Москва, 22 марта - "Вести.Экономика". После двух авиакатастроф с Boeing 737 Max инженеры пытаются сделать все, чтобы один из самых важных самолетов компании снова начал летать.
В ближайшей перспективе компания должна доказать клиентам и правительствам, что самолет безопасен для полетов, а в долгосрочной перспективе две авиакатастрофы с Boeing 737 Max за 5 месяцев могут привести к серьезным последствиям не только для мирового производителя самолетов, но и для всей мировой авиации.
Согласно отчету Boeing, опубликованному 30 января, компания получила рекордно высокие доходы, поставив 806 самолетов. Причем 560 из них были Boeing 737 MAX. После крушения рейса 302 во время эфиопской катастрофы 10 марта рыночная капитализация компании снизилась на $26,6 млрд.
Тем не менее акции Boeing торгуются выше, чем в другое время в этом году. Это говорит о том, что проблемы, описываемые экспертами, исследовавшими сбои в системе самолета, можно решить, обновив программное обеспечение. При этом необязательно проводить тотальную перестройку самолета.
Инвесторы, придерживающиеся "бычьего" настроя, могут недооценивать проблемы, с которыми столкнется Boeing после решения технических проблем.
Стоимость последствий
Министерство транспорта США объявило, что его генеральный инспектор проведет проверку процесса сертификации Boeing 737MAX. Американская прокуратура уже начала уголовное расследование процесса сертификации 2012-2017 гг., сообщает Wall Street Journal.
Сценарии крушения Boeing'ов в Эфиопии и Индонезии явно схожи. Такие выводы сделали после изучения данных с бортовых самописцев лайнера "Эфиопских авиалиний". Причины крушения до сих пор неясны. Одно из предположений - дала сбой новая система управления.
Следователи хотят знать, почему программное обеспечение, разработанное для предотвращения остановки самолета, зависело от одного датчика. Также им интересно, почему пилотов не обучили тому, как пользоваться программным обеспечением и отключать его в случае неисправности.
В результате расследований авиакатастрофы компания Boeing может быть вынуждена нести юридическую ответственность.
Американские судьи обычно отклоняют судебные иски, которые подают жертвы авиакатастроф в иностранных юрисдикциях. Но если решения, принятые Boeing в процессе проектирования, будут актуальны, компанию ждут дорогостоящие групповые иски.
Различные авиакомпании заявили, что попросят Boeing покрыть часть убытков в результате авиакатастроф 737 Max.
Конкурентная борьба
Недавние проблемы Boeing особенно заметны с учетом роста конкуренции с европейским авиационным гигантом Airbus. Оба участвовали в гонке, пытаясь поскорее вывести недорогие авиалайнеры на мировой рынок. Boeing 737 Max должен был составить конкуренцию Airbus A320neo.
В последние годы у авиакомпаний было много стимулов, чтобы покупать как можно больше самолетов. С 2000 г. у этих двух конкурентов было куплено более 11 тыс. лайнеров. Теперь, как отмечает авиационный журналист Джон Острауэр, отрасль опасается общего спада на фоне проверок после авиакатастроф с 737 Max.
Долгосрочный спрос на авиаперевозки будет расти. Однако беспокойство общественности по поводу авиаперевозок приведет к тому, что авиакомпании остановят новые закупки, способствующие росту бизнеса Boeing. Авиакомпании, такие как Malaysia Airlines, Lion Air, уже говорят о задержке или отмене сделок по покупке 737 Max. Airbus будет только рад, если удастся воспользоваться ситуацией и потеснить конкурента, захватив новые рынки сбыта.
У Boeing были проблемы и раньше
Юридические и финансовые потери от катастрофы, даже если они достигают миллиардов, могут быть не так опасны, как потенциальные последствия в отношении культуры безопасности Boeing или его тесных отношений с правительством США.
Вопросы о процессе FAA могут подорвать репутацию Boeing. Многое будет зависеть от того, что скажут эксперты о процессе сертификации 737 Max.
И уже мало кто помнит, что более 10 лет назад, в 2006 г., Boeing выплатила штрафы на $615 млн. Тогда у компании были большие проблемы из-за того, что она проводила шпионаж против американского конкурента Lockheed Martin. Чиновник Air Force и тогдашний финансовый директор Boeing были приговорены к небольшим срокам тюремного заключения, гендиректор компании подал в отставку.
У скандала были серьезные, но непродолжительные последствия. Даже прокуроры признали, что важность Boeing для Вооруженных сил США и экономики в сфере высоких технологий повлияла на решение органов правосудия. Эти факторы и сейчас могут оказать решающее значение в защите будущего реактивного гиганта. Подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/116717
Рейтинг публикации:
|