В свете воцарившейся истерики в связи с системным нажимом России по реализации союзного договора есть необходимость присмотреться к реальному содержанию споров и заявлений, отсечь спекуляции и излишние эмоции.
В конце концов, о чем идет речь? И в чем выражается сегодня наш национальный интерес?
Звучат голоса о том, что реализация российских требований угрожает национальной независимости Белоруссии вплоть до ее инкорпорации в состав России. Думаю, что на данном этапе инкорпорация маловероятна.
Во-первых, у России сегодня на мировой арене и без того проблем масса. Грузить себя еще и проблемами с «захватом» Белоруссии (даже если референдум это одобрит) нет особых оснований. Это Украина после Майдана рванула в национализм и на Запад. В Белоруссии такое развитие событий маловероятно.
Во-вторых, для «захвата» нет экономических оснований. Непонятно, что Кремль должен делать со стремительно деградирующей белорусской экономикой. Аналогичных проблем в своей стране множество.
И зачем брать на себя проблемы конкурентов собственных предприятий? Что делать с нашей местечковой «элитой», которая все больше становится паразитической?
Намного перспективнее для России выглядит попытка реализовать в Белоруссии как пилотный проект озвученную ранее схему построения отношений с постсоветскими странами: формальная их независимость при контроле Кремля над экономикой плюс подкормка и поддержка лояльной местной управляющей «элиты».
Но это - для России. А для нас? Конечно, ни содержание «дорожных карт», ни даже их наименование нам не известны. Ориентироваться пока можно лишь на список проблем, которые Россия хотела бы решить через «углубленную интеграцию».
И этот список явственно разделяется на два пакета. Один - это вопросы, которые Кремль считает простым дотированием Белоруссии. Это и цены на энергоносители, и «налоговый маневр», и перетаможка, и контроль границы, обрезающий контрабанду подсанкционных товаров. Уже довольно давно внешние эксперты доказывали, что все эти «дотации» шли не в экономику Белоруссии, а на содержание раздутого госаппарата. Который постепенно превращается в паразитический нарост.
Второй пакет - собственно интеграционные меры. Это и унификация налогового законодательства, и согласование дотационной, бюджетной, эмиссионной политики.
На этом фоне общие парламент и правительство выглядят естественно. Если не учесть, что они и сегодня есть в Союзном государстве. Как и в ЕС, например. Вопрос в том, какие полномочия им делегировали национальные правительства. И какие будут делегированы в новой версии союзного договора.
Так что Россия поставила вопрос ребром, связав первый и второй пакет. И через «дорожные карты» позволив разнести выполнение интеграционных мероприятий во времени. Наши чиновники углядели здесь шанс замотать решение этих вопросов в бесконечных переговорах. Но вряд ли получится: новая команда российских переговорщиков уже имеет опыт и к этому готова. Имея карт-бланш на давление по полной программе.
Конечно, независимость любого государства с небольшой экономикой всегда иллюзорна. Никто ведь не ставит под сомнение независимость Австрии, Бельгии, Венгрии. Хотя они и передали в ЕС существенную часть своих суверенных полномочий. Но и до ЕС, и вступив в ЕС, они имели собственную экономическую политику, встраивались туда. Кому-то это удалось лучше, кому-то - хуже, но от союза выиграли все.
Однако сегодня ЕС переживает не лучшие времена. Драконовские меры по приведению в чувство экономики Греции, проблемы Венгрии, уничтожение экономики Болгарии показывают, что «пряники» там сегодня не раздают: выстраивать свою экономику приходится самому. В условиях жесткого контроля за соблюдением правил. Кстати, именно поэтому я очень скептически отношусь к идеям «Европейской Белоруссии»: в нынешнем состоянии мы там можем быть лишь нищим родственником. Без шансов из этого статуса выбраться.
Как и Беларусь, Россия уничтожила большую часть советского наследства в экономике. Но если мы потратили этот ресурс на потребление, то Россия хоть и допустила его разграбление, частично компенсировала за счет природной ренты. Пускай только в нескольких отраслях (ВПК, АПК, пищепром, производство нефтегазового оборудования). И сейчас медленно, но неуклонно ведет модернизацию. И наши устаревшие производства им не помощник.
Чистая демагогия - дать нашим предприятиям те же условия, что и российским. Экономия россиян на энергоносителях вполне перекрывается нашей более низкой зарплатой. А разницу в организации и более новом оборудовании перекрывать уже нечем.
Небольшая многопрофильная экономика с приличным уровнем человеческого капитала просто обязана в современном мире вписаться в какой-то экономический блок. Иначе просто не выжить. Главный вопрос - в качестве кого вписаться? Нищего на паперти? Так нищих много, чем мы лучше? Нам нужно сначала выстроить свою экономику, а потом предлагать услуги экономическим блокам. Таким, где мы можем и дальше развиваться не только за счет ПВТ и молока. https://govorim.by/
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 266
Рейтинг поста: