Как заявил замглавы Еврокомиссии по делам Энергосоюза Марош Шефчович в
ходе министерской конференции по устойчивому развитию энергетики в
Астане, Еврокомиссия одобрила мандат на ведение переговоров по
«Северному потоку-2» в специальном режиме. «Сегодня мы должны
представить его странам участницам. У нас есть право не только
участвовать в дебатах, но и предлагать добавки в текст», — отметил он.
Марош Шефчович подчеркнул, что Минэнерго РФ необходимо внимательно
изучить этот мандат, после чего обсуждение этого вопроса состоится в
сентябре. Ранее министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что проект
«Северный поток-2» является коммерческим проектом и Россия выражает
сожаление в том, что Еврокомиссия хочет оказывать влияние на его
реализацию.
Запрос ЕК в Совет ЕС на получение мандата для переговоров с Россией с
целью определения особого правового статуса «Северного потока-2»
является, считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, процедурой
больше похожей на очередную попытку перестраховать себя от рисков – от
монопольного влияния «Газпрома» на местном энергорынке, а также для
соблюдения всех необходимых правовых проволочек в отношении
досконального соблюдения законов третьего энергопакета.
Основная проблема, которую необходимо решить со стороны ЕС, полагает
Кирилл Яковенко, – убрать правовую неопределенность под которой
оказываются морские участки потока. Дело в том, что труба, которая идет
по дну Балтийского моря, не подпадает под нормы европейских
энергетических норм, поэтому, собственно, это развязывает в какой-то
степени руки «Газпрому» в плане установки собственных условий по
функционалу трубы. Но это лишь формально, так как если посмотреть
объективно, газ по трубе лишь прокачивается, а на зонах передачи газа от
поставщика потребителю или трейдеру он уже всецело контролируется
европейским энергетическим законодательством.
Поэтому все опасения европейцев, по мнению руководства Nord Stream 2
AG, преувеличены и беспокоиться не о чем, уверен эксперт. Тем более что в
Европе функционирует еще шесть газопроводов с похожим объемом прокачки,
где часть маршрута точно также идет по дну моря, но здесь стремлений
провести дополнительные правовые переговоры с помощью мандата замечено
не было. В этом случае создание особой правовой нормы для одного только
СП-2 станет прецедентом и может в какой-то степени ущемлять
основополагающий принцип равного отношения к поставщикам газа.
Учитывая все эти обстоятельства, говорит Кирилл Яковенко, можно лишь
искать причины в политических предрассудках европейских властей. Скорее
всего, полагает он, российской стороне будут предложены документы для
подписания некоторых условий, которые будут ограничивать поставщика газа
в разных вопросах по работе и техническим аспектам трубопровода, также.
Наверняка все это долго будет согласовываться, и такой характер встреч
можно немного затянуть процесс строительства и ввода в эксплуатацию, но
таким документом европейцы уже не смогут остановить проект, поскольку
все необходимые вопросы по его основному правовому статусу, а также
технические характеристики прошли полный цикл согласований, и в целом
ему по факту уже дали «зеленый свет». Просто таким образом Европа хочет
продемонстрировать, что в этом проекте музыку заказывать будет она.
Конечно, «Газпром» будет проводить линию переговоров с максимальной
осторожностью и если навязываемые условия будут не совпадать с планами
компании, он даже будет пытаться идти по линии отказа, так как чисто с
юридической точки зрения имеет на это полное право. Можно предположить,
заключает Кирилл Яковенко, что российской стороне будут предъявлены
обязывающие рекомендации по умеренной прокачке объемов газа с целью
сохранить определенный процент голубого топлива из России в Украинской и
иных ГТС прибалтийских стран, которые также зависимы от транзитных
платежей.
В переговорах по «Северному потоку-2» (СП-2) с европейской стороны
экономические интересы причудливо переплетаются с политическими,
указывает, в свою очередь, ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. В
некоторых кругах Евросоюза есть опасения зависимости от монопольных
поставок газа со стороны Газпрома, а также стремление поддержать Киев в
противостоянии с Россией. И это несмотря на то, что транзитные поставки
через Украину ненадёжны и не раз вызывали нарекания от европейцев.
Но со вводом СП-2 Украина будет терять около 2 млрд долларов в год.
Кроме того, меняется политика Дональда Трампа в отношении Европы и
России. Неудачи его первых начинаний, угроза импичмента из-за
гипотетических тайных связей с Москвой, поиск поддержки внутри США
заставляет президента проявлять большую жёсткость по отношению к нашей
стране. Это проявляется и в возврате к поддержке в Европе противников
«энергетической экспансии России». Об этом, в частности, заявил глава
СВР Сергей Нарышкин.
Переговоры с Еврокомиссией по этим причинам обещают быть нелёгкими,
уверен Марк Гойхман. Однако экономические реалии всё же будут играть
определяющую роль. Потребность в газе для Европу постоянно растёт. По
расчётам «Газпрома», она повысится к 2025 г. С нынешних 400 млрд куб.
м. на 145 млрд. куб. м, а к 2035 г. – на 185 млрд. Производство в самой
Европе, в частности, в Норвегии, не сможет покрыть спрос. А поставки СПГ
из США невыгодны самим американцам из-за низких цен.
Российский газ, при всей политической нежелательности, способен
преодолеть данный дефицит. СП-2 (на 55 млрд куб. м), вместе южными
газопроводами могут дать дополнительно 180 млрд куб. м. Поэтому эксперт
предполагает, что в переговорах будут найдены компромиссы. Вероятно, за
Украиной останется гарантия транзита. Называется его цифра в 15 млрд.
куб. в год после 2019 г.
Но это в пять раз меньше, чем сейчас, крайне недостаточно для Киева и
слишком мало для какой-либо диверсификации с точки зрения Евросоюза.
Поэтому, заключает Марк Гойхман, вероятно, данные объёмы будут
увеличены. Кроме того, условиями ввода СП-2 может стать привязка цен
разовых поставок «Газпрома» для некоторых стран ЕС (Польша, страны
Балтии, Болгария) к более низким ценам долгосрочных контрактов.
Анна Королева, «Expert Online»
Рейтинг публикации:
|