ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Принцип "две страны - один рынок" станет основой интеграции России и Белоруссии

Принцип "две страны - один рынок" станет основой интеграции России и Белоруссии


4-09-2019, 14:15. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

В проект программы интеграции России и Белоруссии будет заложен принцип «две страны - один рынок». Но ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский считает, что новая модель должна также учитывать большую разницу в масштабах государств, а соответственно и их интересах, чтобы она смогла заработать на практике.

В проект программы интеграции России и Белоруссии будет заложен принцип «две страны - один рынок»

В проект программы интеграции России и Белоруссии будет заложен принцип «две страны - один рынок»
mil.ru / Пресс-служба Минобороны РФ

Программа по развитию интеграции РФ и Белоруссии 

Совет министров Белоруссии направил президенту страны Александру Лукашенко проект программы по развитию интеграции с Россией. После согласования на уровне президента премьеры двух стран смогут парафировать эту программу действий. Ожидается, что это произойдет уже в начале сентября, после чего запланирована публичная презентация программы, которая позволит снять опасения у общественности по поводу всех вопросов, в том числе касающихся суверенитета.

«Проект Союзного государства, которому был подписан еще более 20 лет назад, так и остался проектом. Все говорит о том, что нужно не просто активизировать интеграционные процессы, но и довольно серьезно пересмотреть саму программу интеграции, форматы взаимодействия, которые бы перевели ее в практическую плоскость. Насколько удастся выработать новую модель или реформировать старую, чтобы она заработала, предполагать трудно.

Но новая модель должна обязательно учитывать большую разницу в масштабах государств, а соответственно и их интересах, чтобы она смогла заработать на практике. При этом Москва сейчас не пытается выставить новое интеграционное пространство вокруг себя, которое можно было бы признать политическим союзом. Основная задача состоит в выстраивании в первую очередь эффективной экономической интеграции с возможностью дальнейшего развития этих процессов», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Распоряжение о создании российско-белорусской рабочей группы для обсуждения различных аспектов интеграции и спорных вопросов было подписано в 2018 году. С российской стороны группу возглавил глава МЭР Максим Орешкин, а с белорусской министр экономики Дмитрий Крутой. К ноябрю текущего года стороны обязались подготовить около 10 дорожных карт по ключевым направлениям интеграции в экономике. Выработанные меры должны серьезно повысить товарообмен и по-настоящему открыть рынки, то есть снять сохраняющиеся до сих пор торговые барьеры.

Совет министров Белоруссии направил президенту страны Александру Лукашенко проект программы по развитию интеграции с Россией

Совет министров Белоруссии направил президенту страны Александру Лукашенко проект программы по развитию интеграции с Россией
kremlin.ru / Администрация президента России

Выгоды от экономической интеграции

«Проблемы в торговле связаны с тем, что прежние модели интеграции РФ и Белоруссии оказались недостаточно эффективными. Их долго пытались реализовать, но с тех пор изменилась и международная политическая обстановка, и ситуация в экономике двух стран, поэтому интегрировать экономические системы друг с другом непростая задача. Объективные экономические интересы двух экономик различаются.

Осложняет ситуацию и тот факт, что Минск хочет получить максимум выгод от экономической интеграции с РФ, особенно в сфере торговли энергоносителей, но при этом он не хочет делиться суверенитетом. В текущей ситуации пока что не удавалось найти ту модель, которая бы удовлетворила обе стороны. Москва и Минск занимаются поиском такой модели на будущее, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки», - добавляет Олег Неменский.

В предлагаемой программе интеграции нет вопросов политического характера, но заложена концепция, которая подразумевает реализацию принципа «две страны — один рынок». Главные разногласия сегодня лежат как раз в сфере реального сектора и связаны они с ценой на нефть и газ. В Минске хотят, что чтобы энергетические ресурсы поставлялись в соседнее суверенное союзное государство по таким же ценам, по которым они продаются потребителям внутри РФ.

Неотъемлемый же суверенитет предполагает, что экономические отношения между нами базируются не только на дружбе, но и на рынке. Как отмечает профессор факультета международных отношений СПбГУ Николай Межевич, речь идет о ресурсах, которые могут продаваться за меньшую или большую цену. Союзные отношения предлагают компенсацию или учет взаимных интересов, и Россия с удовольствием учтет белорусские интересы, предоставив скидку при поставках энергоносителей, но у нас есть свои интересы, которые тоже должны учитываться.

«Позитивным моментов является тот факт, что РФ и Белоруссия уже хотя бы прорабатывают все эти вопросы. Дальнейшее продвижение интеграции уже стоит на повестке дня, поэтому попытка с той и другой стороны сформулировать свои интересы и цели в этой области внушают определенные надежды. Но интересы у обеих стран все же разные, есть и ряд экономических сложностей, которые накладывают дополнительный отпечаток на интеграцию, осложняя выработку стратегических совместных целей», - считает Неменский.

Как предположил ранее независимый эксперт Дмитрий Болкунец, возможно, стоит подумать над переходом от Союзного государства к модели союза двух государств, где более четко и понятно прописать договоренности, в том числе в области экономики и внешней политики. Такой подход должен способствовать прозрачному пониманию дальнейших отношений.


Вернуться назад