Вот уже сорок лет Иран "плывет" в лодке санкций, которую постоянно раскачивают США. За это время граждане пережили и девальвацию, и периоды относительной стабильности. О том, как международные ограничения сказались на обычных жителях - в материале Ирины Кияниян.
На протяжении практически всей своей послереволюционной истории Иран подвергался разнообразным санкциям. Сразу после Исламской революции 1979 г., во время которой американское посольство в Тегеране было захвачено группой иранских студентов, Соединенные Штаты перестали закупать иранскую нефть, запретили продажу в Иран военных товаров и заморозили иранские счета в американских банках.
В дальнейшем санкции США против Ирана все больше ужесточались. Правда, в 1990 г. Иран получил право экспортировать небольшое количество нефти американским компаниям. Но с 2006 г., в связи с развитием иранской ядерной программы, санкции распространились на деятельность, связанную с ядерной и оружейной промышленностью. Во время президентства Барака Обамы санкции против Ирана стали постепенно смягчаться, государство получило право на экспорт орехов, ковров, икры и издательской продукции, а также на импорт сельскохозяйственных и фармацевтических товаров, а затем и программного обеспечения. Но одновременно с этим на Иран были наложены новые санкции, которые привели к исключению иранской валюты из международной финансовой системы.
Период с 2015 по 2017 годы оказался наиболее экономически благоприятным благодаря ограничению иранской ядерной программы. Именно тогда взгляд многих международных компаний устремился в сторону ближневосточного государства, а в страну приехало большое количество экспатов и я. Меня пригласили в одну из иранских компаний, занимавшуюся поставками одежды европейских брендов в иранские торговые центры, пророча карьеру менеджера по развитию.
Но профессиональным перспективам не суждено было реализоваться, поскольку весной прошлого года США во главе с Дональдом Трампом опять наложили на Иран санкции - самые суровые за всю его историю. Это не могло не сказаться отрицательно на экономической ситуации в стране и привело к девальвации иранского риала. Тогда, буквально за пару месяцев, курс доллара в стране возрос с 40 000 до 210 000 риалов, то есть практически в 5 раз.
"Ты приехала в Иран в самый непростой период и, к сожалению, не увидела, насколько хорошо здесь раньше жили", - так мне сказал мой муж-иранец после нашего переезда на его Родину. В начале своей жизни в Иране я стала свидетелем закрытия отличных ресторанов и магазинов в связи с их неокупаемостью, стремительного роста цен на золото, автомобили и недвижимость, а также подорожания, а потом и вовсе исчезновения с полок магазинов многих привычных иностранных товаров. Техника (бытовая, телефоны, телевизоры и т.д.) поднялась в цене примерно в 4 раза.
Сейчас курс доллара в Иране колеблется вокруг отметки в 110 000 риалов. Поэтому, если раньше средняя зарплата квалифицированного иранского работника была эквивалентна 700$, то в октябре 2019 г. она составила всего лишь 250$. А цены на продукты, товары и услуги выросли. Так, например, ранее глава семьи мог на эту сумму приобрести мясо 7 баранов, то сейчас — не больше 3, так как стоимость баранины, без которой не обходится практически ни одно иранское блюдо, возросла с 350 000 риалов до 1 200 000. А стоимость иранского автомобиля "Прайд" выросла за год почти в 5 раз. При этом многие иностранные товары, в частности, одежда, обувь, техника и косметические средства исчезли с прилавков магазинов.
Тем не менее, будучи привычным к различным санкциям, Иран организовал на своей территории производство абсолютно всей необходимой продукции, не уступающей по качеству европейской. Так, например, потеряв возможность приобрести некоторые европейские косметические средства, я открыла для себя иранские аналоги, которые заметно уступают в цене.
Однако негативные изменения в иранской экономике, кроме активного импортозамещения, повлияли на активное развитие туризма. Если ранее путешествия в столь самобытную, интересную, гостеприимную и красивую страну, как Иран, были доступны исключительно очень обеспеченным людям, то сейчас приехать сюда могут даже обладатели среднего дохода. Стоит заметить, что до 2018 года даже иранцам было дешевле провести отпуск за границей, чем у себя на Родине. Если прежде ночь в номере пятизвездочного отеля стоила в районе 1000$, 4* — около 600$ и 3* — в районе 150$, то сейчас она равна примерно 400, 100 и 50 долларов соответственно. А ужин на двоих в дорогом иранском ресторане, когда-то стоивший 100$, теперь обходится не более, чем в 40$. В более бюджетном, но не менее вкусном заведении можно поужинать и на 10$.
Как правило, у большинства людей в мире современный Иран ассоциируется только с санкциями, ограничениями, экономическим кризисом, инфляцией и безработицей, а настоящая восточная роскошь осталась где-то там, в восемнадцатом веке. Но это далеко не так. Иран под санкциями по-прежнему остается богатой восточной страной с любовью к роскоши и интересом к инновациям.
Рассматривая усыпанные миллионами зеркал потолочные своды и узорчатые мраморные полы, трудно поверить, но это здание - не дворец и даже не музей, а торговый центр, а именно — крупнейший и, очевидно, один из красивейших в мире — Iran Mall. Построенный в самый разгар экономического кризиса, Iran Mall занимает, в общей сложности, территорию площадью 1,4 млн квадратных метров, что является абсолютным мировым рекордом.
На этой огромной площади расположились 700 магазинов, гигантский гипермаркет, более 200 ресторанов, сотни бутиков. Здесь также расположены кинотеатры, театры, конференц-залы, развлекательный центр, традиционный иранский базар, сад, галерея ковров, автосалон и многое другое. Атриумы торгового центра, действительно, напоминают дворцовые залы, где первый инкрустирован миллионами мелких зеркал в старинном персидском декоративном стиле "айнекари", а потолок второго украшен лепниной в геометрическом стиле "яздибанди", изобретенной в 19 веке.
Так как иранцы, наравне с россиянами, входят в число самых читающих наций в мире, главный торговый центр страны не обошелся без внушительного размера библиотеки, вмещающей в себя 67 000 книг и отделанной ценнейшими породами дерева и хрусталем. Еще в этом гигантском торговом центре имеется музей и большое количество арт-галерей. Кстати, практически ни один крупный иранский торговый центр не обходится без музея. Помню, я была очень этому удивлена, обнаружив музей в торговом центре City Center в городе Исфахан, где мы живем.
Но вся эта восточная роскошь граничит с полупустыми помещениями, предназначенными под бутики, а на витрины уже открытых магазинов посетители любуются, как в музее, ведь на зарплату рядового иранца можно приобрести, разве что ремешок или футболку швейцарского бренда Bally, чей бутик открылся на первом этаже Iran Mall. Из-за очевидно низкой окупаемости и очень дорогой арендной платы магазины в самом большом торговом центре мира открываются очень медленно, а большинство его посетителей приезжают туда с целью сделать фото в его потрясающих интерьерах, а не делать покупки.
Здесь большая часть только что открывшихся бутиков принадлежит иранским брендам, чьи товары на данный момент обладают преимуществами перед иностранными в плане цены, не уступая им по качеству. И такая тенденция наблюдается не только в столичном мега-молле, но и в менее крупных торговых центрах других городов. Вместе с товаром здесь всегда получишь улыбку и комплимент. Иранцы ценят каждого посетителя.Недавно российская туристка утром потеряла пакет с довольно большой, тем более, по иранским меркам, суммой в книжном магазине, обнаружив пропажу только к вечеру. Вернувшись в этот магазин, она получила свою пропажу от бородатого продавца.
Как известно, Тегеран — это город контрастов, где серые трущобы контрастируют с отделанными мрамором и подсвеченными неоном жилыми домами, где мозаика дворцов 19 века граничит со строгим минимализмом административных зданий, где средневековые базары сменяются современными торговыми центрами, где, проехав из одного района в другой, можно подумать, что сменился город или даже эпоха. Так и недавно построенный Iran Mall отражает дух города, ведь его узорчатые атриумы соседствуют с современными галереями, а люксовые бутики - с магазинами местных производителей.
|