Пошёл третий месяц, как Белоруссия сидит без российской нефти. Александр Лукашенко, не согласился на российские условия поставки и традиционно занялся шантажом, разослав предложения о покупке нефти Казахстану, Азербайджану, странам Балтии и Украины. Даже заручился обещанием Майка Помпео, что США зальёт Белоруссию нефтью по конкурентным ценам, что даже отказываться придётся, столько её будет. А всё потому, интеграционные процессы в понимании Лукашенко, не что иное, как содержание Россией братской республики, на основе постоянного спонсорства, дешёвые кредиты, дешевые энергоносители, свободный доступ на российский рынок.
Рано или поздно, такое положение вещей должно было закончиться, и час икс настал. Кредиты Россия уже не даёт, так как Лукашенко их не возвращает постоянно перекредитовываясь у той же России. Доказательством того, что Россия закрыла кредитную линию, служит то, что Белоруссия начала кредитоваться у Китая. Но Китай не Россия, либо возвращай кредиты с набежавшими процентами, либо расплачивайся активами Республики. Плюс, Китай мыслит масштабно, и скорее всего, одним из условий выделения кредита, было вхождение Китая в экономику Белоруссии, выгода от которой, только Китаю. Рано или поздно, эта схема появится в публичном пространстве.
Нефть – основа белорусской экономической модели. И не просто нефть, а дешёвая нефть. Нет дешёвой нефти – нет денег. Нет денег – нет возможности поддерживать авторитарный режим. Грубо говоря, есть деньги – есть власть. Нет денег – нет власти. Крах неизбежен.
Пагубным для Лукашенко, является то, что он не хочет решать вопросы с Россией на условиях обоюдной выгоды. Он понимает, что для этого придётся потерять часть властных полномочий, что неприемлемо для любого авторитарного режима, не только Лукашенко. Однако электорату нужно что-то скармливать, нужно чем-то заполнять внутреннее информационное пространство. Для этого Лукашенко выставляет себя крутым лидером, сильным и уверенным в победе. Он выставляет себя этаким завоевателем Кремля, который [Кремль] вот-вот встанет на колени. Давая интервью или выступая перед очередным коллективом завода, комбината или колхоза Лукашенко не устаёт воспроизводить свои диалоги с Путиным, примерно, в следующей форме: «Тогда я ему [Путину] сказал, ты пойми…», «Ты [Путин], работаешь в интересах России, а я Белоруси…» и т.д. Цель воспроизведения диалога перед народом одна – Лукашенко «тыкает» Владимиру Путину. Крут! Неимоверно крут!
Со стороны слушать такие невоспитанные речи от высшего должностного лица государства неприятно и противно. Но, в колхозно-государственной системе подобное проходит и воспринимается за молодецкую удаль сильной личности, способной свернуть горы.
Время шло, договор на поставку нефти не подписывался, нефть в Белоруссии кончалась. Тот объём нефти, что поставила Норвегия – слёзы. НПЗ Белоруссии были вынуждены сокращать производство, а рабочих отправлять в отпуск и простой. И тут Лукашенко понял, нефть у России нужно брать, причём за предложенную цену 83% от мировых цен. Хотя раньше, из каждого белорусского утюга раздавался голос Лукашенко, что Россия предлагает нефть по цене выше мировых и ставит Белоруссию раком.
Российскую нефть надо брать, рак на горе уже не свистит, а дует в горн. Но тут случилась неприятная штука - рак свистнул, а нефти не оказалось. Не знаю почему, но Лукашенко, видимо был уверен, раз подписан индикативный баланс поставок российской нефти в Белоруссию в 2020 году в объёме 24 млн. т., то это является обязательством России. К сожалению (для Лукашенко) обязательство у России возникнут после заключения контракта. Нет контракта – нет обязательств. Нет обязательств – нет нефти. А бизнес ждать не будет. Эти 24 млн. т. нефти для Белоруссии, законтрактовали с другими покупателями, и нефть улетела со скоростью звука, да ещё по мировым ценам. И, что – то наталкивает на мысль, что покупателями были США и Великобритания, в свете последних новостей о лихорадочной покупке этими странами российской нефти в огромных объёмах.
Неужели Лукашенко думал, что российские нефтяные компании маринуют эти 24 млн. т. дожидаясь, когда он снизойдёт и обратит на них свой ясный взор?
Тем и отличается плановая экономика, от рыночной. Теперь приходится побираться по всему миру. О перепродаже производных нефти в Европу, как в былые времена, речи уже не идёт, не до жиру, быть бы живу.
Ещё Карл Маркс писал в своём фундаментальном труде «Капитал», что
«Д — Т — Д' есть действительно всеобщая формула капитала, как он непосредственно проявляется в сфере обращения». Появляется – в сфере – обращения.
Надо бы Александру Лукашенко изучить труд Карла Маркса, надо бы.
Фото: Из открытых источников