ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > За «Северный поток-2» возьмутся еврокомиссары. Анна Королёва

За «Северный поток-2» возьмутся еврокомиссары. Анна Королёва


13-06-2017, 13:40. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Как заявил замглавы Еврокомиссии по делам Энергосоюза Марош Шефчович в ходе министерской конференции по устойчивому развитию энергетики в Астане, Еврокомиссия одобрила мандат на ведение переговоров по «Северному потоку-2» в специальном режиме. «Сегодня мы должны представить его странам участницам. У нас есть право не только участвовать в дебатах, но и предлагать добавки в текст», — отметил он.

Северный поток-2

Марош Шефчович подчеркнул, что Минэнерго РФ необходимо внимательно изучить этот мандат, после чего обсуждение этого вопроса состоится в сентябре. Ранее министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что проект «Северный поток-2» является коммерческим проектом и Россия выражает сожаление в том, что Еврокомиссия хочет оказывать влияние на его реализацию.

Запрос ЕК в Совет ЕС на получение мандата для переговоров с Россией с целью определения особого правового статуса «Северного потока-2» является, считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, процедурой больше похожей на очередную попытку перестраховать себя от рисков – от монопольного влияния «Газпрома» на местном энергорынке, а также для соблюдения всех необходимых правовых проволочек в отношении досконального соблюдения законов третьего энергопакета.

Основная проблема, которую необходимо решить со стороны ЕС, полагает Кирилл Яковенко, – убрать правовую неопределенность под которой оказываются морские участки потока. Дело в том, что труба, которая идет по дну Балтийского моря, не подпадает под нормы европейских энергетических норм, поэтому, собственно, это развязывает в какой-то степени руки «Газпрому» в плане установки собственных условий по функционалу трубы. Но это лишь формально, так как если посмотреть объективно, газ по трубе лишь прокачивается, а на зонах передачи газа от поставщика потребителю или трейдеру он уже всецело контролируется европейским энергетическим законодательством.

Поэтому все опасения европейцев, по мнению руководства Nord Stream 2 AG, преувеличены и беспокоиться не о чем, уверен эксперт. Тем более что в Европе функционирует еще шесть газопроводов с похожим объемом прокачки, где часть маршрута точно также идет по дну моря, но здесь стремлений провести дополнительные правовые переговоры с помощью мандата замечено не было. В этом случае создание особой правовой нормы для одного только СП-2 станет прецедентом и может в какой-то степени ущемлять основополагающий принцип равного отношения к поставщикам газа.

Учитывая все эти обстоятельства, говорит Кирилл Яковенко, можно лишь искать причины в политических предрассудках европейских властей. Скорее всего, полагает он, российской стороне будут предложены документы для подписания некоторых условий, которые будут ограничивать поставщика газа в разных вопросах по работе и техническим аспектам трубопровода, также. Наверняка все это долго будет согласовываться, и такой характер встреч можно немного затянуть процесс строительства и ввода в эксплуатацию, но таким документом европейцы уже не смогут остановить проект, поскольку все необходимые вопросы по его основному правовому статусу, а также технические характеристики прошли полный цикл согласований, и в целом ему по факту уже дали «зеленый свет». Просто таким образом Европа хочет продемонстрировать, что в этом проекте музыку заказывать будет она.

Конечно, «Газпром» будет проводить линию переговоров с максимальной осторожностью и если навязываемые условия будут не совпадать с планами компании, он даже будет пытаться идти по линии отказа, так как чисто с юридической точки зрения имеет на это полное право. Можно предположить, заключает Кирилл Яковенко, что российской стороне будут предъявлены обязывающие рекомендации по умеренной прокачке объемов газа с целью сохранить определенный процент голубого топлива из России в Украинской и иных ГТС прибалтийских стран, которые также зависимы от транзитных платежей.

В переговорах по «Северному потоку-2» (СП-2) с европейской стороны экономические интересы причудливо переплетаются с политическими, указывает, в свою очередь, ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. В некоторых кругах Евросоюза есть опасения зависимости от монопольных поставок газа со стороны Газпрома, а также стремление поддержать Киев в противостоянии с Россией. И это несмотря на то, что транзитные поставки через Украину ненадёжны и не раз вызывали нарекания от европейцев.

Но со вводом СП-2 Украина будет терять около 2 млрд долларов в год.  Кроме того, меняется политика Дональда Трампа в отношении Европы и России. Неудачи его первых начинаний, угроза импичмента из-за гипотетических тайных связей с Москвой, поиск поддержки внутри США заставляет президента проявлять большую жёсткость по отношению к нашей стране. Это проявляется и в возврате к поддержке в Европе противников «энергетической экспансии России». Об этом, в частности, заявил глава СВР Сергей Нарышкин.

Переговоры с Еврокомиссией по этим причинам обещают быть нелёгкими, уверен Марк Гойхман. Однако экономические реалии всё же будут играть определяющую роль. Потребность в газе для Европу постоянно растёт. По расчётам «Газпрома», она повысится к 2025 г.  С нынешних 400 млрд куб. м. на 145 млрд. куб. м, а к 2035 г. – на 185 млрд. Производство в самой Европе, в частности, в Норвегии, не сможет покрыть спрос. А поставки СПГ из США невыгодны самим американцам из-за низких цен.

Российский газ, при всей политической нежелательности, способен преодолеть данный дефицит. СП-2 (на 55 млрд куб. м), вместе южными газопроводами могут дать дополнительно 180 млрд куб. м. Поэтому эксперт предполагает, что в переговорах будут найдены компромиссы. Вероятно, за Украиной останется гарантия транзита. Называется его цифра в 15 млрд. куб. в год после 2019 г.

Но это в пять раз меньше, чем сейчас, крайне недостаточно для Киева и слишком мало для какой-либо диверсификации с точки зрения Евросоюза. Поэтому, заключает Марк Гойхман, вероятно, данные объёмы будут увеличены. Кроме того, условиями ввода СП-2 может стать привязка цен разовых поставок «Газпрома» для некоторых стран ЕС (Польша, страны Балтии, Болгария) к более низким ценам долгосрочных контрактов.

Анна Королева, «Expert Online»


Вернуться назад