Стали известны результаты конкурса на заключение концессионного договора, который проходил с 12 сентября 2019-го: определялся концессионер принадлежащего государству Херсонского морского торгового порта. О результатах конкурса на своей странице в Фейсбуке сообщил лично премьер-министр Алексей Гончарук.
Кто получил порт в концессию
По его словам, победителем стала швейцарская компания «Рисоил-Херсон». Условия, на которых она получила в концессию Херсонский порт, следующие: компания обязалась инвестировать в развитие порта около 300 миллионов гривен; помимо этого, договор предполагает ставку концессионного платежа, сумма которого составит 12 миллионов гривен единовременно и 7% от дохода порта ежегодно; также компания-концессионер обязуется вложить более 18 миллионов гривен в местную инфраструктуру. Срок действия договора — 30 лет.
«Рисойл-Херсон» — консорциум компании «Петро ойл энд кэмикалс» (Georgian Industrial Group) и RISOIL S.A. (Швейцария). Доля грузинской группы составляет 60%, швейцарской компании — 40%. Терминалы компании работают в порту Черноморск, осуществляя перевалку зерновых культур и масла. Georgian industrial Group — крупнейшая холдинговая компания в Грузии со штаб-квартирой в Тбилиси. Ее сферы интересов — горнодобывающая промышленность, топливо и энергетика, инвестиции. А Risoil S.A. была зарегистрирована в Женеве в 2000 году. Ее основная деятельность — обеспечение логистики масла, насыпных и генеральных грузов в портах Черного моря, продажа и производство растительных масел, торговля зерновыми и масличными культурами в контейнерах, хранение и переработка агропромышленных продуктов. Сооснователь и директор RISOIL S.A. — бизнесмен грузинского происхождения Шота Хаджишвили.
Что получит Украина
Это, по сути, первый концессионер в Украине, потому данная сделка поднимает много вопросов. Например, он обязался инвестировать в развитие порта около 300 миллионов гривен за 30 лет, в течение которых порт будет в его распоряжении. Много это или мало? Не продешевило ли государство? Или, может, наоборот, сдать в концессию все равно выгоднее, чем сохранять текущее положение дел?
«Здесь выгода государства в привлечении грузопотоков в Херсонский порт. Это не сиюминутные доходы, которые государство получает от того, что компания-концессионер использует данный порт. Компания обязана инвестировать в этот порт, развивать инфраструктуру, что способствует привлечению новых грузопотоков, — пояснил «ДС» директор программы «Инфраструктура будущего» аналитического центра «Украинский институт будущего», экс-замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер. — Соответственно, увеличиваются портовые сборы, растут доходы «Укрзалізниці», других компаний. Поэтому не надо узко смотреть на те доходы, которые называются «концессионные платежи».
Действительно, в результате активизации портового бизнеса в Херсоне резко возрастает объем собранных налогов, будут созданы новые рабочие места в этом не самом экономически благополучном регионе, да и в целом Херсонщина станет более привлекательной для инвесторов.
К тому же в данном случае сложно определить, много или мало получит государство в виде концессионных платежей. Просто не с чем сравнивать — это первая сделка такого рода. И одна из ее задач — как раз определить границу между выгодностью и невыгодностью подобных контрактов.
«Ситуация в нашей стране, мягко говоря, не идеальная для привлечения внешних инвесторов. Особенно если учесть, что это был первый "взрослый" концессионный конкурс. Наша страна долго к нему готовилась, пыталась использовать другие объекты и с другими целями, и я рад, что первый объект — именно этот, а не порт "Южный", к примеру», — также отметил Владимир Шульмейстер.
Зачем отдавать порт в концессию
Украинские морские порты, часть которых планируют передать в концессию — очень привлекательные инвестиционные объекты, приватизация которых, однако, крайне затруднена. В прошлом году морские порты впервые за 10 лет рекордно нарастили перевалку грузов. Ее объем преодолел отметку в 150 миллионов тонн.
Однако конкретно у Херсонского порта дела обстоят плохо. У него есть серьезные ограничения, прежде всего связанные с глубинами. К тому же этот порт всегда был нацелен на перевалку грузов, поступающих из восточных регионов. В результате спада грузооборота Херсонский порт более не считается стратегическим, и именно поэтому он попал в первый перечень объектов, отдаваемых в концессию.
До того, как в начале октября прошлого года Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект № 1046 о концессии, эти вопросы регулировались четырьмя различными законами, противоречащими друг другу, что не позволяло государству получать значительную долю дохода от распоряжения своим имуществом. И вот теперь — результат, первая сделка, заключенная в рамках нового закона.
Когда закон готовился, концессионный проект в порту Херсон рассматривался в качестве пилотного. Предполагалось, что он позволит привлечь инвестиции в размере около 1,37 миллиарда гривен и увеличить поступления в бюджеты разных уровней до 14,3 миллиарда за весь период действия договора концессии, в том числе поступлений от концессионных платежей — до 2,8 миллиарда гривен. Такие цифры называли в Мининфраструктуры. Предполагалось, что сумма обязательных инвестиций в первые пять лет составит 8,2 миллиона долларов с перспективой их увеличения до 25,8 миллиона долларов. Тогда же замминистра инфраструктуры Юрий Лавренюк рассказывал журналистам, что концессионными проектами ГП «Стивидорная компания «Ольвия» и ГП «Херсонский морской торговый порт» заинтересовались 46 компаний, в том числе 11 иностранных.
Однако, похоже, радужные цифры прямых доходов от концессии — это скорее желания министерских чиновников, которые не выдержали проверки суровой реальностью первой концессионной сделки.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.