Исламская республика Иран пожелала вывести, а, впоследствии, и вывезти из Германии собственные средства, но ФРГ не торопится их выплачивать. Напомним, в мае президент США Дональд Трамп (Donald Trump) официально объявил, что Вашингтон выходит из соглашения с Ираном по ядерной сделке. Должны быть восстановлены все экономические и финансовые санкции в отношении Ирана, отменённые администрацией предшественника Трампа Барака Обамы (Barack Obama). Восстановление затронет и вторичные санкции, то есть введённые в отношении других стран, ведущих бизнес с Ираном. Санкции должны начать действовать в ноябре этого года. В частности, уже заявили об уходе с иранского рынка множество компаний – в том числе немецких, понадеявшихся на миллионные обороты в связи с отменой санкций.
Очевидно, что на таком политическом фоне Иран стремится вернуть как можно больше собственных средств из-за рубежа. В Германии 300 миллионов тегеранских евро, как уже рассказывала "РГ/РБ" хранятся на счетах находящегося в Гамбурге "Европейско-иранского торгового банка" (EIHB). Его активами управляет Федеральный банк. С 2010 по 2016 годы из-за международных санкций все активы этого банка были заморожены. Два года назад Тегерану удалось достичь исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы разработок ядерного оружия с "шестёркой" международных "игроков" в лице России, США, Великобритании, Китая, Франции и Германии. Экономические и финансовые ограничения ООН, США и Евросоюза были сняты, и активы иранского банка опять оказались доступны для пользования.
Предполагалось, что "Европейско-иранский торговый банк" выдаст 300 000 000 евро наличными официальному представителю Тегерана, который специальным авиарейсом увезёт полученные деньги в Исламскую Республику. Передача средств грозила стать крупнейшей банковской операцией за всю историю финансовой системы ФРГ: ещё никогда такая сумма не выплачивалась наличными владельцу какого-либо сберегательного счёта. Немецкие власти оказались в щекотливом положении. Каких-либо юридически корректных оснований не выплачивать деньги не было – это собственность суверенного государства, никаких санкций на это государство в данный момент в Евросоюзе не наложено. Имеют полное право забрать наличными и увезти. С другой стороны, США, очевидно, оказывали давление на Германию в этом вопросе.
Федеральный банк Германии нашёл элегантный способ лишить Иран его собственных средств: в конце июля банк сменил условия обслуживания (Allgemeine Geschäftsbedingungen, AGB) и разослал их в тысячи финансово-кредитных институтов ФРГ. В новом документе указано, что "в единичных обоснованных случаях" при выдаче наличных банк вправе требовать информацию и доказательства о целях предстоящего расходования средств и о соблюдении законных предписаний в том, что касается финансовых санкций, предотвращения отмывания средств и финансирования террористических операций. Если возникают "обоснованные сомнения" в соблюдении этих норм, банк имеет право отказать в выдаче наличных.
Новые условия обслуживания вступают в силу 25 августа. В данный момент иранский запрос на выдачу наличных проверяет Федеральное управление финансового надзора (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht, BaFin) – центральный надзорный орган за финансовыми услугами нашей страны. Иран мотивировал просьбу о выдаче опасениями в том, что при возврате к санкциям страну вновь отключат от международных платёжных систем и её гражданам при поездках за границу понадобится валюта. "Обоснованных подозрений" в финансировании терроризма у BaFin может возникнуть достаточно. В любом случае, проверка с почти стопроцентной вероятностью затянется до вступления в силу новых правил, а с ними иранское пожелание забрать свои средства останется всего лишь несбыточной надеждой.
Пётр Левский
|