц Рюриковичей за славянское наследие. Считается, что она была центром одного из удельных княжеств периода противостояний киевских и волынских Рюриковичей за Погорыну, землю которая продолжала историю и традиции первого славянского государства — Дулибии Рось. Ученые гипотетически допускают, что в XIII в. Пересопница была разрушена монгольскими войсками, хотя убедительных данных о таком событии нет. К тому же известно, что монголы не стремились уничтожать культовые центры иных народов без весомых на то причин. Поэтому, скорее всего, Пересопница не испытала каких-либо разрушений.
Очередные упоминания о Пересопнице приходятся только на конец XV в. и носят опосредствованный характер. Последующие упоминания касаются середины XVI в. и связанны с формированием известного Пересопницкого Евангелия. Официальной датой завершения работы над книгой считается 1561 год. Эту работу приписывают Рождественско-Богородицкому монастырю, в котором она якобы осуществлялась в 1556-1561 годах.
Далее, в XVII-XVIII вв., Пересопницкое Евангелие находится в Восточной Украине. Его судьба в это время связана с освободительной борьбой украинского народа, созданием казацкой государственности, разделом этой государственности соседями на части, и периодом так называемой «руины»: попытками запрета книг написанных не церковно-славянским языком, ограничением казацкого самоуправления, полным разрушением Гетманского государства.
Чем же уникально для нас Пересопницкое Евангелие? Почему изложение его текстов так волнует украинцев и всех славян?
Особенностью Пересопницкого Евангелия является язык его написания. Он отличающаяся от церковно-славянского (староболгарского) языка, возникшего на основе роського в период славянизации булгар (болгар) в VII-VIII в.н.э.. Этот язык за пределами Волыни, на Поднепровье, начал использоваться с конца X в.н.э., с периода формирования в Киеве нового по мировозрению (византийского образца), имперского по сути, государства Рюриковичей и борьбы этого государства и его последователей (княжеств-государств XI-XIII в. н.э.) с волхвизмом — системой управления общеславянского, Роського государства и его мировозрением. Это мировозрение сохранилось на Волыни (Volhonie) вплоть до XVI в. н.э. и с первыми волынскими переселенцами и казаками было перенесено на Поднепровье где и укоренилось на Сечи ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/118 и http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/63 ).
Не удивительно, что языком Пересопницкого Евангелия стал язык близкий к роському, языку Волыни I тыс. н.э., языку волхвовському и духовному. В этом и есть феномен Пересопницкого Евангелия.
Пересопницкое Евангелие написано языком более древнем и родном для волынян, для всех древних славян, чем привнесенный, сравнительно молодой церковно-славянский (староболгарский) язык. Оно изложено на языке близком к языку государства, которое последовательно осуществляло славянообразование в Европе, языке Дулибии Рось I-IX в.н.э., языке роськом. И хотя в книге присутствует поздняя приписка о переводе Евангелия со староболгарского, однако похоже, что это вынужденная мера редакторов книги в сложном для края XVI веке.
Очевидно, что формирование Евангелия на основе роського языка стало событием не рядовым для церковной жизни той поры. Каноническая церковь Волыни XVI в. твердо следуя догматам, канонам и традиции, принципиально не могла требовать изложения Евангелия на языке не сформированном, не проверенном временем и без наивысшего на то благословения.
Не мог язык написания быть новоделом, говором, диалектом, избранным для написания отдельными церковными деятелями или под давлением меценатов. В условиях многовекового консерватизма восточной церкви, особенного и принципиального неприятия реформаторских идей, подобных западноевропейскому протестантизму, это считалось бы великим грехом, богохульством и угрожало анафемой всем причастным.
Очевидно, формирование Пересопницкого Евангелия носило, изначально, узаконенный, продуманный характер, и проходило в период внешнего давления и гонений на древнероськое мировозрение и веру. В сущности, оно не могло быть бунтом, эмоциональным всплеском, религиозным протестом. Оно могло быть только продолжением тисячилетней просветительской миссии духовных Отцов, носителей роського мировоззрения.
Формирование книги могло осуществиться лишь в традиционном изложении, без радикальных языковых и духовных новаций, но в художественных формах и восприятии XVI в..
Получается, что Пересопницкое Евангелие является старательно переписанной и изложенной в традициях XVI в. копией произведения на роським языке периода Дулибского государства I-IX в.н.э. но с правками, дополнениями, приписками. Церковная организация, которая осуществила такое копирование, имела канонический статус и вела церковную политику на землях Волыни из глубины I тыс. н.э. Она была здесь своей, уважалась и писала понятным народу языком, заботилась о неистребимости духовных сокровищ.
Эта церковная организация считала изложение Евангелия роським языком естественном, аутентичным и популяризировала его посредством продуманного копирования на другие носители. Началом такого копирования можно считать «перевод» одиного из Евангелий из села Двирець, что ныне в Изяславском районе Хмельницкой области, ставшего частью Пересопницкого Евангелия.
В XV-XVI в., в период строительства волынянами на днепровских порогах Сечи (Січ — аббревиатура с переводом «свет Ирия чистый») по образцу волынской Росколани-Русколани III-IX в.н.э. ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/114 ), эта церковная структура стала основой для так называемой казацкой православной церкви. Но со временем казацкая церковь была уничтожена Петровскими церковными реформами и наступлением войск Екатерины II на Сечь (Січ).
Именно в период укоренения идей волхвизма на Поднепровье, носители роського мировозрения, связывая себя со славными предками и духовными учителями (волхвами – украми), естественно называют себя не только росами, но и украинцами (последователи волхвов-укров), а свой роський язык – украинским ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/117 ).
То что же такое Пересопниця? Какие загадки скрыты в ее далеком роськом прошлом? Где находился тот духовный центр в котором происходило формирование Пересопницкого Евангелия? Что это за структура, которая в период Дулибии Рось использовала и хранила Евангелия? Для чего дулибские волхвы-укры стремились копировать произведение?
Ответы на эти вопросы, наверное, следует искать во времена формирования и расселения славян на европейских просторах. В книге «Величие Дулибии Рось. Суренж» подана история зарождения и развития общеславянского государства I-IX в.н.э. с центром на Волынской возвышенности ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/pub/ ). Вдохновители и духовные лидеры этого государства, рахманы, как и волхвы-укры, особенную роль в славянообразовании отводили духовным центрам — комплексам просветительства духовной элиты общества.
Духовно-просветительские центры для лидеров славян-росов были кузницами духовных кадров, местами накопления духовных знаний, центрами Прави. Так было и раньше, на Ближнем Востоке и в Ханаане, так должно было быть и в Европе I тыс.н.э. на земле давних предков.
Базовым центром всей просветительской системы славянского мира стала именно Пересопница. Место ее расположения характеризовалось особенным и уникальным биоэнергетическим, энергоинформационным потенциалом местности, о чем свидетельствует большое количество урочищ. Для славян, носителей закона Прави, биоэнергетические критерии, факторы духовно-полевого влияния, были решающими в таком выборе, а методики определения биоэнергетических и энергоинформационных величин были им хорошо известны.
Удобное географическое положение, интенсивность энергоинформационных влияний, интересный ланшафт, указали место расположение духовного центра Пересопницы — к западу от древнего Суренжа, нынешнего Ровно ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/19 ). Они же повлияли и на места размещения отдельных элементов системы Пересопницы.
Поэтому так важно понять, какой была Пересопниця в дулибськое, роськое время. Ее структура, особенности планировки позволили бы уяснить трансформации комплекса в постдулибський (IX-XI в.н.э.), Погорынский (XII-сер.XIII в.н.э.), золотоордынский (сер.XIII-XIV в.н.э.) и литовско-польский периоды (XV-XVII в. н.э.).
Стоит также уяснить, что именно означает понятие Пересопница. Очевидно, оно не есть простым по смыслу и не есть однозначным (вариант такой расшифровки — пересыпанное место) ибо касается места святого, с особой энергетикой.
Как и большинство сложных сакральных роських слов, оно, скорее всего, является духовно-энергетическим по наполнению и образовано из частей слов. Эти слова означают: «пе» — попадание, прохождение, вхождение; «ре» — речение, речевание, обращение; «сопниця» – сопричастность, общее действие, единение. Поэтому слово Пересопниця может означать — «попадание речением в общее действие (со светлыми силами)» или «вхождение речеванием в единство (с Правью)». Отсюда, Пересопница – это место общения знающих Правь с высшими светлыми силами и место рожденное светлыми силами для этого!
Известно, что Правь (закон Творца) – это знание об устройстве Вселенной, его управляющей духовно-полевой основе (Творце) и вторичной, подчиненной сущности всего материального. Именно она, Правь, была главным объектом изучения в Пересопнице, центральным элементом просветительской системы волхвизма, высшей целью в духовном контакте, кладязем духовных знаний Вселенной ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/116 ).
Во времена Дулибии Рось за словом Пересопница стояла система духовных учреждений на особенном, биоэнергетически и энергоинформационно активном месте, где шло обучение одаренной славянской молодежи закону Прави (закону Творца). Там же происходило духовное посвящение самых достойных в соответствующие духовные ранги с их обязательствами проповедования знаний Прави. Пересопница была главным сакральным центром государства, местом накопления, обработки и хранения духовных знаний.
Изучение Прави начиналось для учеников с самой компоновки Пересопницы. Все просветительские заведения комплекса были гармонично интегрированы в окружающую природу. Они занимали большие участки с полями, выпасами, лесами, лугами, речными долинами. Заведения были отдалены друг от друга и в своем обеспечении полагались на систему хозяйственных поселений. Поэтому размер всей структуры комплекса Пересопницы составлял до 140 квадратных километров (!). Его обитатели исповедовали принципы гармоничного сожительства с природой, рационального ведения хозяйства, внутреннего самообеспечения.
Для возведения центра применялось экологически чистое строительство. Использовалось дерево, глина, известь, но не применялся камень. Строительство было в основном одноэтажным, исключая часть оборонных сооружений высотой до двух этажей. Для хранения самого ценного использовалось подземное пространство – устраивались глубокие колодцы, подземные лабиринты и помещения.
Главные объекты Пересопници соединялись подземными ходами. Входы в них размещались в специальных помещениях строений (как в киевских пещерах в настоящее время). Во время сноса таких зданий, входы засыпались, участки аккуратно выравнивались. Найти их в будущем, без видимых ориентиров, было принципиально не возможно. Так охранялись тайны Пересопницы.
Каким же структурно был Пересопницкий духовный комплекс в давних росько-дулибських временах? Как он развивался и рос?
Духовно-просветительский центр Пересопница начал формироваться в III в. н.э.. Началом стало строительство особенного ядра, которое включало систему волхвовських школ с обслуживающим хазяйством, школу датов-характерников (воинов-духа), различных поселений, центра рахманов. Величину этого ядра, а в настоящее время это территория сел Пересопница, Белев, прилегающие околицы и холмы на востоке, можно оценить по разбросанных холмами на растоянии до 4-х километров, хуторах, которые исторически также называются Пересопницей. Поэтому ядро было значительных размеров и занимало площадь около 14 квадратных километров (!).
До этого, в непосредственной близости от Пересопницы, на возвышенности левого берега реки Стублы (в настоящее время в с. Искра), во II в. н.э., было построено особое городище. В системе управления государства Рось, в системе буса, оно играло роль административного центра и оберегалось датами (характерниками). Именно отсюда осуществлялась помощь Пересопницкому духовно-просветительскому центру в период его строительства. Именно здесь время от времени останавливался бус, князья и их гости ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/photo/85 ).
Расстраивалось ядро и подземные коммуникации центра вплоть до начала VI в.н.э.. Системой оборонных укреплений ядро делилось на две части: первая, для волхвов-укров и волхвов; вторая, для датов и рахманов ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/94 ).
Одна часть ядра занимала долину небольшой речки Устья (местное название Омелянка) и холмы к востоку от нее. Она состояла из заведений для волхвов и волхвов-укров, имела учебную часть, помещения проживания волхвов-укров (научающих), учеников, хозяйственные помещения. В ее состав также входил большой храм сориентированный на восток, в сторону Суренжа — главного ритуального центра государства.
Вторая — занимала долину реки Стубла с нынешними селами Пересопниця, Белев, околицами села Старый Жуков. В ней был рахманський центр, учебный центр датов-характерников и центры их проживания.
Рахманский центр занимал два места: хорошо защищенный участок в долине реки Стубла обнесенный валами и стенами (сегодня это место называют Пересопницким городищем — http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/photo/87 ) и так называемый «остров» в урочище Пастовник (место без оборонных валов). Наличие двух мест проживания связано со структурой деятельности рахманов. В свое время на двух этих местах были установлены каменные сакральные знаки – «казацкие» кресты ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/photo/88 ). Рахманы покидали свой центр только по особой потребности, например, во время массового паломничества в Суренж, главный ритуальный центр государства, где происходили действа посвящения прибывших отовсюду паломников в славяне и росы (русы).
Даты-характерники опекали свой оборонный объект, который в настоящее время именуется Белевским городищем. Близ этого городища был обустроен большой учебный центр с искуственными препятствиями и сооружениями (стены, валы, рвы, площадки). Венчал комплекс наблюдательный пункт с которого открывался вид на систему основных обьектов Пересопницы (рахманского и волхвовского центров). З двух сторон реки Стубла, невдалеке от городища, находились и места проживания датов-характерников ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/photo/89 и http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/photo/91 ).
На север, восток, юг от главного ядра всего комплекса большой дугой раскинулась еще одна большая структура. Она также строилась на энергоактивной зоне и была частью Пересопницкого комплекса. Условно ее можно назвать центром славянского элитного коневодства. Здесь для высших военных руководителей разводили специальных животных, статных и больших, которые поддавались особенной выучке и имели чрезвычайно грациозный вид (белые кони с темными гривами). Эта структура была хорошо защищена и за ней ухаживали обученные люди из специальных поселений. Кураторами этого центра были волхвы.
Особенным местом во всем Пересопницком центре была подземная информационная структура: помещение библиотеки, хранилище информационных носителей. Она находилась глубоко под храмом волхвов-укров на одном из высоких холмов и сообщалась с учебным комплексом волхвов подземным ходом. Именно здесь сохранялась часть раритетов привезенных волхвами из Шумера, Вавилона и Ханаана. Именно здесь были сохранены Евангелия и документы (таблички, чеканки), которые повествовали об отношениях тиверцев (тиверийцев) и галилеян с волхвами–украми времен выхода последних из Ханаана и Сирии в Европу (первая пол. I тыс. до.н.э.) и документы периода опекунства волхвов над их нащадками в I-III в.н.э. (к которым имеют отношения и Евангелия).
Источники, сохраненные в хранилищах, написаны роським языком. Их объем превышает объем четырех канонических Евангелий. Рядом с другими артефактами, они лишь небольшая часть славянского духовного наследия. Похоже на то, что в XVI в. к подземельям Пересопницы еще был ограниченный доступ (для чернового копирования раритетов). Позже этот доступ был прерван хранителями комплекса.
Что же произошло с объектами Пересопници уже после XVI в. н.э.? Почему исчезла часть внешних признаков большого духовного комплекса?
Процесс изменений, который привел к этому, начался еще в постдулибские времена (X-XI в.н.э.). Он был вызван потерей Суренжа, главного административно-ритуального центра Дулибии Рось, и реорганизацией Росколани-Русколани. При нарастании давления извне и постоянных нападениях с востока, запада, севера, Росколань вынужденно занимала круговую оборону. Для государства Рюриковичей и его руководящей семьи, Росколань живой центр государства Рось, нежелательный источник знаний о волхвовском государстве, напоминание о временах бусовых, когда закон Прави не давал неограниченой верховной власти кому-либо.
В Погорынские времена (XII-сер. XIII в.) претензии потомков Рюриковичей, разделивших государство Ярослава, стали систематическими. Об этом говорит их соперничество за Погорыну, которой они хотели владеть. Но князья-претенденты, похоже, воспринимались на Погорыни духовными разрушителями и завоевателями. Погорына и Пересопница стремились к верности завещаниям предков и законам Прави.
В золотоординськие времена (сер.XIII-XIV в.), Погорына отстаивает свои позиции перед славянскими вассалами монгольских ханов. В это время в Пересопницком комплексе начинается процесс последовательной консервации объектов. Исчезает большая часть оборонных структур, перебазируется на другое место в Погорыни центр датов (характерников). Более беспечное место для своей деятельности выбирают рахманы, которые регулярно наведывают Пересопницу. Поэтапно сворачивается и учебный процесс.
В литовско-польский период (XV-XVII в.), на территории, которая принадлежала раньше волхвовському центру, возникают монастырские структуры (3 монастыря в разное время). Монахи первого из них до середины XVI в. н.э. еще поддерживают контакт с последними учениками и хранителями тайны подземелий. Монахи же других монастырей — такого контакта уже не имеют ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/93 ).
Так перестает действовать волхвовський духовный комплекс в Пересопнице, хотя его хранители еще проживают на хуторах вплоть до XVIII в.. Они постепепенно покидают эти места и забирают с собой информацию о давнем величии Пересопницы и о ее особенном месте в истории славянства. Остатки наземных строений, возведенных из дерева и глины, полностью разрушаются, а места их расположения – распахиваются.
Потеря внешних признаков комплекса, знаний волхвизма, святости места, законов Прави, сведений об истории Роського государства, затруднили исследователям XX-XXI в. поиски не только Пересопницкого духовно-просветительского центра, но и всяческих подземных структур и более поздних монастырей ( http://rivne-surenzh.com.ua/ua/additional/maps/92 ).
Трудностей добавило и то, что в разное время были уничтожены артефакты, летописи, знания о Роськом государстве и заменены отобранной, откоректированной и идеологизованной историей (в том числе летописной XII-XVII веков), в которой не осталось места духовному величию предков, их мировоззрению, языку, свершениям, почитанию духовных центров Прави.
Село Пересопница сегодня, как часть огромного комплекса, интересует немногих и исключительно в русле «традиционного» уклада истории. Археологами его территория обследуется точечно и без применения известных в мире археогеофизических технологий. Традиционный археологический поиск очень важен и нужен, однако в поиске подземных, глыбоко засыпанных объектов, он слабоэфективен и очень трудоемок (из-за необходимости большого числа глубоких шурфов).
Очевидно, нужен обширный и масштабный георадарный поиск в пределах всего комплекса, магнитосьемка, електроразведка и другие методы сканирования значительной толщи земли, как первая стадия поисковых работ. Лишь после этого работа археологов будет более эфективной, особенно в местах выявленных приборами аномалий грунтов.
Применение новых методик археогеофизики, системного и комплексного георадарного поиска на большой територии, как первого этапа работ, может привести к интересным результатам в очень короткое время.
Но для этого нужны и новые взгляды на историю славянства, на высокую духовность предков, на иные, чем мы себе представляем, формы устройства их древнего государства, на главенствующую роль Прави (закона Творца) в жизни предков.
Ибо те вопросы, которые ставит перед нами Пересопница, связаны не только с историей формирования Пересопницкого Евангелия, но и с величественным прошлым главного славянского, роського духовно-просветительского комплекса, который служил предкам духовной сокровищницой.
Рейтинг публикации:
|