Федеральный округ
«The Great Lakes», федеральный округ «The Great Plains»… Почему нет?
Громоздкую, забюрокраченную и дорогостоящую структуру штатов в США
следует ликвидировать; подобное территориальное деление никуда не
годится — ни экономически, ни политически. Кроме того, каждый штат
ощущает себя чуть ли не самостоятельным государством. Эти планы — не
домыслы альтернативной прессы или сочинения досужих конспирологов,
«разоблачивших» замыслы «мирового правительства». План по перекройке
Соединённых Штатов опубликован в газете «Нью-Йорк Таймс».
Автором
предложения о новом территориальном делении является известный аналитик
и публицист индийского происхождения Параг Ханна (Parag Khanna).
Большая его статья об американских «федеральных округах» вышла во
влиятельном издании
«Нью-Йорк Таймс» (в рубрике «Мнение»).
В
«гуще американских президентских праймериз», отмечает автор, легко
заметить, как 50 штатов всё больше и больше расходятся в социальном и
экономическом плане. Америка реорганизуется вокруг региональных линий
инфраструктуры и городских кластеров, которые игнорируют не только сами
штаты, но даже общенациональные границы. Проблема в том, что такую
экономику «не догоняет» политика.
Америка сталкивается с
проблемой, состоящей из двух частей. Если страны с развитой экономикой в
Западной Европе и Азии ориентируются на сильные городские сектора, где
сосредоточена передовая промышленность, то «американская внутренняя
политика, увы, остаётся преданной устаревшей политической структуре».
Сегодня
штаты сохраняются, а страна экономически и социально дрейфует в сторону
более свободных городских и региональных образований, «больших городов и
городских архипелагов, которые продвигают глобальные экономические
схемы».
Например, в северо-восточном мегаполисе, простирающемся
от Бостона до Вашингтона, живёт более 50 миллионов человек. Эта
территория даёт 20 процентов от ВВП США. «Большой Лос-Анджелес» даёт
более 10% от ВВП. И эти «города-государства» имеют гораздо большее
значение, чем большинство американских штатов. Возможность «подключения»
к этим городским кластерам определяет долгосрочную экономическую
жизнеспособность американцев гораздо больше, нежели штаты, в которых они
живут.
Такая территориальная «перестановка» имеет глубокие
экономические последствия. Америка всё больше разделяется не между
«красными» и «синими» штатами, но между центрами, в которых
концентрируется промышленная сила. Одни части Америки к этой силе
«подключены», другие от неё «отключены».
Брюс Катц из Института
Брукингса недавно отметил, что 350 основных населённых областей Америки
(города с более чем трёхмиллионным населением) восстановились после
финансового кризиса гораздо лучше, нежели города малые вроде Дейтона,
Огайо. Там всё наоборот: в «отключенных» городах кризис крепчает.
Проблема
заключается в том, что, пока экономическая реальность идёт,
«пятидесятиштатная модель» стоит на месте. 50-штатная модель означает,
что федеральные и местные ресурсы сосредоточены в столице штата (часто
это небольшой изолированный город). Другие же американские города «всё
чаще бывают отрезаны от национальной повестки дня».
Соединённым
Штатам нужно «вернуться к более гибкому и более широкому образу
мышления», который практиковался в давние времена. Следует переосмыслить
подходы к «национальной функции экономики», полагает аналитик. Но это
нельзя делать кому-то «в одиночку».
Нынешний Конгресс до сих пор мыслит с точки зрения штатов, а Америка нуждается в новой карте, уверен публицист.
Создавать
новые «регионы» вовсе не нужно: они уже существуют на двух уровнях.
Во-первых, уже выделилось семь различных суперрегионов, определяемых
общей экономической и демографической ситуацией (побережье Тихого океана
и Великие озёра). Именно в этих округах сосредоточены «новые городские
архипелаги». Федеральную политику следует переориентировать в сторону
зарождающихся архипелагов, а также направлять на помощь другим
архипелагам (Миннеаполис, Мемфис). Новое федеральное мышление позволит
образовать сеть прогрессивных регионов, соединённых за счёт улучшения
автомобильных, железных дорог и волоконно-оптических кабелей, что в
результате приведёт к появлению «единого американского
города-государства».
Подобные сдвиги можно найти не только в США,
но и по всему миру, уверен аналитик. К примеру, несмотря на
тысячелетние культурные традиции и различия в провинциях, Китай всё же
преодолевает внутренние границы и идёт к тому, чтобы стать империей,
состоящей из 26 кластеров-мегаполисов с населением до 100 миллионов
каждый, сосредоточенных вокруг таких узлов, как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и
Чунцин-Чэнду. Западные страны — Италия, Британия, — следуют китайскому
примеру. Так почему бы Америке не присмотреться к передовому опыту?
Нужно
начать с простого — не с определения «границ», а выявления существующих
линий инфраструктуры, цепочек поставок и телекоммуникаций, важнейших
маршрутов, которые и позволят затем определить контуры формирующиеся
«суперрегионов» и «новых городских архипелагов».
И речь не только
о федеральной политике. Нынешние штаты должны сотрудничать без границ.
Например, Теннесси и Кентукки могли бы объединить усилия и стать
передовым производственным центром глобальной автомобильной
промышленности с соответствующей приграничной инфраструктурой. Если они
смогут координировать научные исследования и разработки за счёт
государственных и частных университетов, в конечном итоге они сумеют
получить конкурентные преимущества.
Там, где это возможно, такое
планирование должно «перепрыгивать» и международные границы. Население
Детройта снизилось до уровня упало ниже миллиона, зато регион Детройт —
Виндзор является крупнейшей приграничной зоной США и Канады, где живёт
почти шесть миллионов человек (это одна из самых больших приграничных
популяций в мире). При этом обе страны глубоко взаимозависимы благодаря
автомобильной и металлургической промышленности и только выиграют от
совместного расширения. Судьба Детройта кажется в этом смысле почти
очевидной.
Но для того, чтобы эти сценарии стали возможными,
американское мышление должно выйти за пределы штатов. Сегодня Вашингтон
обеспечивает минимальную поддержку региональных экономических усилий и
стратегий; завтра он должен будет пойти гораздо дальше, даже рискуя
вызвать недовольство установленным политическим балансом между штатами и
государством.
Уже следующий американский президент должен будет
выйти за привычные рамки и заявить о серьёзной политике привлечения
новых инвестиций в инфраструктуру и поддержать сдвиг к «новой городской
политической экономии», построенной вокруг транспорта, машиностроения,
альтернативной энергетики, цифровых технологий и других передовых
отраслей.
Только «подключение» городов позволит Соединённым
Штатам выиграть то «соревнование по перетягиванию каната», которое
ведётся в глобальной торговле, инвестициях и логистических цепочках.
Такой экономический мастер-план сохранит Америку в качестве ведущей
мировой сверхдержавы, полагает Ханна.
* * *
Параг
Ханна знает, что говорит, ибо цель нынешнего президента, цель
предыдущего президента и цель будущего президента США одна: сохранить за
Америкой роль ведущей мировой сверхдержавы. Но неужели аналитик верит в
светлое «региональное» американское будущее — с «округами» и
«городами-государствами»? Гоняясь за «демократией» по всему миру и
уповая на нефтедоллары, Соединённые Штаты давно поставили телегу
политики впереди лошади экономики. Упомянутый в статье Детройт как раз
служит примером удара глобальной экономики по промышленному
американскому городу.
Конечно, какой-нибудь мудрый президент мог
бы сделать США образцом политического моделирования и производственным
раем (тем временем Китай захирел бы, а японцы бы обнищали), да только
американские правители предпочитают расходовать средства не на
«инфраструктуру», а на горячие и холодные войны. Именно безвозмездное
распространение «демократии», полагают они, делает американскую нацию
«исключительной».
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 218
Рейтинг поста: