Осенне-зимний период будет для Украины весьма непростым. В самый разгар сельскохозяйственных работ страна столкнется с дефицитом дизельного топлива. И, как обычно, эти проблемы Незалежная устроила себе сама.
По данным экспертов украинской консалтинговой компании «А-95», дефицит в сентябре составит порядка 10%, в октябре ситуация может стать еще хуже. Кроме тракторов и комбайнов, солярка используется и в военной технике, и в грузовом транспорте, что также будет иметь негативные последствия для простых украинцев. Самое интересное, что все это было сделано под девизом «избавления от российской зависимости».
Украина последовательно шла к такой ситуации долгие годы:
Во-первых, «эффективные менеджеры» местного разлива практически полностью ликвидировали собственную нефтепереработку. От СССР стране досталось шесть нефтеперерабатывающих заводов, общей мощностью в 42 миллиона тонн в год, которые вполне могли «кормить» Киев, как это делают белорусские НПЗ. Но в конечном итоге на Украине остался всего один НПЗ, расположенный в Кременчуге, по удивительному совпадению принадлежащий теперешнему «олигарху номер один» Игорю Коломойскому. Но даже он работает лишь на малую долю своей проектной мощности: 2 миллиона тонн против 18.
Во-вторых, есть вопросы по эффективности бизнес-процессов. По политическим мотивам Украина планирует перейти на закупку американской и азербайджанской нефти. Что ж, имеет право, но для конечных потребителей выйдет дороже.
В-третьих, Киев сам рубанул себя топором по ноге, усложнив поставки солярки из России. По имеющимся данным, до 45% дизельного топлива на Украину до недавнего времени шло из нашей страны. В начале минувшего месяца августа новые власти ввели пошлины на поставку российской солярки трубопроводом, а в октябре намерены еще более их повысить. Представитель президента Зеленского при правительстве Андрей Герус так это с нескрываемой гордостью прокомментировал:
В августе объемы поставок дизеля с РФ уменьшились вдвое и составили около 20% нашего рынка, а не 45%, как было ранее.
Но, как это часто бывает, все вышло несколько иначе. Белорусские НПЗ, на которые так рассчитывал Киев, начали закрываться на плановый ремонт. На ближайшие месяцы выработка нефтепродуктов сокращается, при этом солярка сейчас активно нужна белорусским аграриям, у которых с сельским хозяйством все в порядке. Так и образовался ощутимый рукотворный дефицит дизтоплива, что не в лучшем виде представляет новые украинские власти.
«Нафтогаз» бросился закупать у Минска все, что возможно, с Мозырского НПЗ. Но этого совершенно недостаточно. По оценкам «А-95», дефицит составляет 60 тысяч тонн, а белорусские поставки перекрывают только 30 тысяч. Эксперты украинской консалтинговой компании считают, что оптимальным решением было бы возобновление работы нефтепровода из России, но с этим теперь все гораздо сложнее, чем было ранее:
Если в августе покупать из трубы не хотел рынок, то теперь не может или не хочет продавать поставщик. Дешевые объемы, которые до августа качали в Новоград-Волынский, ушли на другие экспортные направления.
Российские экспортеры заинтересованы в долгосрочных контрактах на адекватных условиях, но украинская
политика сегодня, судя по всему, к такому пока не готова. Расплачиваться за нее будут, естественно, простые граждане.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2743
Рейтинг поста:
--------------------