Что выберут Россия и Белоруссия в деле спасения последней - реальное Союзное государство или Белорусский Федеральный округ?
(по целому ряду обстоятельств, вынужден был переопубликовать данный текст на КОНТе ещё раз)
Как мы знаем, "21 сентября состоялась очередная встреча главы Беларуси, Александра Лукашенко, и президента Российской Федерации – Владимира Путина.
Данная встреча двух глав государств не первая, и скорее всего, не последняя за последние полгода. Стоит отметить, что с Путиным Лукашенко "один на один" встречался в мае, июле, августе и в сентябре этого года. Лейтмотив каждой из этих встреч самый простой – решение проблем, которые начали возникать в последнее время. А это и «продуктовая война», и вопросы с Таможенным союзом, и, наконец, прекращение поставок нефти"(1).
Конечно, Лукашенко в результате такой встречи - как и любой другой встречи с руководством России, хотел бы максимально решить проблемы Белоруссии за счёт России. Понятно так же, что у Кремля всё меньше желания покупать его лояльность - особенно на фоне провала подобной же политики относительно украинского руководства.
Конечно, по поводу данных переговоров России и Белоруссии я мог бы привести огромное количество статей из самых разных источников, и оценки в данных текстах очень сильно отличаются - от полного успеха данных переговоров до полного неуспеха. Всё это, естественно, в зависимости от идеологических установок авторов статей и ресурсов, где данные статьи размещены. Понятно так же, что даже "чисто" документальный текст не может быть лишён субъективности автора, но надо признать, что раньше, где-то, до 2008-го, в этом деле соблюдалась хотя бы некая видимость объективности.
Однако, по очень обоснованным слухам, в том числе и по результатам данных встреч, Лукашенко приходится всё ощутимее становиться на сторону Москвы по вопросам и "неснабжения" бывшей Украины нефтепродуктами, и лишения русофобствующих стран Балтии какого-либо транзита с нашей стороны.
Однако, посмотрим на "тему" более глобально. Известно, что в своё время Солженицын напророчил развал Советского Союза, говоря при этом, что вместе останутся только Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. И, казалось бы, всё было в этом плане логично, хотя изначально все республики, так сказать, "разошлись по своим национальным квартирам".
Сейчас многие, не вникнув полностью в исторические события начала 20-го века ( а также того, что им предшествовало, вместе с подоплёкой данных событий), обвиняют большевиков и потом коммунистов в том, что они создали Советский Союз как множество национальных республик. Тем самым, "заложив большую мину под его фундамент".
Но они не понимают или забыли, что в политике есть очень здравое правило - если не можешь справиться с вредным движением, то постарайся его возглавить. Потому что в начале 20-го века тот же наш глобальный враг Запад (особенно в лице Британии и потом Германии), попытался очередной раз уничтожить Россию за счёт культивирования национальных движений. И лишь перехват большевиками руководства в этих движениях позволил восстановить страну.
Другой вопрос, что проблем тогда у нового государства было невероятное количество, и изначально тактические действия большевиков не перешли в стратегические, как это наверняка планировалось - возвращение новой российской империи от национального к территориальному делению. Сталин банально не успел, а другие следующие правители СССР или не соображали, или им было не до этого. Тем более, что, в годы очередного резкого ослабления страны, без сепаратизма всё равно бы не обошлось - вспомним хотя бы о планах создания Уральской, Сибирской (и так далее) республик в непростые 90-ые.
Ходили также слухи, что в начале 2000-ых, и Назарбаев, и Лукашенко были большими "интеграторами" и чуть ли не сами предлагали российскому президенту объединиться в одну страну. С Белоруссией, как известно, даже была подписана куча документов о так называемом Союзном государстве. Которые, впрочем, по факту остались только "кучей", а вышеуказанное объединение фикцией.
Лукашенко ведь продолжал строить-сохранять советскую Белоруссию, как бы социалистическую с элементами НЭПа. Он "не дал разрушить и разграбить где-то советскую систему белорусской экономики, на три десятилетия законсервировал её, и в этом он, уже без всякого ерничанья, большой молодец. Но такая система характеризуется бОльшими отчислениями на социальность государства, чем она может себе позволить по своим нынешним возможностям, то есть по степени своей эффективности" (2, ред.)
А Россия, как известно, строила либеральный капитализм в худшем значении этого слова - правда, тоже с сохранением определённой социальности государства, так как пост-советские люди в противном случае российскую власть, мягко говоря, "не поняли" бы совершенно.
Не секрет, что Лукашенко, к тому же, вполне отдавал себе отчёт, что реальное объединение предполагает допуск российского капитала в Белоруссию, вместе с быстрым его захватом основных позиций в местной экономике - ещё и поэтому он так долго и так упорно сопротивлялся реальному объединению.
Однако, белорусские долги всё увеличиваются - только "по состоянию на май 2018 года задолженность Белоруссии по кредитам, предоставленным РФ, составляет 6,3 млрд долларов и примерно 60 млрд российских рублей (2). Но уже по состоянию на 1 августа: "Снижение ставки рефинансирования Нацбанком Белоруссии привело к стремительному наращиванию долгов белорусов перед банками – сумма превысила $5 млрд и продолжает расти. При этом ЗВР Нацбанка сопоставимы с этой суммой и сформированы за счёт миллиардных долговых обязательств перед зарубежными кредиторами.
Нацбанк не первый год снижает ставку рефинансирования и, в итоге, средняя ставка по кредитам для физических лиц сократилась с 20% годовых в 2017 году до неполных 10% в 2018 году. Реальные доходы населения росли не столь бурно, и обыватели активно прибегали к потребительскому кредитованию для сохранения привычного уровня потребления. В итоге почти за год задолженность перед банками выросла почти на треть и продолжает расти. По всей видимости, многие семьи уже «проели кубышки» и освоились с жизнью в долг.
Внешнеторговую конъюнктуру ухудшило ослабление российского рубля, сказавшись на конкурентоспособности белорусских товаров на основном экспортном рынке – российском, потребляющем львиную долю производимой в Белоруссии промышленной продукции и почти все экспортируемые продукты питания. Сокращение предоставляемых Россией льгот и преференций во взаимной торговле – в том числе перевод на рыночные рельсы торговли нефтепродуктами, негативно скажется на пополнении республиканского бюджета. Это значит, что власти Белоруссии будут сокращать соцпакет и сдерживать повышение зарплат в госсекторе, который по-прежнему доминирует в белорусской экономике.
Проблемы в отношениях с Россией негативно скажутся и на способности белорусских физлиц обслуживать банковские кредиты. До сих пор головную боль банкирам доставляли едва сводящие концы с концами госпредприятия, многие из которых (в том числе крупные) лишены оборотных средств и выплачивают зарплаты из кредитов. Увольнения и сокращения зарплат приведут к тому, что гражданам или судебным исполнителям придётся продавать недостроенные квартиры и приобретённые в кредит автомобили.
Правительство Белоруссии само в долгах и давно не в состоянии обслуживать внешние заимствования иначе, чем через новые долги, которые идут на погашение старых - и основным кредитором Белоруссии традиционно выступает Россия. По данным Минфина Белоруссии, государственный долг республики на 1 августа составил 42,1 млрд белорусских рублей, что эквивалентно $20,5 млрд. В том числе внешний госдолг оценивался в $16,5 млрд" (3, ред.)
Потому что, судя по всему, у Белоруссии вместе с её властью получается почти советская дилемма - советские социальные гарантии врёмён начала "развитого социализма" СССР, на фоне хозяйствования (и эффективности производства) последних его лет.
Время же, как известно, никогда не останавливается на секунду, и проценты продолжают «капать». В долг ведь Россия пока даёт, сумма его всё увеличивается, а возвращать кто будет и каким образом, и близко непонятно. Да, в истории и Советского Союза, и новой России тоже, были списания долгов, которые и так невозвратные, на фоне обещаний определённых преференций для нашего бизнеса в этих странах или ещё каких-то вариантов. Однако, здесь, с братским народом, который по сути часть народа русского (и которому давно уже пора поближе к нам), тема совершенно иная. Насколько я понимаю эту жизнь, теперь через "не могу" местных элит можно и нужно сделать так, чтобы стало не просто хорошо, а вообще супер. То есть пора начинать писать "предложение, от которого невозможно отказаться" - реализации которого давно уже хочет народ и совсем не хочет понятно кто в Белоруссии и на Западе" (2, ред.)
Как известно, раньше должников бросали в яму, пока они не придумают, как отдать долг. Власти Белоруссии уже частично пришлось поделиться властью - Михаил Бабич, похоже, не только посол, а ещё и с некоторыми функциями Генерал-губернатора. Но всё идёт к тому, что этой властью придётся поделиться существенно, то есть более ощутимо. А будет ли это реальное, как когда-то и задумывалось, Союзное государство России и Белоруссии, или Белорусский Федеральный округ - это уже детали.
* * *
Уже когда статья была написана и дожидалась публикации, пришли новости - "Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко провели двустороннюю встречу в Могилеве перед участием в Форуме регионов, отметив, что в скором времени еще не раз пообщаются".
То есть работа по объединению продолжается - а время только ускоряет свой бег...