В проект программы интеграции России и Белоруссии будет заложен принцип «две страны - один рынок». Но ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский считает, что новая модель должна также учитывать большую разницу в масштабах государств, а соответственно и их интересах, чтобы она смогла заработать на практике.
Программа по развитию интеграции РФ и Белоруссии
Совет министров Белоруссии направил президенту страны Александру Лукашенко проект программы по развитию интеграции с Россией. После согласования на уровне президента премьеры двух стран смогут парафировать эту программу действий. Ожидается, что это произойдет уже в начале сентября, после чего запланирована публичная презентация программы, которая позволит снять опасения у общественности по поводу всех вопросов, в том числе касающихся суверенитета.
«Проект Союзного государства, которому был подписан еще более 20 лет назад, так и остался проектом. Все говорит о том, что нужно не просто активизировать интеграционные процессы, но и довольно серьезно пересмотреть саму программу интеграции, форматы взаимодействия, которые бы перевели ее в практическую плоскость. Насколько удастся выработать новую модель или реформировать старую, чтобы она заработала, предполагать трудно.
Но новая модель должна обязательно учитывать большую разницу в масштабах государств, а соответственно и их интересах, чтобы она смогла заработать на практике. При этом Москва сейчас не пытается выставить новое интеграционное пространство вокруг себя, которое можно было бы признать политическим союзом. Основная задача состоит в выстраивании в первую очередь эффективной экономической интеграции с возможностью дальнейшего развития этих процессов», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.
Распоряжение о создании российско-белорусской рабочей группы для обсуждения различных аспектов интеграции и спорных вопросов было подписано в 2018 году. С российской стороны группу возглавил глава МЭР Максим Орешкин, а с белорусской министр экономики Дмитрий Крутой. К ноябрю текущего года стороны обязались подготовить около 10 дорожных карт по ключевым направлениям интеграции в экономике. Выработанные меры должны серьезно повысить товарообмен и по-настоящему открыть рынки, то есть снять сохраняющиеся до сих пор торговые барьеры.
Выгоды от экономической интеграции
«Проблемы в торговле связаны с тем, что прежние модели интеграции РФ и Белоруссии оказались недостаточно эффективными. Их долго пытались реализовать, но с тех пор изменилась и международная политическая обстановка, и ситуация в экономике двух стран, поэтому интегрировать экономические системы друг с другом непростая задача. Объективные экономические интересы двух экономик различаются.
Осложняет ситуацию и тот факт, что Минск хочет получить максимум выгод от экономической интеграции с РФ, особенно в сфере торговли энергоносителей, но при этом он не хочет делиться суверенитетом. В текущей ситуации пока что не удавалось найти ту модель, которая бы удовлетворила обе стороны. Москва и Минск занимаются поиском такой модели на будущее, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки», - добавляет Олег Неменский.
В предлагаемой программе интеграции нет вопросов политического характера, но заложена концепция, которая подразумевает реализацию принципа «две страны — один рынок». Главные разногласия сегодня лежат как раз в сфере реального сектора и связаны они с ценой на нефть и газ. В Минске хотят, что чтобы энергетические ресурсы поставлялись в соседнее суверенное союзное государство по таким же ценам, по которым они продаются потребителям внутри РФ.
Неотъемлемый же суверенитет предполагает, что экономические отношения между нами базируются не только на дружбе, но и на рынке. Как отмечает профессор факультета международных отношений СПбГУ Николай Межевич, речь идет о ресурсах, которые могут продаваться за меньшую или большую цену. Союзные отношения предлагают компенсацию или учет взаимных интересов, и Россия с удовольствием учтет белорусские интересы, предоставив скидку при поставках энергоносителей, но у нас есть свои интересы, которые тоже должны учитываться.
«Позитивным моментов является тот факт, что РФ и Белоруссия уже хотя бы прорабатывают все эти вопросы. Дальнейшее продвижение интеграции уже стоит на повестке дня, поэтому попытка с той и другой стороны сформулировать свои интересы и цели в этой области внушают определенные надежды. Но интересы у обеих стран все же разные, есть и ряд экономических сложностей, которые накладывают дополнительный отпечаток на интеграцию, осложняя выработку стратегических совместных целей», - считает Неменский.
Как предположил ранее независимый эксперт Дмитрий Болкунец, возможно, стоит подумать над переходом от Союзного государства к модели союза двух государств, где более четко и понятно прописать договоренности, в том числе в области экономики и внешней политики. Такой подход должен способствовать прозрачному пониманию дальнейших отношений.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+