На этой неделе в России объявлен старт второй пятилетки импортозамещения – количество экспертов по управлению страной увеличилось вдвое. Одни говорят, что всё провалено и ничего заместить не удалось, другие, что достигнуты невероятные результаты. Как обстоят дела на самом деле – расскажем далее.
Второй этап
В Правительстве объявили о начале второй пятилетки импортозамещения, которая продлится до 2024 года. В отличие от первой она будет рассчитана не только на конечную продукцию, но и комплектующие и материалы. И это важный нюанс – вспомним, что первая пятилетка, стартовавшая в 2015 году, родилась в результате санкций, запрещающих продажу России некоторых видов технологичной продукции. В ответ Россия стала активнее развивать сборочные производства на своей территории, постепенно углубляя локализацию. Но пандемия этого года показала неустойчивость такой модели – без всяких санкций поставка комплектующих оказалась в зоне риска из-за ограничений международной торговли. Поэтому теперь ставится задача углубления импортозамещения. Но почему же нельзя было начать делать это ещё 5 лет назад? И каковы, вообще, результаты первой фазы?
Разберём после краткой сводки новостей.
Время новостей
На судоверфи «Звезда» началось строительство самого мощного в мире атомного ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер».
Там же заложен уже пятый танкер серии «Афрамакс».
На Ставрополье стартовал выпуск комплектующих для авиационной и космической техники.
В Москве открыто производство импортозамещающих эндопротезов тазобедренного сустава полного цикла.
В Сахалинской области - первое в регионе производство полипропиленовых труб.
В подмосковном Подольске – новый хлебзавод.
В Крыму - первый в Европе инкубатор белоногой креветки, который избавит хозяйства от необходимости закупать мальков в Таиланде.
В Тульской области создан крупный животноводческий кластер за 11 млрд руб.
В Мурманске открыто два новых рыбоперерабатывающих завода.
Что получилось
Сказать, что за пять лет мы заместили всё, что планировали, было бы большим преувеличением. Но и говорить, что совсем ничего не сделано тоже не справедливо. Так в тяжелом машиностроении доля российской продукции возросла с 40 до 67%, в нефтегазовом – с 43 до 55%, а в пищевом – с 12 до 40%. Импорт иностранного продовольствия сократился на треть. Это сухие цифры, если же посмотреть на отдельные виды продукции, например, такие как авиационные двигатели, о которых мы рассказывали, или газотурбинные двигатели для отечественных фрегатов, то успех становится очевидным.
Но стоит признать, что изначально планы были более амбициозными. Что же помешало их выполнению?
В первую очередь неразвитость инфраструктуры. В регионах необходимо было развернуть сеть промышленных площадок, для будущего производства, а иногда только на их согласование уходят годы. Впрочем, на сегодняшний день в стране уже создано 237 индустриальных и промышленных технопарков. Кстати, у истоков их создания стоял нынешний премьер Михаил Мишустин. На этой неделе он посетил особую экономическую зону «Алабуга» в Татарстане, которую сам когда-то и запускал. В 2015 году вместе со стартом программы импортозамещения здесь открылось производство углеволокна, необходимого для выпуска композитных материалов для авиакосмической и других отраслей. Сегодня предприятие входит в двадцатку крупнейших в мире и производит до 1500 тонн продукции в год.
Однако помимо неготовности инфраструктуры есть и второй ограничивающий фактор.
Годы труда
Для того чтобы начать выпуск сложной импортозамещающей продукции – мало построить предприятие. Нужно эту продукцию разработать, провести все испытания, сертифицировать, и уже только после этого налаживать серийное производство. И на это зачастую тоже нужны годы. Вспомним хотя бы историю создания российской газовой турбины большой мощности, которую начали разрабатывать ещё в 2008 году. После скандала с «Сименс» вокруг поставки их турбин в Крым, мы ускорили работу над созданием собственной, и вот только в начале июня стало известно, что турбина ГТД-110М готова к серийному производству. А вместе с ней в активной фазе находится проект создания экспериментальных газовых турбин ГТЭ-65 и ГТЭ-170 под выпуск которых строятся новые производства.
Несколько быстрее удалось решить проблему с оборудованием для СПГ-заводов. На этом фото вы видите первый отечественный насос для перекачивания СПГ, отгруженный заказчику. Такие, вообще, мало кто в мире умеет делать – рынок поделён между несколькими производителями из США, Японии и Франции. Вместе с насосами мы в прошлом году наладили выпуск теплообменных аппаратов для этой же отрасли. А всего за 5 лет реализовано примерно 1500 импортозамещающих проектов.
Начинающаяся вторая фаза импортозамещения распространится на материалы, компоненты и оборудование. Значит, у нас появляется шанс на развитие собственной электроники, станкостроения и других важных отраслей. О результатах будем судить позже, а пока пожелаем стране успеха и поговорим о людях, чьими руками всё это делается.
Нужное дело
В этом месяце мы наблюдаем небывалый рост позитивной активности сограждан. Со всей страны мы получаем сообщения о том, как простые люди своими руками решают локальные проблемы. Вот в уральской деревне Усть-Баяк местные жители построили площадку для игр и спорта. В Орске неравнодушные люди своими силами благоустраивает детскую площадку на территории бывшей свалки. В Красноярске горожане чистят местный водоём. В Уфе семья за свой счёт восстанавливает заброшенные могилы ветеранов. Такая же ситуация в Твери, где люди восстановили целое кладбище, а теперь хотят построить рядом музей и проводить там бесплатные экскурсии. В Краснодаре люди объединились и отреставрировали подводную лодку в Парке Победы. В селе Липово Тульской области жители обустраивают два родника. И это только часть новостей последних дней.
Где-то подобные проекты осуществляются в сотрудничестве с местной администрацией, где-то, напротив, являются результатом бездействия чиновников. Но главное на наш взгляд то, что после длинного периода самоизоляции, наши люди не разучились трудиться, не обленились, а с ещё большей жаждой и энтузиазмом взялись за дело. Вот поэтому мы и верим в то, что нашу страну ждут новые успехи и достижения, и наше повествование о них не прервётся никогда.
…Мы желаем вам доброй и бодрой недели! Текст выпуска и первоисточники ищите на нашем сайте время-вперед.рус Подписывайтесь на наш канал, вступайте в наши группы и Клуб «Время – вперёд!», чтобы принимать участие в развитии проекта!
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Любая сверх-сложная технология неотличима от магии.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1080
Рейтинг поста:
Размерность как то в нанометрах еще существует, а вот в квантах -нет. Да и нет таких по сути. Одно название. Пустота.
Существует ли то, что нельзя увидеть?
Статус: |
Группа: Эксперт
публикация 1
комментариев 437
Рейтинг поста:
Кто-нибудь может внятно объяснить зачем нам это надо? Чтобы какой нибудь нибудь игроман порадовался что играет на нашем железе? Да насрать ему, или какой нибудь блондинке которая выбирает айфон потому, что это айфон. Прогресс в нанометрах встал, все, теперь дело за квантами. Даже суперкомпы собирают из копеечного железа, для чего нам усираться и пытатся вкладывать миллиарды человекочасов, которых нет, чтобы догнать прогресс по сути в тупиковой ветви? Чтобы очередной тролль перестал нам этим тыкать? Да не перестанет, найдёт что то другое.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Недавно проскочила новость что Росэлектронике выделяется 8 млрд рублей и товарищи здесь начали верещать что распил.
Нет, на действующую технологию у нас шансов нет догнать и обогнать, если выйдем на плавно убыточную, но собственную платформу с отставанием в макс 1-1,5 поколений, это уже героический подвиг, считайте. Надо замахиваться на следующий технологический строй, квантовые компьютеры. В этом мы уже на хороших подступах, в некоторых аспектах на переднем краю.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1433
Рейтинг поста: