2018 год знаменует столетие окончания Первой мировой войны. Этот год прошел в тишине: были какие-то торжества, но мало кто обсуждал причины и последствия этой войны, которая должна была "положить конец всем войнам". Конечно, ожидали, что войны когда-нибудь закончатся, но, возможно, мы могли бы, по крайней мере, чему-то научиться, переосмыслив конфликты, которые привели к 40 миллионам жертвам без видимых причин. Но этого не произошло.
Сегодняшняя ситуация в мире все более и более напоминает военное строительство, которое происходило в Европе в годы перед Великой войной. Великие державы расставляют свои фигуры на гигантской шахматной доске. В какой-то момент кто-то, вполне возможно, сделает первый ход. И в этой шахматной игре короли могут уничтожить все фигуры на доске своими ядерными боеголовками.
Можно поддерживать оптимизм Стивена Пинкера, что сейчас войны стали менее жестокими. В последние несколько десятилетий такая тенденция есть, но опасно экстраполировать исходя из ограниченного набора данных.
Результаты исследования подтверждают серию Льюиса Ричардсона, пацифиста и эрудита, который первым исследовал войны, пытаясь понять их статистические закономерности. Основные выводы состоят в том, что война является статистическим феноменом, независящим от религии, идеологии, денег и великих лидеров. Это "интегральное качество" сложной сети взаимодействия сообществ. Есть свидетельства того, что войны становятся все менее частыми, но они также становятся все более фатальными. Отсюда следует то, что существует вероятность крупного конфликта в недалеком будущем, который может затмить все прошлые конфликты.
К сожалению, результаты этих исследований практически неизвестны за пределами небольшой группы и с каждой новой войной мы повторяем ошибки Великой войны. Мы думаем, что война может быть способом окончания войн, но это то, что мы видели недавно в Ираке (2003). Как обычно, мы идем с завязанными глазами в будущее, а будущее не собирается быть добрым к тем, кто его не хочет видеть.
Статистический анализ мировых конфликтов за последние 600 лет.
(Джанлука Мартеллони, Франческа Ди Патти, Уго Барди)
Рассматривается база данных о конфликтах (Brecke 2011), охватывающая около 600 лет истории человечества. После нормализации данных по населению выявлено, что число жертв имеет тенденцию экспоненциального закона по всему ряду данных за рассматриваемый период без каких-либо признаков периодичности. Также наблюдается то, что число конфликтов имеет тенденцию к снижению как функция времени. Результаты подтверждают идею о том, что война является статистическим явлением, связанным со структурой человеческого сообщества. Проведен статистический анализ конфликтов (Brecke 2011) о жертвах войн с 1400 по 2000 гг. Использован ряд Фурье для временных рядов смертей и нормализованные данные по населению. В последнем случае распределение смертей явно следует экспоненциальному закону. Как кажется, войны подчиняются тем же статистическим законам, что и другие катастрофические события, такие как ураганы, землетрясения, цунами, наводнения и оползни, распределение которых соответствует экспоненциальному закону.
Данные показывают, что степенные законы коррелируют с распределением насильственных конфликтов в истории человечества. Нормализованное число конфликтов в год имеет тенденцию уменьшаться со временем - этот результат указывает на то, что в наше время войны имеют тенденцию становиться менее частыми, но более разрушительными. Новый серьезный конфликт может быть возможен в недалеком будущем (Clauset 2018). Результаты, как кажется, указывают на то, что человеческие конфликты являются критическими феноменами: люди во всем мире формируют общества, которые существуют в самоорганизующихся критических условиях. В этих условиях война является просто одним из методов, с помощью которых система должна рассеивать энтропию с максимально возможной скоростью. Другими словами, война, по-видимому, является неизбежным следствием поведения людей и, возможно, других приматов.